Одна ид интереснейших страниц в истории ювелирного искусства — это начало прошлого века, время бурного развития российской промышленности вообще и расцвета множества производств, фирм и артелей по художественной обработке металла. Тому пример — фирмы Фаберже, И.П.Хлебникова, П.А.Овчинникова, П.П. Милюкова, Оловянишникова, Болина, О.Ф.Курлюкова и др. Однако при таком богатстве и многообразии произведений этих прославленных фирм изделия Императорского Строгановского училища зачастую остаются в тени, хотя это обширный материал для осмысления национального художественного наследия, ибо в этих вещах с исключительной силой и самобытностью проявились талант и мастерство преподавателей и учеников. Как тут не вспомнить преподавателей, среди крторых были такие именитые мастера, как Ф.О.Шехтель, Л.Н.Кекушев, С.В. Ноаковский, С.У.Соловьев, М.А.Врубель, К.А. Коровин, Н.А.Андреев, Л.М.Браиловский, С.И.Вашков и многие другие, не менее знаменитые и талантливые художники и архитекторы.
На Рубеже XIX — XX веков доминировал новый стиль — модерн, независимый от прошлых орнаментальных мотивов, полностью самостоятельный в решении формы и декора. При выборе материалов для ювелирных изделий зачастую ориентировались не на их стоимость, а исключительно на их декоративные качества. Так, красоту металла подчеркивали контрастами его фактуры, матовой и полированной с дополнительной отделкой тонкой гравировкой или объемной чеканкой; гармоничным сочетанием обладающих красивой цветовой гаммой драгоценных и полудрагоценных камней, перламутра, жемчуга, слоновой кости, матового стекла, цветных эмалей с обширной палитрой красок. Или же драгоценный металл и камни подчеркивали изысканной простотой форму изделия.
Как в творчестве каждого художника отражается его личность, так и в изделиях Строгановских мастерских отразились черты, наглядно характеризующие историческое наследие русского народа с его стремлением к пышности и «узорочности». Еще в конце XIX века в художественной стилистике Строгановского училища преобладал русский стиль, о чем можно судить по сохранившимся проектам и рисункам. Но уже в начале XX столетия в его изделиях стала воплощаться художественная стилистика модерна, которая взаимодействовала с древнерусским наследием и включала орнаментальные элементы других исторических стилей. Это благодаря большой творческой фантазии учеников способствовало созданию своеобразного Строгановского стиля.
После утверждения 12 февраля 1902 года нового устава ИСУ, который окончательно узаконил принцип одновременно теоретического и практического обучения, в Строгановском училище были открыты 18 основных мастерских, в том числе по художественной обработке металла — чеканная, монтировочная, эмалевая. В 1906 году заработала гальванопластическая мастерская, а в 1909-м — ювелирная. Литейная была организована чуть раньше, в 1900 году.
Строгановские изделия — это уникальные образцы декоративного искусства, изготовленные либо одним учеником под руководством преподавателя и мастера, либо коллективом учащихся, трудившихся в тесном сотрудничестве с несколькими мастерскими — чеканной, эмальерной, монтировочной и др. В работе они использовали медь, латунь, бронзу, серебро, в особых случаях серебро покрывали позолотой, подчеркивая тем самым удивительные свойства металлов — их пластичность и декоративные качества. Готовые вещи можно было купить как в магазине-салоне при училище, так и на всероссийских и международных выставках (вот почему еще в то время очень много работ оказалось за рубежом). Училище делало часто подарки и особам царской семьи.
Кроме того, мастерские выполняли специальные заказы. Так, например, в 1910 году Политехническое общество попросило сделать надгробный памятник Христофору Семеновичу Леденцову, чтобы «вылепка портрета в натуральную величину барельефом, отливка из бронзы, с дальнейшей прочеканкой и оксидировкой», а также врата церкви в Талашкине для княгини М. Тенишевой.
Да, конечно, не все изделия Строгановских мастерских — шедевры декоративного искусства, но не надо забывать, что это работы еще не сформировавшихся художников, учеников I — XVIII классов, их курсовые и учебные задания. Конечно, намного сильнее работы учащихся старших курсов, а кроме того, они и талантливы были по-разному. Тем не менее произведения - Строгановских мастерских уникальны и имеют художественную, историческую и музейную ценность.
