«Кто не знал Старого Времени, никогда не узнает, что представляет собою удовольствие жизни», — сказал в 1815 году французский премьер-министр Шарль-Морис де Талейран.
В XVII веке во Франции большинство известных столяров-краснодеревщиков были иностранцами, в основном выходцами из Голландии или Германии (например, Буль, Ван Ризен Бург, Эбен, Ризенер и другие). Как исключение среди прославивших эту профессию мастеров — французская семья Мижонов (Migeon), в которой все мужчины носили имя Пьер. С первой трети XVII века и до последней трети XVIII века, то есть начиная с правления Людовика XIII и заканчивая правлением Людовика XVI, пять Пьеров, представлявших династию замечательных парижских мастеров, стояли во главе мастерской по производству превосходной мебели, предназначавшейся в основном для королевских интерьеров.
Пьер I был поставщиком королевского двора. О его жизни и деятельности известно только, что он был основателем этой блистательной династии мебельщиков, жил в предместье Сен-Жермен и пользовался определенной известностью, в 1637 году ему было присвоено звание «мастера краснодеревщика». Его жену звали Мадлен Деберли. В 1638 году Пьер взял в аренду у Жана Зеруза за 400 ливров в год дом в предместье Сен-Жермен-де-Прэ, на улице Марэ, прихода Сен-Сюльпис, под вывеской «Рог оленя».
Сын Пьера I Мижона и Мадлен Деберли, Пьер II (родился около 1637 года), тоже получил квалификацию столяра-краснодеревщика. 16 марта 1662 года он сочетался браком с Элизабет Лефевр, дочерью продавца из Блезуа. Его семья проживала уже в предместье Сент-Антуан, которое она предпочла пригороду Сен-Жермен-де-Прэ, где арендная плата была очень высокой. Возможно, благодаря окружению супруги перед Пьером II открылись двери домов более зажиточных буржуа — продавцов, адвокатов, даже секретаря короля. Пьер II Мижон скончался в 1677 году, оставив жену с четырьмя детьми. В 1692-м Элизабет Лефевр вновь вышла замуж — за Жака де Сен-Амана, столяра-краснодеревщика из пригорода Сент-Антуан, сына красильщика Жака де Сен-Амана и Анны Ле Брассер.
Кем стали четверо детей Пьера II Мижона и Элизабет Лефевр?
Старший, Пьер, родился в 1665 году, 18 февраля 1692-го получил звание столяра-краснодеревщика. В нашем исследовании он будет назван Пьером III;
Элизабет, родившаяся в следующем, 1666 году, сочеталась браком с часовщиком Пьером Митуардом в 1696 (1697) году. Она умерла 1 августа 1752 года и похоронена на протестантском кладбище Port-au-Platre;
Луиза Мижон появилась на свет в 1668 году, вышла замуж 5 февраля 1690 года за литейщика Клода Обэрта. Умерла 28 января 1749 года, похоронена тоже на Port- au-Platre;
Анна Мижон, младшая дочь Пьера II и Элизабет Лефевр, сочеталась браком 11 августа 1715 года с англичанином Хонфроем Вэем (Honfroy Ware), мастером по изготовлению вееров. Умерла 9 июля 1753 года.
Таким образом, три дочери краснодеревщика Пьера II, следуя традициям того времени, выбрали себе в мужья людей из своего круга, более того все семейные связи, союзы и браки клана Мижонов практически оставались в рамках протестантской среды.
Третий из этой династии, как мы уже говорили, тоже Пьер, в 16 лет познакомился со своим будущим отчимом Жаком де Сен-Аманом, столяром-краснодеревщиком, который преподал ему основы профессии, поскольку его отец, умерший слишком рано, не успел это сделать. В 1665 году Пьер III женился на Жюдит Мезюрер. От этого брака у него родились дочь Мадлен-Анжелика и сын Пьер.
