Златоустовская оружейная фабрика, официально открытая 16 декабря 1815 года, специализировалась на выпуске образцового и жалованного оружия, которым прославилась на весь Мир.
Начиная с 1830-х годов на фабрике кроме оружия изготавливали предметы быта для выставок и по особым заказам. Это были столовые приборы, подносы, подсвечники, ножи для бумаги и даже зеркала. В 1880-е годы с введением гальванического никелирования был налажен выпуск различных столовых приборов. Особое место занимало изготовление по частным заказам ножей для бумаги, портсигаров, спичечниц. Самое большое количество заказов поступало на рубеже XIX — XX веков. Ножи для разрезания книг сложной формы с декором в стиле модерн, господствовавшем в то время, стали отличительной чертой Златоустовской гравюры того времени. Однако затраты на украшение бытовых предметов и подарочного оружия были слишком велики, поэтому в 1909 году отделение украшенного оружия закрылось.
К тому времени в Златоусте существовали уже 12 полировочных заведений — небольшие кустарные артели, специализировавшиеся на выпуске столовых приборов, которые превосходно отполировывали, а на лезвия ножей гравировкой наносили различные сюжетные композиции. Зачастую на плоскости ножей в замысловатой рамке старинной вязью кроме сюжета гравировали изречение типа: «Хлеб соль ешь, да правду матку режь». Золочение при этом использовали чрезвычайно редко.
С начала Первой мировой войны и до середины 1920-х годов художественная обработка металла в Златоусте практически не производилась. Возрождение традиций началось с того момента, когда возникла необходимость приготовить к 10-летию Октября наградное революционное оружие для героев революции и Гражданской войны. К тому времени здесь были созданы первые бригады ударного труда, появились и первые ударники. А символом ударничества стал топор. Топоры и топорики украшали, используя сложившиеся технологические приемы и вводя новую — героическую революционную и трудовую символику. Кроме излюбленных уральских пейзажей в 1920—1930 годы в декор стали входить индустриальные пейзажи, где в буднях великих строек, на фоне развевающихся знамен художники-граверы изображали вождей революции — Ленина и Сталина.
Помимо топоров в большом количестве изготавливали и украшали ножи для бумаги, из них составляли даже подарочные наборы в деревянном футляре. Обычно предметы комплекта были выполнены в строго выдержанном в едином стиле с изысканным рисунком, с травлением и синением. Как бы компенсируя дефицит золота и его отсутствие на изделиях, лезвиям подарочных ножей для бумаги придавали причудливую ладьевидную форму, снабжали великолепной резной ручкой из дерева или из специальной пластической массы.
Послевоенные годы дали новый импульс развитию способов украшения металла. В быт широко входили картины на металле, рамки для фото, вешалки, календарные пластины и ножи для разрезания книг. Именно в то время в цех пришли молодые художники, выпускники ремесленного училища и вернувшиеся с фронта, одним из которых был Геннадий Михайлович Берсенёв. Он родился в сентябре 1923 года. В Великую Отечественную добровольцем ушел на фронт, был полковым картографом. У него не было художественной подготовки. На фронте он рисовал карандашом портреты однополчан. В цехе Берсенёв сразу нашел свое место, очень быстро стал лучшим художником-гравером. Заочный университет народного творчества имени Н.К.Крупской помог ему приобрести недостающие знания.
Более 50 лет он трудился над возрождением былой славы златоустовской гравюры, захватил и то время, когда от украшения предметов быта завод вновь перешел к украшению холодного оружия. Особенно интересны его работы 1947—1959 годов. Мастер не отрицал возможности создания на пластинах картин на металле с уральскими пейзажами, сюжетными и сказочными композициями, но тяготел к созданию декора для бытовых предметов: стаканчиков для карандашей, рамок для фотографий, портсигаров, вешалок и, конечно же, ножей для разрезания бумаги. Любимый элемент декора у Геннадия Михайловича — орнамент. Он знал и великолепно использовал его в своих работах. Его эскизы того периода нравились, но путевку в жизнь получал лишь один из 25. Остальные так и остались нереализованными мечтами. Объясняется это самим технологическим процессом и нежеланием руководства запускать в производство материально затратные изделия. Однако, несмотря на все трудности, многие его разработки все же увидели свет. Это были штучные экспериментальные изделия. В рамочках для фото, винных наборах и шкатулках, ножах для бумаги он ищет наиболее выгодное цветовое решение и стройность композиции. Так возникают парные изделия, в которых меняются местами синь и позолота, что можно проследить на примере стаканчиков для карандашей, рамок для фото.
Будучи уже главным художником, Геннадий Михайлович Берсенёв продолжал выполнять эскизы для изделий по особым заказам, а также для участия во всесоюзных и международных выставках. Так, на ножнах меча, отправленного в 1958 году в г. Пловдив на выставку, посвященную русско-болгарской дружбе, он в клеймах изобразил сцены освобождения Болгарии от турецкого ига. Несмотря на то, что заказов на изготовление украшенного оружия было очень мало, он стремился к созданию уникальных образцов в едином стиле. Только в начале 1990-х годов ему удалось реализовать свой творческий потенциал, но время оценки этих работ еще не пришло.
Златоуст сейчас переживает свой новый золотой век, новые фирмы и новые мастера стоят у истоков этой новой славы. Прожив 83 года, Геннадий Михайлович испытал и радость побед, и горечь разочарований. Он умер в 83 года, оставив после себя более 80 талантливых учеников — продолжателей возрождения славы Златоуста.
Любовь ААЖЕНЦЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 65 (март 2009), стр.48