Несомненно, всем любителям и собирателям антикварного серебра хорошо знакомо имя английского серебрянных дел мастера Поля де Ламери. Спрос на изделия, вышедшие из его pyк не ослабевает, и из года в год на ведущих аукционных торгах предметы, созданные Ламери, продаются по устойчиво высоким, а порой и рекордным ценам.
В рамках одной публикации, конечно же, невозможно рассказать обо всех изделиях мастера, дошедших до наших дней и хранящихся в крупнейших музейных и частных коллекциях; тем более, что творчество Ламери рассматривается во многих работах, посвященных европейскому и, в частности, английскому среброделию. В этот раз вниманию читателя предоставляется обзор наиболее ярких периодов творческой жизни мастера и рассказ о некоторых наиболее значительных его произведениях.
Поль де Ламери происходил из французской семьи гугенотов-эмигрантов. Предки его матери получили дворянство еще при короле Людовике XI, во второй половине XV века. Полное имя отца будущего мастера — Поль Сошэ де ла Мери (Paul Souchay de la Merle). После того как семья была вынуждена покинуть Францию, он перешел на службу к Вильгельму Оранскому, статхаудеру Pecпублики Соединенных провинций, которому вскоре предстояло вступить на английский престол.
6 февраля 1685 года скончался английский король Карл II, ему наследовал брат. Однако политика нового короля Якова II, симпатизировавшего католической церкви, не пользовалась особой популярностью. В июне 1688 года у королевы родился сын, таким образом, в Англии появился новый претендент на престол, вместо дочери короля от первого брака Марии — протестантки, супруги статхаудера Республики Соединенных провинций. 19 октября 1688 года 600 кораблей голландского флота направились к берегам Англии. 18 декабря того же года Вильгельм вступил в Лондон. Обе палаты парламента избрали Вильгельма и Марию королем и королевой, фактически же королем становился один Вильгельм. А уже в 1 марте 1689 года в Лондон переезжает и семья Ламери.
Первое официальное упоминание о ней в Англии относится к 1691 году, когда имя отца этого семейства появляется в книге налогов в пользу бедных в церковном приходе св. Джеймса, в Вестминстере.
6 августа 1703 года среди документов Лондонской гильдии златокузнецов появляется запись о том, что «с этого дня Поль де Ламери, сын Поля де Ламери, прихожанина церкви св. Анны, в Вестминстере, поступил в ученичество к Пьеру Плателю, гражданину и ювелиру г. Лондона сроком на 7 лет». Особо оговаривалось, что его ученичество не должно было быть «в ущерб учителю», ученику среди прочего запрещалось посещать таверны и игорные дома, а также без позволения мастера днем или ночью отлучаться из мастерской.
Очень многие мастера-гугеноты, главным образом из больших провинциальных городов севера и запада Франции, эмигрировали в Англию, правительство которой было обязано защищать их. Более того, ювелир — одна из тех профессией, которой могли заниматься дворянские дети. К числу таких мастеров относился и Пьер Платель (Pierre Platel), происходивший из знатной французской семьи. В 1685 году его отец вместе с двумя сыновьями эмигрировал во Фландрию, впоследствии сыновья перебрались в Англию ив 1697 году стали ее гражданами. Достоверно неизвестно, где Платель обучался ювелирному мастерству, возможно, он овладел им еще до своего приезда в Англию.
14 июня 1699 года Платель становится «почетным членом Гильдии Златокузнецов» и регистрирует свое клеймо, позже, в 1708 году, он будет избран ливрейным членом гильдии.
Первое упоминание о Ламери в качестве мастера относится к 4 февраля 1712 года, на следующий день Ламери принес в гильдию свое клеймо.
25 марта 1697 года был издан королевский указ, согласно которому для изготовления драгоценныхпредметов теперь использовалось серебро не 925 пробы, а 958 пробы. В соответствии с этим указом вводились и новые клейма: во-первых, вместо клейма «голова леопарда» и клейма «лев» вводилось клеймо с изображением сидящей женщины «Британия» и клеймо — профильное изображение льва со вздыбленной гривой; а мастер в своем клейме должен был использовать две первые буквы своей фамилии. По новым правилам первое клеймо мастера выглядело так: в фигурном щитке буквы LA, над ними — звезда под короной, а под ними — изображение французской лилии (флер-де-лис), таким образом мастер подчеркивал свое французское происхождение (рис. 1).
