Вап реле 1918-го Батум был оккупирован турками, которые продержались здесь до самого конца года. Почтовыми свидетельствами этого времени являются гашения на турецких марках выпусков 1916—1918 годов с написанным на них арабской «вязью» словом «Батум», датой и номером (от 1 до 4). Гашения эти встречаются большей частью на «вырезках», филателистических конвертах и открытках. 25 декабря 1918 года английские войска численностью до 20 000 человек вошли в город, и Батумская область была объявлена военным протекторатом Британской империи во главе с бригадным генералом Куком-Коллисом. 31 декабря 1918 года турецкая армия уже полностью ушла из Батума и окрестностей, таким образом, с 1 января 1919 года здесь началась британская оккупация, которая продолжалась полтора года, закончившись 7 июля 1920 года.
В каком же состоянии застали англичане Батумскую почту? Незадолго до турецкой оккупации все почтовые запасы, включая марки, конверты, и штемпеля, были перевезены в г. Кутаис (до революции Батум относился к Кутаисской губернии). От турецкой оккупации остались только конверты и чернила. Поэтому поначалу почтовые отправления осуществляли весьма странным образом — был изготовлен специальный «почтмейстерский» штемпель прямоугольной формы со следующим текстом: «За отсутствием в запасе Батумской почтово-телеграфной конторы знаков почтовой оплаты взыскано наличными... весового сбора... за заказ...», и далее почтовый чиновник ставил от руки франкировку (от 15 до 50 копеек, в зависимости от веса отправления и места назначения письма) и свою подпись (илл. 2). За неимением своих конвертов использовали вывернутые «наизнанку» турецкие конверты с текстом на арабском и французском языках. Естественно, так не могло долго продолжаться, и англичане приняли решение выпустить специальные марки Батумской почты. Оккупационными войсками функция почтовой эмиссии была делегирована местным муниципальным властям, и первый выпуск марок Батумской почты появился в продаже 4 апреля 1919 года. Это были беззубцовые марки очень простого, но эффектного дизайна, с изображением экзотического дерева алоэ (или пальмы, как его обычно называют) в круге, в верхней части каждой марки — «баннер» с надписью «Батумская почта», внизу — номинал. Было выпущено 6 номиналов различных цветов, причем «копеечные» и «рублевые» номиналы слегка различаются по дизайну (илл. 3 а, б). Имя художника, разработавшего дизайн батумских марок, до сих пор неизвестно.
Вскоре после выпуска первого типа батумских марок был предпринят второй выпуск, представлявший собой надпечатку резиновым штемпелем на старых марках Российской империи: «Батум. Обл. Руб 10 Руб.». Надпечатки были сделаны на стандартных марках Российской империи (с двуглавым орлом) номиналом 1 к. (бз), 3 к. (бз), 5 к. (сз) и 7 к. (сз), конфискованных у коммерческих учреждений Батума. Это — так называемый второй тип марок Батумской почты (илл. 4 а, б, в). В то время производство марок было под строгим контролем властей и почтовой администрации. Все марки со случайными дефектами уничтожали сразу же, еще при изготовлении. В моей коллекции есть полный лист марок 10-копеечного номинала первого выпуска (ультрамаринового цвета, без надпечатки), в центре которого аккуратно вырезана одна марка — свидетельство уничтожения дефектного экземпляра (илл. 5). Однако у меня есть гашеная (!) марка второго типа с пропущенной буквой «У» в слове «Батум», которая, как ни странно, сохранилась. Такие дефектные марки в этих ранних выпусках — большая редкость (илл. 6).
В то же самое время аналогичная двустрочная надпечатка (второй тип) номиналом 35 копеек появилась примерно на 1900 почтовых карточках 3- и 4-копеечного достоинства (илл. 7). Среди этих открыток было несколько десятков с наклеенными настоящими 4-копеечными марками (78 штук со стандартными марками (двуглавый орел) и 46 штук с марками из «Романовской» серии, с портретом Петра I). Такие марки с надпечатками второго типа «35 коп» на целых открытках и «смытые» с открыток являются наиболее редкими экземплярами Батумской почты (илл. 8).
