Российская история причудлива и непредсказуема. Мог ли эмир Золотой Орды Мурза Минчак, живший в XV веке, предполагать, что его далекий потомок станет одним из основателей Российского Исторического музея? Впрочем, обо всем по порядку.
В 1997 году исполнилось 125 лет со дня подписания Александром II указа о создании музея: как и положено в России, без государева «быть по сему» не обошлось. После поражения в Крымской войне империя нуждалась в самоутверждении. И славная дата — 200-летие со дня рождения Петра Великого, родоначальника многих российских новаций (ведь и древности впервые решил собрать именно он), пришлась как нельзя кстати. Значимость петровских реформ должна была подчеркнуть Политехническая выставка, открывшаяся в 1872 году. В ее Севастопольском отделе представили реликвии Крымской войны. Когда организаторы этого отдела поняли, сколь важный и разнообразный материал они собрали, у них родилась мысль о его постоянном хранении и демонстрации в одном месте, то есть о создании специального Исторического музея.
Организационные вопросы взяли на себя учредители Севастопольского отдела выставки полковник Н.И. Чепелевский и генерал А.А. Зеленый. Научная же сторона вопроса разрабатывалась комиссией во главе с Алексеем Сергеевичем Уваровым (1825 — 1884; это в нем текла золотоордынская кровь, его отец С.С. Уваров, министр просвещения, родил знаменитую формулу «православие, самодержавие, народность», а сын стал основателем Московского археологического общества.
По инициативе А.С. Уварова в Москве появился памятник первопечатнику Ивану Федорову. В комиссии числились также И.Е. Забелин, С.М. Соловьев, В.Е. Румянцев, Д.И. Иловайский, В.О. Ключевский. Однако уже на подготовительном этапе возникли серьезные споры между представителями строгой академической исторической науки, «вещеводами-бытописателями» и министерскими чиновниками, имевшими доступ ко двору. Противоречие между этими тремя силами замедляло осуществление прекрасной идеи.
Академическая наука, занятая кабинетными исследованиями российской истории исключительно по письменным источникам (в основном это были летописи и архивные материалы), относилась несколько свысока к «более мелкой» тематике, связанной с вещеведением и бытописательством народов и сословий Российской империи. По крайней мере, маститый историк С.М. Соловьев отказался составить программу музейной экспозиции. Знаток археологии и российского быта Забелин был явно обижен предложенными ему вторыми ролями и выдвижением на первый план Уварова. Чиновники при всем желании не могли и, пожалуй, даже побаивались браться за детальную разработку концепции будущего музея. Они были способны лишь провозглашать самые общие принципы и способствовать их | утверждению в бюрократических сферах.
В результате концептуальную разработку музейной экспозиции поручили нейтральному по отношению к москвичам-историкам петербургскому профессору К.Н. Бестужеву-Рюмину, читавшему лекции по русской истории императору Александру III, имя которого впоследствии и было присвоено музею. Бестужев-Рюмин подготовил серию программных статей и опубликовал их без подписи в газете для всеобщего обсуждения. Анонимность материалов подчеркивала, что все изложенное представляет плод коллективной мысли российских ученых. Это «соборное» мнение было воспринято с удовлетворением и критиковалось лишь в деталях. Бестужев-Рюмин писал: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю... велик только тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание... Музей — одно из самых могущественных средств к достижению народного самосознания — высшей цели исторической науки».
Однако вскоре острая полемика по поводу архитектурного облика здания будущего музея и конкретных принципов построения экспозиции разгорелась между Уваровым и Забелиным. Первый представлял новое учреждение культуры как очередной символ монархической власти и предлагал взять за архитектурный образец суздальские храмы и дворец Андрея Боголюбского, с которыми ассоциировалось государственное начало. Второй предлагал ориентироваться на архитектуру XVI века и храм Василия Блаженного, олицетворявший народное начало в русском зодчестве. Уваров нехотя согласился с основными предложениями своего оппонента, особенно по части внешнего вида здания.