Пьер III оказался вовлеченным в политическую борьбу, имевшую в то время религиозную окраску. 27 августа 1703 года он и его отчим были арестованы и заключены в Бастилию. Поскольку они были протестантами (кальвинистами), их обвинили в религиозной пропаганде и i распространении оскорбительных речей, направленных против короля. Через полтора года, в декабре 1704-го, Мижона и Сен-Амана освободили, во многом благодаря тому, что их супруги, доведенные почти до нищенского существования, направили начальнику парижской полиции господину Д'Аржансону прошение, в котором говорилось о том, что их мужья отрекаются от идей кальвинизма.
Тем не менее Пьер III Мижон вошел в историю, но не как заговорщик, а как мастер-краснодеревщик, представитель замечательной династии французских мебельщиков.
Больше всех прославился Пьер IV — сын Пьера III и Жюдит Мезюрер, родившийся 13 августа 1696 года. К сожалению, нет никаких сведений ни о его учителях, ни о его обучении ремеслу краснодеревщика. Многие материалы архивов первой половины XVIII века не дошли до наших дней. Искусствовед Софи Мукен, тщательно изучив сохранившиеся документы, предположила, что звание столяра-краснодеревщика он официально получил в 1729 году, хотя в некоторых документах 1719 года он уже упоминается в таком качестве.
Примерно в 1737 году Пьер IV жил в доме, расположенном на пересечении улиц Сен-Николя и Шарантон и принадлежавшем господину Лэну, мастеру-шорнику. Интересно, что и сегодня там стоит этот дом, со своими двумя магазинчиками, один из которых — обойных тканей, а другой, по иронии судьбы, носит название «Meubles de styles» («Стильная мебель»), В то время Пьер IV был уже известной личностью в пригороде Сент-Антуан, о чем свидетельствует его книга ежедневных расходов (1730—1736). 29 июня 1732 года он сочетался браком с Мадлен Орри — дочерью мастера каретных дел, парижского мещанина Жана Орри. Приданое Мадлен было довольно значительным — 10 000 ливров. Что касается состояния жениха, то оно составляло 43 000 ливров. 8000 ливров стоили предметы, предназначенные для продажи, в 8000 ливров он оценил свой дом на улице Шарантон, в 16000 ливров — принадлежавшую ему половину еще одного дома на той же улице, 20000 ливров составляли доходы от продажи товаров. Из общей суммы в 43 000 ливров лишь 12 000 ливров он был должен разным частным лицам. Эти факты свидетельствуют о том, что Пьер IV был весьма успешным предпринимателем. В 36 лет он владел двумя домами, товарами на общую сумму в 8000 ливров и солидной клиентурой. Несомненно, его благосостояние было намного больше, чем благосостояние его дедушки Пьера II.
Возглавив фамильную мастерскую в 1739 году, он не только значительно развил производство, но и стал довольно известным торговцем мебелью. Более того, он приобрел клиентуру от управления королевского двора Гард-Мёбль, а в 1745 году стал любимым мебельщиком госпожи де Помпадур, официально получившей статус фаворитки Людовика XV.
Среди клиентов Пьера IV были представители высших кругов французского общества XVIII века, прежде всего — члены королевской семьи, знатные особы, приближенные ко двору, члены парламента, министры, финансисты. Со временем он становился все более известным, увеличивался и спрос на его мебель. Признанный и оцененный двором и знатью, он выполнил для них несколько заказов. Гард-Мёбль заказало ему мебель для дофина и его жены, дочерей короля — Аделаиды, Луизы, Виктории и Софи, инфанты, герцогини Пармской, мадам де Помпадур и других.
Первым, кому Пьер IV поставил свои мебельные изделия, был дофин. В феврале 1747 года он получил музыкальное бюро красного дерева с пюпитром, снабженное подсвечниками, и стол-пюпитр из фиолетового дерева. Эти предметы, стоимостью 676 ливров, удивляют прежде всего своими формами, а также тем, из каких пород дерева они изготовлены.