Примерно к этому времени относится и первая покупка собственного дома, приобретенного мастером в лондонском районе Сохо, в котором в XVIII веке жили преимущественно французские ювелиры-эмигранты.
Прошло немного времени, прежде чем английские мастера заметили, что недавно прибывшие их французские «коллеги» стали серьезными конкурентами. Англичане стали искать возможность ограничить их деятельность. Открытая петиция 1711 года Гильдии златокузнецов, подписанная некоторыми хорошо известными лондонскими серебряниками, констатировала: «из-за необходимого допуска иностранцев, чье отчаянное положение обязывает их работать при низких расценках, создается такая ситуация, при которой подписавшиеся мастера вынуждены работать больше времени и изготавливать больше продукции, чем практиковалось в прежнее время, когда цены на товар были гораздо выше». Хотя правительство чувствовало себя обязанным держать баланс между английскими и французскими мастерами, оно считало их совместную активность чрезвычайно вредной для национальной экономики. Но попытка сократить производство серебряной посуды путем введения более высокого стандарта провалилась, так как богатая публика была готова платить и больше. Английские мастера в конце XVII века все еще предпочитали использовать довольно тонкое серебро, которое они могли декорировать при помощи чеканки и резьбы, в то время как мастера-гугеноты, следуя традиции «французской школы», больше применяли литье и, соответственно, потребляли больше металла. Они изготавливали предметы хороших форм и успешно использовали лепные украшения. Их нововведения нравились покупателям, поэтому их заимствовали английские мастера.
Хотя имя Поля де Ламери неизменно ассоциируется с изысканным стилем рококо, по дошедшим до нашего времени изделиям этого мастера можно сделать вывод, что он не был приверженцем какого-то одного стилистического направления.
Так, пара круглых солонок на трех литых массивных ножках (1737), единственное украшение которых — резная монограмма, помещенная на гладком тулове (илл. 1), и скромный в художественном решении, но изысканный в своих пропорциях чайник (1746) (илл. 2), являются образцами «стиля королевы Анны». Отличительные черты предметов, выполненных в этом стиле, — отсутствие накладного орнамента и других декоративных приемов: красота изделия достигалась за счет совершенства формы и мастерства исполнения. Как правило, основным украшением изделий были гравированные изображения владельческих гербов.
Но истинную славу Ламери, безусловно, принесли те работы, в которых мастер сумел совместить творческую фантазию Художника с умением и сноровкой Ремесленника.
Одно из первых произведений Ламери, дошедших до наших дней, — овальная винная передача (1719), украшенная завитками, маскаронами и двумя массивными ручками; исполненная для Джона Левинсон-Говера, первого графа Говера (John Leveson-Gower, 1st Earl Gower). Этот предмет был в коллекции герцога Саузерлендского (Duke of Sutherland), продан на аукционе Christie's в 1961 году за 27 000 фунтов стерлингов, сейчас находится в коллекции Института искусств (г. Миннеаполис).
В 1721—1725 годах Ламери работает по заказу Джорджа Треби (George Treby). Среди вещей, выполненных за это время, — туалетный набор (1723—1724), заказанный Треби в качестве свадебного подарка своей будущей жене. Набор состоит из 27 предметов. На них хорошо прочитываются приемы, которыми искусно владели мастера- французы и которые станут излюбленными в творчестве Ламери богатая декорировка бортов изделий, обилие литых украшений с четкой проработкой деталей (сейчас в коллекции Фаррер в музее Эшмолиан, Оксфорд) (илл. 3).
1 июня 1720 года в Англии был восстановлен старый стандарт серебра (925°), но и новая проба «Британский стандарт» (958°) была сохранена как альтернативная, использовать материал этой пробы мастера могли «без принуждения или ограничения». Более того, акт, который восстанавливал старый стандарт, налагал на низкопробное серебро налог в 6 пенсов за унцию (28,3 г) (был отменен в 1758 году).
В результате таких действий правительства многие мастера-ювелиры, включая Ламери, стали практиковать перенос клейм с небольших легких предметов на более весомые и большие изделия, из-за чего они получили прозвище «налоговые мошенники». В случае с Ламери мошенничество обнаружилось спустя 200 лет после его смерти: в Лондонскую пробирную палату поступили кувшин и лохань, которые необходимо было проверить на подлинность, в процессе апробации из дна кувшина выпала часть, на который были клейма.
