Потомственный аристократ, «барин» волею обстоятельств стал «рабочей косточкой» Каслей, которым оказались нужны его ум и знания.
Инна Пешкова
Клодт фон Юргенсбург — русский баронский род, происходящий из графства Маркского в Вестфалии, откуда Ролоф Клодт в 1515 году переселился в Лифляндию. Юст Клодт, курляндский канцлер, получил от Готарда Кетлера, последнего магистра Ливонского ордена, герцога Курляндского, в 1561 году замок Юргенсбург, от названия которого принял фамилию Клодт фон Юргенсбург.
Из «Родословной семьи Клодт фон Юргенсбург» известно, что основоположником династии считается барон Иоганн Адольф Клодт фон Юргенсбург, шведский генераллейтенант, попавший в плен под Полтавою и умерший в Москве в 1720 году. «Он был одним из храбрейших воинов своего времени, что доказывается, во-первых, милостивым приемом, сделанным ему в плену Петром Великим, а во- вторых, и тем, что Карл XII, также знаток храбрости, в самую бытность его в плену, назначил его своим посланником при Российском дворе и возвел в 1714 году в баронское достоинство», — указано в Русском биографическом словаре.
«Родословная семьи Клодт фон Юргенсбург» была составлена в марте 1852 года на немецком языке. Баронское достоинство с родовым гербом было признано в России 17 октября 1853 года. Герб рода фон Клодт (Клот) внесен в часть XV Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.
Чтобы узнать, кто такой «Чугунный барон», нам придется еще немного проследить русскую линию рода баронов Клодт фон Юргенсбург.
По Ништадтскому мирному договору Эстляндия, Курляндия и Лифляндия стали губерниями Российской империи, и потому потомки прибалтийских дворянских родов служили в русской армии. Одним из таких был барон Карл Федорович Клодт фон Юргенсбург. Российский военачальник, участвовал в войнах с турками в 1789—1790 ив 1806—1812 годах. В обеих кампаниях проявил храбрость и личное мужество, за что был награжден орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом, Св. Георгия 4-й степени, Св. Анны 2-й степени и золотой шпагой с надписью «За храбрость». В1813 году отличился в боях под Денневицем и Лейпцигом, за что был пожалован чином генерал-майора. Это прадед нашего «Чугунного барона», притом одновременно и по материнской, и по отцовской линии. Карл Федорович Клодт был женат на Елизавете Шарлотте-Авроре фон Фрейхольд. У них родились две дочери и шесть сыновей. После смерти Карла Федоровича Клодта в 1822 году, его семья перебралась из Омска, где последние годы жизни он служил начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса, в Петербург. Трое старших сыновей Владимир, Петр и Константин — были определены в Михайловское артиллерийское училище. Двое из них, Петр и Константин, оказались «предателями рода» (так частенько говаривал старший из братьев, Владимир), они оставили воинскую службу. Эти два «предателя» — дедушки «Чугунного барона».Мама «Чугунного барона» — Вера Петровна, дочь Петра Карловича Клодта фон Юргенсбурга, отставного подпоручика, выдающегося скульптора XIX века, сыгравшего значительную роль в формировании русской реалистической, в особенности анималистической пластики. Европейская известность к Петру Карловичу Клодту пришла в период работы над поистине главным делом его жизни — бронзовыми конными группами «Укротители коней», украсившими в 1850 году Аничков мост через реку Фонтанку в Петербурге. Потом был памятник великому поэту- баснописцу И.А. Крылову для Летнего сада и почетное членство в академиях художеств — Петербурга, Берлина, Парижа и Рима. Последней его крупной работой в монументальной скульптуре была конная статуя Николая I.
Отец «Чугунного барона» — Александр Константинович, сын Константина Карловича Клодта фон Юргенсбурга, отставного штабс-капитана, первого русского гравера по дереву, инициатора нового расцвета ксилографии в России. В1840 году при Академии художеств, под руководством Константина Карловича, была открыта школа гравирования на дереве. Академия давала своим питомцам разные прозвища, и со временем Константина Карловича Клодта стали называть «Деревянным бароном».
Итак, давайте знакомиться — «Чугунный барон», Константин (названный так в честь своего деда Константина Карловича Клодта) Александрович Клодт фон Юргенсбург. Он родился в 1867 году, в год смерти своего великого деда Петра Карловича Клодта, как бы придя ему на смену. Это был уже третий сын в семействе Клодтов. В том же году отец, Александр Константинович, проиграл в карты имение в Орловской губернии, подаренное матери, Вере Петровне, дедом Петром Карловичем. Семья была вынуждена перебраться в Минск, где дальний родственник помог устроиться Александру Константиновичу на службу в акцизное управление. Но вскоре он умер от ревматизма сердца, и семья (а на руках у Веры Петровны было уже четверо детей — в Минске родилась дочь Софья) осталась без средств к существованию. Переехав в Петербург и пожив какое-то время у своего дяди, Константина Карловича, отца мужа, она с детьми отправилась в Орловскую губернию к сестре Наталье и жила на хуторе как простая крестьянка. Вскоре сестра Маша предложила переехать в Москву, где, по ее словам, жизнь была не дорога, а детей можно было определить учиться, да и всем вместе им жить было бы легче и веселей.