Пьер IV прославился еще и как изобретатель механизмов. Начиная с 1730 года он делал многочисленные пюпитры — «механические» или «для музыки», а также «столы-пюпитры». Если форма и конструкция этих предметов были не новыми для той эпохи, то их воплощение в красном дереве было оригинальной находкой этого краснодеревщика. Мебель оказалась исключительной и стоила того, чтобы за нее заплатили 240 ливров — большую сумму для того времени. Это свидетельствует об исключительном вкусе принца, который любил красивые, удобные и скромные предметы обстановки, кабинеты, антресоли, выполненные по моде эпохи Людовика XV.
Эта первая мебель, поставленная Пьером IV дофину, по стилю вроде бы похожа на стол красного дерева с шестью откидными крышками, хранящийся сегодня в замке Фонтенбло. На нем осталась часть клейма — окончание «ON» — того же графического начертания, что и клеймо «Migeon». Такую гипотезу выдвинул Пьер Верле в своем труде, посвященном французской королевской мебели: «Этот стол несет клеймо, две буквы которого кажутся единственными на одной из перекладин. Если сравнивать эти две буквы с теми, которые заканчивают большое клеймо, использованное Пьером IV Мижоном, можно увидеть, что речь здесь идет о мебели Migeon» (P.Verlet. Le Mobiler royal frangais, t.2, Paris, 1992). Однако на столе из Фонтенбло нет клейма XVIII века, его соответствие с описанием Гард-Мёбль недостаточно убедительно, поэтому нельзя однозначно сказать, что он был предназначен для принца и выполнен именно Мижоном.
Другие творения Пьера IV Гард-Мёбль двора предоставил дофину спустя десять лет. В 1754 — 1756 годах он получил от мастера деревянный стол красного дерева с пюпитром и серебряным письменным предметом, а также «кресло со спринцовкой». В списке мебели, оцененной в 602 ливра, было и несколько предметов для его жены: два «кресла со спринцовкой» и шкафчик с цветами, украшенный черным и зеленым бордюрами.
Верный репутации мастера по изготовлению практичной и в то же время красивой мебели, Пьер Мижон для дофина и Марии-Жозефины де Сакс сделал так называемую мебель «для удобств». Кроме того, он поставил им «деревянный стол-пюпитр красного дерева», который, судя по всему, должен был быть сродни тому, что он сделал для них еще в 1747 году. В этих предметах нет ничего исключительного. Их отличает простота форм и украшений, и только позолоченные подсвечники и серебряные письменные приборы оживляют красное дерево.
Пьер IV Мижон, получивший известность благодаря своей клиентуре, несомненно, был изобретательным мастером, его мебель была простой и в то же время фантастической по форме.
Как мы уже упоминали, за Пьером IV закрепилась слава любимого мебельщика маркизы де Помпадур. Интерес специалистов к его творчеству возникал в основном из-за предположений, что между фавориткой короля и мастером-краснодеревщиком были какие-то особые отношения. На такие мысли наводят прежде всего воспоминания маркиза Д'Аржансона, в которых он говорит о 3000 франков, предоставленных Мижону мадам де Помпадур. Между тем нет конкретных доказательств того, что такая сумма была выплачена. Мижон действительно был одним из ее постоянных поставщиков, о чем свидетельствует наличие его клейма и клейма замка Бельвю на комоде и bureau-plat. (Комод был продан в Париже в 1923 году, bureau-plat — на аукционе Christie's в Лондоне 29 июня 1967 года). Эти поставки дали повод для пристрастных исследований. В то время влияние маркизы де Помпадур на развитие искусств, несомненно, было очень значительным. Обладая тонким художественным вкусом, она внесла определенный вклад в развитие предметов интерьера и, в частности, мебельной обстановки. Страстная и искушенная собирательница, госпожа де Помпадур защищала интересы мастеров, которых высоко ценила. Среди них был, конечно, и
