Время появления почтовой карточки — документально зафиксированный исторический факт. Тем не менее филокартисты постоянно ищут более ранние аналоги открытого письма. Среди таковых обычно фигурируют поздравительные рождественские карточки английского происхождения и визитные билеты. Такие попытки не всегда выглядят убедительно и доказательно, поскольку преемственная связь устанавливается исключительно по визуальным признакам: небольшому формату, плотной бумаге.
Между тем именно способ бытования в почтовом пространстве подобного рода карточек F дает основание говорить о том, что их действительно можно отнести к определенному виду почтовой корреспонденции. А открытый способ пересылки показывает направление, в котором могли развиваться тенденции, приведшие к появлению нового вида почтового отправления — открытого письма.
Логика использования визитных карточек в качестве поздравительных исходила, конечно, из практики личных визитов, характер которых был весьма разнообразным. Их наносили в знак благодарности, по случаю семейных торжеств и праздников, в связи с болезнью, отъездом. Обязательными считались визиты признательности, поздравительные и соболезнования.
Мода на «визитный билет вместо визита» вошла в практику, наверное, почти одновременно с традицией наносить визиты, непременным атрибутом которых была визитная карточка. Когда посылаемая визитная карточка заменяла личный визит, считалось, что и учтивость соблюдена, и этикет не нарушен.
Накануне праздника, когда поздравлениями надо было охватить широкий круг родственников, знакомых, сослуживцев, «визитный билет вместо визита» оказывался весьма кстати. Праздничные визиты были обязательным ритуалом, наиболее учтивым считалось нанести их в первый день праздника. Поскольку невозможно было отдать все визиты в один день, первый праздничный день отводился для ближайших родственников и наиболее важных персон. Чтобы иметь возможность поздравить всех остальных в этот день, прибегали к помощи слуг, которые разносили визитные карточки хозяина по всему городу.
До появления иллюстрированного открытого письма визитная карточка была удобным поздравительным форматом. Плотная, хорошего качества бумага, небольшой размер, качественная печать с элементами декора способствовали тому, что визитные карточки начали использовать в качестве поздравительных.
С момента учреждения городской почты появилась возможность воспользоваться ее услугами: «В годовые праздники эти карточки рассылаются по почте без загнутого угла и обозначают поздравление, а в дома родственников или коротких знакомых визитные карточки посылаются с припискою поздравления и различных пожеланий, делаемых на обороте».
Первая городская почта в России была учреждена в Санкт-Петербурге в 1833 году для доставки из одной части города в другую только простых писем, визитных и пригласительных билетов, а не всех видов почтовой корреспонденции. Пересылка письма стоила пять копеек серебром, визитного билета — две с половиной копейки серебром. Таким образом, «Положение о заведении городской почты» вводило новый вид почтовых отправлений — бандероли, а после подписания в 1854 году Россией и Австрией Почтовой Конвенции бандероли были включены также для междугородных и международных отправлений. Попав в разряд бандерольных отправлений, визитная карточка теперь могла быть отправлена в другой город или за границу, хотя основной ареной ее распространения оставался город.
К бандеролям почта относила образцы товаров, деловые бумаги и печатную продукцию, которой считались: газеты и другие периодические издания, книги, ноты, визитные билеты, адресные карты, корректуры печатных произведений с относящимися к ним рукописями, гравюры, фотографии, рисунки, планы, каталоги, прейскуранты, печатные объявления, «вообще всякие типографские оттиски и воспроизведения на бумаге, пергаменте или папке посредством печатания, литографирования или другим легко распознаваемым механическим способом, кроме снимания — ручного или копировальным прессом».
Из перечня того, что можно было отправлять бандеролью, видно, что данный вид почтового отправления предназначался исключительно для деловой пересылки. Тарифы за отправку бандеролей были самыми дешевыми из всех видов почтовых отправлений.
Разница в тарификации почтовых отправлений оказалась настолько привлекательной, что стала определяющей, когда дело касалось пересылки произведений печати или материалов, воспроизведенных различными тиражированными способами. Несмотря на почтовые правила, по которым к бандеролям относили только то, что не носило характер текущей переписки, в общем перечне оказалась и эта частичка личной корреспонденции. Способ печати позволял отнести визитную карточку к печатным произведениям.
С 1864 года за пересылку бандеролей стали платить почтовыми марками: 2 копейки за 4 лота или 50 грамм. Местные бандерольные отправления с печатными произведениями стоили 1 копейку, когда «бандерольное вложение» не составляло более одного листа писчей бумаги обычного формата.
По почтовым правилам бандерольные отправления должны были быть упакованы так, чтобы можно было «осмотреть все находящееся под бандеролем». Бандеролем называлось не только само отправление, но и упаковка, которая представляла собой бумажную ленту. Существовали и другие способы упаковки: открытый футляр, незапечатанный конверт. Разрешалось просто перевязывать корреспонденцию веревкой или наворачивать на палку. В любом случае, речь шла об открытом почтовом отправлении.
