При словах «ювелирные украшения»,«драгоценности» дамы, как правило, начинают улыбаться, глаза их становятся мечтательно задумчивыми, а их мужъя тут же хватаются то за сердце, то за кошелек или -— наоборот, в зависимости от характера, темперамента и возраста.
11 февраля 2005 года в 14.28 по московскому времени цена за тройскую унцию золота на торгах в Нью-Йорке составила 417 долларов.
Так сколько же их — драгоценностей, так прочно вошедших в наш быт с давних времен? Вообще-то им нет числа. Это изделия из благородных металлов и сплавов — золота, серебра, платины, палладия, различного вида и назначения зачастую с драгоценными и поделочными камнями. В давние времена ювелирные украшения изготавливали даже из бронзы и железа. Как во всем этом разобраться? Сколько что стоит? Если с металлами и сплавами, составляющими материальную основу ювелирного изделия, более или менее все ясно: есть характеристика качества — проба, есть вес изделия, известна цена единицы драгметалла — несложно рассчитать и его цену, — то с драгоценными камнями такой ясности нет — здесь и «черт ногу сломит». Покупателю разобраться очень непросто. Например, что можно понять из обычных этикеток на кольцах, взятых наугад в рядовом ювелирном магазине?
1.Кольцо, золото — 750 пр., масса — 6,08 г, цена 327 600 руб., скидка 30%, 1 бр. — 1,03 к, 57 граней, 4/5.
2.Кольцо, золото — 750 пр., масса — 8,24 г, цена 126 854 руб., скидка 30%, 1 бр. — 0,63 к, 1 бр. — 0,43 к, 57 гр., 6/4.
3.Кольцо, золото — 750 пр., масса — 8,47 г, цена 110 880 руб., скидка 30%, 1 бр. — 0,56 к, 1 бр. — 0,31 к, 57 гр., 5/6.
Сертификатов, удостоверяющих подлинность этих цифр, в магазине нет. Конечно, в больших специализированных магазинах ситуация другая: вам все расскажут о ювелирном изделии и дадут соответствующее заключение геммолога, правда, не на все камни, а на те, что весят более 0,5 карата. Но собственное представление иметь все же хочется, а драгоценных камней очень много. Попробуем же разобраться.
Вся «королевская рать» драгоценных камней состоит из бриллиантов, изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов. Вся «королевская конница» — это опалы, хризолиты, аметисты, гранаты, морионы, турмалины, раухтопазы и т.д.
Как же оценивать ювелирные изделия с драгоценными камнями, да еще и антикварные, покрытые патиной времени? Если говорить только об антикварных изделиях, то прежде всего в оценке необходимо исходить из художественных достоинств изделия: насколько удачно в нем передан тот или иной стиль эпохи, отражена мода того времени, чувствуется ли удивительное обаяние старины, ну и, безусловно, очень большое значение имеет имя его творца — мастера-ювелира.
О каких же натуральных характеристиках компонентов, составляющих ювелирное изделие, может идти речь, когда мы держим в руках настоящее произведение декоративно-прикладного искусства, как, например, пасхальное яйцо работы К.Фаберже? Девять таких яиц — основа выставленной на продажу коллекции Форбса — были куплены В.Ваксельбергом за огромную сумму, по оценкам экспертов, примерно за 100—150 миллионов долларов. То же самое можно сказать и о цене антикварных ювелирных изделий других ведущих мастеров XVIII—XIX веков. Доминантой в ценообразовании в этом случае служат имена Хлебникова, Овчинникова, Сазикова, Курдюкова, Морозова. Из современных художников-прикладников очень востребованы работы Эрнста Неизвестного и некоторых других ювелиров.
Кстати, дорогой читатель, вам приходилось покупать пасхальные яйца работы К.Фаберже? Мне, к сожалению, нет. Изделия таких мастеров уникальны. И цена нa них, естественно, договорная. Во всех других случаях, когда имя автора-ювелира не так популярно или со временем утрачено и не может быть восстановлено каким- либо путем, цена ювелирного изделия в основном зависит от стоимости драгоценных камней. И это касается любых ювелирных изделий — как антикварных, так и современных.
