Хочу представить вам одну из самых знаменитых в мире и имеющих прямое отношение к истории России картин барона Жерара Франсуа Паскаля Симона «Битва при Аустерлице» («Thе Battle of Austerlitz» bу Baron Gerard Francois Pascal Simon) из моего собрания.
На картине, написанной в 1810 году придворным живописцем Наполеона Жераром, изображена битва, произошедшая 2 декабря 1805 года у небольшого городка Аустерлиц (Чешской республики, бывшей Австрии), в 19 км от Брно. В тот день войска императора Наполеона после почти 9 часов тяжелых боев нанесли поражение войскам российского императора Александра I и австрийского императора Франца II. Армия Наполеона насчитывала 67 000 бойцов против 75 000 русских и австрийцев. В состав французских войск входила также кавалерия мамелюков. Эта битва, вошедшая в историю под названием «Битва трех императоров», стала одной из величайших побед Наполеона, означавших конец третьей коалиции против
Франции, — 26 декабря 1805 года австрийцы подписали Прессбергский (Братиславский) договор, и русские войска отошли на свои территории.
Предыстория этой битвы такова. В апреле 1805 года, в разгар победного шествия Наполеона по европейскому континенту, англичане и русские создали третью коалицию, целью которой было перекрыть наступление Наполеона на Европу. Чуть позже в том же году к коалиции присоединилась и Австрия. В ноябре 1805 года, после взятия Вены, Наполеон пошел маршем на север в поисках австрийской и русской армий, которые были собраны в Ульме в ожидании подкреплений из Пруссии. Преисполненный решимости навязать им сражение до прибытия к ним свежих сил, Наполеон рвался в бой, и 1 декабря 1805 года его армия подошла к Аустерлицу, вплотную приблизившись к войскам коалиции.
На полотне изображен момент, когда генерал Рапп докладывает Наполеону о победе в сражении и пленении русских, главным среди которых был князь Репнин (он тоже есть на картине). Первый вариант этого полотна, размером 510x958 см, был написан Жераром по заказу Наполеона и выставлен на Парижском Салоне в 1810 году. Император заплатил за него художнику 50 000 франков. Сегодня оно находится в Галерее Баталий в Версале. Известны и другие варианты картины, написанные Жераром, например, по заказу генерала Раппа (что можно узнать в книге «Correspondence de F.Gerard». Paris, 1867, p. 302). Местонахождение этого варианта пока неизвестно. Существует и другая версия картины, принадлежавшая Жану Жаку Регису Камбасересу (1753—1824), который с 1789 года занимал пост президента Криминального Трибунала при Наполеоне.
На оборотной стороне моей картины есть две красные сургучные печати, видимо, бывшего владельца: одна — с российским двуглавым орлом и остатками надписи по-русски, вторая — с короной (старой царской короной?) и двумя буквами «И.А.» под ней. К сожалению, ни один отечественный музей, куда я обращался за помощью в расшифровке этих печатей, не смог мне помочь. В одном, правда, эксперт сказала, что буквы «И.А.» означают «Император Александр» и что у императора Николая I была аналогичная печать — «И.Н.». Если это верно, то наличие такой печати говорит о том, что эта картина находилась когда-то в собрании Александра I. Мне остается только надеяться на то, что эту публикацию прочтет специалист по печатям, которому захочется внести свой вклад в дело сохранения отечественной истории. Есть хороший повод блеснуть своими знаниями! Кроме того, у моей картины есть отличия в деталях от версальской версии: передний план меньше, чем на большой картине; нет лежащего на земле человека, нет знамени, на моей картине добавлено поломанное колесо пушки, на земле лежит сабля и тд. Оказавшись в Нью-Йорке, я тщательно изучил документацию, касающуюся этой картины, которую нашел в библиотеках, и собрал обширное досье на нее. Я также обратился за помощью в местное отделение аукциона Christie's. Паскаль Ниборг, на тот момент ведущий эксперт по Наполеону Нью-йоркского отделения Christie's, увидев мою картину, на какое-то время лишился дара речи. В письме известному знатоку эпохи Наполеона г-ну Алану Латрелле (Париж) он, высказывая свое мнение о картине, написал, что считает мою картину вариантом, заказанным генералом Раппом. Как известно из переписки генерала Раппа с Жераром, он получил ее от художника, но в описи собрания картин, составленной после смерти Раппа, ее нет. Поэтому Ниборг в письме эксперту во Францию от 2 ноября 1992 года написал: «Я верю, что эта картина является репликой картины, находящейся в Версале, и может быть той картиной, которую приобрел генерал Рапп в 1810 году». В письме от 7 ноября 1992 года А.Латрелле ответил ему, что «эта картина не может быть версией картины, принадлежавшей генералу Раппу, поскольку эта версия была продана на аукционе Christie's в Лондоне 8 мая 1985 года (лот 126)». Но французский эксперт ошибся: на этом аукционе была продана версия картины Жерара, принадлежавшая Камбасересу, а не генералу Раппу. Так что, возможно, Паскаль Ниборг был прав, и моя картина — вариант большой картины, который принадлежал генералу Раппу, пропал во Франции и появился в России.
