Творчество выдающегося русского скульптора второй половины XIX столетия Евгения Александровича Лансере (1848—1886) в последнее время привлекает к себе пристальное внимание исследователей. В этом году Много Материалов о нем публикуется в связи со 160-летием со дня его рождения.
В 2006 году во Франции была издана первая монография, основное достоинство которой — подробный иллюстрированный каталог произведений Лансере (Sudbury G.W., Douglas R.D. Evgueni Alexandrovitch Lanceray. 1848—1886. Le sculpteur russe du cheval. P., 2006). Ряд интересных статей недавних лет, посвященных как общим проблемам камерной бронзовой пластики второй половины XIX века, так и отдельным произведениям скульптора, написан отечественными авторами (Л.Н. Гончаровой, А.А. Гилодо, Л.А. Дементьевой, Т.В. Дорониной, С.Б. Кайковой). Однако до сих пор практически неизвестной оставалась серебряная скульптура малых форм, создававшаяся ведущими русскими ювелирными фирмами по моделям Лансере. Особое значение, на наш взгляд, имеет сотрудничество мастера с фирмой «Сазиковъ», которой по праву принадлежит честь «открытия» серебряной пластики Лансере для русского ювелирного искусства.
Биография Лансере не богата событиями. Он родился в августе 1848 года в Моршанске Тамбовской губернии. Его дед был родом из Франции, в 1812 году состоял в рядах наполеоновской армии, получив тяжелое ранение, после войны навсегда остался в России. Отец скульптора был инженером путей сообщения. Детские годы Лансере прошли в Моршанске, в доме барона Вернезе, деда по материнской линии. В 1861 году отец устроил сына во вторую классическую гимназию Санкт-Петербурга, окончив которую, молодой Лансере поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1869 году он получил ученую степень кандидата права, после чего несколько лет служил в Министерстве финансов, а затем вышел в отставку, дабы целиком и полностью посвятить себя искусству.
Специального художественного образования у Лансере не было, хотя он с детства увлекался лепкой и рисованием. Живя в столице, он часто посещал мастерские известных скульпторов, особенно Н.И. Либериха (1828—1883), ученика П.К. Клодта (1805—1867). В 1869 году Лансере дебютировал на академической выставке с бронзовой группой «Тройка с двумя седоками, ямщиком и собакой» и композицией из воска «Руслан и Людмила», за что был удостоен звания классного художника второй степени. В 1872 году за пять бронзовых статуэток («Заманчивое предложение», «Абрек», «Царский сокольничий XVII века», «Молодой линейный казак» и «Подпасок») ему было присуждено звание классного художника первой степени, а в 1876 году Императорская Академия художеств признала молодого скульптора своим почетным вольным общником.
В 1867 и 1876 годах Лансере совершил длительные поездки в Париж, где изучал художественное литье из бронзы и знакомился в музеях французской столицы с выдающимися произведениями искусства. Зимой 1883 года он путешествовал по Ближнему Востоку, посетил Алжир, «отчасти для поправления здоровья, отчасти для изучения типов арабов» (Иллюстрированный каталог скульптурной выставки Е.А. Лансере и А.Л. Обера Сост. Н.П. Собко. СПб., 1886. С. 6), серия которых была заказана ему фабрикантом бронзовых изделий Феликсом Шопеном. Помимо этого, Лансере ежегодно путешествовал по средней и южной России, Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии, Крыму, везде изучая жизнь и быт простого народа. В марте 1886 года после долгой болезни замечательный русский скульптор скончался, оставив жену, Екатерину Николаевну Лансере (1850—1933), урожденную Бенуа, и шестерых малолетних детей.
