Легкомысленные мужчины Меняют женщин, как сигареты в портсигаре Трезвомыслящие меняют женщин, как портсигары.
А умные мужчины — коллекционируют: и портсигары, и женщин...
Наши предки отличались удивительной способностью создавать среду собственного обитания. Во все времена портсигар служил предметом гордости владельца, и по сей день у истинных ценителей он пользуется большим спросом. До нас дошли самые разнообразные вещи, прежде всего аксессуары, связанные с процессом курения. Практически каждый курящий мужчина имел серебряный портсигар. Портсигар был как необходимой вещью, так и дорогим подарком, многие увлеченно собирали их.
Коллекционирование русских портсигаров очень популярно у отечественных и зарубежных антикваров. На этих вещицах отчетливо отображены практически все этапы истории России. Первые отечественные портсигары начали изготавливать еще в начале XIX века, когда они только вошли в моду и стали очень популярными. На их крышках изображены быт и природа, сцены из русской жизни, а также прославляющие силу российского оружия, могущество, богатство и величие России. Портсигары с военной тематикой, как царского, так и советского периода, — сегодня самые популярные и дорогие.
После первой публикации в журнале «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 3 (35), 2006 года о советском портсигаре прошло больше года, за это время заметно возрос интерес коллекционеров к теме раннего советского декоративно-прикладного искусства. Большим спросом на рынке пользуются лаковые шкатулки, мелкая пластика из бронзы, камня, керамики, кости и дерева. Появилась и соответствующая периодическая и справочная литература. Рассматривая тему советского портсигара, многие исследователи упускают из вида, что техники исполнения и материалы для изготовления предметов декоративноприкладного характера применялись и при изготовлении портсигаров.
В ассортименте таких прославленных народных промыслов и промышленных центров, как Палех, Федоскино, Холмогоры, Тобольск, Хотьково, Тула, Златоуст, были и портсигары, и сигаретницы. Многим коллекционерам известны простые портсигары из карельской березы, однако и такие материалы, как кость, кожа, пластмасса, лак, папье-маше, сталь, тоже использовали для их изготовления.
Произведения народных умельцев чаще всего носили заказной, адресный характер, служили «образцовыми» экспонатами для кустарнопромышленных музеев либо были своего рода «экспериментами» мастеров в применении той или иной техники отделки. В Туле и Златоусте мастера-оружейники применяли свое мастерство в оформлении стальных портсигаров. Таких образцов сохранилось немного, поскольку изготовлено их было мало по сравнению с общим количеством металлических портсигаров. Но именно они — самые интересные и в плане места их изготовления, сюжетов изображений, и в плане их бытования и персоналий их владельцев.
Самая большая группа таких портсигаров — лаковые, изготовленные в Палехе, Федоскино и Холуе. Примечательно, что портсигары, изготовленные в Метере, не встречаются на рынке. Всех их можно условно поделить на две группы и по материалам — с металлической (чаще всего серебряной) основой и целиком сделанные из папье-маше, и по форме — классический двустворчатый портсигар и портсигар-тубус. Для основы большинства из них мастера брали старые портсигары, иногда зарубежного производства, а иногда изготовленные известными отечественными ювелирными фабриками (например, Грачева и Хлебникова) дореволюционные образцы. Гораздо реже (и значительно позже, в послевоенное время) делали портсигары стандартных размеров и конкретно под нужды этих промыслов. Портсигары из папье-маше были довольно большими и, как правило, одинаковой формы. К сожалению, до наших дней их дошло крайне мало — слишком хрупким оказался материал для этих предметов, интенсивно использовавшихся в быту. Больше всего портсигаров с характерным оформлением было изготовлено во время Великой Отечественной войны.