Пьер IV Мижон, но, пожалуй, прежде всего надо назвать Эбена. Действительно, первая поставка Пьера IV для королевского двора была предназначена дофину. Только несколькими месяцами позже, 1 августа 1747 года, маркиза де Помпадур получила мебель от Мижона: два выпуклых резных угловых шкафчика фиолетового дерева, внутри одного из которых находился встроенный выдвижной стул, стол из фиолетового дерева и маленькое кресло с ротанговой сеткой. В них не было ничего исключительного, они полностью соответствовали творческой манере, присущей мастеру: одни — сдержанные, довольно простые, отделанные фиолетовым и красным деревом, другие — с маленькими механическими включениями предметов для личного пользования. В течение месяца Пьер IV поставил ей «биде черешневого дерева», которое было предназначено для гардероба маркизы в замке Ла Мюэт. Только отделка и флаконы из хрусталя придают некоторую изысканность украшению этой мебели. Последняя поставка Мижона для маркизы де Помпадур почти полностью, за исключением отделки и количества хрустальных флаконов, походила на августовскую поставку 1747 года. 15 апреля 1751 года Пьер IV отправил в Гард-Мёбль двора предназначенное для гардероба фаворитки «деревянное биде орехового дерева, покрытое сафьяном».
Как мы убедились, мебель Мижона отличалась простотой. Так, может быть, правы те исследователи, которые придают большое значение влиянию мадам де Помпадур на успех при дворе Пьера IV? Его мебель отличалась таким качеством исполнения, что позволяет назвать ее превосходной работой. Что касается простоты предметов, поставленных им для особ королевского двора, то ведь Гард-Мёбль поручал ему сделать предметы для личного потребления: кроме первого заказа для дофина это была в основном мебель «для удобства».
Пьер V Мижон, сын Пьера IV и Мадлен Орри, родился в августе 1733 года. После смерти матери, в возрасте всего лишь шестнадцати месяцев, он был оставлен на попечение отца и дедушки, Жана Орри. Но в основном его воспитанием занималась бабушка по отцу — Жюдит Мезюрер. Он обучался в отцовской мастерской, 18 июня 1761 уже был зарегистрирован как мастер.
Единственный сын, Пьер V унаследовал от отца шесть домов, из которых пять были в пригороде Сент- Антуан. 8 февраля 1762 года Пьер V Мижон сочетался браком с Марией-Анной Герн — дочерью столяра Абрахама Герна. 21 августа 1775 года Пьер V Мижон умер в возрасте 42 лет, оставив семерых несовершеннолетних детей: Рене-Пьера, Марию-Пьеретту-Эмилию, Этьена, Пьеретту-Розали, Мадлен-Софи, Розе-Сюзетт и Марию- Терезу. Никто из детей Пьера V Мижона не возглавил отцовскую мастерскую, деятельность которой пошла на спад.
Род Мижонов продолжился до начала XX века: известен его последний потомок, Гюстав-Ашиль-Гастон Мижон (Gustave-Achille-Gaston Migeon, 1861—1930), который был хранителем отдела предметов декоративноприкладного искусства музея Лувр.
Эта династия определенно сыграла в истории французского мебельного искусства выдающуюся роль, так как ее представители были не только прекрасными мастерами-мебельщиками, но и замечательными организаторами продажи и производства художественной мебели в XVIII веке. К тому времени, когда Пьер IV возглавил, а затем передал сыну семейное дело, это была уже не просто мастерская, а солидное мебельное производство, состоявшее из 200 мелких предприятий, игравшее значительную роль в экономике парижского пригорода Сент-Антуан.
