Особенности псковской иконографии середины XV века
Не каждый посетитель музея, проводя по залам Третьяковской галереи и любуясь памятниками древнерусского искусства кисти таких прославленных иконописцев, как Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий, остановится перед иконой Богоматери «Умиление». Созданный неизвестным псковским мастером в начале ХV века, этот образ не отличается той броской красотой, которая сразу приковывает внимание. В отличие от других памятников красота его открывается зрителю постепенно. Его можно читать своей душой, как книгу, которая будет бесконечна и каждому откроет что-то свое. Стоит только чуть внимательнее вглядеться в этот образ.
Обстоятельное изучение псковских памятников иконописи началось сравнительно недавно — в середине XX века, хотя сам термин «псковские письма» коллекционеры использовали уже в XIX веке, но тогда он был лишен конкретного содержания. Только после реставрационных открытий XX столетия, выявивших характерные черты псковской иконописи, появились основания говорить о псковской живописи как об отдельном направлении, как о школе.
Псков — древний город, центр земли северных кривичей. Как и Новгороду, ему удалось избежать татарского ига, что помогло сохранить накопленную им культуру и способствовало ее расцвету в XIII — XV веках. До середины 1348 года Псков был одним из новгородских пригородов, но затем на основании Болотовского договора обрел самостоятельность. Характерно, что псковское духовенство активно участвовало в административно-хозяйственной жизни города и испытывало сильное влияние светского общества. Это не могло не отразиться на характере псковской живописи, которая отличается очень свободным и предельно индивидуальным подходом к традиционным христианским сюжетам, которые получили здесь удивительно смелое толкование.
Псковская иконопись имеет свои характерные особенности, свое ярко выраженное лицо, довольно легко узнаваемое. Крупнейший исследователь христианского искусства В.Н.Лазарев так описывает наиболее типичные черты этих памятников: «Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые <...>. Пожалуй, из всех древнерусских иконописных школ псковская была наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения». В XV веке работы псковских мастеров обрели некоторую успокоенность, даже лиричность, хотя характерная для них внутренняя напряженность полностью не исчезла. Сохраняются пронзительные взгляды, резкие тяжелые тени, асимметричные композиции, густая красочная гамма. Но контрастность переходов от света к тени уступает место такой трактовке, в которой увеличивается площадь освещенных участков, получающих четкие границы, а широкий, экспрессивный мазок сменяется линейным и четким рисунком.
Икона Богоматери «Умиление» (Любятовская) датируется началом XV века. Она происходит из церкви святителя Николая на Любятове, около Пскова. Этот храм стоял на территории монастыря. Впервые он упоминается в связи с событиями 1570 года, когда здесь остановился царь Иван IV. Тем не менее храм, вероятно, существовал уже в начале XV века и датируется 1540-ми годами. Ныне икона хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи (с 4 января 1929 года). Ее размер — 109x77 см. Она написана на сосновой доске с составными врезными сквозными шпонками. На верхнем торце набита планка коваными железными гвоздями.
Термин «Умиление» употребляется в качестве названия определенного рода композиции богородичных икон, на которых голова Богоматери обращена в сторону Младенца Христа. Композиционное построение в христианском искусстве называется иконографией. За каждым сюжетом закреплена определенная иконография. Тип иконографии под названием «Елеуса» возник в Византии в XI веке как вариант другой композиции, именующейся «Одигитрия» (в переводе с греческого — путеводительница), получившей распространение еще в VI веке. Здесь и Богородица, и Христос смотрят прямо на молящегося. В Древней Руси слово «Елеуса» перевели как «Умиление». В греческом варианте подобная композиция имела еще одно название — «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»). «Умиление» — самый лиричный и трогательный иконографический тип богородичных икон. Первоначально были распространены как полнофигурные — тронные, так и полуфигурные, поясные варианты этой иконографии, но позже наибольшее распространение получила полуфигурная композиция.