Из собранных в библиотеках материалов я узнал, что барон Жерар, Франсуа Паскаль Симон (1770—1837) родился в Риме, где его отец работал в доме посла Франции. Мать его была итальянкой. Неоклассический живописец Жерар был известен в первую очередь своими изумительными портретами известных деятелей Европы, в основном — значительных фигур Первой Французской империи и периода Реставрации. Сначала Жерар учился у скульптора Огюстена Пажу, затем — у художника Жака-Луи Давида, которому ассистировал в работе над картинами. Так, одно из наиболее известных произведений Давида — портрет Ле Пелетье де Сен Фарго — вероятно, в основном принадлежит кисти Жерара (в дальнейшем Жерар, как и его учитель Давид, пользовался в работе помощью художников своей студии). Картина написана в начале 1793 года, когда Жерар, по просьбе Давида, был назначен членом революционного трибунала. В 1794 году он получил первый приз на конкурсе, тема которого была «Десятое августа», в дальнейшем помогал своему другу и сопернику Жирадету добиваться успехов на салонах 1793 и 1794 годов. Жерар так же благородно помогал миниатюристу Изабэ подготовить в 1795 году его знаменитые «Belisaire». В 1796 году портрет Изабэ кисти Жерара имел в Лувре неоспоримый успех, а деньги, полученные от Изабэ за эти две работы, позволили Жерару написать в 1797 году «Психею и Амура». И, наконец, в 1799 году «Портрет Мадам Бонапарт» прославил его как одного из лучших портретистов того времени. В 1808 году Жерар выставил на Салон более 8 портретов, в 1810 году — не менее 14, что позволяет судить о том, как много он работал ежегодно. Все видные деятели Империи, все известные мужчины и женщины Европы были готовы портретироваться у Жерара. Это отчасти объяснялось его обаянием, манерой вести беседы. Его салон был в его же мастерской, и появление там таких персон, как мадам де Сталь, Каннин, Талейран, герцог Веллингтон, привлекало к нему общество. Известно, что Жерар не раз писал портреты российского императора Александра I. Его «Битва при Аустерлице», показанная на Салоне 1810 года, продемонстрировала обществу всю широту изобретательности и стиля этого художника. Картина имела «скульптурный», или, как тогда говорили, «этрусский» рисунок, и пользовалась колоссальным успехом у зрителей Салона. Он стал богатым и знаменитым: барон Империи, член Института, офицер Легиона чести, первый живописец короля...
Жерар умер в 1837 году после трех дней лихорадки... Но остались его удивительные портреты. Цвет их изменился со временем, но не изменились деликатность и чистота линий рисунка. Женщин в его портретах по-прежнему привлекают девственная простота и откровенность самовыражения.
В 1987 году картина из моей коллекции участвовала в выставке, посвященной 175-летию Отечественной войны 1812 года, в Московском музее «Бородинская битва», где экспонировалась в течение года. Музейные работники назвали имена всех, кто изображен на картине. Конечно, они считали ее подлинным полотном Жерара и мечтали приобрести для музейной экспозиции. Но, к сожалению, средства музея не позволили им это сделать, а богатых спонсоров, способных купить картину и подарить ее музею, тогда еще не было. Возможно, сейчас у кого-нибудь из числа истинных патриотов появится желание сделать прекрасный подарок музею... В моем архиве есть письмо с № 124 от 13.11.1995 года за подписью директора музея «Бородинская битва» И.А. Николаевой, в котором она сообщает, что эта картина Жерара хорошо известна музею и просит сообщить ее примерную стоимость для возможной ее покупки. Это уже вдохновляет. В настоящее время в России началась подготовка к празднованию 200-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, и можно надеяться, что к тому времени эта прекрасная картина займет свое почетное место в экспозиции музея.
Есть у меня и почтовая открытка с репродукцией моей картины, выпущенная в США в 1996 году.
Думаю, здесь целесообразно привести несколько мнений о моей каритине, высказанных теми, с кем я переписывался. Так, эксперт по Жерару, профессор Нью-Йоркского университета Роберт Розенблюм пишет: «Ваша картина выглядит великолепно на трансперенси...». Он и директор отделения картин XIX века аукциона Sotheby's Майкл Бинг рекомендовали мне обратиться в музей Французской революции к эксперту творчества барона Жерара м-ру Филиппу Бордэ. 15 августа 1994 года Филипп Бордэ написал мне: «Я имею только не очень хорошее черно-белое фото Версальской картины Жерара «Битва при Аустерлице», но ваша картина оставляет более благоприятное впечатление. К сожалению, я не очень знаком со всеми подробностями досье вашей картины: вы выглядите как человек, хорошо владеющий информацией по этому вопросу. Мое фото несколько темновато, чтобы точно определить различия между версиями картины, но, главное, наличие различий между большой и вашей версиями является хорошим признаком оригинальности вашей картины».
Резким диссонансом звучит на этом доброжелательном фоне сомнительные комментарии одного моего бывшего соотечественника. Лет пять назад один известный нью-йоркский артдилер, россиянин, в отместку за то, что я не продал ему картину, попытался очернить ее в глазах потенциальных покупателей из России. При этом он никогда не видел саму картину, только ее фотографию. Не хочется даже называть здесь имя этого непорядочного человека.
Мне пока не удалось до конца выяснить все, что связано с этой удивительной картиной. Полотно Жерара хранит еще много тайн, раскрыть которые предстоит будущим исследователям.
В заключение привожу примеры наиболее удачных продаж картин барона Жерара на мировых аукционах искусства Согласно данным, приведенным на сайте artprice.com, «Portrait of Louise-Antoinette-Scholastique Geheneuc» на аукционе Сотбис в Нью-Йорке, состоявшемся 27 января 2005 года, был продан за $ 2 000 000; картина «Catherine Worlee, Princesse de Talleyrand-Perigord» на аукционе Сотбис в Нью-Йорке 24 января 2004 года была продана за $1700000; «Portrait of Madame Меге» 26 января 2006 года на аукционе Сотбис в Нью-Йорке — за $ 975 000.
Юрий ЖУРАВИЦКИЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 52 (ноябрь 2007), стр.20