Работавшие под руководством Мижонов молодые столяры-краснодеревщики получали не только необходимые знания и навыки, но заказы. Скромный свободный рабочий, без состояния, без имени, не мог и надеяться на то, чтобы поставлять свою продукцию важным особам королевства. Даже если бы таковые появились, то без достаточных средств он не смог бы приобрести качественное дерево, сделать и оплатить заказ талантливому бронзовщику или литейщику. Поэтому многие довольно известные краснодеревщики, которые работали для Мижонов, — Леонард Буден, Жозеф Канаба, Франсуа Мондон, Роже Вандеркрез, называемый Ля Круа, Жерар Перидье, Мартен-Этьен Лермитт, Пьер Макре, Жан-Шарль Сонье — использовали известное имя.
Изучать историю появления произведений и производства мастерской Мижонов нелегко. Ведь Пьер IV, затем его сын Пьер V были одновременно и производителями, и продавцами, размещали поступавшие к ним заказы среди большого количества субподрядчиков. Мебель, на которой есть их клеймо «Migeon», и ту, что была продана через их магазин, нельзя рассматривать всю как вышедшую из-под «их руки». Поэтому все предметы круга «Migeon» можно разделить на несколько групп: мебель с клеймом «Migeon» и характерной для этой семьи манерой исполнения; мебель с двойным клеймом; мебель с клеймом «Migeon», но стилистически не соответствующая их произведениям.
Исследователь творчества этой династии Франсуа де Сальверт отметил два клейма «Migeon», которые отличаются только размером шрифта и написанием конечной I буквы N. Одно из них, поменьше, имеет обратное написание конечной буквы N. Интересно, что оба клейма в равной степени использовали и Пьер IV, и его сын Пьер V. Существуют также цветные подписи, одна из которых читается как «Migeon ebeniste», представленная, например, на одном туалетном столике, а другая, «Migeon fils» — на ящике bureau de pente (с наклонной крышкой), которую использовал Пьер V Мижон.
Чаще всего встречается двойное клеймо — «Migeon» и «Jacques Dubois», причем авторство предмета
принадлежит Жаку Дюбуа. Замечательный образец мебели с таким клеймом хранится в Лувре. Это — бюро, датируемое 1745 годом. Его линии, пропорции, богатство бронзы — все свидетельствует о мастерской манере исполнения Жака Дюбуа, талантливого краснодеревщика из пригорода Сент-Антуан. Судя по клеймам, оно скорее всего было сделано Жаком Дюбуа, а продано Пьером IV Мижоном.
Среди мебели с двойным клеймом можно также назвать: комоды с клеймами «Migeon» и «Jean-Charles Saunier», угловые шкафы — «Migeon» и «Dubut», письменный стол — «Migeon» и «Francois Mondon», шкаф — «Migeon» и «Bon Durand», раскладной стол — «Migeon» и «Lois-Simon Painsun», рабочий стол — «Migeon» и «Hubert Hansen», угловые шкафы — «Migeon» и «Delaitre», комод — «Migeon» и «Delaitre».
Многие предметы, на которых стоит только клеймо «Migeon», по мнению исследователей, исполнены такими мастерами, как Этьен Дуара, Жак-Филипп Карэль, Жак Дюбуа, Матье Криард, Пьер Руссэль, Франсуа Мондон, Роже Вандеркрез, называемый Ля Круа, и т.д.
Собственные произведения Пьера IV Мижона столь значительны и разнообразны, что его творчество трудно определить однозначно. Прежде всего надо отметить огромное разнообразие типов мебели — это комоды, угловые шкафы, бюро, секретеры, шкафы, а также всевозможные столы и стулья. Разнообразием отличаются и стили мебели, которую он делал сам. Деятельность Пьера IV охватывает период, который сегодня называется стилем Регентства, стилем рококо и первыми опытами стиля a la grecque. В целом, его произведения отличают определенная четкость линий, соразмерность украшений и скромная элегантность, которая отмечена предпочтением монохромного декоративного набора с использованием деревянных поверхностей, близких по цвету тонов, таких, как фиолетовое и сатиновое дерево. Иногда Пьер IV проявляет себя как традиционалист, когда использует старые формы, очень выразительные и уравновешенные, унаследованные от Регентства, иногда — пробует силы в новом направлении, когда, например, в оригинальной манере использует технику инкрустированных наборов или живописной росписи.
