Не так давно мною было открыто девять новых, ранее неизвестных работ М.А.Врубеля в металле (бронзе) и керамике (включая фаянс). Искусствоведческая экспертиза этих работ была проведена в 2005 году в Государственном Историческом музее научным сотрудником отдела ИЗО Павлом Кошелевым. Будучи специалистом, хорошо разбирающимся в тонкостях стиля М.А. Врубеля, он выполнил исследование и дал экспертное заключение, даже не подозревая о наличии множества подписей на этих произведениях.
Трудно было найти такие музеи и НИИ России, которые могли бы уточнить (или подтвердить) наличие на этих работах авторской подписи и года их создания. Отказ помочь мне в этом зачастую мотивировали отсутствием профильных специалистов и необходимой аппаратуры. Последней инстанцией в моих поисках стал Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России — одна из высших государственных организаций в нашей стране, решающая подобные вопросы, выполняющая особо сложные многопрофильные исследования, за исключением искусствоведческих. Но именно здесь в 2007 году провели поистине уникальное исследование. Эксперт Борис Антропов изучил, исследовал и выявил многочисленные нюансы художественных работ М. Врубеля (не только подписи и годы создания), дал их научное объяснение. Так, например, оказалось, что странные скопления пузырьков в глазури на основании статуэтки «Испанка» — не что иное, как подпись «Вруб.» и дата «1903». Кроме того, было установлено, что художник на всех представленных мною на экспертизу работах оставил множество не заметных невооруженному глазу подписей и датировок их создания, размеры которых — от долей миллиметра до величины всего произведения, будь то картина или скульптура.
Такие подписи М.Врубеля (на металле и керамике) при любом копировании могут не сохраниться! Таким образом, он защитил свои работы от всевозможных подделок. Все подписи были сделаны либо «в тесте» острым или тупым предметом по сырой глине (керамика, включая фаянс), либо на форме, с которой делалась отливка (бронза).
Обнаруживать и выявлять подобные подписи, в силу специфики своей работы, могут только эксперты-криминалисты. Музейные специалисты — искусствоведы зачастую уступают им в профессиональности исследований. Мне повезло, что я обратился именно к нашим высококлассным криминалистам, которые разгадали творческий прием (уловку) великого Врубеля, приоткрыли завесу мистики его произведений, обнаружили его обычные малозаметные подписи и расшифровали его сложные стилизованные подписи. Как выяснилось в процессе исследования, М.Врубель стилизовал их под сюжет работы (на картинах и скульптуре). Кстати, это абсолютно нормально, когда художник оставляет на произведении свою подпись и дату его создания, а не какие-то знаки или слова (которые может поставить любой другой художник). Делая не одну жирную подпись, а много незаметных, художник прекрасно понимал, что при копировании (керамики и изделий из металла) жирные подписи сохранятся, а незаметные практически исчезнут (такая защита очень полезна, если кто-то попытается повторить либо подделать законченную работу)!
Художник, не разделяя себя с персонажем произведения, растворялся в нем Мысли, переживания, свое собственное осознание, собственная подпись (монограмма) органично объединялись в пластике и форме скульптуры, становились своеобразным орнаментом художественного произведения. Авторская подпись, которая обычно располагается на двухмерном пространстве декартовой координаты (привычной для искусствоведов) делается объемной, трансформируется под трехмерность скульптуры, переводится в «невидимую зону», где маскируется за счет использования полихромности окраски объекта и скрадывается дополнительным красочным «напылением» по рельефу произведения. Алгоритм подписей М.Врубеля, выявленный в процессе исследования ранее неизвестных девяти скульптурных работ, экспериментально был перенесен на ряд его широко известных художественных полотен (и скульптуру) и оказался работоспособен.
Еще один немаловажный момент: подтвердилось предположение, что изображение барельефа «Девушка в фиолетовом платке» (керамика, 1903 год) из моей коллекции и изображение барельефа, представленного на странице 37 книги «Керамика Абрамцева» в собрании Московского государственного университета инженерной экологии (под редакцией О.И. Арзумановой, В.А. Любартович, М.В. Нащокиной. М., Издательство «Жираф», 2000. На фотографии 1910-х годов — интерьер дома в Бутырках. Музей «Абрамцево») являются идентичными.
