В этом году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося Мастера из Златоуста, Павла Петровича Уткина (1808—1852). Несмотря на недолгую жизнь, он внес огромный вклад в русское искусство, его имя вошло в летопись медальерного дела.
Его трудовая деятельность началась 20 января 1819 г— года. Способного мальчика отобрали из числа учащихся заводской школы для обучения письменному порядку при конторе, затем перевели на оружейную фабрику в «украшенное» отделение, где он стал осваивать приемы вытравки и позолоты клинков. Но здесь он тоже не задержался. С февраля 1824 года Уткин — маркшейдерский ученик. Отец его, Петр Кириллович, заводской кузнец, за отличное искусство в выделке оружия, предоставленного в 1818 году государю императору Александру I, был 12 мая 1824 года награжден золотой медалью «За усердие». В том же году Павел как пенсионер Златоустовского завода был направлен в Академию художеств. Ученики медальерного класса, в котором вели занятия Ф.Толстой и П. Доброхотов, сначала упражнялись в рисовании с гипса и с натуры, лепили из воска, а затем уже переходили к резьбе на металле и крепких камнях.
Медальерное дело в то время толковали так: «Сие искусство есть отрасль ваятельного художества. Первое отличительное его свойство — медаль есть кружок из стали, золота, серебра, который чеканят подобно монете. На медалях, как и на монете, можно употреблять обронную работу. Второе — размер медали не может быть больше ширины ладони обычной человеческой руки».
Уже 10 апреля 1826 года ученик «4 возраста» Павел Уткин «за лепление с натуры» был награжден серебряной медалью второго достоинства. А через полгода за вылепленную из воска, а затем вырезанную из стали фигуру Марса получил серебряную медаль первого достоинства. Его работы — медали «Голова эскулапа» из красного сердолика, «Александр Македонский» на халцедоне были представлены на Академической выставке 1827 года. Газета «Северная пчела» поместила восторженный отзыв о его работах.
На экзамене в сентябре 1828 года Уткин вновь удостоился серебряной медали первого достоинства за «лепление с натуры». 24 октября 1829 года совет Академии художеств определил: «Пенсионер Уткин обучается уже медальерному искусству, оказывает в оном отличные успехи, ныне занимается исполнением заданной Академией художеств темой для получения золотой медали». По представлению академика П.Е. Доброхотова он должен был вырезать на камне «Орфея, выводящего из ада Евридику». Композицию на этот сюжет ученик Павел Уткин уже лепил в глине. Золотая медаль первой степени за исполнение этой программы позволяла ему, согласно академическим правилам, совершенствовать свои умения за границей. За успехами Павла Уткина внимательно следил Е. Корнеев из Департамента горных и соляных дел, шла оживленная переписка с Олениным, ведь пенсионер Златоустовского завода уверенно шел на золотую медаль, открывавшую ему путь к зарубежной стажировке.
В конце 1829 года Уткин представил совету штемпель на стали «Геркулес и Минерва», который Корнеев передал министру финансов, а тот представил его императору Николаю I. После его одобрения было решено сделать отпечаток в серебре. В октябре 1830 года Уткин, окончив Академию художеств, получил звание художника 14-го класса. Но он не покинул стен академии — его оставили еще на четыре года совершенствовать мастерство. В связи со смертью его учителя, академика Доброхотова, последовавшей 15 апреля 1831 года, Павел Уткин со 2 мая был определен на должность преподавателя в медальерный класс. Уже в октябре 1831 года ему задали программу на тему «Суд Париса», успешное выполнение которой позволяло ему удостоиться звания академика. Работу нужно было выполнить в резьбе на стали, руководителем был назначен скульптор Козловский.
В январе 1835 года Павел Уткин, не оставляя службу в академии, поступил на Монетный двор, получив должность заведующего медальерного класса. Вопрос о его возведении в академики был решен 19 сентября 1839 года, а уже 26 сентября 1842 года он стал профессором 3-й степени, что по штату академии соответствовало 8-му классу. Совет академии определил: «По известным трудам и занятиям по медальерному искусству исправляющего при Академии должность профессора по сей части академика Павла Уткина возвести в Звание профессора».
В 1915 году художественный критик Сергей Эрнст написал в журнале «Старые годы»: «Его сочинения — лепка медалей и резьба на стали и камнях — отличаются особенной верностью, хорошим стилем и редкой отчетливостью работы». Но в то время, когда работал Уткин, уже не было накала, рожденного событиями Отечественной войны 1812 года. В своем творчестве художник, конечно, обращался к исторической тематике, но его медали камерны. Такова, например, разработанная им медаль для воспитанников Горного института. На ее лицевой стороне — надпись «За прилежание и благонравие», на оборотной — сложная аллегорическая композиция. Справа — богиня Земли, сидящая на льве, в легких античных одеждах и короне. Левой рукой она держит бубен, правой возлагает лавровый венок на коленопреклоненного юношу в крестьянской одежде.
В 1832 году П. Уткин выполнил медаль «На закладку Александровской колонны», в 1833 году — «В память открытия Александровской колонны», по рисунку автора колонны архитектора А.А. Монферрана. На переднем плане — величественная и в то же время изящная колонна, за ней, полукругом, — здание Генерального штаба. Иллюзорное пространство перед зданием, включающее Александровскую колонну, как бы вписывается в плоскость медали. На одном из вариантов медали на абсолютно гладком фоне — только монументальная колонна.
Выполнил Павел Уткин и медаль на закладку храма Христа Спасителя в Москве, восковые барельефы «Петр I» и баснописца И.А. Крылова, множество монетных штемпелей. За медаль к случаю юбилея И.А. Крылова он получил в награду 1000 рублей. Надо сказать, что материальное положение Уткина было тяжелым, но тем не менее он по мере сил помогал родителям. Когда же в 1838 году сгорел их дом в Златоустовском заводе, он попросил материальную помощь. Император, ценивший его дарование и полезные труды, велел выдать художнику 500 рублей. Правда, Павел Петрович немного слукавил, указав в своей просьбе, что отцу некому помочь, так как он единственный сын. Это его прошение во многом запутало вопрос о его происхождении. Действительно, он был единственным сыном, но его отец воспитывал приемыша Гаврилу. По архивным документам, Гаврила Петрович Уткин, будучи канцелярским служителем на Златоустовском заводе, подал прошение отпустить его с караваном до Санкт-Петербурга, обосновывая это тем, что хотел бы увидеться с братом — преподавателем Академии художеств. Павел Уткин не порывал связь со Златоустовским заводом, помогал землякам. Так, он принял живое участие в определении Егора Андреевича Бояршинова вольнослушателем в классы академии, затем ходатайствовал о выдаче тому академической программы для получения звания уездного учителя.
Павел Петрович Уткин был женат на дочери известного русского графика С.Ф. Галактионова — Анне. 23 декабря 1840 года у них родился сын. К сожалению, здоровье у медальера было слабое, нередко от чрезмерной физической и умственной нагрузки ему бывало очень плохо. 5 февраля 1852 года он скончался, оставив малолетнего сына и жену в бедственном положении. Похоронен он был на средства Академии художеств.
Любовь ЛАЖЕНЦЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.