Потихоньку жизнь в Москве наладилась, дети пошли учиться. Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и, на удивление всем, хотел стать скульптором Вера Петровна гордилась тем, что младший сын будет скульптором и продолжит дело своего великого деда Петра Карловича Клодта В занятиях Константин был усерден, его работы не раз отмечал профессорский совет. Одна из таких работ — «Толстой на пашне». Запись в дневнике писателя от 7 марта 1889 года подтверждает, что Льва Николаевича он лепил с натуры, посетив его в Хамовниках. В собрании Государственного музея АН. Толстого хранятся два бронзовых отлива группы «Толстой на пашне». В 1892 году Константин Александрович окончил учебу в училище, а его зачетная фигура «Тарас Бульба» была отмечена золотой медалью. Он получил чин XIV класса и звание классного скульптора По рекомендации своего брата Евгения он поступил работать на Московскую фабрику фирмы К. Фаберже. В 1896 году совет Московского училища живописи, ваяния и зодчества, рассмотрев кандидатуры лучших выпускников за последние пять лет, решил отправить Константина Александровича Клодта за границу. Целью поездки было ознакомление с художественной жизнью, музеями и памятниками Европы. Скульптор посетил Берлин, Дрезден, Париж, Рим, Милан и Венецию. С 1898 года начинается «пензенский период» в жизни Константина Александровича, счастливый и трагический. Счастливый — потому что это любимая работа и создание семьи, трагический — смерть близких ему людей и Октябрьский переворот в России. Но вначале было приглашение К.А. Савицкого, директора Пензенского художественного училища, на место преподавателя скульптуры. Дав согласие, Константин Александрович с матерью и сестрой Софьей переезжают в Пензу. В училище он вел класс скульптуры и рисунка. Там же, на занятиях, он встретил свою вторую половинку — Тамару Харитонову. В этот период Константин Александрович работает над рядом скульптурных работ. При участии московского скульптора Сергея Михайловича Волнухина, Константин Александрович выполнил для Московского ипподрома две конные группы. Основным условием заказа было достоверное повторение «Укротителей коней» с Аничкова моста в Петербурге, работы его деда. Эти статуи установлены на пилонах ворот на Беговой аллее около Московского ипподрома со стороны Ленинградского . шоссе. Их можно назвать «копиями» конных групп с Аничкова моста, но все же это самостоятельные скульптуры, эскизы для которых Константин Александрович рисовал с натуры во дворе Пензенского училища. Позднее Константин Александрович создал и отлил конную группу для фронтона главного павильона ипподрома к сожалению, она погибла во время пожара. И это были, пожалуй, самые значимые его работы «пензенского периода». В фондах Пензенской областной картинной галереи имени К.А. Савицкого за инвентарным номером 3-СК числится статуэтка «Лошадка» (бронза, 230x24x80) работы К.А. Клодта Скорее всего, это одна из статуэток, которую Константин Александрович выполнил по заказу русского коннозаводчика и коллекционера Я.И.Бутовича В 1912 году преподаватель Пензенского училища и товарищ по работе ИС. Горюшкин-Сорокопудов написал портрет Константина Александровича. Данный портрет по праву можно отнести к одному из лучших портретов художника На картине тонкое одухотворенное лицо и внимательный взгляд, обращенный к зрителю, кажется, он только на минутку прервал свою работу для творческого размышления. Взгляд полон беспокойства, внутреннего напряжения. Но жизнь — это не только творчество и любимая работа.. В 1900 году в семье Клодтов появился первенец — дочь Нина, потом родились мальчики Павел и Петр. В 1913 году Нина поступила в подготовительный класс Пензенского художественного училища, да и мальчишки были не без таланта Надеждой родителей был Павел. И вот первый «пензенский» удар — в 1915 году умер от тифа сын Павел. А тут и большевики со своим Октябрьским переворотом, и закружило, и завертело... В 1918 году в училище прибыл комиссар по искусству Е.В. Равдель, началась реорганизация, художественное училище было переименовано в художественные мастерские. То ли за приверженность к реализму, то ли за «баронство», но Константин Александрович был отстранен от преподавания в училище одним из первых. Это был для него тяжелый удар, отнялись ноги. Для семьи начались годы нищеты, голода и разрухи. Но нужно было жить, не для себя, а в первую очередь для семьи. Теперь уж точно не до творчества, накормить бы всех... Сам Константин Александрович, в брюках, сшитых из старого пледа (так обносился), готов был взяться за любую работу. Он даже пек пироги в доме одного зубного врача, когда у того собирались гости. А платой были продукты, которые Константин Александрович нес домой. Но вот еще один «пензенский» удар— в 1920 году умирает мама, Вера Петровна.