Более того, криминалисты нашли много подписей (обычных и стилизованных) и датировок М.Врубеля не только на девяти работах из моей коллекции, а практически на всех известных его произведениях (картинах и скульптуре). Причем художник мог как угодно оригинально стилизовать свои подписи. Так, высказано предположение, что на художественном полотне «Пан» исполнен фрагмент мелодии «Врубель» (музыкальная картина).
Подписи М.Врубеля (стилизованные и обычные) и датировки, обнаруженные криминалистами на девяти новых работах художника (из моей коллекции).
Христос. 1903 г. Бронза; литье, патинирование. Размер — 40,5x21x19,5 см.
Описание предмета: сидящий Иисус Христос. Голова склонена к правому плечу, взгляд устремлен вверх, на голове терновый венец. Длинные прямые волосы, короткая борода и усы. Руки связаны, согнуты в локтях и опираются на левое колено. Обнажен по пояс, нижняя часть фигуры задрапирована широким плащом. Стопа левой ноги выступает из-под плаща и опирается на основание. Основание — низкое, прямоугольное, профилированное.
Стилизованная подпись «ВРУБЕЛВ 1903» — на терновом венце. От пояса до пяток стилизованная подпись «ВРУБЕЛЬ» — на складках покрывала (сзади). Также на складках покрывала стилизованная дата создания — «1903». С трех сторон прямоугольного основания — подписи: «МВРУБЕЛЬ», «МВ» и «1903». На спине — название работы: «1С X» (Исус Христос), а также много монограмм «МВ». На покрывале, в различных местах, — монограммы «МВ» и год «1903».
На внутренней поверхности статуэтки — тоже подпись «МВРУБЕЛЬ», год «1903» и монограмма «МВ».
На задней поверхности основания — большими цифрами год «1903» и монограмма «МВ».
Мефистофель (Скупой рыцарь). 1903 г. Майолика, полихромная роспись: коричневая (фигура, плащ, основание), черная (волосы, туфли), серебристая (сундук, ларец, фонарь, ключи). Размер — 31х16,5х 21 см.
Описание предмета: мужчина в пол-оборота влево сидит на сундуке; наклонившись вперед и влево, он прикрывает телом и обнимает небольшой ларец с высыпающимися из него монетами. Волосы длинные вьющиеся, одет в обтягивающие штаны, на ногах остроносые туфли. Сундук, на котором сидит мужчина, задрапирован накидкой. Основание низкое прямоугольное, в виде почвы; слева на основании, около сундука, связка ключей и фонарь.
По всей его фигуре, в том числе на лице и волосах, — много монограмм «МВ» и даты «1903». Стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» — на его ребрах (сбоку). Стилизованная подпись «Врубель» — на левом бедре мужчины и на торце сундука. Стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» — на связке ключей внизу и на ногах.
На основании статуэтки — подпись «МВРУБЕЛЬ», год «1903» и монограмма «МВ». Те же подписи — на дне статуэтки. На задней части сундука, в нише, — большая монограмма «МВ» и год «1903».
Кстати, на спине Мефистофеля криминалисты обнаружили «ножницы», которые «должны разрезать путы на его теле».
Кроме того, нетрудно заметить, что лицо «Мефистофеля» очень напоминает один из автопортретов М.Врубеля 1890-х годов.
Фауст и Маргарита. 1903 г. Фаянс, надглазурная роспись: белая (лицо, руки'), синяя, зеленая, желтая, коричневая, белая, бордовая (одежда) черная (берет, башмаки), зеленая, коричневая, синяя (основание). Размер — 68x33x31 см.
Описание предмета: Фауст и Маргарита стоят лицом друг к другу, взявшись за руки. Правой рукой Фауст обнимает Маргариту за плечи, правая рука Маргариты опущена и поддерживает подол юбки. Одеты Фауст и Маргарита по средневековой моде: он — в берете с пером, на левом боку — меч, на шее — толстая цепь, на плечи наброшен широкий плащ. Волосы длинные прямые, борода, усы. Она — в пышном платье, на поясе — кошель на длинном ремне. Волосы ее заплетены в две длинные косы, одна — на спине, другая перекинута на грудь. Основание — круглое, профилированное, в виде почвы. На внутренней его поверхности, в тесте, цифры «3371» (заводской номер модели).
