Всем знатокам отечественного художественного колодного оружия известен Иван Петрович Бояршинов, который вместе с легендарным Мастером Иваном Николаевичем Бушуевым стоял у истоков златоустовского художественного колодного оружия. Мировая история знает немало фактов творческого и боевого содружества людей, объединенных одной высокой идеей, одной великой целью, — Кирилла и Мефодия, Минина и Пожарского...
Судьбы мастеров Ивана Бушуева и Ивана Бояршинова сложились по-разному, но для специалистов, знающих историю художественного оружия Златоустовской оружейной фабрики, имена этих мастеров стоят рядом — они признаны основоположниками русской Златоустовской школы украшенного оружия. В июле 2008 года исполняется 205 лет со дня рождения и 160 лет со дня смерти Ивана Бояршинова, душа которого, воплотившись в красоту и безупречность украшенного оружия, живет в каждой созданной им работе. XX век — время неоднозначного подхода к культуре и осознания значения личности в истории культуры. Кто-то был поднят на недосягаемую высоту, о других же просто забыли. Современным исследователям представилась возможность если и не восстановить историческую справедливость, то хотя бы поставить имена этих двух мастеров на одну высокую ступень.
В XIX веке Златоустовский завод с оружейной фабрикой при нем играл значительную роль в развитии Урала. Самое крупное российское предприятие выпускало необходимое количество холодного оружия для всех родов войск русской армии и создавала великолепные образцы жалованного и коллекционного оружия исключительного качества и изумительной красоты.
Об Иване Петровиче Бояршинове известно гораздо меньше, чем о его старшем напарнике и коллеге Иване Николаевиче Бушуеве. Родился он в Златоустовском заводе в семье иконописца Петра Клементьевича Бояршинова 19 июля 1803 года. С 1818 по 1823 год был учеником иностранных мастеров Шафов, с 14 лет познавал азы дизайна и декора оружия, а уже в 1818 году успешно выполнил «экзаменационную работу». Первые подписные изделия этого мастера датируются 1827—1828 годами. По правилам того времени, до увольнения и отъезда из Златоуста отец и сыновья Шафы ставили на изделиях свой знак — своего рода свидетельство истинно немецкого качества и непосредственного контроля выполненной работы.
В 1823—1835 годах Иван Бояршинов был вторым мастером украшенного отделения Златоустовской оружейной фабрики, вместе с Иваном Бушуевым создавал славу российскому оружию, а с 1835 по 1848 год, в труднейший для украшенного отделения период, созидал великолепные работы, сохраняя и приумножая заложенные Иваном Бушуевым традиции. Его автограф можно встретить как на саблях и палашах художественно украшенного жалованного оружия, так и на различных образцах охотничьего оружия.
Надо сказать, что в роду Бояршиновых было много талантливых людей. Иван был четвертым сыном в семье златоустовского иконописца Петра Клементьевича. Крепостные мастеровые и лоцманы Бояршиновы значатся в списках многотысячных крепостных людей графов Строгановых и неоднократно упоминаются в различных подушных списках с 1622 года. Родоначальником златоустовской ветви этого рода можно уверенно назвать Василия. Проживали Бояршиновы на берегу Камы, в селе Слутка и близлежащих деревнях. Они занимались проводкой барок в Волгу — большинство из них были лоцманами, о чем есть упоминания в подушной переписи села Слутка середины XVI века.
В середине XVIII века граф Строганов перевел с берегов Камы на Южный Урал, на строительство Троицко-Саткинского завода, около 1000 крепостных мастеровых. Чем занимался там Емельян Бояршинов, сведений, к сожалению, нет. Но в конце того века заводчик Ларион Лугинин отпустил по старости Емельяна, которого использовали на разных работах, на собственное пропитание. «Клемент Емельянов сын Бояршинов» к тому времени уже значился при Златоустовском заводе. У него было два сына — Петр и Данила. У Петра оказались способности в области рисования и живописи. Данила же выполнял различные столярные работы. В 1781 и 1795 годах заводчик Лугинин отправлял Петра учиться в иконописные мастерские Москвы и Твери. При Лугинине Петр занимал должность заводского служителя, выполнял различные поручения. Известно, например, что он участвовал в живописном оформлении отстроенной после Пугачевского восстания Златоустовской Трехсвятительской церкви. В 1800 году лучшие живописцы Златоустовского завода Петр Клементьевич Бояршинов и Александр Еф- тихеевич Тележников были командированы заводчиком Кнауфом в Екатеринбург для «снятия портрета Государя Императора» для заводской конторы. Художники пробыли там долго, однако неизвестно, выполнили они копию портрета Павла I или нет. Дело в том, что этот заказ пришелся на конец его правления. Возможно, с вступлением на престол Александра I заказ был изменен, а в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, по всей вероятности, хранится портрет уже Александра I, выполненный этими живописцами.