Упаковкой для визитных карточек, отправляемых по почте, чаще всего служили конверты, которые не запечатывались. Будучи предметом изящным, визитная карточка потребовала и соответствующей упаковки. В продаже появились специальные конверты для визиток, оформленные со всевозможными изысками. К слову, знаменитое издательство открытых писем «Община святой Евгении» начало свою деятельность с выпуска именно «визитных билетов вместо визитов» и конвертов к ним.
Визитную карточку можно было отправить и без всякой упаковки. «Всякие печатные произведения, имеющие плотность и форму несложенной карты могут быть отправлены без всякой заделки», — говорится в «Правилах почтовых сношений» (СПб., 1909). Адрес получателя следовало писать на «самом бандероле», сюда же наклеивалась и марка. Бандерольные отправления не обязательно было лично относить на почту. Так же как простые и открытые письма, они могли быть опущены в почтовый ящик.
Непременным в отношении бандерольных отправлений было требование, чтобы вложение не содержало никаких рукописных пометок, кроме «адреса, или корректурных отметок».
Чтобы хоть в каком-то виде сохранить для публики возможность делать поздравительные приписки на визитных карточках, пересылаемых по почте, и в то же время иметь право принимать их как бандероли, почтовому ведомству пришлось регламентировать форму этих рукописных пометок. Поздравительные надписи на них можно было делать исключительно аббревиатурой: «С П. С. П.»
(с праздником Св. Пасхи), «Р. X.», «X. В.», «С Н. Г.» (с Новым годом). Визитные карточки с другими надписями, по мнению почтового ведомства, имеющими «характер текущей переписки, т.е. сообщения о чем-либо, а также поздравительные надписи целыми или сокращенными словами», оплачивались по тарифам закрытого письма. В «Правилах почтовых сношений» 1909 года делались послабления: помимо поздравлений, обозначаемых условными знаками, разрешалось добавлять от руки «пожелания, изъявления благодарности или сочувствия и другие выражения вежливости, сделанные не более как в пяти словах».
Вал поздравительной корреспонденции обрушивался на почтовую службу в дни празднования Рождества, Пасхи и Нового года. Учитывая существовавшую традицию вручать поздравительные визитные карточки в первый день праздника, городская почта Санкт-Петербурга поставила перед собой задачу обеспечить доставку поздравительного сообщения адресату в первый день праздника. С S этой целью она разработала и ввела отличную от повседневной технологию приема, сортировки и доставки праздничной корреспонденции.
Если отправитель хотел, чтобы его поздравительные карточки были получены адресатом в день праздника, он должен был в течение недели перед праздником (перед Новым годом — с 23 по 30 декабря включительно, на Страстной неделе — с понедельника до пятницы включительно) отнести их в одно из почтовых учреждений, а не опускать в почтовый ящик. При соблюдении этого условия, почта обязывалась доставить такую корреспонденцию «непременно в самый день праздника, по возможности в первую же разноску».
Надо сказать, задача эта была не из легких. Если в обычные дни количество корреспонденции в Санкт-Петербурге, проходившей через почту, составляло 200 тысяч единиц, то в первый день Святой Пасхи — 900 тысяч (данные за 1897 год). Хотя почтовые операции в праздничные дни не осуществлялись, доставка поздравительной корреспонденции, поданной таким порядком, обязательно производилась.
При приеме поздравительных бандерольных отправлений служащий почты обязательно просматривал «заключающееся в них вложение» и, в случае несоблюдения установленных почтовых правил, возвращал их отправителям. Марки на принятых для доставки бандеролях погашались штемпелем почтового учреждения, однако без числа, месяца и года. Обработанные таким образом бандерольные отправления с поздравительными визитными карточками хранились отдельно от прочей корреспонденции. В последний день приема их доставляли из почтовых отделений на Главпочтамт, откуда после сортировки рассылали по соответствующим почтовым учреждениям, где их в тот же день подбирали служащие по «очередному ходу разноски».
В первый день праздника поздравления доставлялись адресатам. Опущенную же в почтовые ящики поздравительную корреспонденцию доставляли накануне праздника или же по истечении первого праздничного дня.
Опробовав в Санкт-Петербурге эту систему, которая не только удовлетворяла запросы населения, но и значительно облегчала труд почтовых служащих по разборке огромного количества рождественской, новогодней и пасхальной корреспонденции, почтовое ведомство в 1897 году издало циркуляр «О порядке приема на почту поздравительных визитных карточек», который предлагал ввести данную систему во всех крупных городах Российской империи.
Праздничная корреспонденция была проблемой для всех крупных городов Европы. Например, во Франции для новогодних поздравлений официально отводился не только первый день нового года, но почти весь январь. Отправка поздравительных карточек по городской почте стала обычным явлением, поскольку почти все парижане отказались приносить поздравления лично. Доставка праздничной корреспонденции по обычной схеме не справлялась с объемами и осуществлялась со значительными задержками. Давая объяснения по этому поводу бюджетной комиссии, один из чиновников парижской почтовой службы ссылался в свое оправдание на «полную недостаточность подвижного состава столичной почты».