На поясе у Фауста — стилизованная подпись «МВРУ- БЕЛЬ» в виде складок. На платье Маргариты — стилизованный год «1903». Наверху поверхности основания — три монограммы «МВ» и три стилизованных года «1903». На дне, на площадке основания, — название «ФАУСТ», подпись «МВРУБЕЛЬ» и год «1903». (Скульптуру пытались подделывать в Конаково и сейчас. Получились маленькие уродцы с кривыми ногами и жуткими лицами).
Испанка. 1903 г. Майолика, полихромная роспись: светло-коричневая (лицо, руки), желтая (корзина, нижняя юбка, основание), темно-синяя (виноград в корзине), желтая (рубаха), а также зеленая, коричневая, черная, фиолетовая. Размер — 64x27x20 см.
Описание предмета: девушка стоит, чуть выставив вперед правую ногу. Левой рукой придерживает на голове низкую корзину с виноградом и фруктами, правая согнутая в локте рука — на талии, тело немного наклонено влево. Одета в рубаху с короткими рукавами, корсет, верхняя юбка слева приподнята и закреплена на талии, нижняя юбка — прямая, длинная, передник. На голове длинная накидка, свободными складками спускающаяся по спине до талии. На ногах сандалии. Основание — низкое, круглое.
На верхней темной полосе передника — стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» (перевернута на 180 градусов). На нижней темной полосе передника — «1903». На дне статуэтки — монограмма «МВ» и год «1903». На ободке нижнего профиля круглого основания — пузырьки воздуха образуют подпись «МВРУБ.» и год «1903» (см. начало статьи). На зрачке и нижнем веке — монограмма «МВ» и подпись «МВРУБЕЛЬ».
Мизгирь. Триптих «Снегурочка». 1903 г. Майолика, роспись монохромная — светло-желтая с белым и синим отливами. Размер — 49x34,5x16 см.
Описание предмета: ниже пояса, почти 1/2 влево; правое плечо срезано; левая согнутая в локте рука — на поясе. Одет в кафтан с высоким воротником, на голове шапка.
Вся поверхность фигуры — в многочисленных подписях «МВРУБЕЛЬ», монограммах «МВ» и датировках «1903» разного размера.
Если развернуть статуэтку на 180 градусов и посмотреть на нее сзади, то можно увидеть большую монограмму «МВ» во весь размер работы. И согнутая рука — это как раз нижняя половина буквы «В». На дне статуэтки — подпись «МВРУБЕЛЬ», монограмма «МВ» и год «1903».
Волхова (Снегурочка). Триптих «Снегурочка». 1903 г. Майолика, полихромная роспись: синяя (лицо и фигура) и сине-белая (кокошник, волосы, драпировка). Размер — 9,5x26x17 см.
Описание предмета: поясная, изображена прямолично голова немного наклонена вперед, волосы длинные, правая рука у подбородка, левая — на талии. Через локоть правой руки переброшена накидка, кисть левой руки под накидкой.
В нижней части спины — монограмма «МВ». На синей поливе поверхности спины много стилизованных датировок «1903» разного размера.
На дне статуэтки — подпись «МВРУБЕЛЬ», монограмма «МВ» и год «1903».
Берендей. Триптих «Снегурочка». 1903 г. Майолика, полихромная роспись: светлая охра (лицо и руки), коричневая (волосы, борода, палка), синяя (шапка, рубаха), темно-зеленая (плащ). Размер — 46x28,5x16 см.
Описание предмета: поясной, изображен прямолично; голова немного наклонена вперед, длинные прямые волосы до плеч, борода, руки согнуты в локтях и подняты к груди, правая рука у бороды, левая опирается на палку. На голове высокая шапка, одет в рубаху, поверх рубахи — плащ, застегнутый на груди.
На затылке Берендея — монограмма «МВ». На спине тоже монограмма «МВ» и год «1903». На дне статуэтки подписи «МВРУБЕЛЬ» разного размера, год «1903» и монограмма «МВ».
