История стекла продолжалась без каких-либо перерывов до конца III века и первых. лет IV века н. э. Неоднократные литературные упоминания показывают, что, хотя стекло и становилось все более обычным, оно сохраняло свою привлекательность, но после I века н. э. нет никакой информации о том, где делали стекло.
Несмотря на то что мастера иногда подписывали свои изделия, никто из них не указывал свой родной город. Письменные источники также не помогают определить расположение стекольных заводов, за исключением сообщений о спорах в начале III века между производителями и гранильщиками стекла в Акуи- лее в северной Италии. Из них мы узнаем, как была организована стекольная промышленность, так как в них проводится различие между vitrearii (стекольщиками) и diatrearii (гранильщиками стекла). Прошло около ста лет после того, как поэт Марциал упоминал diatreta, и теперь различие между этими двумя профессиями уже прочно утвердилось. Это было подтверждено еще столетие спустя в декрете 337 года н. э. императора Константина.
Места производства стекла можно определить по найденным печам, инструментам, недоделанным комкам стекла и массе осколков, которые мог бы повторно использовать стекольный мастер, но их найдено очень мало по сравнению с тем большим количеством, которые должны были существовать, чтобы произвести такое огромное число стеклянных сосудов и других предметов. Единственными орудиями для производства стекла явно римского происхождения, найденными до сих пор, являются полые железные стержни из Мериды в Испании, хранящиеся в Национальном музее римского искусства в Мериде. Их нашли вместе с фрагментами выдувных сосудов и отходами стекла от IV века н. э., и они явно использовались для выдувания. У некоторых стержней слегка утолщенный конец, как на современных железных стержнях, используемых для набора расплавленной стекломассы из тигля. Пара ножниц, найденных там же, также, вероятно, использовалась в стеклоделии. Надписи на могилах, где упоминаются стекольные мастера, встречаются в Лионе, Афинах, Мавритании (Марокко) и Далмации, но там нет указаний, какое стекло они делали. Поэтому наше предположение о том, где были сделаны отдельные серии сосудов, основывается на таких приемах, как объединение сосудов, подписанных одинаковым именем, или сосудов одной формы или одного стиля декорировки, и связывание такой информации с распространением данного типа изделий. Как мы увидим, сохранялись тесные связи между восточной и западной частями Римской империи, и это, в частности, подтверждается передачей новых декоративных фасонов. Обширные находки стекла, использовавшегося для сосудов и других изделий в Риме, столице этой великой империи, доказывают, что Рим продолжал оставаться центром для производства и потребления этого разнообразного и привлекательного материала.
До IV века редко использовали для производства сосудов специально окрашенное стекло. Однако его продолжали использовать для некоторых типов декорированных выдувных в форме сосудов, например, таких, как бутылки в виде головы, такого рода, какой появился в конце I века и изготовлялся в больших количествах во II и III веках. Их чаще всего делали стекольные мастера Кельна. Они изготовляли сосуды, выдутые в форме, и другие декорированные стеклянные сосуды темно-синих и темно-зеленых тонов. Однако самые тонкие или самые роскошные изделия теперь чаще всего делали из бесцветного стекла, а природное зеленоватое и голубовато-зеленоватое стекло использовалось для некоторых декорированных сосудов, в частности, для сосудов повседневного пользования, изготовляемых в большом количестве. После I века резко уменьшилось число декорированных сосудов, используемых в качестве столовой посуды и емкостей для хранения. Владение стеклом уже перестало быть новинкой или привилегией богатых.
Во II веке продолжали делать ряд особых видов, введенных во второй половине I века. Среди них такие повседневные изделия, как квадратные бутылки, выдутые в форме, иногда использовавшиеся как урны для праха, как мы уже упоминали. В то время для хранения костей после кремации использовали также большие кувшины. Хотя кувшины, найденные в раскопках экземпляры без ручек, а иногда с ручками, содержали прах, они первоначально использовались для домашних надобностей, так же как и кувшины из керамики. Выделяются кувшины с М-образными ручками и с крышками. Стеклянные урны для праха такого типа широко использовались по всей Италии, Северной Африке и в западных провинциях, но были неизвестны на востоке, и Триполи в современной Ливии был крайней точкой находок таких урн. Вариации в деталях говорят о том, что их делали во многих различных западных мастерских.