Среди известных драгоценных камней — изумрудов, сапфиров, рубинов — бриллианты занимают особое место, определяемое их необычными природными свойствами, поэтому на их примере покажем приемы оценки ювелирных изделий с драгоценными камнями.Драгоценности с другими камнями оцениваются так же, но по упрощенной схеме.
Бриллиантом называется ограненный алмаз, минерал, имеющий наибольшую твердость из всех известных природных образований. Важная его особенность — так называемый «алмазный блеск», который проявляется на поверхности ограненных камней. Входящий в бриллиант световой поток, многократно отражаясь, создает необычный световой эффект, который так радует глаз. С помощью огранки алмазу придают определенную форму, тем самым этот эффект проявляется лучше всего, подчеркивая игру света и необычную красоту камня. Сравнительно недавно алмазы были чрезвычайно редки, купить их могли только очень богатые люди. В конце XVIII века на юге Африки,
недалеко от местечка Кимберли, открыли первое промышленное месторождение алмазов. В XIX столетии аналогичные месторождения были найдены в Австралии, Южной Америке, Канаде и других странах. Промышленная эксплуатация кимберлитовых трубок с алмазами в России была начата в середине прошлого века.
Самый крупный в мире добытый алмаз — «Кулинан», найденный на юге Африки, он весил 3882,5 карата. Алмаз «Дядя Сэм» был найден в Арканзасе, весил он чуть более 50 карат. Уникальный фиолетовый алмаз «Надежда» хранится в Смитсоновском Институте США, до огранки его вес был около 120 карат. В Оружейной палате Московского Кремля экспонируется алмаз «Шах», весом более 100 карат, подаренный персидским шахом российскому царю в качестве компенсации за убийство русского писателя и дипломата Грибоедова.
Показательно, как вес бриллианта сказывается на его стоимости. Так, в 1995 году на торгах, организованных аукционным домом «Сотбис», был куплен необычно крупный чистый камень, весом в 126,25 карата, за 16,5 миллиона долларов.
Алмазы используются во многих сферах человеческой деятельности, но особенно широко они задействованы в ювелирной промышленности. К сожалению, не все из добытых алмазов можно использовать в ювелирном деле. В первую очередь это связано с невысоким «ювелирным» качеством добываемого сырья. Крупные алмазы редко встречаются в природе, поэтому они очень дорогие.
То же самое можно сказать и о качестве камней. Чистые камни очень редки и дороги. Цена бриллиантов существенно зависит и от результатов технологической обработки, позволяющей выявить природную красоту камня. Как полно огранен алмаз, сколь совершенны пропорции получившегося в результате огранки бриллианта, какова степень чистоты поверхности его граней — все это учитывается при определении стоимости бриллианта. О том, как отличить хороший камень от посредственного, как определить рыночную стоимость бриллианта и не «прогадать» в цене, написано немало, но общим во всех публикациях по оценке бриллиантов является одно очень важное обстоятельство — оценка бриллиантов всегда проводится по правилу 4 «С». Имеется в виду, что сначала надо определить вес камня «Carat weight» — это первое «С», затем чистоту бриллианта — «Clarity», далее следует цвет — «Color», затем — совершенство огранки бриллианта, в профессиональной терминологии — «Cut», и, наконец, завершающий момент — определение цены бриллианта.
Вес бриллианта
Много веков назад вес драгоценных камней было принято измерять количеством зернышек одного из растущих на Ближнем Востоке бобовых деревьев, которые использовали при изготовлении шоколада. Они весили около 200 миллиграммов, или 0,2 грамма каждое, и назывались «Саbob"-откуда и произошло слово «карат». Традиция измерять вес драгоценных камней в каратах прочно вошла в ювелирное дело в середине XIX века, когда 1 карат стал строго равен 200 мг. Если бриллиант не вставлен в оправу, его вес определяется простым взвешиванием. Если же он оправлен, его вес можно определить по расчетным формулам, учитывающим основные характеристики камня, — высоту, диаметр, способ огранки и т. д. Упрощенный метод выявления веса оправленного бриллианта заключается в использовании стандартизированных палеток или планшеток, где определенному диаметру бриллианта придается соответствующий вес. Не надо объяснять, что чем крупнее камень, тем больше его вес и при прочих равных условиях выше его цена.