Барельеф «Девушка в фиолетовом платке». 1903 г. Майолика, полихромная роспись: фиолетовая (платок), светло-фиолетовая (блузка), светло-коричневая (лицо), коричневая (волосы), светло-зеленая (фон). Размер — 58,5х 47x5 см.
Описание предмета: портрет девушки, нетрудный, чуть вправо. На голове платок, волосы длинные прямые. Одета в легкую блузку с высоким треугольным вырезом.
Криминалисты подтвердили что этот же барельеф представлен на фотографии 1910 года мастерской Абрамцева в каталоге «Керамика Абрамцева» на странице 37.
Спереди, справа снизу (под росписью), — монограммы «X», «МВ», год «1903». Подписи «МВРУБЕЛЬ» на лицевой стороне в разных местах барельефа. Стилизованная подпись «ВРУБЕЛЬ» в волосах девушки, на платке — стилизованная подпись «ВРУБЕЛЬ» и год «1903». Большая стилизованная подпись «ВРУБЕЛЬ» — по ВСЕМУ периметру панно (на 360 градусов). На обратной стороне барельефа — монограммы «МВ» разного размера и датировки «1903».
Панно-горельеф «Комедия и драма». 1906 г. Санкт-Петербург. Училище барона Штиглица. Майолика, полихромная роспись: бордовая (фон, цветы лилии, веер), светло-зеленая с металлическим отливом (декоративные элементы, листья), коричневая (лица, ветви лавра ). Размер — 66x51x17 см.
Описание предмета: на гладком, слегка профилированном в верхней и нижней частях, фоне ассиметрично расположены два декоративных овальных рокайльных элемента В пространстве, созданном этими элементами, слева — головка улыбающейся женщины, справа, чуть ниже, — голова мужчины. Женская головка — персонификация комедии, грустная и задумчивая мужская — драмы. В нижней части, под мужской головой — театральные и художественные атрибуты: веер и лавровый венок, в верхней части — цветы лилий. Справа вверху, на поле, — авторское название декоративного панно «Комедия и драма». Слева внизу — подпись «Г. С...», справа внизу — «М.Врубель 1906» (все три подписи на поле — подглазурные, в тесте). Внизу, на срезе, в тесте цифра 132 — номер декоративного панно по модельному кабинету. На обороте — две надписи: справа внизу вырезано «ЦУБШ 1906» (Центральное училище барона Штиглица), в центре черной краской — «Из. У.Т.Р.Б.Ш. Famacen» (из Училища технического рисования барона Штиглица). Вверху, на срезе и на обороте — три сквозных круглых отверстия для подвешивания.
Надо отметить, что Врубель работал в Санкт-Петербурге у барона Штиглица как раз в эти годы.
На лицевой стороне (в верхнем правом углу) — название панно «Комедия и драма», выполненное по предварительно вдавленным следам (широким тупым предметом), образующим группу цифр «1906» (год). Справа снизу подпись «МВРУБЕЛЬ 1906» выполнена по предварительно вдавленной (широким тупым предметом) монограмме «МВ». Слева снизу подпись «Г.Скаль...» выполнена по предварительно вдавленной (широким тупым предметом) монограмме «МВ». Подписи «МВРУБЕЛЬ» сделаны широким тупым предметом на левом поле горельефа, левой половине золотистой рамки и на лицах.
Нетрудно заметить, что большая золотистая рамка — это стилизованные цифры «96». Цифра «1» спрятана в веере. Цифру «0» скорее всего образуют две лилии между лицами. То есть во всю работу получается стилизованный «1906» год. Так же во всю работу — большая стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ». Стилизованная «М» — сверху, на пересечении золотистых рамок. Буквы «ЛЬ» — это веер с листиками. Буква «В» — это две лилии между лицами. Три лилии справа — буквы «Р» и часть «У» (волосы мужчины другая часть), «Б» -— лицо мужчины с частью волос, «Е» — листики.
На обратной стороне панно (правая нижняя четверть) острым предметом вырезаны буквы и цифры «ЦУБШ 1906» (Центральное училище барона Штиглица). На ребре жесткости красителем черного цвета выполнена надпись «Из. У.Т.Р.Б.Ш. Ратасеп».