Еще при выборе места для строительства власти осознали значение Исторического не только для Москвы, но и для всей России. Именно поэтому городская Дума отказалась от выделенного ей участка между кремлевской стеной и Иверскими (Воскресенскими) воротами в пользу музея. По этому случаю цесаревич Александр прислал на имя городского головы следующее послание: «Вполне уверен, что московское городское общество... примет живое участие в дальнейшем устройстве музея, коего развитие принесет несомненную пользу народному просвещению и составляет предмет моих забот и желаний».
Открытие первой очереди музея, приуроченное ко дню коронации Александра III, состоялось 27 мая 1883 года. Первыми посетителями были император и императрица. Председателем правления назначили Великого князя Сергея Александровича. Его заместителем стал граф А.С. Уваров, а после его кончины эту должность занял Иван Егорович Забелин (1820—1908), руководивший музеем с 1885 по 1908 год. Он ставил перед Историческим грандиозные задачи «утверждения русского самосознания и... развития российского самопознания». В 1883 году открылось 11 залов, 8 из которых, расположенных в хронологическом порядке, рассказывали о прошлом России, начиная с каменного века и кончая историей Древнерусского государства в XII столетии. Залы А, Б и В представляли памятники раннехристианского и византийского искусства, а также древнегреческих городов-колоний Причерноморья — Херсонеса, Ольвии, Пантикапея. К 1917 году завершилась художественная отделка всех залов первого этажа, в которых разместилась экспозиция от эпохи палеолита до конца XVII века.
Каждый зал был оформлен и расписан в духе представляемой в нем эпохи: зал бронзового века украшали орнаменты с глиняных сосудов и металлических изделий; со стен скифского зала скалились морды фантастических зверей; потолок зала времени Ивана Грозного был покрыт сусальным золотом с затейливыми росписями. Образцами для росписей служили памятники археологии, архитектуры, книжного искусства, народные сказочные мотивы. Большая часть росписей принадлежала художникам Палеха, некоторые работы были выполнены известными российскими мастерами. Монументальный фриз В.М.Васнецова «Каменный век» произвел впечатление не только в России, подражания ему стали появляться в западноевропейских музеях. Знаменитый маринист И.К. Айвазовский изобразил древний Пантикапей (современную Керчь) с горой Митридат и акрополем на ней. Академик Г.И. Семирадский создал два огромных полотна: «Похороны богатого руса в Волжской Болгарии» и «Погребение павших воинов у стен Доростола в стране Болгар Дунайских».
Парадные сени
Вестибюль музея, или Парадные сени, предваряющие знакомство с экспозицией, это торжественный сводчатый зал, вытянутый по оси Красной площади. На стенах его изображены гербы земель Российской империи. Свод украшает «Родословное древо государей Российских» художника Ф.Г. Торопова с 68 портретными изображениями великих князей, царей и императоров от Ольги и Владимира до Александра III.
Планировка залов
Планировка архитектора Шервуда была далека от привычной, анфиладной. Из сеней в залы вели два входа: один — в отделы каменного и бронзового веков, славянского язычества, другой — в христианский. Затем обе группы помещений сливались в Киевском зале, из которого можно было пройти в параллельные владимиросуздальские и новгородские отделы, вновь сходящиеся в залах московского периода. Устроители Исторического мыслили его как огромную иллюстрацию к истории страны. При этом они совершенно упустили из вида другую важнейшую функцию музея — быть хранилищем исторических ценностей. Если в 1885 году в фондах было зафиксировано около 15 000 единиц хранения, то к 1908 году — уже сотни тысяч. Крупные дары поступали от императорской фамилии и знатных русских семейств — Голицыных, Уваровых, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Мосальских, Щербатовых. Понимали значение музея и меценаты из купеческих фамилий — Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Около 300 000 предметов — произведения ювелирного искусства, иконописи, лицевого шитья, древних манускриптов, русской живописи — подарил П.И. Щукин. Коллекцию охотничьего оружия преподнес предводитель нижегородского дворянства А.Катуар де Бионкур. Всего же в списках дарителей до 1917 года отмечено более 900 человек, среди которых ученые и художники, простые мещане и даже крестьяне.