Особенно широкое распространение на рубеже XIX — XX веков получили изделия с эмалью, которые отличались высоким уровнем художественного и технического мастерства. С внедрением новых технологий расширилась палитра эмалевых красок, самыми популярными стали лиловые, сиреневые, перламутровые цвета, уже начали использовать и цветные прозрачные эмали. В мастерских училища широко применяли разные техники эмали — перегородчатую, выемчатую, витражную, эмаль по скани, эмаль по гильошированной поверхности, живопись эмалевыми красками по серебряным и медным пластинам. Прекрасный памятник эмальерного искусства — пасхальное яйцо с изображением Богоматери с Младенцем, исполненное росписью надглазурной эмалью по гильошированному фону, покрытому фондовом. Тонкими полутонами и звучностью цвета достигнута особая выразительность каноничного образа.
Обязательной частью учебной программы эмалевой мастерской было выполнение росписи эмалевыми красками по плакеткам из меди и серебра 88-й пробы. Сюжетами служили как композиции самих учащихся, так и популярные картины известных художников — М. Врубеля, А. Иванова, С. Иванова, Г.Семирадского и других. Несомненный интерес представляет овальная плакетка с портретом F генерал-фельдмаршала М.Б. Барклая-де-Толли, героя Отечественной войны 1812 года, и пластина с изображением влюбленной пары, выполненные в технике живописной эмали (из коллекции музея МГХПУ им. С.Г. Строганова). На ее обороте — клеймо мастерских по художественной обработке металла «И.С.у.», двуглавый орел и цифра «88», соответствующая пробе серебра.
В частных коллекциях находятся эмалевая копия с картины «Пан» М.А. Врубеля, выполненная учащейся С. Голевой; портрет бородатого мужчины — работа учащейся Шиловой; девушка в народном русском костюме — учащегося Афанасьева. В собрании французского коллекционера М. Камидяна есть серебряная пластина — народные типы, копия с картины С. Иванова, выполненная около 1910 года, миниатюра с портретом Г. Г. Орлова и портсигар с изображением театрального костюма боярина. Эти произведения привлекают высокой культурой исполнения, тонкой графикой и изысканной палитрой эмали, соблюдение технологии изготовления указывает на высокий профессиональный уровень учеников Строгановского училища.
Выполняли учащиеся и эмалевые портреты августейших особ, представлявшие собой как самостоятельные произведения, так и украшения чеканных ларцов, которые в дальнейшем служили подарками для царской семьи.
Эмалями украшали и объемные предметы — братины, чарки, ковши и разнообразные серебряные сосуды, чьи формы были похожи на древнерусскую утварь. Эти предметы пользовались в то время большим спросом, их приобретали как памятные подарки. Эмалями декорировали чернильницы, столовые и кабинетные часы, рамки для фотографий и зеркал.
В сюжетной линии преобладало обращение к фольклорным источникам — былинам, народным сказкам и их персонажам — богатырям, птицам-сиринам, филинам, очень любили изображать на подносах и на эмалевых плакетках Бабу Ягу. Многие работы проникнуты романтическими настроениями — это сюжеты с включением средневековых замков, рыцарей и прекрасных дам. Интерес представляют бронзовые кабинетные часы в виде замка работы учащейся Е.Хаджи. Их сложная конструкция, обилие декоративных элементов и украшение перегородчатой эмалью в сочетании с расписной, свидетельствуют о высоком мастерстве и творческой многогранности художника.
Достаточно широко в начале XX века применяли филигрань в сочетании с эмалью. В моду вошли сканые, украшенные эмалью, сумочки, портсигары, кошельки, альбомы, бювары. Среди таких произведений Строгановских мастерских — образок с цепочкой, который Вознесенские уланы подарили Великой княжне Татьяне Николаевне. В центре образка, под створками, помещена эмалевая миниатюра с изображением святой мученицы Татьяны. Оправа выполнена из тонкой, вьющейся в замысловатом узоре филигранной нити, в густом плетении которой угадываются сочные травяные и цветочные стилизованные мотивы, гармонично дополняющие эмалевую роспись. На оборотной стороне — клейма Императорского Строгановского училища «И.С.у.» и «88», соответствующее пробе серебра.
