Недавно один известный Московский коллекционер приобрел чудную резную деревянную икону «Введение Богородицы во Храм» с ветхозаветными клеймами.
Выставленная на июньских торгах Кристис в Лондоне она не привлекла особого внимания искушенных артдилеров и коллекционеров своей скромной стартовой оценкой и была продана за сравнительно низкую цену Тогда никто и предположить не мог, что эта икона — реальный свидетель духовной связи Святой горы Афон с Россией и участница трагических событий Второй мировой войны.
Резную по кипарису икону (размеры — 52x42,5 см) отличают особое изящество композиции и тончайшая проработки деталей. Фигура Богоматери помещена в центр композиции. Богородица входит во Храм в сопровождении своих родителей и дев, несущих свечи. Вверху и внизу основной композиции погрудно изображены пророки, держащие развернутые свитки. Слева и справа помещены стоящие фигуры пророков Аввакума, Иакова, Даниила и Моисея, которые помимо свитков держат богородичные символы.
Ветхозаветные события располагаются в десяти клеймах по периметру иконы. Каждое из них подписано греческими маюскулами. На верхних клеймах — переход через Черное море, история пророка Ионы. На клеймах справа — жертвоприношение Авраама, пророк Даниил во рве со львом и грех Давида. На нижних клеймах — слава Соломона и слава Иосифа. Клейма слева отображают вознесение пророка Илии, лестницу Иакова и благоразумие Иосифа. На нижней кромке иконы — надпись: «1889. Письмо Косьмы Святогорца». Икона оправлена в деревянный киот с инкрустированной рамой и стеклом.
Получив икону, наш коллекционер решил изучить ее более детально, для чего он извлек ее из киота и осмотрел. Внимание привлекла старая клеенка, прикрывавшая ее оборотную сторону. Осторожно приподняв нижний край клеенки, он увидел то, что долгие годы было скрыто от взоров ее прежних владельцев. На тыльной стороне, покрытой левкасом, в цветной узорной рамке под императорской короной есть надпись: «Его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Александровичу III от Русского Скита Св. Пророка Илии на Афоне. 1893 года». Кроме того, в левом верхнем углу наклеена бумажная овальная бирка гатчинской дворцовой церкви с № 63, а ниже красной краской проставлен номер — Г. 43943. То, что икона когда-то находилась в гатчинской церкви, не вызывало сомнений.
Мы обратились в Государственный музей-заповедник «Гатчина» с просьбой подтвердить наши догадки. Изучив ксерокопии инвентарной книги Гатчинского музея и акты местной инвентаризационной комиссии, мы поняли, что после 1917 года икона попала в музей, где она находилась до 1940 года, ей был присвоен инвентарный номер Г.43943. Нам удалось также установить, что монахи Русского Скита Святого Пророка Илии (на Афоне) преподнесли эту икону императору Александру III по случаю 10-летия со дня его коронации. Император любезно принял дар, икону поместили в его домовой церкви, располагавшейся в Гатчинском дворце, который в те годы служил главной резиденцией Александра III. В Гатчине он проводил основную часть времени, там был центр государственной и общественной жизни страны.
Неслучайно этот дар Русского Скита со Святой Горы Александр III оставил при себе. Икона давала ему возможность ощущать постоянную духовную связь с Афоном, местом земного удела Богородицы, покровительницы и защитницы русской земли.
Надо сказать, что у России с Афоном давние связи, уходящие своими корнями к X веку. Первый афонский русский скит «Богородицы Ксилургу» основали еще дружинники княгини Ольги. Русский Скит Пророка Ильи был основан на Святой Горе, на месте селений российских монахов в 1839 году. Скит активно поддерживали российские императоры. С визитами на Афоне побывали дядя Александра III, Великий князь Константин Николаевич, и брат, Великий князь Алексей Александрович. Впоследствии для скита был построен огромный комплекс зданий и церковь.
Каталикон (центральная церковь) был открыт в 1903 году и посвящен Пророку Илье, Святому Александру и Апостолу Андрею. Внутреннее художественное оформление церкви очень богато, несмотря на то, что она не украшена фреска ми. В сокровищнице скита хранятся изображения Божьей Матери и неоценимые объекты ее поклонения. В библиотеке — множество старинных рукописей и книг, одеяния и реликвии святых.