Стилизованные подписи М.Врубеля (и годы), найденные криминалистами на известных работах М.Врубеля
Примавера. 1897 г.
Большая стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» занимает практически все пространство картины с разворотом на 180 градусов. Лицо девушки — это стилизованный «Ь». Большая буква «Б» — как раз на месте ее правой руки, то есть это не неправильно нарисованная правая рука, а всего лишь часть буквы «Б». Становится понятно, зачем девушке «сломали руку».
Стилизованная подпись «ВРУБЕЛЬ» присутствует на волосах и лице девушки, причем «Ь» — это ее левый глаз с бровью. Стилизованная подпись «ВРУБЕЛЬ» из лилий — и на поясе девушки. Стилизованный год «1897» — на голове, причем «9» — это лицо, «7» — волосы, «1» — в конце «руки», «8»— это две лилии перед лицом. Стилизованный год «1897» — также на поясе. Цифра «7» торчит из левой руки девушки.
Царевна Лебедь. 1901 г.
Большая стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» занимает всю ее большую корону из драгоценных камней. Буква «М» — слева, прямо перед короной.
Гамлет и Офелия. 1883 г.
Большая стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» размером с картину. Нижняя часть кафтана Гамлета — это стилизованная буква «М». Верхняя часть его кафтана — буква «В». Лицо Гамлета — это буква «Р», его шапка с рукой Офелии — стилизованная буква «У».
Большая стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» размером с картину и разворотом на 180 градусов. Верхняя часть накидки Гамлета — это стилизованная буква «М». Палитра в руке у Гамлета — стилизованная буква «В». Стилизованная буква «У» — в левом углу картины, развернута на 180 градусов, как и остальные буквы («БЕЛЬ»),
Слева, практически во всю картину, — стилизованный год «1883».
Стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» почти во всю картину начинается с левого верхнего угла (буква «М»), Овальная диадема на голове Офелии — это буква «Р». Небольшой вырез на шляпе Гамлета — это низ буквы «Е». Буква «Л» — букет цветов на накидке кресла (как «веер» на панно «Комедия и драма», где тоже стилизованная буква «Л» ).
Большая стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» во всю нижнюю сторону картины.
Пан. 1899 г.
Большая стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» начинается на плече «Пана» и заканчивается внизу полотна Еще одна подпись «МВРУБЕЛЬ» — в траве, в нижней части картины.
Другая большая стилизованная подпись «ВРУБЕЛЬ» занимает почти всю верхнюю половину картины. Березки, изображенные в этой части, — это и есть стилизованные буквы. Еще одна большая стилизованная подпись «ВРУБЕЛЬ» занимает всю нижнюю половину картины. Начинается с березок, слева — буквы «ВР». Буква «У» — это часть бороды Пана. Буква «Б» — под левой рукой Пана и частью его бороды.
Стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» есть на голове Пана. Копна волос слева — это буква «В», рог слева — буква «Р», рог справа — буква «Б», нос — буква «У». Еще одна стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» — на бороде и груди Пана.
Кстати сказать, криминалисты, изучая все нюансы, пошли гораздо дальше. Они утверждают, что «Пан» — это еще и музыкальная картина. А в правой руке он держит часть трубы с музыкальной подписью «Врубель».
Роберт и монахини. Гипс. 1896 г.
Большая стилизованная подпись «МВРУБЕЛЬ» начинается на животе Роберта и доходит до низа скульптуры. Кинжал на поясе Роберта — это буква «Р». ВО ВСЮ СКУЛЬПТУРУ — большими цифрами стилизованный год «1896». «1» — это спина монахини, что слева от Роберта. «8» — левая половина Роберта, «9» — его правая половина. Две летучие мыши справа от Роберта — цифра «6».
Конечно, это далеко не все подписи (и даты), которые М.Врубель зашифровал в своих работах, сделав это очень профессионально. Но криминалисты утверждают, что могут их найти на всех известных его работах.
Павел КАРПОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (60) сентябрь 2008 стр. 80