Вскоре после выхода первых двух типов марок Батумской почты противодействие местных властей оккупационным войскам привело к тому, что британская армия поставила почтовое ведомство под свой контроль, поэтому следующие выпуски батумских марок проходили под наблюдением капитана британской армии Готта.
10 ноября 1919 года увидел свет так называемый второй выпуск «дерева алоэ», или первый выпуск британской оккупации. По своему дизайну эти марки ничем не отличались от первого выпуска, хотя и были отпечатаны с новых литографских камней. Так же, как и в марках первого выпуска, «копеечные» и «рублевые» номиналы имели небольшие различия. Были несколько изменены цвета, количество номиналов увеличилось до восьми. На всех марках второго выпуска стоит типографская надпечатка в две строчки: «BRITISH OCCUPATION». Это так называемый третий тип батумских марок, изготовление которых тоже проходило под строгим контролем руководства Батумской почтово-телеграфной конторы. Без надпечаток эти марки (подлинные) не встречаются (илл. 9).
Следующие выпуски батумских марок относятся к 27 ноября 1919 года. Эти так называемые четвертый и пятый типы представляют собой надпечатки резиновым штемпелем на старых марках Российской империи. Четвертый тип — надпечатка серо-черными чернилами в 4 строки на беззубцовых стандартных марках (с двуглавым орлом) номиналом в 3 копейки (карминово-красных): БАТУМ. ОБ- ЛАС. Р. 10 Р. BRITISH OCCUPATION. Слова БАТУМ. и ОБЛАС. написаны под углом 80° друг к другу. Пятый тип — пятистрочная надпечатка: БАТУМ BRITISH Р. 15 Р. OCCUPATION ОБА. на беззубцовой марке номиналом 1 копейка (оранжево-желтой), причем последние надпечатки выполняли в трех цветах: черном, красном и фиолетовом (этот вариант цвета допечатан уже в 1920 году). Красные и фиолетовые надпечатки сделаны водорастворимыми чернилами. Эти выпуски знамениты огромным количеством «перевертышей» и, соответственно, «тет-бешей». Анализ крупных блоков и целых листов этих выпусков, проведенный R.J.Ceresa, позволяет утверждать, что почтовые работники, ответственные за выпуски, ставили нормальные и перевернутые надпечатки таким образом, чтобы получилось максимальное число «тет-бешей». Количество перевернутых надпечаток этих типов — не менее 25% от общего числа выпущенных марок (илл. 10).
К тому, что были затеяны последующие выпуски марок Батумской почты, привели три очевидные причины: 1) истощение запасов ранее выпущенных марок (в основном они попадали в руки коллекционеров и дилеров — почтовое обращение в условиях Гражданской войны было крайне ограничено); 2) инфляция, требовавшая изменения номиналов; 3) попытка уменьшить количество «филателистических» изделий (перевернутых надпечаток, тет-бешей и т.д.), усилив контроль за почтовыми работниками при изготовлении новых выпусков. Поэтому последующие выпуски изготавливали под наблюдением специальной комиссии, в которую входили как местные почтовые чиновники, так и представители Британских оккупационных сил (по-видимому, все тот же капитан Готт). Эти выпуски начала 1920 года включали номиналы 25 и 50 рублей. Вначале была осуществлена «экстренная» эмиссия — надпечатка резиновым штемпелем четвертого типа (среди филателистов эти надпечатки называют «домиками») 50 рублей на 8 номиналов стандартных русских марок. Эта так называемая «малая» 50-рублевая надпечатка была сделана в очень ограниченном количестве (один из выпусков составил всего 180 экземпляров). На двух номиналах (зеленая — 4 копейки и темно-синяя — 25 копеек, наиболее редкая) надпечатка была сделана красными чернилами (илл. 11). Несмотря на строгий контроль, количество «переверток» в этом выпуске тоже оказалось довольно большим. Затем были изготовлены металлические штемпеля для надпечаток шестого типа. Эти так называемые «большие» 50- и 25-рублевые надпечатки имеют в верхней части надпись в виде арки: «Батум. Обл.», ниже — номинал: «Р. 50 (25) Р.» и еще ниже в две строчки — «BRITISH / OCCUPATION» (илл. 12 а). Но и в этих выпусках оказалось значительное число перевернутых и «двойных» надпечаток (илл. 13). Это наводит на мысль, что была еще и четвертая причина, стимулировавшая выпуски все новых вариантов батумских марок: сами британцы сознательно увеличивали количество возможных вариантов, создавая филателистические раритеты. Иначе как объяснить тот факт, что надпечатка металлическим штемпелем 25 руб. была сделана на 5 номиналах царских марок в двух вариантах — черной и синей краской? Большая 50-рублевая надпечатка металлическим штемпелем сделана черной краской на 7 номиналах стандартных марок и синей краской — на марке 4-копеечного достоинства из Романовской серии (с портретом Петра I, илл. 12 б).