При анализе произведений Пьера IV Мижона обнаруживаются две основные конструктивные тенденции: мощная, четко построенная, архитектоничная и уравновешенная; элегантная, изысканная, иногда излишне утонченная.
В отделке мебельных предметов можно выделить два типа наборов — геометрический, наиболее характерный для Пьера IV Мижона, и флоральный. По типу производимую мебельную продукцию можно разделить на: комоды, фанерованные или с набором из различных пород древесины с бронзовыми накладками (в стиле Регентства); комоды в технике восточного лака и vernis Martin; угловые комоды (в технике геометрического и флорального набора с бронзовыми накладками); секретеры с откидной крышкой (secretaire еп pente), среди которых наиболее замечательные — бюро с «ослиной спинкой»; bureau-plat; картоньерки (шкафчики для хранения бумаг); трансформирующуюся и механическую мебель; мебель специального назначения.
Особое предпочтение Пьер IV Мижон отдавал секретерам. Как известно, авторство в создании этого типа мебели приписывают Антуану Гудро, но Пьер IV развил и усовершенствовал не только ее конструкцию, но и художественное оформление. Он исполнил большое количество секретеров, форму которых он все больше упрощал, делал их более элегантными, что позволило ему не только полностью выразить свой вкус, но и сделать эти вещи настоящими предметами роскоши. Известны несколько очень красивых его секретеров. В этой области Пьер IV соперничал с двумя мастерами — Жаком Дюбуа, с которым вместе работал, и Бернаром Ван Ризен Бургом. Мижон отличался редкой изобретательностью, как в создании форм секретеров, так и в композиционном и колористическом решении их оформления. Большая часть его секретеров была из орехового дерева или фанерована амарантом, в последние годы он использовал палисандр или фиолетовое дерево. Украшенный бронзовыми накладками и лаковыми росписями, этот предмет становился изысканным и роскошным произведением мебельного искусства.
Надо отметить, что у Мижона были секретеры «мужского» и «женского» типов. Одним из первых у Пьера IV был секретер, представляющий китайский пейзаж с фигурками людей, изображенных на зеленом фоне. Он выполнен в лаковой технике vernis Martin в 1735 —1740 годах. Со структурной точки зрения, он относится ко второму типу — «женскому», элегантному и изысканному, правда, хрупкость его может показаться чрезмерной.
В то же время Пьер IV Мижон создал замечательный секретер, под лаковой поверхностью которого — достаточно глубокий синий фон. Речь идет об одном из редких примеров лака, которые дошли до нас. Он имеет клеймо «Migeon» и известен, благодаря архивам парижской галереи Segoura.
У секретера с синим фоном — более совершенная гармоничная линия конструкции, изящно сочетающаяся с прекрасными ножками в форме «арбалета». Общая динамичная линия свидетельствует о его изысканности. Особенность оформления секретера — богатый декор: маленькие сценки в японском стиле, созданные с использованием листового золота и серебра, позолоченного перламутра, которые размещаются на глубоком синем фоне (ляпис-лазурь). Необычайно гармоничная конструкция, выбор материала, композиция сюжетов и техника исполнения этого секретера позволяют говорить о том, что это один из шедевров Пьера IV Мижона.
Известны еще три секретера «голубого цвета», исполненных в подобной манере. Один, хранящийся сегодня в Музее декоративного искусства в Париже, был сделан для мадам де Помпадур и находился в замке Бельвю, другой был изготовлен столяром-краснодеревщиком Бернаром II Ван Ризен Бургом (сегодня находится в частной коллекции), о третьем, с клеймом Мижонов, небесно-голубого цвета, мы знаем, благодаря архивам парижской галереи Gismondi.