О сотрудничестве Лансере с ведущими русскими мастерами золотого и серебряного дела писали В.В. Стасов, Н.П. Собко и другие авторы. Так, Ф.И. Булгаков в словаре «Наши художники» (СПб., 1890) подчеркивал, что «произведений Лансере насчитывается до 400, из них большинство находится в распоряжении серебряных и бронзовых фабрикантов — Шопена, Овчинникова, Сазикова, Грачева, которые отливают их во множестве экземпляров» (Т.П. С. 10). В списке работ Лансере, приводимом Н.Н. Врангелем в «Истории скульптуры» (М., 1911), упоминаются также «несколько серебряных сервизов для разных полков» (с. 342). При этом до сих пор были известны всего лишь две работы скульптора в серебре — портрет великой княгини Марии Федоровны верхом на лошади в костюме амазонки (1874, фирма «Английский магазин Никольс и Плинке», ГТГ) и группа «Тройка» (конец 1870 — начало 1880-х годов, фирма «Сазиковъ», Гохран России). Еще четыре серебряные скульптуры Лансере, известные по публикациям в отечественной периодике последней четверти XIX века, приводит Дж. Садбери (с. 120, 131,134, 144). Подробное же исследование архивных материалов и иллюстрированных периодических изданий второй половины XIX столетия позволило нам выявить более десяти не известных ранее серебряных работ Лансере, пять из которых исполнила фирма «Сазиковъ» во второй половине 1870-х годов.
Эта ювелирная фирма была основана в Москве в 1810 году серебряником Павлом Федоровичем Сазиковым (умер около 1840 года). В 1836 году мастерская, вследствие расширения производства, преобразовалась в фабрику серебряных изделий, на которой впервые в России было введено разделение труда. В 1837 году император Николай I лично пожаловал сыну и наследнику основателя фирмы Игнатию Павловичу Сазикову (1795/6—1868), звание Придворного фабриканта. В 1846 году в Санкт-Петербурге открылся филиал фирмы, при котором находились фабрика и магазин.
Уже с середины 1830-х годов фирма начала активно сотрудничать с художниками И.П. Витали (1794—1855), М.Д. Быковским (1801—1885), Ф.Г. Солнцевым (1801 — 1892) и другими, по рисункам и моделям которых она исполнила множество уникальных произведений. Фирма «Сазиковъ» стояла у истоков возрождения национальных традиций в отечественном художественном серебре XIX столетия, ей же принадлежит честь создания первой станковой серебряной скульптуры в русском ювелирном искусстве второй половины XIX века. За свои высокохудожественные произведения фирма неизменно получала награды на всех российских и международных выставках, в том числе — золотую медаль на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году.
В конце 1860-х годов во главе фирмы встали представители третьего поколения этой семьи — Сергей Игнатьевич Сазиков (1822/3—1880) в Москве и Валентин Игнатьевич Сазиков (1830—1877) в Санкт-Петербурге. Именно к этому времени относится начало совместной творческой деятельности фирмы с Лансере. Известно, что на мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге среди работ фирмы были представлены «разные фигуры по модели Лансере» (Указатель Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в С.-Петербурге. СПб., 1870. С. 319). Ранние изделия скульптора, созданные мастерами фирмы «Сазиковъ», выявить не удалось. С большой долей вероятности к их совместным работам середины 1870-х годов может быть отнесена группа «Тройка», экспонировавшаяся в Филадельфии в 1876 году, однако точных указаний на ее принадлежность Лансере пока тоже нет.