Таким образом, процесс изготовления батумских марок в период британской оккупации 1919—1920 годов представлял собой некий «порочный круг». Увеличение числа филателистических «раритетов» в результате «свободной» активности почтовых клерков обуславливало выпуск все новых эмиссий, направленных на «нормализацию» процесса. Эти новые эмиссии, в свою очередь, превращались в чисто «филателистические» выпуски и так далее.
В апреле 1920 года выпустили еще 2 варианта марок Батумской почты, так называемые седьмой и восьмой типы. Это были надпечатки металлическим штемпелем 25 и 50 руб. на первом и втором выпусках батумских марок с деревом алоэ в круге. 25-рублевая надпечатка была сделана на двух номиналах второго выпуска (5 коп. — зеленой и 25 коп. — желтой), уже имевших надпечатку «BRITISH/OCCUPATION». Она состояла из двух строчек: верхней — «РУБ 25 ЛЕЙ» и нижней — «25 РУБ. 25». Между строчками оказывалась «старая» надпечатка. Использовали два цвета краски — черный и синий. Важно еще отметить, что существуют два варианта этой надпечатки, очевидно, они сделаны двумя разными штемпелями. Один из них отличается укороченной верхней горизонтальной линией в правой нижней цифре 5. Таким образом, общее число вариантов марок с 25-рублевыми надпечатками (7-й тип) составляет 8.
50-рублевая надпечатка сделана на марке 50-копеечного достоинства (желтая) первого выпуска «дерева алоэ». Она состоит из четырех строчек: R. 50 R. / BRITISH / OCCUPATION / РУБ. Здесь также имеются варианты надпечаток черного и синего цвета и два варианта штемпеля. На одном из них номинал 50 имеет характерные дефекты, о которых существуют разные точки зрения. Считалось, что эти дефекты в виде «пузырьков» («bubbles») были сделаны искусственно, чтобы легче было бороться с подделками (или для изготовления большего числа «вариантов»). Другая гипотеза: «пузырьки» — результат технологического дефекта, возникшего при изготовлении соответствующего металлического штемпеля, что и привело впоследствии к его замене «нормальным» штемпелем. Так или иначе, существует 4 варианта этой надпечатки. Самая редкая из них — синяя с «дефектами».
Нужно отметить, что седьмой и восьмой типы надпечаток практически не встречаются в виде «переверток» или «тет- бешей», зато общее количество вариантов этих выпусков составляет 12 (илл. 14 а, б, в, г). Эти факты отчасти подтверждают мою гипотезу о «порочном круге», возникнем при изготовлении батумских марок.
Последний выпуск марок Батума — еще одна эмиссия третьего типа: надпечатка BRITISH / OCCUPATION на оригинальной марке с «деревом алоэ», но с измененными номиналами и цветами. В этом «третьем выпуске с деревом алоэ» или «втором выпуске дерева алоэ» с надпечаткой «BRITISH/OCCUPATION» — девять исключительно «рублевых» номиналов (1, 2, 3, 5, 7, 10, 15, 25, 50 р.), что оказалось результатом значительной инфляции (илл. 15). Листы, состоящие из 308 марок, были отпечатаны с новых литографских камней. Общий тираж марок этого выпуска — около 2 миллионов экземпляров, выпущены они были всего за несколько недель до того, как британские войска навсегда покинули Батум. Англичане, наверное, не предполагали, что в условиях политической нестабильности того времени они так скоро уйдут из Батума. С другой стороны, такой огромный объем эмиссии при относительно небольшом почтовом сообщении наводит на мысль, что и здесь сыграли свою роль «филателистические» интересы.