В дневниках Забелина отмечен визит в музей Льва Толстого, интересовавшегося литературой по этнографии Кавказа: писатель работал над повестью «Хаджи- Мурат». А в 1904 году в Забелинском дневнике появилась запись: «Была Софья Андреевна, графиня Толстая... с просьбой дать ей место в музее для архива Льва Николаевича и его вещей вроде музея Дашковского. Конечно, наш музей очень рад».
Как руководитель Забелин заботился о привлечении квалифицированных кадров. Он благодарил Великого князя Сергея Александровича «за милостивый перевод в Москву капитана Городцова... назначаемого на должность младшего хранителя музея». Впоследствии Василий Алексеевич Городцов стал классиком российской археологии и блестящим знатоком древностей. Сам Забелин трудился в музее до 31 декабря 1908 года. Он завещал своему любимому детищу все собранные им коллекции рукописей, книг, икон, а также 100 000 рублей «трудового капитала».
ГИМ
Новое название — Государственный Исторический музей — возникло в феврале 1921 года. В 20—30-х годах XX века в ГИМ поступали собрания реорганизованных и ликвидированных музеев, закрытых монастырей, церквей, национализированных поместий и особняков. Постоянная экспозиция к началу Великой Отечественной войны располагалась уже в 23 залах: российская история была показана до середины XVIII века.
В начале войны наиболее ценные экспонаты упаковали в 680 ящиков и эвакуировали. В конце октября 1941 года музей пришлось закрыть — из-за бомбежек были разбиты окна. Но в день парада на Красной площади 7 ноября музей вновь принял посетителей и уже не закрывался. До войны сотрудники не уделяли должного внимания современному материалу, но за три военных года было собрано свыше 12 000 памятников и документов о борьбе с фашизмом.
Сегодня фонды музея насчитываются 4,5 миллиона предметов и 15 миллионов листов документов, а общая площадь экспозиционных залов составляет 5 000 кв.м. Основу структуры музея составляют 14 фондовых отделов: археологии, нумизматики, рукописей и старопечатных книг, древнерусской живописи, письменных источников, картографии, изобразительных источников, оружия, драгоценных металлов, керамики и стекла, металла и синтетических материалов, тканей, дерева и мебели, книжного фонда. Для просмотра всех раритетов — даже если каждому уделять всего по минуте — потребуется больше восьми лет.
В основном здании музея на Красной площади представлена история России от каменного века до 1917 года. Кроме того, ГИМ принадлежат филиалы: Покровский собор (храм Василия Блаженного), Новодевичий монастырь, палаты бояр Романовых, усадьба царя Алексея Михайловича «Измайлово». В 1996 году были восстановлены разобранные в 1930 году Воскресенские ворота, соединившие основное здание с филиалом — музеем В.И. Ленина. В залах Воскресенских ворот устраиваются выставки из фондов музея.
За годы советской власти монархические украшения интерьеров были уничтожены или закрашены. Когда же реставраторы достали сохранившиеся чертежи, проекты и рисунки, смыли многослойные побелки и сбили позднейшую штукатурку, залы предстали в первоначальном блеске. После реставрации здания были перекрыты три внутренних двора, что увеличило площадь музея. Появились новые холлы, просторный выставочный зал и Половецкий дворик, украшенный каменными изваяниями кочевников и фонтаном. На четырех угловых башнях вновь распростерли свои крылья золотые двуглавые орлы, а на промежуточных башенках появились геральдические львы и единороги.
Сегодня Государственный Исторический музей — это гордость российской науки. Его экспозиция основана исключительно на подлинных памятниках без применения макетов и муляжей. Его основное отличие от большинства музеев мира, где раритетные древности выставлены по типам изделий (зал скульптур, зал керамики, зал оружия и т.д.), в том, что ГИМ не просто коллекционирует предметы старины — он собирает свидетельства российской истории, находя каждому из них место в конкретной эпохе. Главная цель музея — обучать, а не удивлять, давать возможно более точное представление о прошлом, не стараясь его приукрасить.
Постоянная экспозиция ГИМ, разместившаяся на двух этажах главного здания на Красной площади, рассказывает об истории России от каменного века до конца XIX столетия. Материалы XX века планируется разместить в бывшем Музее В.И. Ленина.
Валим ЕГОРОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 63 (декабрь 2008), стр.4