А в 1738 году имя мастера упоминается в числе членов комитета Гильдии златокузнецов, готовивших в Парламент документ, способствовавший предотвращению «мошенничества, которые ежедневно совершаются при производстве изделий из золота и серебра».
В то время мастера могли иметь два клейма в зависимости от того, с металлом какой пробы они работали. Однако свое новое клеймо (рис. 2) Ламери зарегистрировал лишь 17 марта 1732 года. Это можно объяснить тем, 2 что мастер предпочитал работать с металлом более высокой пробы — «Британским стандартом», более мягким, который лучше подходил для его прекрасных и изысканных изделий. Пример тому — чайник со спиртовкой, выполненный из серебра «Британского стандарта» в 1729 году (илл. 4).
22 июня 1739 года комитет Гильдии представил отчет о своей деятельности, в результате чего парламентским актом были еще раз подтверждены две законные пробы для серебра и одна для золота. Кроме того, все мастера, работавшие с драгоценными металлами, были обязаны предоставить в Гильдию ювелиров новые клейма- именники. Изменилось и клеймо Ламери (рис. 3).
Начиная с 1730-х годов мастер обращается рококо. В качестве иллюстрации этого периода его творчества можно привести два парных соусника (1734) (илл. 5), украшенных изысканными литыми накладными гирляндами пышных цветов. Ножки соусников в виде львиных лап, держащих шары, в месте соединения с туло- вом заканчиваются рельефными львиными мордами.
В 1737 году Поль де Ламери впервые получает заказ на производство церковной утвари: для часовни Королевского колледжа в Оксфорде он изготовит два канделябра (1738—1739) в рокайльном стиле.
Можно сказать, что 30—40-е годы XVIII века — время наивысшего расцвета творчества мастера: его талант признан и заказчиками, и коллегами. Неслучайно в декабре 1741 года именно ему Гильдия златокузнцов поручила изготовить мемориальную вещь в память о тех членах корпорации, которые в трудные времена в 1667 и 1711 годов безвозмездно отдали в расплавку и на продажу свои изделия, чтобы Гильдия смогла расплатиться с долгами.
Ламери изготовил позолоченный чернильный прибор на четырех ножках-завитках, с двумя углублениями для перьев и круглым углублением в центре для колокольчика (который в 1667 году подарил Гильдии златокузнецов сэр Роберт Вайнер, королевский ювелир). С двух сторон от колокольчика были два флакона — для чернил и песка, помещенные в отделения, украшенные гравированными изображениями герба Гильдии в окружении цветочных гирлянд. Сами флаконы украшены рельефными фигурами Меркурия и Геркулеса, завитками, гирляндами цветов, а также изображениями знака и герба Гильдии. Борт чернильницы гравирован орнаментом завитков, цветочных гирлянд, драпировками и изображениями двух голов леопардов. В месте соединения ножек с туловом с четырех сторон помещены литые изображения голов римских богов: Юпитера, Минервы, Меркурия и Венеры. На двух ножках есть герб корпорации, на двух других — ее знак.
К числу его изысканнейших работ этого периода, безусловно, относится так называемый плодоменаж Нью-дигейтов (коллекция Музея Виктории и Альберта), выполненный в 1743 году по случаю свадьбы сэра Роджера Ньюдигейта и Софии, внучки лорда Лемпстера. Он состоит из чаши, декорированной пейзажами, заключенными в картуши, маскаронами и цветами, которая возвышается на овальном основании с четырьмя литыми ножками, законченными львиными масками. Сверху чаша закрывается овальной тарелью с высоким волнистым бортом. В середину ножек вставлен литой извилистый кронштейн, на котором размещен круглый поднос на литых ножках. Борты центральной тарели и подносов, окружающих центральную чашу, богато декорированы орнаментом из цветов, ракушек и завитков, выполненным в технике чеканки. Изображение фамильных гербов в окружении цветочных завитков-картушей дополняют декор изделия. Внутричаши— надпись: «The Gift of ye Rt Honble Sophia Baroness Lempster to Sr Roger & Lady Newdigate, A:D:1743» (илл. 6).