Итак, можно констатировать, что выпуски марок Батумской почты с самого начала и до конца в значительной степени носили филателистический характер, то есть они были предназначены не столько для обеспечения почтовых нужд (хотя этот фактор, безусловно, был пусковым), сколько для создания филателистических раритетов.
Рассмотрим теперь почтовое использование марок Батума. Здесь мы сразу же обнаружим, что подавляющее большинство почтовых отправлений тоже носили филателистический характер. Гашеные квартблоки и блоки больших размеров марок Батума были чисто филателистическими, обычно они имеют неповрежденный клей. В моей коллекции есть большой блок, в котором часть марок погашена, а часть оставлена «чистыми» (илл. 16). Гашеные батумские марки нередко встречаются на «вырезках» и на целых листах бумаги, которая часто расчерчена «в клеточку» или «в линейку», как страница школьной тетради. Имеются целые серии, наклеенные на хорошую бумагу с водяными знаками и погашенные штемпелем с одинаковой датой. К этому же классу следует отнести и безадресные открытки и конверты с большим количеством погашенных марок, суммарный номинал которых в несколько раз превышает стоимость почтовых отправлений в то время (илл. 17,18). И большинство отправлений, прошедших почту, имеют избыточную франкировку, что указывает на их «филателистический» характер. На местных письмах иногда нет адреса, есть только фамилия адресата, которым чаще всего был сам отправитель, а на некоторых адрес и фамилия написаны позже. Количество адресатов батумских почтовых отправлений периода британской оккупации невелико. Это г-н Ф.Блаттер, г-н В.Тон и г-н Шерман в Берне (то ли филателисты, то ли торговцы филателистической продукцией), Э.А.Миляновский (сотрудник Батумской почты) и его жена, «Mrs. Milyanowsky», проживавшая в США, Л.М.Андреева, или Долинская (по первому мужу), заведовавшая отделом заказных писем на Батумском почтамте (илл. 19, 20 а, б). К этой группе относятся и предприниматель Атанас Кичукис в Турции, и батумцы — г-н Хаззопуло, по- видимому, филателист, впоследствии оказавшийся за границей, д-р П.Калантанян (ил.. 21). К «филателистическим» следует отнести конверты, которые отправили очевидно, самим себе, батумский коллекционери почтовыйраб отник С.Ф. Добржицкии, а также известный исследователь марок Батума Б.П. Кривцов (илл. 22). Среди местных адресатов Батумской почты привлекают внимание имена Ивана Ивановича Алибекова и Николая Павловича Добролюбова. Не знаю, существовали ли эти люди в действительности, но именно им («до востребования») было отправлено большое количество открыток (по некоторым подсчетам — до 50). Все эти почтовые карточки достоинством 3 копейки, с надпечаткой «БАТУМ.ОБ./Коп 35 Коп.», совершенно одинаково дополнительно франкированы двумя марками первого выпуска (дерево алоэ без надпечатки, 5 и 10 коп.). Почти все карточки надписаны одной и той же рукой мелким, округлым, напоминающим детский, почерком. Главная загадка этих почтовых отправлений в том, что на них две даты гашения: 35-копеечная надпечатка погашена 23.8.19, тогда как дополнительно наклеенные марки — 26.8.19. Этот парадокс объясняют тем обстоятельством, что именно в тот период, между 23 и 26 августа 1919 года, изменился тариф на отправление почтовых карточек — с 35 до 50 копеек. Тем не менее остается все же неясным вопрос, зачем к уже отправленной 23 августа открытке потребовались дополнительные марки и зачем нужно было посылать ее еще раз. Предложенные на сегодня объяснения этого факта малоубедительны. Что еще более удивительно: в мою коллекцию попала подобная открытка, на которой первая дата гашения — 24.8.19. (илл. 23). Очевидно, все это — филателистические «фокусы», которые и являются основой «загадок» Батумской почты.