Не секрет, что курили на фронте много. У кого-то был мешочек для махорки, у кого-то — портсигар, сделанный самим владельцем. Большинство портсигаров военных лет — простейшие, часть из них — из алюминия какого-нибудь сбитого самолета. У тех, у кого было звание повыше, и портсигар был получше. Большой популярностью пользовались так называемые «портретные» портсигары — с изображениями героев-летчиков (с изображениями героев-танкистов или героев-пехотинцев мне не встречались). Лицевую сторону такого портсигара украшали портретом героя, иногда на фоне самолета, а на оборотной помещали краткую историю подвига или заполняли ее традиционным для этих промыслов растительным орнаментом. Портреты на портсигарах — довольно высокого уровня исполнения, четко изображены не только лица, но и форма, награды, текст же на оборотной стороне зачастую весьма поэтичен. Такие портсигары предназначались для подарков самим «фигурантам» портсигаров или изготовлялись как «образцовые» изделия для выставок и музеев.
Последнюю группу портсигаров, украшенных лаковыми миниатюрами, составляют те, что выполнены в традиционной изобразительной технике для этих промыслов. Сюжетами могли служить история Октябрьской революции, трудовые победы или жанровые сценки. Одним из самых ранних можно считать портсигар «Слушают радио», сделанный в качестве подарка для руководителя или по заказу Ивановского радиоузла.
Другая часть — портсигары с изображением солдат, рабочих и спортсменов. Изображения эти выполнены в технике станковой живописи весьма «сюжетно», возможно, это копии картин или переработка сюжетов плакатов. Подобные сюжеты крайне редки, обстоятельный обзор и какие-либо выводы сделать трудно из-за недостатка исследуемого материала. Однако стоит обратить внимание на то, что в этой группе встречаются образцы, очень интересные по конструкции. Так, например, федоскинский портсигар с волейболистом сделан из двух пластин папье-маше, металлического пружинного механизма закрывания и ткани.
В числе распространенных сюжетов был и поединок двух витязей, красного и черного, олицетворяющих битву советского народа с фашизмом. Из «курьезных» можно отметить портсигары палехского художника Каурцева (мне встречались различные жанровые варианты), героями сценок которого стали партизаны, написанные почти в сказочном стиле. Такие портсигары, целиком из папье-маше, как и брошки с сюжетами подвигов женщин- партизанок (с весьма комичной иконографией), были изготовлены в Великую Отечественную войну и предназначены для подарков отличившимся бойцам. Портсигары-тубусы представляют собой единичные экземпляры (мне известен лишь один такой), скорее всего их изготавливали исключительно для подарков или как образцовые изделия. Так, на лицевой стороне одного из образцов мы видим не только очень тонко прописанный индустриальный пейзаж (что уже само по себе — уникальный сюжет, особенно, если учесть безупречное графическое исполнение), но и текст гимна СССР и изображение Герба СССР, что свидетельствует о самом высоком статусе адресата, для которого предназначался этот портсигар.
Иногда встречаются и послевоенные «портретные» портсигары, явно заказные и подарочные, на которых изображены летчики или партийные деятели. Ни для кого не секрет, что Брежнев не ограничивал себя в курении. В свое время врачи рекомендовали ему снизить потребление никотина. Для него изготовили специальный портсигар, который открывался раз в час, поскольку в корпус был вмонтирован таймер.
Еще один тип портсигаров, изготовленных в основном в довоенный период, — изделия из кости или из карельской березы, инкрустированной (облицованной) декоративными костяными пластинами. Этот тип в свою очередь тоже можно условно поделить на две группы: портсигары-коробки (классический вариант деревянной или костяной сигаретницы) и настольные портсигары сложной формы. Самый ранний портсигар, который мне довелось увидеть, можно датировать 1927 годом Его основа — дамский костяной портсигар западноевропейского производства, резьба выполнена российскими мастерами. Предназначался он для поощрения передовика КУЛЬТПРОСВЕТа (скорее всего — женщины). В его оформлении четко прослеживается тема, использовавшаяся в других областях декоративно-прикладного искусства — ювелирном и медальерном, 1920 — 1930-х годов. Маски, арфы, трубы, книги, перевитые лентами, включали в композиции наградных знаков и жетонов (в большинстве своем изготовленных из серебра с эмалями) различных подразделений «культурного» сектора.