В 1921 году Константин Александрович получает письмо-приглашение от своего бывшего помощника по Пензенскому училищу, формовщика Павла Серегина. В письме П.В. Серегин приглашал его на работу на Каслинский чугунолитейный завод, который специализировался на художественном литье из чугуна и имел славные традиции. На протяжении более полувека в Каслях из чугуна отливалась кабинетная скульптура, утилитарные и бытовые изделия. Заводу нужен был скульптор, способный реализовать выдвинутый В.И. Лениным план развития монументального искусства в условиях победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Декрет СНК от 12 апреля 1918 года «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» («О памятниках республики») положил начало монументальной пропаганде. Он предусматривал снятие монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, создание произведений революционного монументального искусства Уже к 1 мая 1918 года было снято или закрыто несколько монархических памятников, а в Пензе открыт первый в Европе памятник К. Марксу работы скульптора Е.В. Ревделя. Правда, простоял он недолго.,В 1921 году на совещании директоров заводов Уральского металлургического треста в Екатеринбурге было принято решение установить памятники «Героям, павшим за революцию» в заводских городах и поселках. Заказ на изготовление памятника получил Каслинский завод. Первый такой памятник был установлен в 1922 году в Каслях, рядом с братской могилой товарищей, убитых отрядами Колчака. На высокой каменной колонне скульптура рабочего, который держит винтовку с примкнутым штыком и опирается на молот. За первые годы Советской власти памятник «Героям, павшим за революцию» был установлен в восьми городах Урала и в Туле. В работе над созданием модели этого памятника принимал участие и К.А. Клодт. Вообще, жизнь семьи Константина Александровича вкаслях резко отличалась от последних лет жизни в Пензе. Не стоял так остро вопрос физического выживания, была интересная работа, радовала активность сына Петр вел уроки рисунка в школе фабзавуча, в заводском клубе писал декорации, пел, играл в оркестре, участвовал в постановках. Сам Константин Александрович числился скульптором то в школе фабзавуча, то в управлении завода, то при техническом отделе. Но все это была работа, которая приносила удовлетворение. И не важно, были ли это рисунки-эскизы для эмалевого цеха или подготовка моделей для отливки в чугуне с присылаемых на завод гипсовых бюстов Ленина, Дзержинского, Карла Маркса, он работал. Создавал скульптор и свои модели в духе социалистического реализма нож для разрезания бумаги «Пионер», биты для игры «в бабки» и подставку для карандашей с рельефами на спортивную тему. Созданные им модели бытового
литья печные дверцы, подставка под утюг, основание для керосиновой лампы были украшены символами молодого социалистического государства пятиконечными звездами и главной государственной эмблемой, символом союза рабочих и крестьян — серпом и молотом. Даже в разработанном им эскизе клейма Каслинского завода присутствовала советская атрибутика Эго можно было расценить, по аналогии с клеймом царского периода, как подтверждение качества и художественной ценности выпускаемой Каслинским заводом продукции.