Новые виды изделий, выдуваемых в формах, появившихся во II веке, были скорее функциональными, чем декоративными. Высокие квадратные бутыли все еще были в употреблении, но к ним добавились более мелкие варианты такого же типа. Бутыли этого типа тоже имели квадратное сечение и известны как «бутыли с Меркурием», так как на них часто изображалась фигура этого римского бога, а также латинские инициалы или имена, такие как Hylas или Hilarus, на декорированных основаниях многих экземпляров. Они были сделаны в западных мастерских, в Галлии и Рейнской области, несомненно, включая Кельн, во II и III веках. И также на западе, а точнее в Рейнской области, в III или IV веках были сделаны сосуды с тремя круглыми корпусами, соединенными вместе, и с одной ручкой, похожие на современные бутылки для масла и уксуса. Они были выдуты без литейной формы, а вертикальные перегородки делались с помощью вставления деревянного инструмента. Бутылку с двумя отделениями сделать не очень трудно, но с тремя отделениями — работа совсем непростая.
К III веку выпуск высоких бутылей совсем прекратился. В северо-западных частях империи появились новые типы емкостей, такие как выдутые в форме сосуды в виде бочонка с одной или двумя ручками, часто называемые «бутылками Фротинуса» из-за сокращенного имени, обнаруженного на основаниях многих из них. Большое количество таких бутылок было найдено на северо-западе Франции, где их делали, вероятно, во II, III и IV веках, но вариант с одной ручкой появился еще в конце I века н. э. Они были широко распространены также в Рейнской области, а несколько экземпляров были найдены в Британии, и среди них бутылка с одной ручкой и надписью на основании «Felix fecit», что значит «(меня) сделал Феликс». С начала III века и в IV веке в Кельне делали бутылки, обычно называемые бутылками для «кельнской воды». Их выдували в цилиндрические формы и иногда украшали резьбой. Их отличительной чертой являются ручки в виде дельфинов. Такие же ручки были у более редкого типа бутылей в форме бочонка, украшенных выпуклыми линиями, обвивающими края. В восточных районах были найдены цилиндрические сосуды, выдутые без применения формы, с такими же ручками в виде дельфинов, и украшенные резными линиями и гранями. Они были сделаны в Египте в III веке.
Во II и III веках (а также в IV) именно в декорированных изделиях могли проявить свое искусство стекольный мастер и его помощники. Ни один из способов декорирования не был совершенно новым. Художники применяли испытанные способы, но делали это по-своему. Сам стекольный мастер выдувал стекло в форму с готовыми узорами, и она определяла как форму изделия, так и рисунок. Он также сам выбирал различные виды накладной декорировки, такие как выпуклые полосы, капли, медальоны, отлитые в форме масок. Однако украшение резьбой выполняли специалисты в отдельных мастерских. Их искусство также было превосходным.
Декорированные изделия, выдутые в форме таких видов, которые начали делать в последние годы I века н. э., продолжали изготавливать и во II веке. Среди них были бутылки в форме ягод инжира или гроздьев винограда, а также в виде человеческой головы с двумя лицами, глядящими в разные стороны. В III веке начали производить новые типы декорированных сосудов, которые оставались популярными в течение свыше ста лет. В большом количестве делали кувшины, кубки, бутылки и флаконы-опрыскиватели, которые сначала выдували в декорированные формы, придававшие сложные геометрические узоры, а потом иногда раздували. Их находят повсюду в римском мире, но особенно популярными они были в восточной части Средиземноморья. Среди новых и старых типов большего
размера бутыли в виде гроздьев винограда и голов. Первоначально их, вероятно, делали в сирийских мастерских, но потом их стали делать и на западе — в Римской области (Кельн) и возможно также в Галлии и Бельгии, где в Макенуазе была найдена форма из двух частей для изготовления бутыли в виде грозди винограда. На западных бутылях в виде гроздей винограда чаще всего есть ручки, они не очень устойчивы, так как у них заостренное основание, но некоторые стоят на ножках. На бутылях в виде головы представлены разные лица, и на некоторых изделиях из восточных мастерских встречаются греческие надписи. Кроме африканских и других голов с двумя лицами, глядящими в противоположных направлениях, есть гротескные изображения, вероятно, смоделированные по маскам комических актеров. Иногда делали бутыль не в виде лишь одной головы, а в виде целой фигуры какого-нибудь божества, или обезьяны (карикатурное изображение бога Меркурия), или иногда рыбы.
В качестве украшений для стеклянных сосудов, сделанных без помощи формы, стекольные мастера продолжали использовать рельефные полосы и рельефные шарики, но их накладывали в несколько другой манере. В Рейнской области использовали шарики и полосы разных цветов, создавая красивые многоцветные сосуды. В итальянских мастерских тоже делали причудливые сосуды с многоцветными шариками.