Большинство серебряных работ Лансере, исполнявшихся по заказу отечественных ювелирных фирм, принадлежало к жанру эксклюзивных подарочных изделий, получившему самое широкое распространение в европейском и русском ювелирном искусстве второй половины XIX века. Суть этого явления прекрасно охарактеризовал В.В. Стасов: «Кто бывал на всемирных выставках, конечно, никогда не забудет, какую огромную роль всегда играют там произведения из золота, серебра и других дорогих веществ, назначенные для поднесения одному из людей, особенно отличившихся в глазах публики. Связь и близкое отношение между публикой и тем человеком, которого она считает для себя дорогим, высоким, становятся там нынче с каждым днем все теснее и теснее. На всех выставках, всемирных, лондонских и парижских вы всегда бы увидали десятки, сотни небольших художественных предметов из драгоценного материала, уже поднесенных или назначенных к поднесению, человеку высоко отличившемуся перед публикой или соотечественниками. Тут были кубки, чаши, канделябры, скульптурные щиты, цепи, венцы, жезлы и тому подобные предметы, назначенные единственно для почета и воспоминания, полные красоты и художественного воображения. Они составлены из фигур, орнаментов, надписей. Их зовут свидетельствами, заявлениями (tistimonials). Их подносят и актеру, и музыканту, и писателю, и ученому, и изобретателю, и прокладывателю железных дорог, и пастору, проповеднику или помощнику в беде, и помещику, и военному, и губернатору, и фабриканту, и ремесленнику» (По поводу одной великопостной выставки (1869) // Стасов В.В. Собрание сочинений. В 4 т. Т I. Отд. 2. Стб. 258).
Мысль В.В.Стасова закончил корреспондент «Всемирной иллюстрации», который в 1875 году писал, что в России «самые крупные заказы такого рода исполняются фирмами Овчинникова, Сазикова, Верховцева; наиболее ценные образцы созданы Либерихом и Лансере» (№ 319. С. 126). Спрос на такие произведения был настолько велик, что даже образовал «особый вид художественных задач», решением которых занимались многие видные представители отечественного искусства.
Одним из лучших примеров такого рода изделий является созданная фирмой «Сазиковъ» в 1877 году серебряная ваза для пунша, поднесенная офицерами лейб-гвардии Гусарского полка графу Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову (1837—1916). Общий ее рисунок исполнил архитектор Николай Васильевич Набоков (1838 — ок. 1907), фигуры сатиров вылепил скульптор Эрнест Васильевич Менерт (1823—1878), а Лансере моделировал конные фигуры и барельефы вазы. В работе сочетаются реалистические и мифологические мотивы, что типично для эпохи исторических реминисценций. Чашу с крышкой, увенчанной конной статуэткой гусара работы Лансере, украшают чеканный орнамент в римском стиле и барельеф со сценами бивачной и боевой жизни кавалеристов, тоже исполненный по моделям Лансере. Стоян вазы декорирован фигурами сатиров с кубками в руках, вокруг которых располагается ряд чарок, напоминающих языческие жертвенники. На монументальном пьедестале вазы размещено несколько скульптурных жанровых композиций мастера, представляющих конных и пеших гусар. Эти станковые, реалистические по характеру произведения — главное художественное достоинство вазы. Именно в таких работах творческий гений Лансере получал наиболее яркое выражение.
В 1879 году фирма «Сазиковъ» создала по моделям Лансере еще три заказные серебряные скульптуры. Первая из них была подарена генерал-губернатору Москвы князю Владимиру Андреевичу Долгорукову (1810—1891) по случаю 50-летия его службы в офицерских чинах старообрядцами Преображенского Богадельного дома в Москве. Сегодня эта работа хранится в отделе драгоценных металлов Государственного Исторического музея, куда поступила в 1927 году как изделие неизвестного скульптора. Авторство Лансере позволила установить обнаруженная нами в журнале «Нива» за 1879 год небольшая заметка об этом произведении, в которой отмечалось, что «статуэтка превосходно выполнена художником Лансере» (№ 42. С. 836). Скульптура изображает князя В.А. Долгорукова на коне, в форме офицера лейб-гвардии Конного полка, в котором он служил на заре своей карьеры. Ее поддерживает овальной формы порфировый постамент, по сторонам которого укреплены прямоугольные серебряные пластины с барельефным изображением Богадельного дома на одной и дарственной надписью на другой. На лицевой стороне пьедестала размещается большой серебряный герб рода Долгоруковых, а на тыльной его части — накладные серебряные цифры «1829» и «1879».