Еще один характерный пример изделий Строгановских мастерских — футляр с Евангелиями. Четыре золоченых с эмалью миниатюрных переплета с Евангелиями вложены в футляр, выполненный в технике скани. Поверхность футляра и книжечек сплошь покрыты пышным, сочным цветочным и травным эмалевым орнаментом, а тончайший рисунок сканого узора прекрасно гармонирует с зеленоватым колоритом эмали и драгоценными камнями — опалами и жемчугом. На изделии тоже есть клейма Императорского Строгановского училища «И.С.у.» и «88». Оно экспонировалось на Южно-русской областной выставке в Екатеринославле в 1910 году, где было отмечено рецензентами, а также на Международной выставке в Турине в 1911 году.
В мастерских училища делали очень много различных оправ для зеркал и рамок для фотографий, которые украшали как сюжетными композициями, так и скаными в виде цветов и листьев ячейки, заполненные эмалью разных цветов. Все они были очень декоративными, нарядными. Интересна одна из рамок с эмалевой вставкой работы К. Апухтиной. Помимо эмали ее украшает насыщенный чеканный орнамент из стилизованных растений и птиц.
Эмали применяли и для украшения изделий других мастерских училища — чеканной, ювелирной, столярно-резчицкой, художественной обработки кожи. Активно использовали чеканные накладки и эмалевые вставки в мебели.
В чеканной мастерской изготавливали много «более или менее сложных художественных предметов из меди и серебра разнообразными техническими приемами чеканки исключительно по рисункам учащихся и частью по стильным моделям: люстры, подвески, зеркальца, портсигары, подсвечники, бра, кубки, братины, ковши, блюда и пр. Причем применяются разные типы чеканки — от широкой декоративной до тончайшей ювелирной».
В начале XX века изменился композиционный принцип украшения. Художники свободно орнаментировали изделия, комбинируя различные растительные и геометрические мотивы, смело стилизуя их, в некоторых случаях соединяя с изобразительными элементами. В мастерских Строгановки одновременно уживались разные стили. Большой популярностью продолжали пользоваться ковши, братины, чаши, при изготовлении которых основное внимание уделялось украшению с использованием древнерусских мотивов, отличавшихся насыщенностью декоративных элементов. Наряду с этими предметами здесь изготавливали посуду с плавными, изогнутыми, характерными для стиля модерн линиями, сочетающими стилизованные природные формы.
В большом количестве училище изготавливало ковши в форме утицы или лебедя, для которых за основу брали древнерусские ковши-скобкари, часто с включением эмалевых вставок с копиями живописных произведений. Использовали и соединение нескольких материалов, когда деревянный или керамический ковш в форме лебедя обивали чеканным металлическим узором. Такие изделия сохранились в Государственном Историческом музее, в Государственном Эрмитаже. В Государственном музее-заповеднике «Царское Село» есть интересный керамический ковш в форме лебедя, украшенный серебряными накладками, сердоликом, сапфирами и хризопразами, который был изготовлен в московском отделении фирмы «Фаберже» мастером Строгановского училища.
Необходимо отметить, что учащиеся Строгановки, впитавшие во время учебы все многообразие мировых стилей, активно использовали их в своем творчестве, но ни в коем случае не копируя, а исключительно вдохновляясь формами и орнаментами других образцов.
Нельзя не сказать о двух серебряных самоварах «редко-красивой работы». Они тщательно полированы и богато украшены чеканным орнаментом и литыми деталями. Сочетание пластики и рельефа придало этим изделиям нарядный, праздничный вид, вместе с тем достигнута гармония между формой и декоративными элементами. Удивляет стилистическая уникальность и национальная самобытность этих памятников, не имеющих аналогов среди предметов декоративно-прикладного искусства начала XX века.
В мастерских делали и серебряную посуду — супницы, блюда для блинов, кружки с чеканным орнаментом высокого и низкого рельефа, непринужденность изгибов растительных побегов которого отражала стилистику русских серебряных изделий начала XVIII века. Нередко чеканкой дорабатывали изделия литейной мастерской. В собрании Государственного Исторического музея хранится лоток со скульптурой русской царевны. Мастер замечательно передал в серебре пластику движения. Доработка отлитого изделия указывает на уникальные способности художника-чеканщика в моделировке пластических форм, а покрытие золотом придает большую глубину в теневых участках скульптуры. На то, что эта вещь была выполнена в Строгановском училище, указывает клеймо «И.С.у.». При общности художественных приемов все работы отличаются своеобразием и индивидуальностью исполнения.