Таким образом, разработанную городской почтой Санкт-Петербурга схему доставки праздничных отправлений можно считать блестящим ноу-хау.
Интересной находкой стала практика пересылки не только визитных карточек, но и открытых писем под видом бандерольных отправлений. В постановлении по Почтовой части о правилах почтовых сношений (СПб, 1909) указывалось, что: «Карточки (в том числе иллюстрированные), с обозначением на русском языке слов «почтовая карточка», или равнозначущих слов на каком-либо другом языке (например, carte postale), могут быть пересылаемы по уменьшенной таксе, установленной для печатных произведений, хотя бы означенные слова не были зачеркнуты и на отправлении не было написано «печатное произведение», если только во всем остальном они удовлетворяют условиям, требуемым для пересылки печатных произведений».
Практика посылать праздничные открытые письма как бандерольные отправления была особенно распространена в Германии — здесь этот обычай был непременным ритуалом. Но и нарушений при пересылке их под видом бандеролей здесь оказывалось больше. Затруднения, как для отправителей, так и для почтовых служащих, были связаны с многочисленными исключениями, вводимыми для печатных произведений. В Германии помимо постановлений, определенных Всемирным Почтовым Союзом, существовал целый ряд внутренних распоряжений, в которых давались многочисленные и детальные разъяснения, что не должно было попадать под бандерольное отправление.
На открытках, отправляемых под видом бандеролей, допускалось делать от руки лишь краткую приписку, не имевшую характера переписки, как, например: «Г. N. N. на добрую память». Приписки от руки в виде: «С сердечным приветом», «С искреннею благодарностью» считались уже формами частной переписки. «Многие полагали, что на открытых письмах с видами и т.п., оплаченных по таксе печатных произведений, можно приписывать добрые пожелания, поздравления, благодарности или др. фразы для выражения вежливости, заключающие в себе не более 5 написанных слов или же обычные начальные буквы таких фраз. Это мнение однако ошибочно; приведенные приписки от руки допускаются лишь на печатных визитных карточках, но не на открытых письмах с видами (по таксе печатных произведений), и притом эти приписки должны быть сделаны общепонятными письменными знаками, к которым например не относятся стенографические», — говорилось в статье «Открытые поздравительные письма в Германии» (Почтово-телеграфный журнал. 1903. № 1. С. 107 со ссылкой на Verkehrszeitung № 52 за 1903 г.).
Под видом бандеролей в качестве поздравительной корреспонденции в общем можно было отослать любую репродукцию. В этом случае почтовым служащим было трудно определить способ печати, так как «при постоянно возрастающем числе допускаемых наряду с печатными произведениями других способов воспроизведения, для самих почтовых чиновников с каждым днем становится труднее определить, следует ли причислить данное отправление к разряду писем или бандеролей», — писал о «Необходимости реформы при рассылке почтою бандерольных отправлений» Почтово-телеграфный журнал (1900. С. 182).
В заключение хотелось бы сказать, что фантазия в оформлении поздравительных открытых писем и визитных карточек была безгранична, и часто также вступала в противоречия с правилами почтовых отправлений. В качестве поздравительной использовалась не только обычная визитная карточка. Люди нередко делали специальные, весьма оригинальные заказы таких карточек. Так, в начале XX века в России были распространены поздравительные визитные карточки, оформленные как бумажные денежные знаки. Почтовое ведомство пыталось предотвратить пересылку таких визиток под видом бандерольных отправлений, поскольку по почтовым правилам пересылка любых ценных знаков относилась к такому виду отправления, как «денежные пакеты». Циркуляр от 29 сентября 1908 года гласил: «В виду частых случаев пересылки за последнее время в бандерольных отправлениях поздравлений, отпечатанных в форме 100-рублевых кредитных билетов, объявляю по почтово-телеграфному ведомству, что такие печатные произведения, подражающие государственным кредитным билетам, воспрещается пересылать по почте и подобные бандероли подлежат уничтожению в местах их продажи применительно к циркуляру от 21 декабря 1907 г. за № 103».
Но особенно изощренную фантазию в дизайне поздравительных отправлений проявляли издатели открытых писем и заказчики визитных карточек в Германии. Не отвечающими условиям открытой переписки почтовое ведомство Германии считало издания со значительно закругленными углами, с небольшими выбитыми отверстиями и буквами, пробитыми и затем заплетаемыми нитками, с наклеенными «предохранительными» листами, издания, сделанные из металла и дерева, в виде коробок с нажимными пружинами, так называемые «нажимные письма». Такого рода отправления хотя и пересылались по почте в открытом виде, но оплачивались как письменные отправления. Совсем не принимались к пересылке в открытом виде «открытые письма с наклеенною минеральною пылью, слюдой, мелкою стекольною пылью, песком, металлическими осколками и т.п., а равным образом письма с вырезами, нарушающими прочность писем, с привешенными печатями из фольги, письма в виде пивных кружек, рыб и другое».
Людмила ПЕТРОВА
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (60) сентябрь 2008 стр. 120