Вторая скульптура Лансере была поднесена тринадцатым Драгунским Военного Ордена полком генералу Александру Михайловичу Лермонтову (1838—1906), командовавшему во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов Маренским передовым отрядом, в состав которого входил этот полк. Произведение представляет драгунский сторожевой пост, состоящий из двух военных, лошади и собаки. Скульптором схвачен момент, когда все, люди и животные, почувствовав опасность, насторожились, готовые в любой момент предупредить лагерь о нападении врага. Очевидец событий писал, что «мысль превосходно выражена художником; это как бы страница из многотрудной, славной боевой жизни полка в минувшую войну» («Нива». 1879. № 47. С. 937).
Наконец, третья работа Лансере, созданная фирмой «Сазиковъ» в 1879 году, была поднесена офицерами четвертого Драгунского Екатеринославского полка своему командиру Александру Максимовичу Ребиндеру (1858— 1909) «в память общих боевых трудов, понесенных в великую восточную войну» («Нива». 1879. № 47. С. 937). Она изображает драгунского офицера, видимо, самого А.М. Ребиндера, на вздыбленном коне. В этой работе скульптор достигает абсолютной пластической свободы образа, свойственной самым совершенным его творениям.
Кроме уникальных заказных изделий, создававшихся в единственном экземпляре, фирма «Сазиковъ» выполняла и тиражную серебряную скульптуру по моделям Лансере. В Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации хранится группа «Тройка», исполненная фирмой на рубеже 1870—1880-х годов. Произведение — без подписи, однако авторство Лансере не вызывает сомнений, так как в собрании Исторического музея представлена аналогичная подписная композиция из бронзы (см.: «Антиквариат...». 2003. №12 (13). С. 8). Это прекрасный образец тиражной скульптуры из серебра, отличающейся от бронзовых оригиналов лучшим качеством отливки и более высокой стоимостью.
Скульптурная группа по модели Лансере изображает запряженных в сани лошадей, медленно передвигающихся под управлением трех возниц-крестьян. Литые фигуры отличаются чистотой работы и тщательностью моделировки. Художнику удалось с необыкновенной точностью передать пластику движения, жесты людей и характерные позы лошадей. В работе Лансере явно чувствуется большая внутренняя энергия: ей, кажется, тесно в жестких рамках постамента, она как будто пытается выйти за его пределы, преодолеть неведомую силу, навечно соединившую ее с каменной глыбой.
В заключение необходимо отметить, что все серебряные работы Лансере, в отличие от его многочисленных бронзовых творений, — без авторской подписи, что существенно осложняет их атрибуцию. Во многом это объясняется тем, что над созданием изделий из драгоценных металлов трудился целый коллектив, поэтому автограф одного или даже нескольких художников мог бы свидетельствовать о недооценке вклада в совместное творчество литейщиков, чеканщиков, резчиков, полировщиков и прочих специалистов золотого и серебряного дела. Вот почему под клеймом фирмы зачастую оказывались скрыты имена выдающихся мастеров, создававших рисунки и модели многих уникальных серебряных изделий.
Такая своеобразная «анонимность» художественных произведений из серебра нередко приводила к совершенно ошибочной оценке творчества их подлинных создателей. Так произошло и с Лансере, о работах которого в серебре уничижительно отозвался барон Н.Н. Врангель в своей «Истории скульптуры» «там, где он (Лансере. — Е.Л.) пытается фантазировать в области орнаментальных украшений, сказывается низкий уровень эстетической культуры его времени. Заметнее всего это на серебряных сервизах, пестрых и вычурных» (с. 345). Известный русский искусствовед был отчасти прав в отношении такого рода произведений, как явления в искусстве второй половины XIX века, однако критика Лансере неуместна, поскольку скульптор создавал в основном реалистические композиции по заказу крупнейших ювелирных предприятий, которые могли распоряжаться ими по собственному усмотрению.