В том же году мастер выполнил и серебряную корзину (илл. 7). Судя по сохранившимся предметам, эти изделия пользовались большим спросом: до нашего времени дошло несколько схожих по декору корзин, изготовленных Ламери. Из них наиболее примечательны парные корзины 1744 года, находящиеся сегодня в музее Эшмолиэн, еще одна, датируемая тем же годом, — в Художественном музее Стерлинг и Френсис Кларк (Массачусетс), одна корзина 1742 года из коллекции миссис Ф. Кэшинг Смит была продана на аукционе Sotheby's в 1981 году.
Именно к этому периоду творчества мастера относится роскошный плодоменаж, исполненный им гораздо раньше предыдущего (в 1735—1736 годах), хранящийся в фондах Государственного Исторического музея (илл. 8). В общей сложности он состоит из 40 частей. Основа плодоменажа — ваза овальной формы, массивная, на четырех ножках в виде крупных завитков, вверху украшенных литыми изображениями женских голов, внизу заканчивающихся раковинами. В верхней части ножек есть отверстия для кронштейнов или втулок. На поддоне вазы четыре таких же отверстия. Тулово ее разделено рельефными гребешками на восемь неравных частей. На четырех широких гранях с двух сторон помещены литые изображения женских голов анфас, на двух других гранях — литые изображения мужских голов в профиль в обрамлении крупных завитков на фоне плетения. Крышкой для вазы служит овальное блюдо на кольцевом поддоне, с фигурно вырезанным краем, с выступами с четырех сторон, на которых — литые, прочеканенные изображения раковин, рыб, лошадиных голов, птиц, плодов и листьев. Дно блюда плоское, гладкое; по стенкам с внутренней стороны спускается, слегка заходя на дно, резной орнамент: различной формы и размеров раковины, завитки, корзины с плодами и музыкальные духовые инструменты. Плодоменаж снабжен двумя кронштейнами на три сосуда в виде трех соединенных кругов с прорезным орнаментом из листьев и раковин. Круги обведены гладким обручем, снаружи украшенным ветками с листьями, виноградной лозой с гроздями и завитками. Снизу — крупная петля из завитка, покрытого листьями. К кругам с одной стороны припаяна фигура орла с раскрытыми крыльями; с другой стороны — граненый крючок для крепления кронштейна. На кронштейны устанавливаются сосуды для специй (всего шесть предметов) в виде грушевидных флаконов с сильно выступающим волнистым поясом посередине; в верхней части тулово — восьмигранное, слегка сужающееся кверху. Тулово разделено выступающими рельефными вертикальными полосами, между которыми — орнамент плетения и чешуйчатый орнамент, в верхней инижней частях каждой доли — листья и раковины. Крышки флаконов — в форме колокола, увенчанного гладкой шишкой; прорезная крышка разделена вертикальными полосами на восемь частей, орнамент — крестчатый и из завитков и раковин.
На ножки основной вазы могли крепиться либо съемные подсвечники в виде массивного завитка с женской скульптурной полуфигурой без рук (на голове — свечник с восьмилопастной профиткой, край которой украшен восьмью листочками), либо небольшие подносы овальной или круглой формы на специальных кронштейнах. И круглые и овальные подносы имеют одинаковую декорировку и те и другие с фигурно вырезанным краем, украшенным рубчиками, раковинами и завитками; снабжены четырьмя литыми ножками — завитками, что позволяло их использовать отдельно при сервировке стола. Дно подносов плоское, гладкое. От края опускаются резанные по пунцированному фону завитки, различных размеров раковины, корзины с плодами и листьями, музыкальные инструменты. На гладком исподе дна припаяна четырехгранная трубка, в которую продевается конец кронштейна.
Помимо этого тоже съемными деталями являются еще две подставки в виде двух восьмигранных вместилищ для судков на четырех ножках-завитках, соединенных донышками и в верхней части, с ручкой в виде завитка с маскаронами сбоку, в которые вставляются стеклянные флаконы в серебряной оправе, предназначенные для подачи к столу уксуса и масла.
Интересная особенность этого роскошного прибора наличие втулок в виде бутонов и распустившихся цветов, которые предназначались для того, чтобы закрывать отверстия на чаше, если туда не вставлялись кронштейны или подсвечники.
В Исторический музей плодоменаж поступил в 1918 году в составе коллекции А.А.Бобринского (1861—1938; графа, ученого-этнографа, археолога, историка искусств).
