При оценке антикварной Мебели порой решающее значение имеет верное определение породи дерева, из которой она выполнена. Мебель из хорошо обработанного дуба, например, живет веками. Орех также относится к твердым породам, но активно повреждается жуком-точильщиком, чmo сокращает срок, жизни Мебели. Средневековье в Мебельном деле называют дубовым периодом в истории стилей не потому, чmo тогда Мебель изготавливали только из дуба, а потому, чmo только дубовая Мебель смогла дожить до наших времен.
Менее прочные и красивые, а следовательно, и менее дорогостоящие древесные породы, например, береза и бук, как правило, не могут служить более ста лет. Из дешевых пород не делали дорогую мебель, поэтому, как бы ее ни красили под ценные породы, как бы ни украшали бронзой, дворцовой она никогда не станет, что, впрочем, не снижает ее коллекционной ценности. Собирателю мебели в первую очередь необходимо научиться отличать благородные породы древесины от так называемого «простого» дерева.
Старинная мебель одного и того же времени, выполненная из одинаковой породы, может иметь различные цвета. Это связано со многими причинами. Дерево выгорает на солнце (илл. 1) или, наоборот, темнеет под воздействием всевозможных пропиток, которыми оно было обработано при отделке. Лак на поверхности предмета также изменяет свой цвет, и предмет светлеет или, наоборот, темнеет. Иногда неравномерно положенный отделочный слой может образовывать в местах утолщения темно-красные участки, и весь предмет выглядит полосатым (илл. 2). Осуществляя предпродажную подготовку предмета, продавец может придать дереву более темный оттенок с целью сокрытия дефектов лакировки или следов некачественной реставрации, а также для имитации цвета ценной породы дерева.
Старые мастера с большой любовью и экономией относились к дорогостоящему массиву и шпону ценных пород дерева, старались показать его в натуральном цвете, применять прозрачную отделку, чтобы дерево играло и переливалось во всей своей красе. Например, древесина бука светлая, красноватая, со множеством крупных блесток (илл. 3, 4) и бурых линзовидных вкраплений (илл. 5), видимых в зависимости от распила. Из всех древесных пород только бук имеет линзовидные, бурые вкрапления, так называемые сердцевинные лучи.
Цвет и вид бука у мебельщиков XIX века считался некрасивым, и потому бук вовсе не применялся для изготовления изящных изделий (илл. 6). Как правило, из бука делали основу под фанеровку или под непрозрачную отделку. В России основу под фанеровку делали из сосны или ели, а под непрозрачную отделку использовали березу. При отделке водными морилками и последующей обработке прозрачным лаком на массиве бука хорошо заметны белые тонкие полосы (илл. 7). Начиная с середины XIX века, с развитием машинного способа производства мебели, на рынке появляется большое количество прекрасных, добротных и одновременно недорогих изделий. По старым чертежам и рисункам на фабриках воспроизводят мебель различных эпох: ренессанса, готики, ампира и так далее, но уже в упрощенной технологии, с машинной резьбой, с использованием недорогих пород дерева, фанеры, цветного лака, дешевых настилочных материалов (илл. 8, 9,10). Россия в промышленном отношении отставала от Европы. Мебель делали по старинке, с использованием ручного труда, дорогостоящих материалов, длительной и тщательной отделки. Может быть, в этом и кроется причина такой разницы в ценах на антикварную мебель производства Европы и России. Одна из важных особенностей европейской мебели второй половины XIX века — широкое применение в ее изготовлении бука. В то же время в России промышленных разработок бука не было, а привозить его из Европы было нецелесообразно.
Бук по прочности и твердости мало уступает дубу, но отличается высокой гигроскопичностью, подвержен короблению, активно повреждается древоточцами. В XIX веке, с целью предупреждения заражения готового изделия вредителями, его обкуривали серным ангидридом или пропаривали в специальных камерах. Чтобы дерево меньше коробилось, его срубали в середине лета, сушили в неошкуренном виде, через год распиливали на доски и клали их в воду на несколько месяцев, затем снова тщательно высушивали. Длительная, сложная и дорогостоящая технология придавала буку особую прочность и пластичность.
Практически первым мастером, применившим бук в естественном виде для изготовления красивой мебели, был Михаэль Тонет. Но и в случае сохранения естественного вида древесины поверхность бука протравлялась различными составами или окрашивалась цветными лаками с целью улучшения изначально невзрачного цвета натурального массива. В распаренном виде бук выгибался в самые причудливые формы, и после просушки сохранял их достаточно долго. Европейские мастера XIX века почти все мелкие деревянные предметы домашнего обихода, оправки и колодки, верстачные доски и ручки инструментов делали исключительно из бука из-за замечательной легкости обработки, прочности и удобства обращения с этим податливым пластичным материалом. Полируется бук плохо, но его можно было тонировать под орех, особенно удачно получалась неглубокая резьба (илл. 11—13). Все предметы, изготовленные на фабриках семьи Тонет, обязательно клеймились или снабжались бумажными ярлычками (илл. 14—17). Братья Иосиф и Яков Кон (илл. 18—20, 22) также изготавливали мебель из гнутого бука, но их предметы дополнялись красивыми тканями, яркой металлической фурнитурой, мраморными столешницами. Были и другие талантливые последователи великого мастера. Только в начале XX века, когда в моду вошла мебель, фанерованная светлыми породами дерева, бук проявил свои лучшие естественные декоративные качества и приобрел статус ценной породы дерева. В следующем номере речь пойдет о характерных признаках древесины дуба.
Елена ЖИЛИНА
(Продолжение следует)
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 12 (73) январь-февраль 2010 стр. 44