Фирме «Сазиковъ» по праву принадлежит честь «открытия» Лансере для русского ювелирного искусства. Впоследствии к услугам знаменитого скульптора прибегали многие отечественные ювелирные фирмы, большое количество произведений по его моделям исполнила фабрика П.А. Овчинникова. С именем Лансере связаны и последние творческие успехи фирмы «Сазиковъ». Со второй половины 1870-х годов некогда лучшее ювелирное предприятие России, совершившее в середине XIX века «переворот» в золотом и серебряном деле, переживало глубокий кризис, и только благодаря сотрудничеству с Лансере и другими крупными художниками ему удавалось выдерживать конкуренцию с более молодыми, набиравшими вес фирмами «Овчинниковъ», «Хлебниковъ», «Постниковъ» и другими. В связи с этим кажется символичным, что 1886 год, год смерти Лансере, стал также годом окончания деятельности фирмы «Сазиковъ», перешедшей в собственность сыновей И.П. Хлебникова.
Каталог серебряных работ Е.А. Лансере
1. Скульптурный портрет Великой княгини Марии Федоровны на коне в костюме амазонки, поднесенный цесаревичу Александру Александровичу, будущему императору Александру III, офицерами 1-й гвардейской пехотной дивизии. 1874 г. Фирма «Английский магазин. Никольс и Плинке» при участии Е.А. Лансере (конная статуэтка великой княгини) и А.Е.Тимашева (пьедестал). Государственная Третьяковская галерея. Инв. № 22020. Ранее — Александровский дворец в Царском Селе.
Литература: Яковлев В. И. Александровский дворец-музей в Детском Селе. Убранство (вместо каталога). Л., 1928. С. 178; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Серия «Скульптура XVIII—XX веков». Т. 1. Скульптура XVIII—XIX веков. М., 2000. С. 193; Sudbury G.W., Douglas R.D. Evgueni Alexandrovitch Lanceray. 1848—1886. Le sculpteur russe du cheval. P., 2006. P. 118,119.
2. Скульптурная группа, поднесенная императору Александру II офицерами лейб-гвардии Казачьего полка по случаю его 100-летнего юбилея. 1875 г. Фирма «Овчинниковъ» по рисунку А.И. Шарлема- ня при участии Е.А. Лансере (конная статуэтка казака со штандартом), В.С. Бровского и А.П. Жуковского (фигуры казаков). Государственный Эрмитаж. Инв. № ЭРО-8875. Ранее — Большой дворец в Царском Селе.
Литература: «Всемирная иллюстрация». 1875. № 330. С. 338; № 332. С. 380 (илл.); «Пчела. Русская иллюстрация». 1877. № 36. С. 553 (илл.), 567; Гнедич П.П. История искусств. В 3 т. Т. 3. СПб., 1897. С. 689 (илл.); «Полцарства за коня...» Лошадь в мировой культуре. Произведения из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог С. 175 (илл.), 226, 227; Sudbury G.W., Douglas R.D. Evgueni Alexandrovitch Lanceray. 1848—1886. Le sculpteur russe du cheval. P„ 2006. P. 120,121.
3. Скульптурная группа «Св. Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона», поднесенная князю В.А. Долгорукову московским дворянством по случаю десятилетия генерал-губернаторства в Москве. 1875 г. Фирма «Овчинниковъ» по модели Е.А. Лансере. Местонахождение неизвестно. Ранее — Румянцевский музей (в составе Долгоруковской коллекции).
Литература: «Всемирная иллюстрация». 1875. № 354. С. 281 (илл.), 282,283; 1878. № 491. С. 386; Празднование десятилетия московского генерал-губернаторства князя Владимира Андреевича Долгорукова 31-го августа 1875 года. М., 1875. С. 13—15, илл. [I]; Опись предметам, поднесенным Его Сиятельству князю Владимиру Андреевичу Долгорукову в день празднования десятилетнего управления Его Сиятельства Москвой, в должности Генерал-Губернатора. 31 августа 1875 года. [М.], [1875]. С. 4.; Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1892—1894 гг. М., 1895. С. 80 (№ 13).