Интересно также отметить, что на Святой Горе хранится левая ладонь Святой Марии Магдалины, которую афонские монахи доставили в Россию в то время, когда Александр III только начал царствовать. Ее присутствие по могло ему в борьбе с терроризмом. Вполне понятно и закономерно, что монахи Ильинского Скита, совершив визит в Россию, преподнесли этот уникальный дар, икону, императору Александру III к юбилею его восшествия на престол.
Ее изготовление они заказали самому искусному греческому мастеру, уроженцу Спеце Косме Святогорцу, или, как он еще подписывал свои произведения, Косме Лавриоту. До сих пор в России находились только две его резные иконы: икона с аналогичным сюжетом «Введение Богородицы во храм», хранящаяся в Третьяковской галерее, и резная по слоновой кости икона «Храм Вознесения Христова в Иерусалиме», находящаяся в Церковно-археологическом кабинете Московской Православной Духовной Академии. Обе они отличаются изумительным изяществом, сложностью и красотой композиционного решения.
Каким же образом наша икона оказалась в Лондоне? Выяснилось, что она была выставлена на торги гражданином Германии. При этом он объяснил, что икону хранили в доме три поколения его семьи, а приобрел ее в свое время дед, причем на территории Германии. Знали в семье о надписи, которую скрывала старая клеенка, или не знали, сейчас установить трудно. Ясно одно, икона очутилась в Германии в период после Второй мировой войны или после нее. Известно, что фашисты вывозили художественные ценности с оккупированных территорий. В Гатчину немецкие войска вошли вечером 13 сентября 1941 года и почти два с половиной года хозяйничали в городе. Во дворце размещался армейский штаб, хозяйственные службы, общежитие летчиков и даже дом терпимости.
Несмотря на то, что к эвакуации музейных ценностей сотрудники заповедника стали готовиться сразу же с началом войны, к августу 1941 года им удалось эвакуировать только основную часть экспонатов, так что оккупантам было чем поживиться. Художественные произведения из Царского Села, Гатчины и Павловска они организованно и целенаправленно вывозили в Кенигсберг, Ригу, а затем в Баварию. Культурные ценности изымали не только спецслужбы, но и общевойсковые подразделения, а также обычные военнослужащие.
Судя по документам, гатчинская икона не была эвакуирована, а оставалась на оккупированной фашистами территории. Дело в том, что по плану эвакуации памятников
истории и культуры, утвержденному еще в 1936 году, вывозу подлежали только 4871 предмет из находившихся в пригородных дворцах Ленинграда 180228 экспонатов. Многие ценные произведения искусства спасти не удалось.
Совершенно очевидно, что икона была вывезена из Гатчины одним из немецких военнослужащих в качестве личного трофея.
В 2004 году вышел пятый том (в двух книгах) Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны, посвященный потерям Государственного музея-заповедника «Гатчина». К сожалению, собрание икон не вошло в это издание, так как их публикация предполагается в третьей книге. Однако именно это обстоятельство не позволило вовремя идентифицировать икону и снять ее с аукционных торгов.
Как бы то ни было, но торги состоялись и нынешний владелец является законным собственником приобретенной иконы. Главное, что икона чудесным образом вновь оказалась в России. Пути Господни неисповедимы. Случайно или нет, но икона обретена в России после официального визита Президента РФ В. Путина в Грецию, в ходе которого он посетил Святой Афон. Символичен и тот факт, что именно в праздник Введения Богородицы во храм в 1917 году после 200-летнего перерыва на Руси было восстановлено патриаршество. В этом, 2007 году Русская православная церковь отмечает 90-летие со дня его восстановления.
Дальнейшее бытование иконы определит время. А пока мы очень надеемся, что по доброй воле владельца икона будет показана российскому зрителю и будет доступна православным россиянам в канун праздника Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
Анатолий ВИЛКОВ
Автор выражает благодарность Г.В.Сидоренко за помощь в подготовке данной статьи.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (51) октябрь 2007 стр. 10