Среди батумских адресатов того времени есть некто А.Джобава. Редкие письма и открытки, направленные этому адресату, содержат следующую удивительную надпись: «в г. Батум / Михайловская ул. № 33 / Г. Нью-Йорк / А. Джобава» (илл. 24). При чем здесь Нью-Йорк? У меня хранится поздравительная пасхальная открытка, отправленная в 1912 году батумской девушкой Анютой (как она подписала) Джобава своей родной сестре в Ново-Сенаки. Нельзя утверждать, что надписи на этой открытке и на конверте сделаны одной и той же рукой, но мне почему-то хочется думать, что «Г. Нью- Йорк» на отправлениях времен британской оккупации, адресованных А. Джобава, — шутка той самой Анюты. Бабушка рассказывала мне, что во время оккупации Батуми многие жители, в том числе и уличные мальчишки — чистильщики обуви, бегло болтали по-английски. То есть Батум на время действительно превратился в какой-то Нью- Йорк (эта шутка тем более забавна, что размеры и значение этих городов несопоставимы). Но, может быть, в реальности все гораздо проще. Возможно, буква «Г.» означает просто гостиницу. Ведь были в Битуме гостиницы «Европа», «Франция», «Испания». Две последние располагались, между прочим, как раз на Михайловской улице, они хорошо видны на старинных открытках. И хотя мне не удалось найти упоминаний о существовании гостиницы «Нью-Йорк» в Батуме, тем не менее разве этого не могло быть на самом деле? Например, в г. Сызрани в 1906 году была построена гостиница «Батум». А. Джобава мог (или могла) быть содержателем, служащим или постояльцем гостиницы «Нью-Йорк».
Продолжая разговор о загадках Батумской почты, не могу не сказать несколько слов о подделках батумских марок. Это очень тонкая тема, тем более что мне известно имя одного из «подделывателей», но поскольку времени уже прошло очень много, все-таки осмелюсь его назвать. Любой сколько-нибудь искушенный филателист сразу скажет вам, что марки Батума — это 95% (а то и 99%) подделок. В солидных монографиях Ашфорда и Церезы приводится до 20 типов подделок отдельных выпусков марок Батума! Подделывали в основном надпечатки — это, естественно, проще. Но интересно, что интенсивно подделывали и марки с «деревом алоэ» в круге, тиражи которых были достаточно велики и которые на рынке никогда не ценились дорого (а ведь некоторые редкие фальшивки могут стоить больше подлинных марок). Фальшивки изготавливали, конечно, с филателистическими целями. Дело в том, что марки Батума стали чрезвычайно популярными с самого начала их выпуска в 1919 году. Соответственно фальшивые марки Батума стали изготавливать уже в 1920 году в Тбилиси. Эти фальшивки были не очень высокого качества, но чуть позже в г. Новочеркасск появились фальшивки, гораздо более похожие на настоящие марки. Так или иначе, фальшивого материала накопилось столько, что уже в 1923 году Б.П.Кривцов опубликовал в журнале «Советский филателист» большую статью «О фальшивых марках Батума».
Почему же они оказались столь привлекательными для филателистов? Не так просто ответить на этот вопрос. Один современный американский филателист, приславший мне батумскую марку (скоре всего фальшивую), написал, что для него Батум — такой романтический отдаленный уголок, в котором он никогда не был, поэтому он и собирает батумские марки, хотя тема его коллекции — совершенно иная. Может быть, именно этот «романтический» элемент, желание иметь почтовые выпуски крохотной страны (я имею в виду Аджарию, или Батумскую область), которая как страна никогда, в общем-то, не существовала, определял интерес коллекционеров к маркам Батума. А кроме того это еще и удивительный по своим природным особенностям край, действительно «край земли», райское по красоте и в то же время Богом забытое место! Не исключаю, что и чрезвычайно удачный, изящный, простой и одновременно изысканный дизайн батумских выпусков с «деревом алоэ» сыграл свою роль в популярности этих марок.