Сыновья Петра Бояршинова проявили большие способности и огромное рвение к учебе. Григорий блестяще окончил Петербургский горный кадетский корпус в 1810 году. Сохранившиеся чертежи, сделанные им, свидетельствуют не только о великолепной профессиональной подготовке горного инженера, но и о том, что у него был определенный художественный вкус, который помог ему овладеть мастерством рисовальщика и живописца. Второй сын Петра Клементьевича, Андрей, обучался живописному искусству до 1813 года, позже был зачислен в заводские канцелярские служители. В музейных коллекциях России сохранилось несколько его работ с датами и подписью. Так, например, в музее Горного института Санкт-Петербурга экспонируется «Мадонна с младенцем», написанная маслом на домотканом холсте. На ее обороте черными чернилами выведено: «Златоустовский завод, 1813 год, Андрей Бояршинов». В Челябинском областном краеведческом музее хранится наборный образ «Покров Богоматери» с выгравированной на красной яшме надписью: «А. Бояршинов. 1841 г.» В фондах Екатеринбургского музея изобразительных искусств хранится «Мадонна с младенцем», написанная масляными красками на металле.
В 1816 году в Москву в архитектурную школу при Кремлевской экспедиции отправился третий сын Петра — Василий Бояршинов. После окончания учебы с 1822 года он стал исполнять должность архитектора заводов Златоустовского горного округа, активно участвовал в составлении сметы на строительство каменного здания Арсенала. В научной библиотеке Петербургского Горного института есть «Атлас» — альбом рисунков и акварелей к «Техническому кабинету», выполненный в 1827 году златоустовскими художниками для цесаревича Александра Николаевича. Над созданием «Технического кабинета» и альбома трудилось много мастеров, которые сделали в миниатюре оружие, изготавливаемое на оружейной фабрике. Две превосходные акварели для этого альбома «Вид заводской площади» и вид «Селения иностранных мастеров» выполнил Василий Бояршинов. Иван же с натуры изобразил для этого альбома «Добычу руд» и «Кучное углежжение». Его любовь к уральской суровой природе и знание производства, отраженные в его работах, позволяют нам почувствовать атмосферу тяжелейшего труда заводчан.
Что же касается украшения жалованного оружия, то здесь он оставался в тени первого мастера завода Ивана Бушуева. В бухгалтерских документах так и писали: «Рисунки создавал Иван Бушуев, с ним вытравливал и золотил Иван Бояршинов». Однако его мастерство заметили, ив 1824 году за поднесенное государю императору оружие он был награжден денежной премией, а 31 декабря того же года удостоен серебряной медали на анненской ленте с надписью «За усердие». Для Первой Всероссийской мануфактурной выставки 1828 года И.Бушуев и И.Бояршинов выполнили выставочные образцы оружия, а для Публичной выставки 1830 года в Москву с оружейной фабрики было отправлено уже большое количество богато украшенного оружия. В архиве Санкт-Петербурга сохранилось дело с его описанием. Столоначальник очень подробно и ярко описал каждую из пятидесяти работ, художественно оформленных вторым мастером украшенного отделения — Иваном Петровичем Бояршиновым: «Сабля пехотная с возвышенной позолотой на 13 дюймов с фигурами; на одной стороне клинка представлен Геркулес, на другой изображена Россия в виде женщины, увенчанной царским венцом со скипетром и щитом, перед ней Виктория. С медным золоченым эфесом и таким же прибором. С кожаною лакированною ножною. Клинки ковал Петр Уткин, калил Филипп Шатров, точили и полировали Давид Ронжин и Абрам и Карл Гра, рисовал, вытравливал и золотил Иван Бояршинов».