В Строгановском училище родились прекрасные образцы неорусского стиля, в орнаментации которого присутствовали мотивы из национального наследия и отечественной истории. Особого внимания заслуживают декоративные блюда, украшенные виртуозной чеканкой и эмалями, сюжетами которых стали исторические события или персоны. Эти сюжеты были выполнены в виде барельефов. Интересно блюдо, посвященное 300-летию Дома Романовых, с портретом царя Михаила Федоровича и сценами избрания его на царство. Оно обильно украшено чеканным орнаментом и многоцветными эмалями. Блюдо создал коллектив учеников: композицию составил Сорокин, а в материале выполнили Рябов, Филиппов, Рапник, Правоторов, Ленский. 27 мая 1913 года его преподнесли императору Николаю II.
Самую большую трудность в точной атрибуции представляют ювелирные украшения Строгановского училища, поскольку не на всех есть именные клейма. О них можно судить по сохранившимся в музее МГХПУ графическим проектам и фотографиям изделий, представленных на выставках начала XX века. Эти украшения декоративны, нарядны, пластичны, в основе их, несомненно, — стилизация природных форм. Чаще всего их изготавливали из серебра и меди с включением драгоценных и поделочных камней — опалов, агатов, хризопразов, альмандин, горного хрусталя и жемчуга. Активно использовали при этом перегородчатую, расписную и витражную эмали, а эмали в сочетании с перламутром и полудрагоценными камнями создавали неповторимую игру цвета. Как отмечалось в обзоре одной из выставок, для этих работ драгоценные металлы и камни в училище не использовали: «Изготавливаются они в большинстве из серебра, а также некоторых еще менее ценных металлов, а для украшения их берутся камни, также довольно дешевенькие. Что касается исполнения, то зачастую оно граничит с виртуозностью».
В проектах учащихся отчетливо видны оригинальные композиции. В брошах, кулонах, подвесках, заколках для волос, гребешках угадываются сказочные герои, переплетенные между собой растения, обитатели морских глубин, птицы, насекомые и стилизованные растительные мотивы.
В подвески включены пауки на паутине, стрекозы и бабочки, булавки — в виде стилизованных птиц и насекомых. Замысловатая игра линий и цветных орнаментов, драгоценного металла и камней поражают изобретательностью и умением гармонично сочетать различные материалы в ювелирных изделиях — драгоценный металл, камни, эмаль, цветные стекла, кожу, слоновую кость. А свобода в выборе материала, форм и мотивов орнаментации ярко отражает веяния нового времени.
Большой популярностью в начале XX века пользовались хрустальные кувшины, вазы и вазочки, оформленные в роскошные серебряные оправы, все они отличаются выразительностью силуэта и гармоничным сочетанием декоративных приемов. Внимания заслуживает высокая ваза для фруктов, в стилистике которой видны классицистические реминисценции. Она представляет собой хрустальную корзину на изысканной серебряной опоре в виде скульптурной композиции из трех античных богинь. Умело распределенный орнамент низкого рельефа по круглому основанию, с симметрично расположенными завитками аканта и лавровыми венками, переплетенными лентами, дополняет характерные черты стиля классицизм. Вазу отличают исключительное изящество пропорций и красота проработки деталей.
Оригинальна по своей композиции и ваза для фруктов, выполненная Е. Дроздовой. Вьющиеся стебли виноградной лозы с пышными листьями и гроздьями, изготовленные из серебра, которые держит очаровательный младенец Вакх, — это опора хрустальной чаши. Автор, безупречно владея техническими приемами, нашел индивидуальное художественное решение вещи, сочетав два превосходных материала — сверкающий граненый хрусталь и пластичное серебро.
Фарфоровые и майоликовые вазы тоже оформляли в серебряные оправы в виде стилизованных цветов на тонких, изящно изогнутых стеблях, которые подчеркивали изысканность формы керамического изделия.
