Борис Михайлович (Кустодиев (1878—1927) Многогранный и самобытный художнику но прежде всего он — блестящий живописец, Мастер пейзажа, жанровой картины, портрета, книжной графики. Интересны его работы и в области театральнодекораторского искусства, ряд скульптурные произведений в мраморе, дереве, гипсе и фарфоре.
Еще в детстве он увлекался скульптурой, вырезая ножом из мягкого камня различные фигурки. Будучи студентом Академии художеств, продолжил ею заниматься в мастерской Д.А.Стеллецкого. «К скульптуре Борис Михайлович питает вообще большую склонность и всегда сожалеет, что ему не пришлось заняться ею более систематично», — писал Всеволод Владимирович Воинов, его ученик, друг, первый биограф, автор одной из лучших монографий о Кустодиеве.
В коллекции ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века» хранится шесть скульптур Б.Кустодиева: «Гармонист» и «Девушка» — по 2 экземпляра и две гипсовые скульптуры — «Купец в шубе» и «Купчиха на прогулке». В 2002 году бывший сотрудник ГМК Ю.Г. Крайванов передал в дар музею ценные документы — свою переписку с сыном и дочерью Б.Кустодиева, в которых мы находим интересные факты, связанные с историей создания этих произведений, кроме того они позволяют сделать ряд уточнений в атрибуции названных работ.
В своем творчестве художник не раз обращался к скульптурному портрету — это бюсты Ф. Сологуба, И. Ершова, В. Мейерхольда, М.Добужинского, Е.Кустодиевой (его матери) и др. Они выразительны, пластичны, выполнены профессионально и технически совершенны. Считая, что у декоративной скульптуры большое будущее, он также сделал ряд статуэток детей, скульптурную группу «Сатир и нимфа». Поэтому для работы с фарфором он был хорошо подготовлен.
По заказу С.В. Чехонина, который перешел на Волховский фарфорово-фаянсовый завод и стал там заведующим художественной частью, Б.Кустодиев в 1923 году выполнил несколько статуэток для фарфора — это «Купец в шубе», «Купчиха на прогулке», «Гармонист», «Девушка» («Плясунья»), скульптурная коробочка «Купчиха с кошкой на сундуке».
«У Б.М. «скульптурное помешательство» — затеял ряд статуэток. Одна уже готова — «Парень с гармоникой». Великолепна и другая, почти законченная статуэтка, совсем маленькая, изображает купчиху с кошкой на сундуке. Это фарфоровая коробочка; купчиха с постелью будет сниматься в виде крышки. Видел еще не законченные статуэтки старика и девушки. Б.М. делает эти статуэтки по заказу С.В. Чехонина для возглавляемого им завода в Новгороде...», — читаем мы в книге В.Воинова «Кустодиев Б.М. Письма, статьи, заметки» (Л., 1967). И далее: «На рабочем столе Бориса Михайловича стоят две статуэтки из пластилина. «Купец» и «Купчиха» (в шубах). Купец уже совсем закончен, а над купчихой хочет еще поработать. Статуэтки чрезвычайно любопытны по экспрессии и сделаны мастерски».
За один год Кустодиев создал пять великолепных скульптур для фарфора. Из перечисленных только «Гармонист» и «Девушка» были переведены в фарфор, пошли в производство и теперь широко известны. С.Чехонин отобрал только две, потому что считал их самыми современными. От трех других он отказался, хотя прямо и не сказал об этом Борису Михайловичу. Тот написал гневное письмо С. Чехонину, заявил, что он теперь свободен от всяких условий и передает «Купца», «Купчиху на прогулке» и коробочку «Купчиха с кошкой на сундуке» на Государственный фарфоровый завод в Петрограде.
Почему так произошло и что возмутило художника, можно понять из письма Б.Кустодиева С. Чехонину: «Многоуважаемый Сергей Васильевич. До сих пор, несмотря на мои неоднократные попытки получить гоноpap за исполненную по Вашему заказу статуэтку «Сидящая на сундуке женщина» в виде коробочки, я такового не получил, хотя прошло так много времени /с тех пор/, когда этот заказ был мною выполнен. В настоящее 1 время я считаю себя свободным от данного мною слова эту статуэтку уступить Вашему заводу и отдаю ее для работы в бывший Императорский завод. Также Вами не было исполнено условие относительно двух моих выпущенных для продажи статуэток «Деревенский парень» и «Девушка». Ни та, ни другая не были присланы для моей оригинальной окраски, выпущены были в самой фантастической и нелепой окраске, подпись на статуэтках стоит для меня совершенно незнакомая (моей на них не имеется). В довершении всего обе они появляются от Вас в Русском музее, о чем Вы не соизволили меня даже поставить в известность. Экземпляров в бисквите, что так же было оговорено, я тоже не имею. Не хотел бы думать, что такое небрежное и бесцеремонное отношение к моей работе исходило от Вас — поводов к этому как будто не имеется. Покорнейше прошу Вас разъяснить мне, почему с выпущенными статуэтками все это произошло и как на кого я могу искать претензии, так как хочу этот случай предать гласности. Готовый к услугам Б. Кустодиев».