Здесь необходимо сказать о самых первых фальшивых марках Батума. Они были сделаны в самом Батуме в 1920 году, изготовил их сотрудник местной почтово-телеграфной конторы. В своей статье о фальшивых марках Батума Б.Кривцов говорит (не без некоторой гордости за своих собратьев — филателистов и почтовых работников), что батумцы, за исключением одного человека, которого он не называет, никогда не пытались изготовить фальшивые марки. Этим человеком, по некоторым весьма заслуживающим доверия данным, был заместитель начальника Батумской ПТК — Карапет Давидович Багатуров. Именно он изготовил единственный фальшивый выпуск, осуществленный в Батуме. Это были фальшивые марки второго типа: надпечатка «Батум. Об. / Руб. 10 Руб.» на старых российских марках с двуглавым орлом. Надо сказать, что, изготавливая эти фальшивки, Багатуров только повторил их текст, даже не пытаясь следовать оригинальному дизайну подлинных надпечаток (илл. 25). Побудило его к этому, скорее всего, отсутствие подлинных марок данного типа, которые были выпущены небольшими тиражами и к 1920 году все разошлись. Шрифт и размер надпечаток совершенно иной, чем у оригинальных марок, полностью отсутствуют «серифы». Эти отличия, а также гашения марок подлинными батумскими штемпелями периода британской оккупации объясняют тот факт, что все каталоги до 1921 года (а некоторые даже до 1924 года) рассматривали эти марки как подлинные. В современных изданиях большинства крупных каталогов почтовых марок есть примечание, что надпечатки второго типа без «серифов» являются подделками. В английском языке существует несколько слов для обозначения подделок, которые имеют тонкие смысловые различия. «Forgerie», или «fake» — это просто фальшивка, тогда как «bogus» имеет несколько иной оттенок смысла, то есть означает как бы марку, не соответствующую официальным выпускам, предназначенным для почтовых отправлений. Так вот, «багатуровскую» фальшивку в каталогах называют «bogus surchage». Самое интересное, что эту изначально фальшивую надпечатку позже активно подделывали, есть несколько типов ее подделок, что по- английски называется «forgeries of the bogus surchages» — подделки поддельных надпечаток. Думаю, что эту историю вполне можно отнести к «загадкам» почты Батума. Фальшивые надпечатки без «серифов» существуют не только на тех четырех типах марок, на которых стоят подлинные надпечатки, они встречаются на большинстве номиналов стандартных марок с двуглавым орлом. Кроме того, эти надпечатки, в отличие от подлинных, существуют в перевернутом виде, в виде «тет-бешей» и повернутые на 90°. Большинство гашеных экземпляров этих марок погашены 14.5.20 и 6.7.20 — накануне ухода англичан из Батума.
Очевидно, К.ДБагатуров приложил руку и к появлению большого (относительно, конечно) числа конвертов с так называемым «почтмейстерским» штемпелем, о которых я писал в начале. Конверты, нередко появляющиеся на аукционах, адресованы некому Г.Кусису, жившему по адресу Владикавказская ул., № 24, и все они имеют подпись почтово-телеграфного чиновника, сделанную одной и той же рукой. Этим «почтмейстерским» отправлениям посвящена монографическая работа R.L.Josepli. Dr. RJ.Ceresa рассказывает, что S.Rockling поделился с ним информацией, в соответствии с которой «пакет» из 40 подобных конвертов и 25 открыток был приобретен Romeko у бывшего работника Батумской ПТК в период оккупации. Подписи чиновника на этих конвертах имеют очень характерную первую букву «Б». Один из таких «автографов» можно с большой уверенностью прочесть как «Багатуров». По крайней мере, здесь отчетливо прослеживаются буквы: «Б», «а», «т», «у», «р», а также своеобразная «в» в конце слова (илл. 26 а, б). Учитывая ограниченный штат сотрудников Батумской ПТК в 1919—1920 годах, сомнений почти не остается. Но остается вопрос, почему сам заместитель начальника Батумской ПТК ставит свою подпись в графе «Почтово-Телеграфный Чиновник»? Здесь вполне возможно следующее объяснение: письма Кусиса были созданы задним числом уже после британской оккупации, с использованием сохранившихся штемпелей или ранее проштемпелеванных конвертов, специально для Romeko.
Главным руководителем официальной эмиссии марок батумской почты был деловод-бухгалтер Батумской ПТК С.Ф.Добржицкий (одновременно страстный филателист). Его-то и следует считать ответственным за «филателистические» выпуски батумских марок — многочисленные «перевертки», тет-беши и двойные надпечатки. Подделывателем он не был, но преследовал свои филателистические интересы. По- видимому, из его коллекции на Запад попали редчайшие «пробы» марок Батума — черно-белые пробные оттиски и пробы надпечаток красной краской некоторых выпусков, которые не были в последующем пущены в тираж, а также пробные двухцветные двойные надпечатки. По закону все эти «пробные» выпуски должны были быть уничтожены, но часть из них осела в коллекции Добржицкого.