В мастерских продолжали изготавливать и культовые изделия — оклады икон с использованием чеканки, гравировки, перегородчатой эмали, жемчуга, литые нательные и выносные кресты, а также целые чеканные иконостасы. К1913 году был исполнен иконостас, который состоял из нескольких частей, изготовленных в разное время. Царские врата, как центральная часть иконостаса, были выполнены в первую очередь и экспонировались на Международной выставке в Турине в 1911 году. Целиком же иконостас впервые экспонировался на выставке, посвященной 300-летию Дома Романовых, в Оружейной палате. Он был почти сплошь покрыт чеканным растительным орнаментом из стилизованных цветов, листьев и розеток. Насыщенность декора и разнообразие приемов обработки металла иконостаса отражали стилистику русского искусства XVII века.
Его проект был выполнен В. Егоровым еще в 1900 году и тогда же опубликован в первом «Сборнике композиций Строгановского училища за 1894—1899 учебные годы», в который вошли и другие проекты, осуществленные под руководством выдающихся архитекторов и замечательных преподавателей — Ф.О.Шехтеля, Л.Н.Кекушева, С.В.Ноаковского, С.У.Соловьева, Ф.О.Богдановича и Л.М.Браиловского.
В целом, что важно отметать, в исполнении иконостаса была достигнута гармония между богато орнаментированным чеканным металлом и живописными иконами, которые не терялись в узоре, густо покрывавшем его поверхность. Обладая тонким чутьем и виртуозно владея инструментом, мастера создали уникальное произведение, художественные достоинства которого являют прекрасный образец искусства начала XX века.
Деятельность Строгановского училища была тесно связана с художественной промышленностью Москвы. В Совет училища входили такие промышленники, как С.И.Мамонтов, С.Т.Морозов, М.П.Овчинников, В.А.Болин, В.Г.Сапожников, К.С.Попов, А.И.Шамшин. Ученика делали композиции, лучшие из которых фабриканты отбирали для их воплощения в материале. Так, например, на Петербургской выставке 1870 года были представлены «два головных убора из драгоценных камней работы Московской ювелирной мастерской Чичилева, выполненных по рисункам учеников Строгановского училища Росторгуева, Козлова, Доброхотова».
Многие выпускники в дальнейшем становились художниками и мастерами на предприятиях, а преподаватели совмещали педагогическую деятельность с творческой работой в крупных ювелирных фирмах, а значит, вкладывали свои знания и умение, приобретенные за годы обучения, в стилистику той или иной фирмы. К примеру, И.В.Барков был художником московской фабрики И.П.Хлебникова, но делал проекты и для других ювелирных мастерских. Известный художник фирмы Оловянишникова С.И.Вашков, зарекомендовавший себя как художник неорусского стиля, был выпускником, а потом и преподавателем Строгановского училища. Ф.И.Оленев — «ученый рисовальщик», работал на московских фабриках П.А. Овчинникова и И.П. Хлебникова. Ф.Я. Мищуков после окончания обучения в 1903 году вернулся на ювелирную фирму отца — Я.Ф.Мишукова, специализировавшуюся на изготовлении церковной утвари, а в 1912 году стал ее руководителем. Его мастерская сотрудничала с Великой княгиней Елизаветой Федоровной, по заказу которой изготавливала церковную утварь для Марфо-Мариинской обители. Ф.Я.Мишуков часто работал с архитектором В.А.Щусевым, выполняя по его проектам чеканенные иконостасные рамы для живописных произведений М.В.Нестерова. Множество изделий Мипгукова хранится в различных российских музеях.
О Фаберже писали: «Его произведения выполнены в лучших традициях европейского прикладного искусства, он использовал лишь лучшие материалы и нанимал лучших мастеров, способных воплощать его замыслы». Так вот среди этих лучших мастеров и художников были и выпускники Строгановского училища, трудившиеся в московском отделении фирмы, которое, в отличие от петербургского, отражало национальные традиции, что неслучайно, ибо Москва всегда была центром серебряного производства. Так, скульпторами здесь работали классный художник Строгановского училища Елена Еустиновна Шишкина и преподаватель чеканки Василий Дмитриевич Соколов, художником — выпускник Строгановки 1904 года Сергей Николаевич Андрианов (сохранились его проекты, выполненные на фирме), а также художники Ф.И. Козлов и В.М.Борин, которые для проектов фирмы «изучали формы и орнаменты серебряной посуды в историческом музее». ЛХ.Рапник, виртуозно владевший чеканным мастерством, еще во время обучения выполнял «особо ответственные» заказы для фирмы Фаберже. Одним из интересных заданий для него было «чеканить по серебру обрамление для какой-то хрустальной вазы, в виде лебедя, который охватывал вазу распростертыми крыльями».