4. Кабаре, поднесенный барону П.И. Оффенбер- гу 5-м гусарским Александрийским полком в память командования. 1875 г. Фирма «Овчинниковъ» при участии Е.А. Лансере (конная статуэтка гусара). Местонахождение неизвестно.
Литература: «Всемирная иллюстрация». 1876. № 376. С. 222, 228 (илл.).
5. Жбан со скульптурной группой «Св. Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона», экспонировавшийся на Всемирной выставке 1876 г. в Филадельфии. Около 1875 г. Фирма «Овчинниковъ» при участии Е.А. Лансере (скульптурная группа), В.С. Бровско- го и А.П. Жуковского (барельеф). Местонахождение неизвестно.
Литература: «Всемирная иллюстрация». 1876. № 376. С. 229; № 412. С. 387, 393 (илл.).
6. Скульптурная группа «Тройка», экспонировавшаяся на Всемирной выставке 1876 г. в Филадельфии. Около 1875 г. Фирма «Сазиковъ» по модели Е.А. Лансере (?). Местонахождение неизвестно.
Литература: «Всемирная иллюстрация». 1876. № 395. С. 72 (илл.).
7. Ваза, поднесенная графу И.И. Воронцову- Дашкову офицерами лейб-гвардии Гусарского полка. 1877 г. Фирма «Сазиковъ» при участии Н.В. Набокова (рисунок), Е.А. Лансере (конные статуэтки гусар и барельефы) и Э.В. Менерта (фигуры сатиров). Местонахождение неизвестно.
Литература и архивы: ОР РНБ. Ф. 708 (Собко Н.П.). Д. 454 («Словарь русских художников...» Материалы к работе. «Л» (Лансере Е.А.)). Л. 22 об.; «Всемирная иллюстрация». 1878. № 490. С. 366, 367; «Нива». 1878. № 19. С. 325 (илл.), 331, 334; Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве / Под ред. В.П. Безобразова. В 6 т. Т. 3. [Ч.] II. СПб, 1883. С. 6.
8. Скульптура всадника, поднесенная эрцгерцогу австрийскому Карлу Людвигу 8-м гусарским Дубенским полком по случаю 25-летия со дня назначения его шефом полка. 1878 г. Фирма «Овчинниковъ» по рисунку С.Ф. Комарова и модели Е.А. Лансере. Местонахождение неизвестно.
Литература: «Всемирная иллюстрация». 1879. №545. С. 492, 493 (илл.), 494; Sudbury G.W., Douglas R.D. Evgueni Alexandrovitch Lanceray. 1848—1886. Le sculp- teur russe du cheval. P., 2006. P. 134, 135.
9. Скульптура всадника лейб-гвардии Конного полка, поднесенная князю В.А. Долгорукову старообрядцами Преображенского Богадельного дома по случаю 50-летия его службы в офицерских чинах. 1879 г. Фирма «Сазиковъ» по модели Е.А. Лансере. Государственный Исторический музей. Инв. № ГИМ 58580 ОК 5507. Ранее — Румянцевский музей (в составе Долгоруковской коллекции).
Литература: «Нива». 1879. № 42. С. 836, 837 (илл.); Празднование пятидесятилетия службы в офицерских чинах московского генерал-губернатора, генерала от кавалерии, генерал-адъютанта князя Владимира Андреевича Долгорукова 14-го апреля 1879 года. М., 1879. С. 76, илл. [V]; Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1889—1891 гг. М., 1892. С. 118 (№ 43).
10. Скульптурная группа, поднесенная генералу А.М. Лермонтову 13-м Драгунским Военного Ордена полком в память командования. 1879 г. Фирма «Сазиковъ» по модели Е.А. Лансере. Местонахождение неизвестно.
Литература: «Нива». 1879. № 47. С. 936 (илл.), 937.