Большую часть портсигаров изготавливали в Тобольске, где был развит косторезный промысел. Это были портсигары-коробки из кости мамонта, украшенные рельефной резьбой, несколько грубоватой, но характерной для этого промысла. Композиции на них весьма однообразны — это либо сцены лесозаготовок, либо виды Тобольска с всевозможными агитационными надписями. Реже встречаются портсигары, изготовленные в Холмогорах и Архангельске, которые отличаются характерной геометрией резьбы и вставок с ажурной сквозной резьбой. В большинстве случаев на них изображали красноармейцев либо сюжеты на военную тематику. Например, портсигар, трансформирующийся в настольную сигаретницу, украшен не только центральной крупной вставкой с двумя конными красноармейцами в дозоре, но и четырьмя круглыми вставками с прорезными звездами. Такая композиция была предусмотрена для «настольного» использования предмета. Самые редкие и, возможно, лучшие по качеству резьбы и компоновке – это портсигары изготовленные в подмосковном Хотьково. Прекрасным образцом может служить портсигар из карельской березы с инкрустированными вставками в виде звезды, с изображением танка (скорее всего, это танк «Товарищ Ленин») и лентой с надписью «Р.С.Ф.С.Р.». К сожалению, этот тип портсигаров в частных коллекциях встречается крайне редко, поэтому более тщательно изучить изобразительные и технические приемы, которые использовали мастера при их изготовлении, не представляется возможным. Исходя из сведений, опубликованных в каталогах выставок, из материалов собраний музеев, можно сделать вывод, что таких изделий было довольно много и практически все они предназначались для музейных коллекций (музеи производств и этнографических музеев). Гораздо реже они носили наградной или подарочный характер, о чем свидетельствуют надписи и изображения на них.
Еще один из редких типов — металлические портсигары, изготовленные в оружейных центрах — Златоусте и Туле. В их декорировании применяли техники, характерные для украшения оружия, а именно — травление и гравировку. Тульские работы, как правило, весьма незатейливы в плане композиций, хотя и красиво оформлены. Златоустовские же, наоборот, отличаются достаточно сложными композициями высокого уровня исполнения. Портсигар с изображением пограничника в разъезде (датируемый 1944 годом) — заказной, о чем свидетельствуют крупные автографы по углам, выполнен он в заводских условиях на хорошем уровне, присущем златоустовской художественной гравировке и травлению по металлу. Кстати сказать, этот завод практически весь советский период выпускал художественно украшенные топоры и ножи для бумаги с агитационной символикой.
Достаточно широко распространенный, но мало интересный (с точки зрения коллекционирования) тип портсигаров — деревянные резные и деревянные, инкрустированные металлом, а также кожаные портсигары и сигаретницы. В большинстве своем все они либо сделаны кустарно, либо изготовлены на различных производствах как памятные подарки от коллектива. Самый ранний из встречавшихся мне — кожаная сигаретница с серебряной накладкой с изображением Ленина (приуроченной к годовщине смерти вождя).
Самые поздние — изготовленные из эбонита, плексигласа и оргстекла относятся скорее к «народным поделкам» с несколько «лагерным» уклоном, хотя и среди них есть весьма интересные для коллекционера образцы.
Это лишь краткий обзор всех «нетрадиционных» агитационных портсигаров советского периода. В заключение хочется подчеркнуть, что изделия декоративно-прикладного искусства советского периода с агитационной нагрузкой еще ждут серьезного и глубокого изучения. К сожалению, многие музеи, созданные при промыслах и производствах, находятся в плачевном состоянии или закрыты, справочники и каталоги — крайне редки, поэтому остается надеяться, что возрастающий интерес к этой теме и публикации в специализированных изданиях позволят хоть как-то восполнить этот пробел.
Иван ПАВЛОВ
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
За последний год цены на советские портсигары заметно выросли:
простой серебряный портсигар в технике гравировки стоит уже от $500 до $1000;
изготовленный штампом с интересным сюжетом — от $2000;
с эмалями или чернью — $ 4000—10 000;
лаковые портсигары — $ 3000—10 000;
из кости — $2000—7000.
Верхние планки цен — на красиво оформленные редкие портсигары. В среднем цены поднялись в 2—2,5 раза.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (51) октябрь 2007 стр. 4