Впоследствии батумские работники почты и филателисты поплатились за свою «активность» в годы британской оккупации. К.Д.Багатуров был арестован в начале 1930-х годов за изготовление фальшивых марок британской оккупации, а может быть, за связи с иностранцами, дальнейшая его судьба мне не известна. С.Ф.Добржицкий тоже был арестован в середине 1930-х и погиб в лагерях (или был расстрелян?). В конце 1930-х годов сотрудники НКВД приходили к бывшим работникам Батумской почты, чтобы конфисковать марки британской оккупации. Очевидно, это связано с тем, что британскую оккупацию Батума «вымарывали» из истории, по крайней мере, пытались представить ее с позиций, выгодных коммунистической власти. Пришли и к ни в чем не повинной Любови Максимовне Андреевой (она же — Долинская), которая в то время носила фамилию своего второго мужа — Тер- Акопова. Л.М.Тер-Акопова (Андреева, Долинская) считалась одним из основных «держателей» марок Батумской почты. В годы британской оккупации она заведовала отделом заказных писем Батумской ПТК. К ней обращались филателисты с просьбой помочь достать «настоящие» батумские марки. Л.М.Тер-Акопова состояла в Международном филателистическом обществе (билет № 650) в числе примерно 15 батумских филателистов (список приведен в № 3 журнала «Советский коллекционер» за 1927 год). За несколько дней до прихода сотрудников НКВД друзья предупредили Л.М.Тер-Акопову о готовящейся «акции», и она спрятала большую часть коллекции батумских марок у соседей. В результате конфискованы были только дубли (илл. 27 а, б, в). Коллекцию Л.М.Тер-Акоповой сохранил ее сын — батумский коллекционер К.А.Тер-Акопов (илл. 28).
Зачем я теперь пишу обо всем этом? Для меня филателия — не просто собирание марок, имеющих номинальную ценность. Ценность коллекционирования знаков почтовой оплаты заключается, с моей точки зрения, в том, что это — часть исторической науки. И здесь важна не только история почты как таковой. Гораздо важнее то, что почтовые марки — ценнейший материал для изучения истории того времени, политических и социальных потрясений. Может быть, именно поэтому так популярно коллекционирование марок времен Гражданской войны в России или марок Британских колоний в Англии. Кстати, «Батум» собирают именно в этих разделах филателии. Не менее важно и то, что история почты, история почтовых эмиссий, история фальсификации почтовых марок и отправлений, наконец, история коллекционирования — это еще и этюды человеческой психологии.
Неразбериха, творившаяся на Батумской почте в 1919—1920 годах, отражала неразбериху, которая наблюдалась в жизни Батума. Многочисленные политические партии, а то и просто банальные бандиты, развили здесь необычайную активность, коррупция расцвела. Англичане ничего не могли с этим поделать в многоязычном, многонациональном городе, каким был в то время Батум. Сына шведского консула убили на улице средь бела дня, полиция же оказалась бессильна найти и наказать убийцу. Еще более громким преступлением стало убийство генерала Ляхова неким Губелли. Убийцу задержали, но через короткое время генерал Кук-Коллис вынужден был его освободить под давлением большевиков, организовавших демонстрацию и угрожавших забастовкой и беспорядками.