Необычное для творчества Пьера IV Мижона — бюро 1740 — 1745 годов с клеймом «Migeon». Оно представляет собой редкое решение отделки предмета, когда были использованы два слоя разных оттенков голубого и рельефно вырезанное изображение, — видимо под впечатлением от произведений Жана Пиллемана. Экзотический пейзаж с барашками украшает все поверхности этой изящно изогнутой мебели. Внутренняя часть секретера выполнена из фиолетового дерева. В этом произведении бронза уступила место белым обводам, подчеркивающим извилистые контуры. Это один из наиболее удачных секретеров мастера.
Пьер IV Мижон приобрел известность и как создатель трансформирующейся и механической мебели: маленьких столиков с пюпитрами, туалетных, ночных столиков, музыкальных пюпитров, комбинированных столов и т.д. С помощью остроумных конструкций мастер расширял функциональное назначение того или иного типа мебели. Он преуспел и в создании ломберных столов (их несколько типов) для различных видов карточной игры — в брелан, пике, ломбер, кадриль, а также для игры в триктрак и т.д.; кроме того — письменных столов, обеденных и сервировочных, передвижных и прикроватных с многочисленными хитроумными механическими приспособлениями. Большая их часть выполнена из орехового или черешневого дерева, иногда фанерована амарантом или палисандром, всегда — исключительно лакирована. Все эти разнообразные, узкопрофильные предметы были отражением нравов и обычаев, образа жизни французского общества XVIII века. Искусные предметы, которые с
необыкновенной изобретательностью создавал Пьер IV Мижон, свидетельствуют не только о его таланте мастера-мебельщика, но и о таланте механика, и в то же время они — неповторимое материальное воплощение вкусов и фантазии его заказчиков.
Его письменные столы можно было трансформировать таким образом, что центральная часть, поднимаясь, становилась пюпитром, боковые части, отодвигаясь, открывали письменный прибор, иногда — с двумя бронзовыми подсвечниками. Боковые части могли иметь форму бобов или почек. Центральная часть, как правило, была украшена деревянным набором либо декором в виде маленьких цветов и листьев на длинных изогнутых стеблях, либо в виде вазы с букетом, выполненной в манере, характерной для Мижона. Наиболее богатые экземпляры инкрустированы и украшены бронзой, некоторые снабжены вытяжным экраном, чтобы огонь от камина не беспокоил сидящего за столом.
Изобретательный Пьер IV все время стремился создавать оригинальную мебель. Например, он сделал стол с шестью ножками, который одновременно представлял собой стол для игры в шахматы, в триктрак, стол и бюро a la Bourgogne, фанерованный розовым, сатиновым и амарантовым деревом. Еще один стол «с веерами» предназначался для игры в триктрак, карточной игры, игры в шахматы. Верхняя его крышка поднималась, становясь пюпитром, а сбоку раскрывались веера, защищавшие от сквозняков. Рукоятка, расположенная сбоку, позволяла опустить столешницу для карточной игры. Это, без сомнения, тоже один из редких примеров ломберных столов.
Элегантная композиция, гармоничные пропорции, в сочетании с разумной трезвостью декора, придают мебели Мижона изысканный характер, который полностью соответствовал вкусам французского общества времен Людовика XV. Этим объясняются огромный успех и исключительная значимость продукции и торговли Пьера IV Мижона, и его место в первом ряду французских мастеров-краснодеревщиков первой половины XVIII века. В коллекциях музеев — Лувра, Декоративного искусства и Карнавале в Париже, дворце Фонтенбло, Изящных искусств в Орлеане, Национальной художественной галерее в Вашингтоне есть — мебель с клеймом «Migeon».
История семьи Мижонов — это прежде всего история социального восхождения: от скромного ремесленника пригорода Сен-Жермен-де-Прэ до успешного мастера и предпринимателя, владельца одного из наиболее крупных торговых мебельных предприятий XVIII века.
Нина ГАНЦЕВА, Андрей МАШАКИН
Иллюстрации предоставлены авторами.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 57 (май 2008), стр.40