К сожалению, имена художников и мастеров зачастую остаются в безвестности, архивных материалов сохранилось немного, а на вещах ставилось клеймо не автора, а фирмы, численность же рабочих ее московского отделения в начале XX века была 200— 300 человек.
Само обучение в Строгановском училище тесно увязывалось с производством. Будучи еще учениками, строгановцы проходили летнюю практику на фабриках московского региона, приобретали навыки опытных мастеров и знакомились с технологической частью изучаемого производства, так как «одно художественное образование без умения воплощать в натуре свои замыслы почти бесполезно для художественной промышленности». В 1900 году, например, в московском отделении фирмы Фаберже практику проходили Сергей Пашков, Георгий Голов, Сергей Башков, Павел Смирнов. На фабрике серебряных, золотых и бриллиантовых изделий Ореста Федоровича Курлюкова в Москве «прилежно и аккуратно» занимался Николай Цвелев. На фабрике серебряных изделий Петра Павловича Милюкова практиковался Михаил Степанов. Руководители фирм были весьма довольны таким положением вещей и с удовольствием принимали предложения директора училища Н.В. Глобы о прохождении практики воспитанниками Строгановки на их фабриках.
Значительную роль в развитии декоративно-прикладного искусства и промышленности на рубеже XIX — XX веков играли международные и всероссийские выставки, которые стали проводить регулярно. Строгановское училище, принимая в них активное участие, завоевало заслуженное признание как в своем отечестве, так и за рубежом. И если до конца XIX века оно демонстрировало в основном рисунки и композиции для художественной промышленности, то с начала XX века представляло уже готовые изделия собственных мастерских. Ни одна крупнейшая выставка, будь она в России или за границей, не обходилась без участия Строгановки, а для ее работ отводили лучшие экспозиционные площади.
Всемирная Парижская выставка 1900 года стала важным событием в его жизни, именно тогда был сделан серьезный шаг на пути преобразования системы обучения. Руководители училища, ознакомившись с деятельностью иностранных школ подобного типа, пришли к выводу, что необходимо изменить учебную программу: не только учить рисованию и составлению композиций, но и внедрять проекты учеников в работу мастерских по всем специальностям. «На этой выставке руководители Училища не могли не обратить внимания на то, сколько необходимо приложить энергии, труда, знания и любви, чтобы приблизительно подойти к типу прекрасных западноевропейских школ, высокохудожественных, практических и целесообразных в каждой своей специальности, действительно отвечающих жизненным потребностям своей родины».
Тем не менее в Париже Строгановское училище имело колоссальный успех, что объяснялось интересом западноевропейской публики к новизне национальных русских мотивов. Училище продемонстрировало программу преподавания художественных предметов и композиций для декоративно-прикладного искусства (по серебру, бронзе, мебели, ткацкому и набивному делу), представило отдельные рисунки для показа степени успехов учащихся и 19 тетрадей с изданиями училища За свою деятельность в области образования в художественной промышленности и за экспонаты, представленные на выставке, училище получило два Grand Prix, золотую, две серебряные и бронзовую медали. Но, как уже говорилось, самое важное — это то, что выставка дала импульс новому этапу развития Строгановки.
Одной из первых выставок, на которой экспонировались изделия мастерских, стала Выставка архитектуры и художественной промышленности «нового стиля», прошедшая в Москве в декабре 1902 года — январе 1903 года под покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны. Ее организаторы, в числе которых были В.Валькот, И.Фомин, В.Воейков, «сумели дать публике довольно интересную картину развития прикладного искусства за несколько последних лет». Помимо отечественных художников в выставке участвовали признанные мастера английской «школы Глазго» Ч.-Р. Макинтош и Венского Сецессиона И.М. Ольбрих. В зале, отведенном под архитектурные проекты, «обращают на себя внимание образцы работ учеников Строгановского училища. Строгановское училище смело и быстро идет вперед. Лишь изредка можно встретить более или менее ясно выраженную дань моде, но и это последнее неизбежно в общей массе живой волны, которая захватила одну из самых сильных художественнообразовательных школ России».
