Минуло 90 лет с того дня, когда власть в Петрограде захватили большевики, и 16 лет с тек пор, как перестали выпускать открытки, посвященные этой дате. Рубрика «октябрьских» поздравительных открыток может пополняться теперь только старыми экземплярами, что дает повод провести котя бы предварительный их анализ.
Самые ранние октябрьские открытки 1918 и 1919 годов находились в собраниях наших выдающихся коллекционеров: М.С.Забоченя и Н.С.Тагрина. Открытка, посвященная седьмой годовщине, была переиздана в 2006 году, две открытки — на десятилетие Октября — репродуцированы в книге М.Я.Чапкиной, восемь находятся в собрании РГБ, некоторые переизданы в 2006 году. На этих открытках преобладает производственная тематика, не всегда есть символика Октября (звезда, серп и молот), которая тогда еще не устоялась. Систематическое издание октябрьских открыток началось, по-видимому, с 1947 года (здесь и далее хронологическая привязка тематики произведена на основе собрания автора, включающего 1852 октябрьских открытки, и нуждается в уточнении). К тому времени (еще до войны) стабилизировалась советская, она же октябрьская эмблема
тика: масонская пятиконечная звезда — пентаграмма, (которая присутствует, в частности, на знамени США), серп и молот, красное знамя (такое же позже использовала фашистская Германия), портрет Ленина.
О каждой из этих примелькавшихся эмблем можно рассказать многое, что проливает свет на их происхождение и символику. Для примера, коснемся невинного изображения цветка красной гвоздики. Античный миф рассказывает нам о богине Диане, которая, возвращаясь с неудачной охоты, встретила юного пастуха, игравшего на свирели веселую песенку. Раздраженная богиня убила пастуха, брызги крови которого превратились в красные цветы гвоздики. Во Франции красная гвоздика долгое время была символом невинной жертвы, например, в 1793 году, в эпоху якобинского террора. Однако вскоре она стала символом бонапартистов, а белая гвоздика — символом роялистов. Во второй половине XIX века в Бельгии, Австрии и некоторых германских землях красная гвоздика была символом рабочего движения. Н.П.Анциферов вспоминает первомайский день 1911 года в Париже. Для одних парижан это был традиционный праздник весны, их знак — белый ландыш в петлице. Для других — блузников (рабочих) и студентов с красной гвоздикой в петлице, это был день революционной демонстрации. С начала XX века красный цвет широко использовался в России как символ либерально-революционных сил (наглядный пример — на картине И.Е.Репина «17 октября 1905 года», 1907—1911; ГРМ), однако красная гвоздика как символ Октябрьской революции появилась на открытках только в 1960-е годы.
Если на октябрьских открытках 1920—-1930-х годов преобладала тематика индустриализации, то в послевоенных появились новые характерные для того времени темы: демонстрация на Красной площади, Спасская башня, салют; в начале 1950-х — высотное здание Московского университета. С1954 года появляется камерная «человеческая» тема: семья смотрит в окно на салют, мальчик, девочка и игрушка-зайчик, отец с дочкой и т.п. В 1957 году в изобразительный ряд была введена тема штурма Зимнего дворца, и красный цвет начали использовать как символ Октября. С 1960-х годов этот цвет стал почти обязательным — от общего красного фона, часто в виде знамени, до как минимум красного цвета шрифтовых элементов, в 1970—1980-е года красный цвет уже буквально заливает все октябрьские открытки.
В 1958 году к революционным символам добавились изображения крейсера «Аврора» и космического спутника Земли, частота применения которых быстро возрастала. Эти же элементы наряду с другими начали использовать в дуалистическом решении темы октябрьской открытки: 1917 — современность («Аврора» — спутник, революционные матросы — люди мирного труда и т.д.). С 1963 года к символам Октября добавилось изображение гвоздики. К концу 1960-х тематика октябрьских открыток стабилизировалась и оставалась практически неизменной, при этом полностью были вытеснены сюжетные темы, так или иначе отражавшие жизненные реалии: семья, демонстрация, новостройка, а остались только эмблемы-символы — красный цвет, серп и молот, «Аврора», дата «1917», слова «Слава Октябрю», профиль Ленина.
Именно почтовая открытка, как самое массовое издание, несла информацию об официальной на данный момент символике Октября. При этом идеологическая нагруженность октябрьских открыток во многом сдерживала разнообразие их художественных решений. Однако общие изменения художественного языка, происходившие в рамках социалистического реализма, естественно, проявились и на этих открытках. Суховатый «технический» стиль прикладной графики 1920-х годов, иллюзорно-реалистический — 1930—1950-х, лаконизм художественных средств эпохи «борьбы с архитектурными излишествами» — середины 1960-х, профессиональный, довольно однообразный декоративно-графический язык 1970 — 1980-х и, наконец, уже под занавес, некоторое обновление художественных средств в 1988 — 1991 годах на волне перестройки.
Остается добавить, что октябрьские открытки выпускали все «открыточные» издательства, главным образом «Минсвязи», «Изобразительное искусство», «Плакат» и др. Издательства «Правда» и «Известия» выпускали открытки увеличенного формата с золочением и тиснением, они почти не поступали в открытую продажу, а распределялись по организациям. В 1970 — 1980-х годах выходило в среднем по 40 наименований в год, в 1991 году было выпущено шесть наименований. Тираж отдельных открыток доходил до 20 млн. экземпляров.
Наталья КРАСНУШКИНА
Открытки из коллекции автора.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 54 (январь-февраль 2008), стр.136