Можно лишь предположить, что это изделие могло оказаться в России уже в XVIII веке, когда и русский двор, и знатные аристократы активно покупали предметы роскоши за границей. Известно, что мастер работал по заказу русского двора. Так, в 1720—1721 годах он изготовил для Петра I «фонтан» для вина (в собрании ГЭ). В так называемый «II Новый сервиз», согласно «Описи серебра : Двора Его Императорского Величества. Издание Гофмар-шальской Части Императорского Двора» (т. 1. СПб., 1907. Таблица 7) входила «передача» или «ваза» (1726—1727), а для Анны Иоанновны в 1734—1735 годах были исполнены два подсвечника. Сегодня в Государственном Эрмитаже хранится блюдо с гербом баронов Строгановых, выполненное Ламери в 1726—1727 годах (из собрания графини Е.В. Шуваловой), среди предметов из туалетного : прибора герцога И.Э. Бирона (всего — 24 предмета, Лондон, 1718—1737) тоже есть те, что исполнил этот мастер.
Даже не имея пока никаких документальных сведений о заказчике и первом владельце плодоменажа из Исторического музея, можно утверждать, что этот экспонат один из самых ранних образцов данного вида столовой утвари, которая стала появляться у знатных европейцев в XVIII веке. Несмотря на свою декоративность, эти предметы, как несложно заметить, выполняли вполне утилитарные функции. В английской специализированной литературе подобные предметы сервировки стола чаще всего называют «epergne» (от французского epargner — сохранять, щадить), так как освобождали людей от необходимости передавать друг другу тарелки с блюдами.
Можно действительно назвать чудом то, что плодоменаж сохранился в коллекции музея. В годы, когда музеи лишались многих своих шедевров, коллекция Особой Кладовой (Отдела драгоценных металлов) Исторического музея тоже не избежала этой участи. Среди прочих уникальных ; вещей, чья судьба после изъятия государственными органами остается неизвестной, мог оказаться и плодоменаж Ламери. 14 июля 1930 года был составлен акт № 15/с, на котором есть особая пометка: «Не подлежит оглашению». По этому акту представитель Всесоюзной государственной конторы «Антиквариат» товарищ А.И. Цветков принял восемь предметов (на общую сумму 265000 рублей), «отобранных ударной бригадой в 1930 году». Из Отдела драгоценных металлов было выдано четыре предмета: три золотые табакерки, общей стоимостью 75000 рублей, и плодоменаж, оцененный в 150000 рублей. И опять же остается лишь гадать, почему этот экспонат был тем единственным, который возвратили в Отдел в 1937 году.
В середине 1740-х годов в Европе вновь возник интерес к стилю шинуазри (стиль в котором прослеживаются восточные, в частности, китайские мотивы). Но в отличие от предметов конца XVII века, при изготовлении которых основной техникой в этом стиле была плоская чеканка, на изделиях XVIII столетия орнамент выполнялся преимущественно в высоком рельефе. В коллекции Гильдии златокузнецов хранятся две чайницы, выполненные Ламери в 1747 году. Их четырехугольные тулова расчеканены изображениями китайцев, собирающих сахарный тростник среди пальм и апельсиновых деревьев, и изображениями домов для сушки чая под кокосовыми пальмами. Каждое изображение дано на матовом фоне. Верхняя часть чайниц украшена орнаментом в виде крыльев летучих мышей и маскаронами на гранях сторон. Крышки увенчаны литыми изображениями цветков чая. Аналогичные парные чайницы, но выполненные в 1744 году, были проданы на аукционе Christie's в Женеве в 1972 году (илл. 9).
2 августа 1751 года после тяжелой болезни мастер умер, шесть дней спустя был похоронен в церкви св. Анны, в Вестминстере. В лондонской газете «Evening Post» был помещен некролог: «Скончался Поль де Ламери, выдающийся ювелир, работавший на Гаррард Стрит, в Сохо. Он был известен преимущественно благодаря изготовлению прекрасного орнаментального серебра, и он был причастен к приведению этой отрасли торговли в такое блестящее положение, в котором она находится сейчас». После его смерти остались вдова Луиза и три дочери. Два сына мастера — Поль и Дэниэл — умерли еще при его жизни. Поскольку у него не было наследников мужского пола, которые могли бы продолжить процветавший бизнес, Ламери завещал, чтобы все незавершенные вещи были доделаны его учениками, и вместе с готовыми изделиями были бы проданы с публичного аукциона.
Надежда ЗУБАНОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 64 (январь-февраль 2009), стр.76