Но с особым размахом и блеском Строгановка продемонстрировала широкой публике изделия своих мастерских на Международной художественно-промышленной выставке, прошедшей в Санкт-Петербурге в 1908 году, в помещении Михайловского манежа. Покровительствовала ей сама императрица Мария Федоровна. Комитет выставки «покорнейше» просил Строгановское училище принять в ней участие, чтобы «наидостойнейшим образом представить на этой выставке Русский отдел». Для более цельного отражения деятельности училища, комитет просил предоставить также фотографии мастерских и отдельных предметов. На выставку было отправлено множество экспонатов. Чеканная, литейная, гальванопластическая и эмальерная мастерские представили 213 высокохудожественных произведений декоративного искусства. Наряду с изделиями в русском стиле экспонировались изделия и в стиле модерн.
Следующей крупной выставкой, в которой участвовало Строгановское училище, была Южно-Русская областная сельскохозяйственная, промышленная и кустарная выставка в Екатеринославле 1910 года. Центральное и самое интересное по экспонатам место занимала экспозиция Императорского Строгановского училища: «Экспонаты училища отличались и поражали своей красотой, тщательностью отделки и вполне художественным вкусом». А посетителям выставки не верилось, что все предметы сделаны учениками и ученицами.
На Международной Выставке Промышленности и Труда 1911 года в Турине Строгановское училище уже окончательно и по праву завоевало признание международной публики. Нужно отметить, что Россия на эту выставку представила значительно меньше экспонатов, чем другие страны, однако по числу полученных наград она заняла одно из лидирующих мест. Ни один русский экспонат не остался без внимания жюри. Училище получило Grand Prix — за профессиональное обучение и Почетный диплом — за ювелирные работы из драгоценных металлов и камней. Серебряных медалей удостоились рабочие при мастерских Иван Козлов и Григорий Букетов. Директор Строгановского училища Н.В.Глоба был отмечен Почетным дипломом, а награды «за сотрудничество» были присуждены сотрудникам «Русских экспонентов».
В 1913 году на Всероссийской выставке в Киеве Строгановское училище с особым размахом демонстрировало свои экспонаты, и на этот раз — вне конкурса. Здесь строгановцы наиболее полно смогли показать свое яркое, самобытное, отличающееся национальным своеобразием искусство. Это была последняя выставка училища и последний раз, когда публика могла восхищаться работами, мастерством и талантом его учащихся и педагогов. Первая мировая война нарушила все грандиозные планы этого прославленного учебного заведения. Выставка в Киеве была показательным и важным этапом в жизни училища, на ней строгановцы продемонстрировали достижения в художественно-промышленном искусстве, к которым шли долгое время. В экспозиции были представлены все лучшие изделия, которые до этого побывали и на выставке в Санкт-Петербурге 1908 года, и на Туринской выставке 1911 года.
В отчете училища за 1913—1916 годы сказано: «Посетители могли убедиться воочию, что в России могут быть не только задуманы, но и образцово исполнены в родном стиле высокохудожественные произведения прикладного искусства, как церковного, так и домашнего обихода. Эта выставка почти накануне Великой Войны, наглядно показала, чего может достичь Россия в области художественной промышленности помимо малейшего участия иностранного элемента».
Но еще до открытия выставки в Киеве 1913 год для училища ознаменовался тем, что к юбилейным торжествам по случаю 300-летия Дома Романовых оно выполнило много проектов и вещей, посвященных этому знаменательному событию: блюда, солонки, ларцы, лампады с витражной эмалью, в том числе и уже упомянутое большое блюдо с портретом царя Михаила Федоровича.
Мастера и учащиеся обогатили искусство художественного металла оригинальными решениями в форме, орнаменте, цвете и композиции. В начале XX века, с открытием большинства мастерских, строгановцы отошли от копирования орнаментов и форм древнерусских образцов и начали умело сочетать художественное наследие предыдущих эпох, используя декор, технические приемы стилей барокко, рококо, классицизма, народного искусства. Все это многообразие отражало дух нового времени и рождало неповторимый стиль Строгановского училища.
Сергей ФЕДУНОВ
Автор выражает искреннюю благодарность М.М. Зиновеевой, директору музея МГХПУ им. С.Г. Строганова, за помощь в подготовке публикации.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 54 (январь-февраль 2008), стр.4