11. Скульптура всадника, поднесенная А.М. Ребиндеру офицерами 4-го Драгунского Екатеринославского полка «в память общих боевых трудов». 1879 г. Фирма «Сазиковъ» по модели Е.А. Лансере. Местонахождение неизвестно.
Литература: «Нива». 1879. № 47. С. 937 (илл.).
12. Скульптурная группа «Тройка». Конец 1870-х — начало 1880-х гг. Фирма «Сазиковъ» по модели Е.А. Лансере. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Литература.'. Храним и множим. Из собрания Гохрана России / Авт.-сост. В.Ю. Волдаева и др. [Б. м.], [1999]. С.22, 88 (илл.).
13. Ваза, поднесенная лейб-гвардии Уланскому полку прежде служившими в нем уланами в память о Русско-турецкой войне 1878—1879 гг. 1880 г. Фирма «Грачевъ» по рисунку Н.А. Богданова при участии Е.А. Лансере (конные статуэтки улан). Местонахождение неизвестно. Ранее — Офицерское собрание лейб-гвардии Уланского полка.
Литература'. «Всемирная иллюстрация». 1882. №683. С. 138,140 (илл.); Бобровский П.О. История лейб- гвардии Уланского Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полка. [В 2 т.]. Т. 2. СПб., 1903. С. 425 (илл.).
14. Ларец, поднесенный графу П.Е.Коцебу по случаю 60-летия его службы в офицерских чинах. 1880 г. Фирма «Овчинниковъ» при участии Е.А. Лансере (конная статуэтка линейного казака) и А.П. Жуковского (фигуры львов). Частное собрание.
Литература'. «Всемирная иллюстрация». 1880. № 594. С. 434, 435, 441 (илл.); Sudbury G.W., Douglas R.D. Evgueni Alexandrovitch Lanceray. 1848—1886. Le sculp- teur russe du cheval. P, 2006. P. 144, 145.
15. Скульптурная группа «В память освобождения славян (болгар)». Около 1880 г. Фирма «Овчинниковъ» по рисунку М.О. Микешина при участии Д.Н. Чичагова (архитектурная часть), А. Захарова (пьедестал), А.Л. Обера и Е.А. Лансере (скульптурная группа). Местонахождение неизвестно.
Литература'. Иллюстрированное описание всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г. СПб.; М., 1882. С. 65 (илл.), 67; Иллюстрированный каталог скульптурной выставки Е.А. Лансере и А.Л. Обера / Сост. и изд. Н.П. Собко. СПб, 1886. С. 14,17 (илл.); Sudbury G.W., Douglas R.D. Evgueni Alexandrovitch Lanceray. 1848—1886. Le sculpteur russe du cheval. P, 2006. P. 131, 132 (датировано 1878 г.).
16. Двойная ваза. Настольное украшение. 1881 г. Фирма «Овчинниковъ» по модели Е.А. Лансере. Местонахождение неизвестно.
Литература: «Всемирная иллюстрация». 1881. № 653. С. 50, 51, 57 (илл.).
17. Ваза. Около 1882 г. Фирма «Овчинниковъ» по рисунку С.Ф. Комарова и модели Е.А. Лансере. Местонахождение неизвестно.
Литература: Иллюстрированное описание всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г. СПб.; М., 1882. С. 68 (илл.).
18. Чернильница. Около 1882 г. Фирма «Овчинниковъ» по рисунку С.Ф. Комарова и модели Е.А. Лансере. Местонахождение неизвестно.
Литература: Иллюстрированное описание всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г. СПб.; М, 1882. С. 68 (илл.).
19. Часы со скульптурной группой «Гусар в атаке», поднесенные князю С. Хованскому лейб-гвардии Гусарским полком. 1888 г. Фирма «Грачевъ» при участии Е.А. Лансере (скульптурная группа). Местонахождение неизвестно.
Литература: Новости и биржевая газета. Второе ежедневное издание. 1888. № 261. С. 2.
Евгений ЛУКЬЯНОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 63 (декабрь 2008), стр.54