История собирательства — процесс постоянного расширения области интересов и временных рамок. Для первых коллекционеров интерес представляли исключительно уникальные изделия ручной работы. Затем в число предметов коллекционирования вошли вещи, изготовленные либо до широкого внедрения индустриальных методов производства, либо выпущенные малыми сериями. В XX веке основным критерием ценности предмета стало его местоположение в истории, то есть «время». В наши дни антикварным считается уже любой предмет пятидесятилетней давности. Но всегда для коллекционера — от монарха до купца — одной из важных составляющих ценности предмета было клеймо автора, места или времени.
С исчезновением в 1990-е годы государства СССР с политической карты мира коллекционными ста- ли считаться также массовые советские изделия из керамики, несущие в себе «печать времени». Одномоментно все наследие материальной культуры «Союза» стало бесценным. И вот уже высокохудожественному фарфору ЛФЗ составляет конкуренцию наивный сувенир провинциальной фабрики художественной керамики или даже примитивное изделие мало кому известного промкомбината. Это заставило иначе посмотреть на деятельность керамических цехов некогда широкой сети малых универсальных производств — райпромкомбинатов в рамках которых поначалу сплачивались различные артели и мастерские. На базе объединенных цехов зачастую организовывались самостоятельные производства). Однако бытовую керамическую посуду и мелкую пластику производили и заводы по производству строительных материалов, и стекольные и деревообрабатывающие заводы, и даже ювелирные. Так, например, завод ювелирных изделий (Ленинград) наряду с профильной продукцией выпускал фарфоровую скульптуру и предметы хозяйственного обихода.
Естественно, эти обстоятельства требуют систематического изучения изделий художественных мастерских, промышленных комбинатов, многопрофильных объединений и фабрик. С целью введения в научный оборот в этой публикации дается обзорная таблица, в которой приводятся товарные знаки и марки изделий массовой советской майолики и керамики из красных глин, зарегистрированные в 1961—1993 годах. При составлении таблицы использовались материалы Центрального научно-исследовательского института патентной информации и технико-экономических исследований, опубликованные в «Бюллетене изобретений и товарных знаков». Следует отметить, что в отличие от «классических» марок, выполненных керамической краской либо штампом в сырой массе, среди клейм малых керамических производств часто можно встретить недолговечную бумажную этикетку, потеря которой приводит к безадресности изделия.
Иван Гольский
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 64 (январь-февраль 2009), стр.16