Из письма ясно, что «Сидящая на сундуке женщина» не была отдана С. Чехонину для производства на Волховской фабрике. Возможно, художник отправил ее на Государственный фарфоровый завод (Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, бывший Императорский фарфоровый завод), но она так и не появилась в производстве. По всей вероятности, «Купец» и «Купчиха на прогулке», коробочка для колец и серег «Купчиха с кошкой на сундуке» так и не были переведены в фарфор. Модели автор выполнил из темно-серого пластилина — наиболее удобного материала для небольших вещей. А затем по его просьбе к нему домой приехал скульптор Яков Троупянский с мастером- форматором из Академии художеств, который перевел в гипс все работы. Гипсовые отливки, а их, по словам сына, Кирилла Борисовича Кустодиева, было от 3 до 5 экземпляров с каждой модели, автор собственноручно раскрасил акварелью (один экземпляр каждой модели). По свидетельству сына художника, авторская роспись была такой: «У скульптуры «Купец» — шуба черная, мех на воротнике «ильковый» (рыжий), подкладка — енот; у скульптуры «Купчиха» — шуба темно-красная, муфта — рыжая лиса».
После смерти Б.М. Кустодиева его вдова, Юлия Евстафьевна, в 1936 году продала скульптурную коробочку «Купчиха с кошкой на сундуке» известному ученому Петру Леонидовичу Капице, она и по сей день находится в этой семье. При покупке было оговорено одно условие — не снимать с нее форм, не тиражировать и не репродуцировать. В 1978 году отмечался юбилей Б.М. Кустодиева, в связи с этим прошла юбилейная выставка художника в Москве, Киеве и Минске. Для нее Ю. Крайванов снял форму с работы «Купчиха с кошкой на сундуке», предварительно получив на реконструкцию письменное разрешение у дочери художника, Ирины Борисовны, а также перевел в фарфор гипсовые скульптуры «Купец» и «Купчиха на прогулке», которые были выполнены на Дулевском фарфоровом заводе. Эти три повтора закупила Астраханская картинная галерея имени Б.М. Кустодиева.
Иная судьба у скульптур «Купец» и «Купчиха на прогулке». Во время блокады Ленинграда умерла вдова Б.Кустодиева, сын Кирилл в 1942 году уехал из города. Пустующая квартира была разграблена, оставшиеся модели «Купец» и «Купчиха на прогулке» пропали вместе с другими вещами. В 1958 году эти гипсовые фигуры были приобретены ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века» у коллекционера Гордона. Аналогичные модели есть в коллекции Горьковского Государственного художественного музея.
Фигуры «Гармонист» и «Девушка» были сданы на завод в 1923 году и выпускались сначала на Волховской фабрике, а затем и на ЛФЗ — в 1920— 1930-х, 1960-х годах. Они выполнены в русле традиций русской фарфоровой пластики XIX века, которую отличает яркая эмоциональная выразительность, красочность и декоративность. Какой должна быть авторская роспись, довольно точно указывает сын Кустодиева, который учился в Академии художеств, затем был художником-декоратором в Александровском театре в Петербурге (ныне театр имени А.С. Пушкина). Будучи профессионалом, он детально описал Ю. Крайванову работу отца над этими статуэтками, что помогло восстановить всю картину: «...Отец всегда хотел расписать и в гипсе расписал акварелью «Девушку» — в красной кофте /душегрейке/ с черным мехом, юбка черная, чулки белые в красную полоску, сапожки черные». «Кофта с цветами, сапожки с ушками и резинками»... «Гармонист» — в черном романовском полушубке, валенки коричневые»... «Шарф красный пестрый» — уточнила дочь художника Ирина Борисовна. Такая роспись, решенная в характерной «кустодиевской» палитре, более ярко раскрывает нам образы его любимых персонажей, которые приобретают совсем иное эмоциональное звучание. Из документов видно, что сын и дочь считали этих персонажей как бы сошедшими с его полотен, поэтому и в росписи статуэток нужно отталкиваться от характерного для него колористического решения картин и акварелей. По свидетельству дочери, все скульптуры Борис Михайлович лепил одновременно и «...это его «классические» персонажи серии «Русские типы»... 25 акварелей, выполненных в 1919— 1920 годах, находятся в музее-квартире П.Бродского. Рассматриваемые произведения мелкой пластики проецируются на три акварели этой серии — это «Купец», «Купчиха на прогулке», «Карусель» и очень близки с ними по своему образному решению. Много общего у них в изображении одежды и отдельных ее деталей.
Говоря об истории создания этих произведений, хочется упомянуть еще об одной немаловажной детали — об уточнении авторского названия одной из скульптур. Во всех современных изданиях скульптура «Девушка» значится как «Плясунья». Как видно из приведенного выше письма Б. Кустодиева и каталога (составители М.С. Коноплева и А.С. Нотгафт) его первой посмертной выставки, экспонировавшейся в Государственном Русском музее в 1928 году, которую курировала вдова художника, значится скульптура под названием «Девушка», а не «Плясунья». В документах ЛФЗ упоминается это же название скульптуры. О том же пишет в одном из писем к Ю. Крайванову дочь художника Ирина Борисовна: «...ни в коем случае не «Плясунья», как ее почему-то называют в каталогах...».
Сколько бы ни проходило выставок, посвященных русскому фарфору 1920— 1930-х годов, будь то в ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века», в городах России и за рубежом, неизменно в составе их экспонатов присутствуют «Гармонист» и «Девушка» Б. Кустодиева. И это неудивительно, так как работы отличают пластическая выразительность, яркая эмоциональность, национальный колорит, тонкое понимание специфики фарфора.
Борис Кустодиев, с присущей ему правдивостью и любовью к русской провинциальной жизни, создал своеобразную галерею крестьянских и купеческих типов ушедшей России. Он приоткрыл нам мир светлых и романтических образов, полных достоинства, мажорного восприятия жизни, отобразив праздничную красоту народного быта.
Лариса КАРАГОДИНА
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 6 (58) июнь 2008 стр. 56