Чистота бриллианта
Эта характеристика качества бриллианта указывает на то, насколько чист камень от всевозможных дефектов как природного характера — пузырьков, трещинок, включения
угольков или других кристаллов, так и дефектов, появившихся в результате его обработки, например следов полировки и огранки. Оптические свойства более совершенны у чистых бриллиантов, и они, естественно, дороже. По чистоте бриллианты подразделяются на несколько групп. Для их описания воспользуемся Техническими Условиями (ТУ) промышленного производства бриллиантов. Для бриллиантов весом более 0,3 карата принята градация показателя чистоты камня от 1 до 12. Условно разобьем их на три группы.
Первая группа — это бриллианты с чистотой от 1 до 4. В камнях этой группы рядовой покупатель не увидит никаких дефектов, даже если будет их рассматривать через лупу с 10-кратным увеличением (именно в такую лупу принято рассматривать драгоценные камни). Драгоценные камни этой высшей группы чистоты — очень редкие и соответственно очень дорогие. Более распространены бриллианты с характеристиками чистоты от 5 до 7. Невооруженным глазом дефекты в них практически тоже трудно заметить, а вот в лупу можно увидеть точечки, трещинки, своеобразные облачка и прочие включения. Их не так много и они не очень сказываются на оптических свойствах бриллиантов. Камни этой группы — хорошего качества.
В бриллиантах, относящихся к группе 8 — 12. включений много, они видны и невооруженным глазом. Группа 8 —12 наименее популярна на потребительском рынке.
Цвет
Бриллианты могут быть окрашены в самые различные цвета, но в основном их цвет варьируется от прозрачного до желтого и коричневого. Чем желтее бриллиант, тем менее впечатляющи его способности к игре и отражению света. В нашей стране принято выделять 9 групп бриллиантов, отличающихся друг от друга цветом и степенью его насыщенности.
Бесцветные камни — 1-3.
Почти бесцветные — 4-6.
Слегка желтые — 7-8.
Желтые, коричневые — 8-9.
Чем светлее камень, тем он лучше играет и тем выше его позиция на шкале, а значит, он и дороже. Определить цвет бриллианта по шкале помогают специальные эталоны, которые можно купить в магазинах, торгующих ювелирным инструментом. Основная масса бриллиантов, появляющихся на рынке, — слегка желтые и желтые, то есть группы 7 и 8. Можно воспользоваться довольно простым способом определения группы бриллиантов по цвету. Для этого надо положить оцениваемый камень на лист чистой белой бумаги. Если вы заметите хоть малейший оттенок желтизны, знайте — цветовые характеристики этого камня не выше 7. Довольно редко на потребительском рынке появляются бриллианты, окрашенные в другие, так называемые фантазийные цвета, например — голубой или ярко-желтый, канареечный, или зеленый. Такие камни очень редки и чрезвычайно дороги.
Классификация бриллиантов по качеству огранки
Не только форма огранки, но и ее пропорции решающим образом сказываются на игре или «алмазном блеске» бриллианта. Камень может быть крупным, чистым и бесцветным, но если он плохо огранен и имеет плохие пропорции, то останется тусклым. В таком бриллианте не будет игры света, цена его может быть значительно ниже цены камня, меньше весом, но с хорошими пропорциями и, соответственно, игрой света. Огранкой алмазам придают самые разные формы, которые называются «груша», «маркиз», «принцесса», " овал» и т.д.