На образе Божией Матери «Умиление» (Любятовской) мы видим типичную для этого типа иконографии поясную композицию. Голова Богоматери склонена вправо, к Младенцу, прижавшемуся к ее щеке и касающемуся рукой ее подбородка. В левой руке Младенца — свиток. Образ исполнен теплоты, мягкости и созерцательной умиротворенности. М.В.Алпатов во «Всеобщей истории искусств» отметил: «Жест Младенца, который касается щеки Богоматери, встречался и ранее, но передан он здесь так, будто мастер подглядел его в жизни». Во взгляде Марии есть озабоченность и вместе с тем теплота. «Она склонилась к Младенцу, как будто шепчет ему на ухо ласковые слова», — продолжает Алпатов. Классическая иконография «Умиления» здесь приобретает особенно понятное и близкое каждому молящемуся настроение. Силуэты фигур отличаются мягкостью и округленностью форм. Общая плавность силуэтов несколько контрастирует с мелкими и заостренными пробелами — высветлениями на одеждах Спасителя и Богоматери. Трактовка ликов здесь очень характерна для образцов псковской школы иконописи: удлиненные пропорции с немного зауженной нижней частью, слегка выступающие кончики носов, большие выразительные глаза миндалевидной формы, широкие плоскости теней. Колорит произведения очень мягкий и спокойный. Даже, как правило, активный красный цвет здесь не обжигает взгляд и не доминирует над другими цветами, а нежно согревает молящегося и находится в гармоничном единстве со всей гаммой. Весь колорит выстроен по принципу сближения цветов, здесь нет резких контрастов теплых и холодных оттенков.
Особо стоит отметить роль цвета в иконописи. Его функция не ограничивается только декоративными задачами, он имеет и глубокий символический смысл. Охристо-желтый фон на иконе появился как замена более драгоценного — золотого. Фон должен быть одновременно и цветом, и светом. Он обозначает сияние Божественной славы. На Любятовской иконе золото применено на нимбах в орнаменте и на кайме одеяния Богоматери. Вообще оно занимает особое место в символике христианства. Золото принесли волхвы родившемуся Спасителю. Заметим, что золоченый орнамент на нимбах имеет сложный рисунок, но не выглядит тяжеловесно по отношению ко всему образу в целом. Можно предположить, что мастер использовал здесь не листовое сусальное золото, а твореное, то есть растертое на связующем. К сожалению, реставрационные материалы по этому памятнику не предоставляют подробной информации. В одеждах Младенца Христа и Богоматери активно используются оттенки красного и синего цветов. Они символизируют земное и небесное — те начала, которые в мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют. В одеянии Христа красный цвет занимает такое же место, как и синий, — это означает, что в Нем соединяются две природы — Божественная и человеческая. В облачении Богородицы цвета распределяются по-другому: доминирует красный оттенок, напоминающий о ее земном происхождении.
Икона была сильно повреждена при осаде Пскова войсками Стефана Батория. Возле правого поля доска пробита насквозь. Польский король выбрал в качестве места своей ставки Любятовский монастырь. Когда поляки подошли к монастырю, монахи вынесли им навстречу икону Богоматери «Умиление». Поляки дважды пробили икону, но были наказаны за святотатство: псковские войска нанесли удар по лагерю противника, из-за этого полякам пришлось разбить свой лагерь в более безопасном месте. В процессе реставрации с иконы была снята позолоченная риза. Оклад был не только с лицевой стороны образа, тыльную сторону закрывала серебряная гравированная чеканная доска. При отправке произведения в ЦГРМ она осталась в Пскове. На ней были надписи:
1. «В лето 7181 (1673 год) в декабре месяце сия чудотворная икона пресвятыя Богородицы Умиления древнего письма построена и обложена в новь во граде Пскове обещанием окольничева и воеводы князя Константина Осиповича Щербатова и поставлена в прежде бывшем монастыре великого чудотворца Николая на Любятове, и на память в пред будущему роду будет известно, что в прежде бывших летех во время войны в приход воинских немец в сей монастырь и те иноверцы учинили на сей чудотворной иконе рублючи на зади две язвы и те поругатели зле исчезоша, а православным христианом просящим милости быша великие исцеления даже и до сего дня».
2. «В лето 1570 в субботу второй недели Великого поста Царь Иоанн Васильевич Грозный идя казнить псковичей, ночевал в сем монастыре у святителя Николая на Любятове, то здесь, во время утреннего пения стоя в церкви, взирал на чудотворную икону Умиления Божией Матери, умилившись сердцем сказал своим воинам: «иступите мечи о камень и да перестанут убийства».
Еще ниже указано: «Устроена надпись сия в 1890 года 3 июня». За окладом с лицевой стороны были также обнаружены бумажные и металлические (медные) деньги (как сообщает реставрационный паспорт иконы, «царские и советские») и матерчатый поясок с молитвой: «Мати Божия, услыши мою молитву и сохрани ми под кровом Твоим».
С фона и полей иконы были удалены две записи. Слой живописи на нижнем поле утрачен полностью. Но большую часть авторской живописи начала XV века на иконе реставраторам удалось сохранить, благодаря чему этот памятник до сих пор может свидетельствовать как о духовной жизни Пскова XV столетия, так и о типичных иконописных приемах, использовавшихся художниками того времени.
Любовь КОЛОБАНОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 59 (июль-август 2008), стр.80