Античная тематика в украшении оружия в то время занимала ведущее место. Например, на клинке пехотной сабли с возвышенною позолотой на 14 дюймов, с фигурами, такие изображения: на одной стороне представлен Марс, облаченный в воинские доспехи, на другой — Миневра, вооруженная мечом и щитом. Сабля — с медным золоченым эфесом и прибором, кожаной лакированной ножною. Но художник все чаще обращался к отечественной военной истории. На сабле кавалерийской, так называемом «трехшверде», украшенном фигурами на 11 дюймов, Бояршинов изобразил «Мир с Персией при крепости Туркменчай в присутствии Паскевича Иреванского и наследника престола персидского». На одной стороне — переход русских войск, на другой — из облаков простираются две руки, что означало примирение. Над ними — Всевидящее око. Вверху надпись: «Туркменчай 10 февраля 1828 г». Сабля снабжена золоченым эфесом и железной ножной высокой политуры. Другая сабля кавалерийская, «трехшверд», с возвышенной позолотой на 13 дюймов интересна тем, что Иван Петрович на ней изобразил древние военные арматуры и символы-стихии: воду, землю, огонь, воздух. У этой сабли медный золоченый эфес и железная ножна.
На эту выставку было отправлено большое количество оружия, изготовленного на «манер азиатского», из дамасской стали. В Санкт-Петербургском военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи хранится заказная офицерская сабля, украшенная мастером в 1834 году. В основании клинка, слева, в перевитом лентами венке из пальмовой и лавровой ветвей, нанесен вензель владельца сабли — «Н.В.С.». Справа — венок из дубовой и лавровой ветвей, на нем — дарственная надпись: «Другу и брату. А. Савицкий». Остальная часть клинка заполнена миниатюрами с изображением производственного процесса. В них Иван Петрович отразил почти реалистическую картину изготовления драгоценного оружия земляками и единомышленниками, неутомимыми тружениками, запечатлев их на клинке на века. Кроме занятых работой мастеров он показал весь цикл производства и необходимые для каждой операции механизмы. В 1835 году, когда Иван Петрович Бояршинов находился в Санкт-Петербурге, он получил неожиданное известие о смерти Ивана Бушуева.
В материалах о выставке 1839 года упоминаются переданные с нее в Горный институт предметы: нож охотничий с вытравленным клинком, ручка слоновой кости, ножна бархатной зеленой кожи и ятаган с булатным вытравленным и золоченым клинком, ручка слоновой кости украшена сердоликами, оправленными в серебро, ножна малинового бархата.
Повторяя античные сюжеты, Бояршинов вводил в декор и новые орнаментальные элементы. Его уральские пейзажи и изображение заводских строений мы встречаем неоднократно. На зеркале стальных украшенных подносов и 1839, и 1841 года — панорама завода и заводская площадь. В 1840 году Иван Петрович подал в геральдическую комиссию прошение о переводе его в дворянство. Комиссия не усмотрела причин для отклонения этой просьбы. Его братья Григорий и Василий уже имели личное дворянство. В дворянское достоинство Иван Петрович был возведен Указом Правительствующего Сената, последовавшим на имя Главного Управляющего Корпусом горных инженеров, за № 5003 от 10 апреля 1841 года. Дворянство ему досталось от отца, служащего Златоустовского завода, шихтмейстера 14 класса Петра Клементьевича Бояршинова.
В 1848 году в Златоустовской оружейной конторе ввели новые штаты. Ивану Петровичу Бояршинову было присвоено звание урядника 1 статьи, с 1 мая он был определен браковщиком при арсенальном отделении, а с начала июня — канцелярским служителем. Неизвестно, какими бы стали его должностные обязанности и как бы сложилась дальнейшая судьба мастера, если бы не его скоропостижная кончина 28 июля того же года. После смерти Ивана Петровича Бояршинова, прослужившего на Златоустовском заводе и оружейной фабрике 31 год и 8 месяцев, остались два малолетних сына, значившихся как рожденные в дворянстве: Павел — 12 лет и Валериан — 7 лет и 5 месяцев. Окончилась его короткая жизнь, замкнулся круг.
Со смертью Ивана Петровича Бояршинова закончился самый яркий период работы украшенного отделения Златоустовской оружейной фабрики — время создания высокохудожественного холодного оружия первой половины XIX века.
Любовь ЛАЖЕНИЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 55 (март 2008), стр. 62