Самая предпочтительная форма огранки — круг- лая, с 57 гранями, или фасетами. 32 фасеты и площадка — в верхней части бриллианта, «короне», и 24 фасеты — в нижней части бриллианта, «павильоне». «Павильон» и «корону» соединяет поясок. От того, насколько широк или узок поясок, насколько соответствуют расчетным параметрам углы «короны» и «павильона», как симметричны фасеты и т. д., зависят «игровые» характеристики бриллианта. К сожалению, довольно много продается бриллиантов круглой и других форм, у которых плохие пропорции, то есть они огранены не в соответствии с общепринятыми стандартами. Кстати сказать, эти стандарты были рассчитаны в начале XIX века русским математиком М.Толковским. Перечислим некоторые из них: соотношение размеров площадки верха бриллианта к его диаметру должно быть в пределах от 53% до 60%, отношение высоты камня к его диаметру должно быть в пределах от 56% до 61% , углы граней «короны» должны лежать в пределах 32— 35°, а «павильона» — в пределах 40,75°.
В 1919 году Марсель Толковский рассчитал пропорции, при которых свет, входящий в бриллиант, полностью отражается, создавая сильную игру и бриллианцию. За исходную форму был принят круглый бриллиант с 57 гранями. Если оцениваемый вами бриллиант огранен иначе, его цветовая игра будет неэффектной, иными словами, он будет выглядеть тусклым. В зависимости от флуктуаций параметров огранки Техническими Условиями бриллианты делятся на 4 класса — А, Б, В, Г. В первом классе характеристики огранки бриллиантов укладываются в рамки указанных выше значений. Если принять за 100% цену камней первого класса, то цена на камни второго класса на 5 —10% ниже, третьего — на 10—20%. Камни четвертого класса на 15 — 30 % дешевле камней, ограненных по первому классу.
Таким образом, становится понятным, как нужно было бы правильно маркировать бриллианты в приведенных в начале статьи примерах. Кольцо № 1 следует маркировать так: Кр-57-1,03-4/5А или Б, В, Д, поскольку в этом примере качество огранки вообще не указано. Расшифруем эти сокращения: бриллиант — круглый, количество граней — 57, масса бриллианта — 1,03 г; характеристика цвета всегда должна указываться в числителе дроби (4), характеристика качества бриллианта — в знаменателе дроби (5), группа огранки — А. Кольцо № 2: Кр-57-0,63-6/4А и т.д.
Цена бриллиантов
Как известно, есть цены розничные (и тут не может быть единых стандартов) и оптовые. В оптовых ценах прослеживается определенная систематичность. Так, американская компания «Rapaport Diamond Report» еженедельно публикует рекомендуемые оптовые цены на бриллианты в долларах. В соответствии с Техническими Условиями в нашей стране действует прейскурант оптовых цен на круглые бриллианты. В нем цены дифференцируются в зависимости от веса камня, его характеристик по цвету и чистоте, а затем корректируются в зависимости от качества огранки. Вот почему нужно так тщательно определять параметры огранки, вес, цвет и чистоту бриллианта. Только зная все перечисленное, можно избежать ошибки и правильно установить цену. Естественно, для рядового покупателя оптовая цена служит всего лишь неким ориентиром, ибо розничные цены могут заметно отличаться от оптовых.
Для пояснения ситуации вернемся к тем кольцам, которые так удачно подходят в качестве примеров. Рассчитаем цены всех трех колец, ориентируясь ТУ. Цена золота за 1 тройскую унцию — $417, следовательно, 1 г золота стоит $13,407. Вес колец без бриллиантов — 5,88 г, 8,03 г и 7,60 г соответственно. Значит, общая стоимость золота в кольцах — $78,83, $107,66 и $104,04. Удвоим эти цифры, чтобы учесть затраты на производство колец, потери металла при плавке и т.