Сейчас сложно сказать, кто автор моделей скульптур «В. Ленин» и «Л. Троцкий», отливавшихся на Каслинском заводе в середине 20-х годов XX века, — документальных свидетельствпо этому вопросу нет. Автором мог быть и сам КА. Клодт, работая над созданием скульптур по фотографиям, рисункам и присылаемым на завод моделям других скульпторов; он мог быть и соавтором, готовя и дорабатывая присланные модели. Теперь, наверное, это не так уж и важно. Не могла даже идеально исполненная модель, присланная на завод в гипсе или глине, служить моделью для отливки в чугуне. Мало того, что ее нужно было разобрать на удобные для отливки части, требовалось еще доработать все мельчайшие детали.Скульптор не живописец, который в работе использует всю красочную палитру, завораживая зрителя. Скульптор не режиссер, он не может заставить свои скульптуры двигаться согласно его замыслу, словно актера на сцене. И уж, конечно, скульптура нема. Талант скульптора — в его искусстве оживить одноцветное, неподвижное, немое свое творение, заставить «заговорить» и двигаться застывшую фигуру, наполнить жизнью окаменевшие черты лица Еще больше эта задача усложняется для скульптора, когда он работает с чугуном. Чугун не простит ему отсутствия концентрированной выразительности буквально в каждой детали, а черный цвет должен лишь подчеркивать эту выразительность. К.А. Клодту это удалось. Движение, выраженное в скульптуре «Л. Троцкий», до такой степени реалистично, что, кажется, стоит закрыть глаза, и вы ощутите веяние воздуха на своем лице — вот он прошел рядом. Настолько скульптор наполнил динамикой всю скульптуру, до мельчайшего штриха. Мастерски использовал складки одежды, умело подчеркнув ими движение. Строго подогнанный по фигуре военный френч, широкий и уверенный шаг, сжатая в кулак правая рука, устремленный вперед открытый взгляд — перед нами оживший «демон революции», Лев Давидович Троцкий.Если скульптура «Л. Троцкий» полна стремительного, неугасимого движения, то другая скульптура является в определенном смысле ее противоположностью. Речь идет о скульптуре Константина Александровича «В. Ленин», в которой он с удивительной убедительностью и точностью запечатлел состояние покоя и уверенности. Оно как бы разлито по всей фигуре и чувствуется в каждом мускуле на его лице.
Две скульптуры — две противоположные личности. «Л. Троцкий» — гимн вечному движению, «В. Ленин» — символ наружного спокойствия и сосредоточенной работы мысли. Внешне его фигура кажется совсем неподвижной, зато с огромной силой ощущается в нем незримая, страстная внутренняя сила. Мы словно слышим легкий скрип паркета от его самоуверенной и слегка покачивающейся позы. Открытый, прямой взгляд, широко расставленные ноги, руки, убранные в карманы брюк с «особым шиком», элегантный костюм, должны и подтверждают в скульптуре особую личность этого человека. Всем этим он как бы пытается расположить к себе собеседника или посетителя, но между тем и показать свое превосходство над ним.
Работая над этими скульптурами, Константин Александрович изначально расположил их на однотипных основаниях, тем самым предложив нам самим определять для себя значимость каждой личности в истории и в руководстве молодым социалистическим государством. Из скупых строк о К.А. Клодте в энциклопедическом словаре сложно понять, насколько интересна была в творчестве и трагична в быту жизнь этого человека. Да, барон, скульптор, окончивший училище живописи, ваяния и зодчества, внук знаменитого П.К. Клодта. И это все? Нет, и еще раз нет Это был человек с необычной и трагической судьбой. Это был Скульптор, волею судьбы родившийся, когда его дед уже создал своих «Укротителей коней», и ему, в своем творчестве, оставалось быть лишь его тенью. Ивее же, не имея возможности воплотить свой талант в создание монументальной скульптуры, он нашел себя как учитель и педагог. «Барон» отдавал свой талант скульптора произведениям революционного искусства. Но... У государства появились новые лидеры, были поставлены новые задачи в экономическом развитии страны, и художественное литье из чугуна стало неактуальным. Государству нужны были мясорубки. И он, скульптор, получивший академическое образование, лепил модели мясорубок. Но на этом не кончились отпущенные на его долю испытания. Если в творчестве он был готов делать все, даже модели мясорубок, то перенести смерть второго сына, Петра, ему было не под силу. Он словно сломался. В своем письме дочери в Пензу Тамара Константиновна написала «Отец постарел и стал дряхл. Все роняет. Перебита почти вся посуда. Можно подумать, что все делает назло...» И, наверное, единственным его желанием на тот момент было «избавиться от этих мучений». Константин Александрович умер 27 августа 1928 года. Для истории он остался первым скульптором национализированного советской властью Каслинского завода. Для нас — первым скульптором, воплотившим в чугуне часть истории молодого социалистического государства. Не будет преувеличением сказать — каждый коллекционер художественного литья из чугуна желал бы иметь в своей коллекции предметы, отлитые на Каслинском заводе в 20-х годах XX века по моделям К.А. Клодта. Но их считанные единицы. Каждый предмет того периода представляет собой не только ценный коллекционный материал, но и большую историко-культурную и художественную ценность.
Проигранная АД. Троцким после смерти Ленина И.В. Сталину борьба за власть в государстве сделала, в силу политической конъюнктуры, скульптуру «Л. Троцкий» поистине уникальной. На сегодняшний день автору известны лишь два экземпляра этой скульптуры, отлитых в 20-е годы XX века на Каслинском заводе. Примерно то же самое можно сказать почти обо всех предметах, созданных по моделям Константина Александровича, и не так важно — печная это дверка или нож для разрезания бумаги «Пионер».
Юрий ПОАЮШКИН
Иллюстрации предоставлены автором.