Но вернемся к загадкам Батумской почты. Заканчивая разговор о фальшивках, я хотел бы упомянуть о подделках «цельных вещей». Наиболее известные из них — это фальшивые конверты, адресованные в Екатеринодар, в Отдел земледелия, некой г-же Косоротовой, инженерами Гладенко и Лодченко из Батума. Эти весьма «красивые» конверты, нередко встречающиеся на аукционах, являются абсолютными, и при этом, я бы сказал, высокохудожественными фальшивками. Здесь поддельно все: сами письма, почтовые марки, надпечатки, батумские и екатеринодарские почтовые штемпели. Лишь на некоторых конвертах встречаются отдельные подлинные марки первого-второго выпусков («дерево алоэ»). Большинство конвертов перефранкировано, то есть суммарный номинал марок значительно выше тогдашних расценок на посылку писем. Однако по крайней мере на одном из таких конвертов франкировка соответствует тогдашней стоимости почтового отправления — 10 рублей 50 копеек. Именно поэтому один из крупнейших специалистов по Батумской почте Dr. RJ.Ceresa принял его вначале за подлинный. На этих «заказных» конвертах отсутствует батумский штемпель «Заказное». Вместо него грубым синим карандашом в треугольнике или квадрате проставлен номер. На аукционах встречались письма с номерами 61, 69, 76, а также 514 и 917. Что это — произвольные числа или, может быть, порядковые номера? Сколько же, в таком случае, подобных фальшивых конвертов сейчас в коллекциях? Не так давно известный московский филателист и дилер предложил мне два таких конверта в качестве подлинных, и я не сразу разобрался, в чем дело, хотя подозрение вызывает даже характер надписей, сделанных странным вычурным, экзотическим почерком.
В заключение — еще один удивительный пример загадок почты Батума. Передо мной лежит конверт внушительного размера (19x24,5 см) с наклеенными на нем 24 батумскими марками — целая небольшая коллекция (илл. 29). Все марки погашены подлинным батумским штемпелем 6.7.1920 — за день до ухода англичан, но только одна марка погашена штемпелем (тоже абсолютно подлинным) 14.5.1920. Почему так? Второй вопрос. Все марки наклеены обычным образом, а одна, номиналом 1 копейка, желтая, без зубцов, последняя, второго типа, с надпечаткой Юр. — перевернута. Перевернута не надпечатка, а вся марка наклеена на конверт вверх ногами. Может быть, человек, не читающий по-русски, ошибся, но почему тогда все другие марки наклеены правильно? Случайная это ошибка или умышленный «фокус»? Внимательно рассматривая конверт, обнаруживаем еще одну загадку — две марки второго типа в последнем ряду: 10 р. на 3 к., красная без зубцов и 10 р. на 7 к., голубая, — это «багатуровские» фальшивки. И здесь сразу вспоминается, что большинство этих «богусов», встречающихся на аукционах, погашены именно штемпелями 14.5 и 6.7.20. Наконец, самое интересное. На конверте обозначен адресат — на пишущей машинке фиолетовой краской по-английски напечатано: «Brig. Gen. J. A. Cooke-Collis, D.S.O., B.E.F., Military Governor, Batoum». Два последних слова напечатаны регистром ниже, чем вся строка. Это свидетельствует о том, что надпись сделана уже после того, как были наклеены марки (если не опустить регистр, машинопись наползла бы на марку). Действительно ли этот конверт был адресован бригадному генералу Куку-Коллису, реальному военному губернатору Батума периода британской оккупации? Можно предположить, что скорее всего сам Кук-Коллис сделал себе такой «прощальный сувенир» перед тем, как навсегда покинуть Батум. Точное указание аббревиатур, относящихся к военным регалиям генерала, свидетельствует в пользу «подлинности» этого конверта, носящего, конечно, чисто филателистический, даже «сувенирный» характер. С другой стороны, почему губернатор Кук-Коллис использовал на этом конверте не все батумские марки, по крайней мере, здесь нет наиболее редких. Возможно, из-за малых тиражей они были уже недоступны в то время. Или существует еще один (или не один) конверт? Все марки на данном конверте абсолютно подлинные, за исключением двух «богусов», упомянутых выше. Но, может быть, этот конверт — багатуровская фантазия, полностью придуманное письмо, хотя и с подлинными (в основном) марками, подлинными штемпелями, а имя генерала написано как раз для того, чтобы повысить стоимость этого «раритета»?
Мне все-таки представляется весьма вероятным, что этот конверт действительно «заказал» для себя «на память» о своем пребывании в Батуме бригадный генерал Кук-Коллис, который, очевидно, не был филателистом, а изготовили «сувенир» работники Батумской почтово-телеграфной конторы, возможно, под руководством К.Д.Багатурова. То есть конверт этот можно считать вполне подлинным.
Журнал «АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ» №3(45) март 2007