д. Получим — $157,66; $215,32 и $208,08. По таблицам, приведенным в справочнике геммолога, учитывая все характеристики камней, рассчитаем оптовую цену закрепленных в кольцах бриллиантов. Цифры получаются следующие — $3141,5; $1885,8 и $1376,05. Суммируем стоимость каждого бриллианта и стоимость производства собственно золотого кольца без камней. В итоге цены колец с драгоценными камнями у производителя будут такими: $3299,16; $2101,12 и $1584,13. Примем во внимание, что розничная надбавка к оптовым ценам равна 40%. Тогда розничная цена колец с бриллиантами должна быть — $5782,7; $2855,4 и $2134,65. Сравним эти цены с ценами магазина, где продаются описываемые кольца, переведя их в доллары по курсу 27,8312 руб./долл. Эти цены таковы — $8239,6; $3190,6 и $2788,8. Как видите, разница довольно существенная и не в пользу покупателя. Теперь самое интересное. Какой же была цена указанных колец, если бы они были антикварными? Антикварными считаются изделия, изготовленные свыше 100 лет назад. Но идеальная огранка бриллиантов была изобретена только в 1919 году, следовательно, все камни более раннего происхождения имеют, с точки зрения сегодняшней науки, не лучшую огранку. Мысленно переограним камни, придав им более удачную форму. Считается, что при этом теряется от 40% до 50% веса, так что наши камни «похудеют». Возьмем те же три кольца и еще раз рассмотрим их в нескольких вариантах. В первом варианте новых расчетов примем, что цена антикварного ювелирного изделия рядового мастера возрастет, по сравнению с ценой изделия современного, приблизительно в 1,2 раза. Во втором варианте положим, что работа старого мастера, например Мишукова, Морозова и др., была неординарной, тогда цена возрастет как минимум в 5 раз. В последнем варианте рассчитаем новую цену ювелирных изделий, представив, что их изготавливали мастера фирм Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Сазикова, из расчета роста цены в 10 раз. Эти поправочные коэффициенты взяты из практики антикварного рынка Москвы и Санкт-Петербурга. В итоге — у нас опять же три варианта цен на те же кольца с теми же показателями качества и веса, но уже «антикварные». Результаты таковы. Цены антикварных колец рядового мастера - $2020,4; $986,8 и $796,4. Цены антикварных колец мастеров уровня Мишукова, Морозова и др. -$8418,3; $4111,6 и $1327,3. Последний вариант — цены антикварных колец мастеров уровня Фаберже и Хлебникова — $16836,6; $8223,2 и $6636,3. Из приведенных расчетов можно сделать несколько выводов. Первый: розничные цены на ювелирные изделия с бриллиантами зачастую необоснованно завышены. Второй: цены на ординарные антикварные изделия должны быть ниже, чем цены на современные аналогичные ювелирные изделия. Третий — ценовой лаг между антикварными изделиями высшего уровня и антикварными изделиями среднего и низшего уровней весьма значителен, и в условиях нестабильной отечественной экономики в ближайшие годы этот ценовой лаг, по-видимому, будет только расти.
Эти довольно простые, с нашей точки зрения, схемы расчета цен на ювелирные изделия разного достоинства помогают покупателю довольно хорошо ориентироваться на рынке ювелирных изделий и не переплачивать за покупки. Рынок есть рынок, и торг здесь всегда уместен.
В заключение — несколько полезных советов. Не покупайте дорогие ювелирные изделия без предварительной их экспертизы. Рекомендуется пользоваться услугами любых музеев, специализирующихся в декоративно-прикладном искусстве. Покупайте ювелирные изделия только с сертифицированными драгоценными камнями.Всегда сравнивайте розничную цену драгоценных камней с оптовой ценой, ее можно найти в Интернете, справочнике эксперта-геммолога и т.д., соотносите предлагаемую вам цену с ценой на аналогичные камни в других магазинах. Проведите небольшой сравнительный анализ. Это поможет вам сэкономить немало средств. Покупая ювелирные изделия с бриллиантом, внимательно со всех сторон рассмотрите бриллиант в 10-кратную лупу. Естественно, изделие должно быть очищено от пленок жира, пыли и т. д. Если вы увидите в камне хоть что-нибудь вроде мельчайших включений, облачков, трещинок, даже еле заметных, знайте: этот камень — ниже среднего качества. Если же камень хоть немного желтоват (вы это увидите, просто приложив его к листу белой бумаги), то, следовательно, по характеристикам цвета он тоже — ниже среднего. Если же вы видите дефекты огранки, то, увы, камень и огранен плохо.
Примите к сведению тот факт, что рядовой покупатель, как правило, переплачивает за ювелирные изделия с бриллиантами в 1,5 раза.
Леонид СЕРЕБРИН
АПРЕЛЬ 2005
АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