В другую западную группу стеклянных сосудов со змейками, которая, очевидно, была сделана в Кельне, входит ряд сосудов с толстыми выпуклыми многоцветными полосками, обычно обточенными, на бесцветном или, реже, цветном корпусе. На другом варианте таких сосудов более тонкие выпуклые многоцветные полосы и такие узоры, как цветочные мотивы, спирали, свастики и завитки. Примечательными в этой второй группе являются два сосуда для капания в форме шлемов: один из них украшен многоцветными полосами (Кельн, Римско-германский музей), а другой матовыми белыми полосами, и это отличает их от восточного экземпляра, который полностью зеленый. Интересна также пара сосудов в форме сандалий. В Рейнской области в III веке были популярны пары кувшинов и соусников, украшенные тонкими выпуклыми многоцветными полосками.
Стеклянные сосуды, украшенные довольно большими накладными рельефными каплями, обычно яркие. Рейнские мастерские предпочитали многоцветность, так же как и итальянские. Этот стиль декорировки появился в средине III века, но особенно популярным стал в IV веке, и на западе империи был таким еще в первой половине V века, а на востоке еще в течение семидесяти пяти лет или дольше. Украшения из выпуклых темно-синих капель встречаются во всей Римской империи, причем чаши и кубки больше всего были распространены в восточной части Средиземноморья, на Черном море и также на западе, а в Египте в IV, V и, возможно, в VI веках такое украшение встречается исключительно на чашевидных и конических сосудах, которые, вероятно, служили как лампы. Такие лампы найдены также на западе в позднеримскую и ранневизантийскую эпоху. Декорирование большими выпуклыми каплями разных цветов, обычно голубого, зеленого и коричневого, сосудов более сложных видов было специальной техникой западных мастерских в Рейнской области и Италии.
По-видимому, группу бесцветных сосудов с крышками, на которых сквозь стекло видна накрашенная сцена, сделали в кипрских мастерских. Всегда считали, что узоры были накрашены в холодном состоянии, так как они были нанесены тонкими линиями, и нет доказательств, что краскуобжигали. Кроме того, декорировка легко осыпается (то же самое наблюдается на более раннихраскрашенных стеклянных мозаиках, сделанных в западной части Азии в VIII веке до н. э.).Однако если бы это было действительно так, то вряд ли смогла бы сохраниться такая декорировка, и поэтому эти крышки могли быть покрыты эмалью. Техника эмалирования возродилась в широком масштабе в конце II века сначала в восточных районах, а потом приезжие ремесленники перенесли ее вместе с другими способами декорирования на запад. Начавшись в конце II века, восточная группа больше всего выпускалась в III веке и затем перешла в IV век. Западная группа относится к периоду от второй половины II века до не позднее чем одно или два десятилетия после середины III века. Самые лучшие экземпляры этой последней группы были найдены вне политических границ Римской империи, в Дании и северной Германии, но они были сделаны в Рейнской области. Большинство из них это чаши из бесцветного стекла на низких основаниях, украшенные темно-синим изображением диких зверей на арене и, иногда, сражающихся гладиаторов. В сценах, сделанных эмалью на стеклянных сосудах из восточных мастерских, тоже используются мотивы животного мира, но они отличаются от западных, что указывает на другие вкусы мастеров или их заказчиков. Центры такого производства были в Египте и Сирии. На сосудах из Египта изображены как мифологические, так и светские фигуры, растения и животные, а также более сложные композиции — иногда позолоченные — с изображением поклонения богу Осирису и с надписями на греческом языке «Пей и будь здоров». Сосуды с нанесенными рисунками (несомненно, эмалью, так как они сохранились) на внутренней стороне и видными через стекло иногда создавались в сирийских стекольных мастерских. Там, вероятно, был сделан ряд интересных стеклянных сосудов, где эмалью изображены сцены из греческой мифологии и главные герои обычно названы по-гречески, хотя сами надписи очень близки к надписям на египетских резных сосудах. Тесная связь между мастерскими запада и востока, делавшими стекло с эмалью, видна на примере такой бутылки (которая будет описана ниже), изображающей итальянские пейзажи, а бутылки с греческими мифологическими сценами и греческой надписью близки сосудам сирийской группы. Они, конечно, могли быть сделаны в Кельне каким-нибудь приезжим сирийским стекольным мастером или для восточного клиента, и одна бутылка такой же формы, украшенная эмалью, но со сценой состязания колесниц и латинской надписью, была найдена в Рейнской области.
Обратимся к работе художников, занимавшихся резным декорированием. Мы уже видели, что прекрасные стеклянные сосуды с резными гранями делались во втором десятилетии II века; на западе чаши с резными гранями, очевидно, изготавливались во второй половине II века. К последней четверти II века и к началу III века относится большая группа фрагментов бесцветных стеклянных сосудов из Караниса в Файюме (Египет), и некоторые из них декорированы изящными резными и гравированными узорами. Ни один из этих фрагментов не надписан, и на большинстве из них изображены животные, птицы и листья, однако на трех элементах с фигурами, найденных в других местах в Египте, есть имена, написанные по-гречески, среди них имя мифологического героя Ореста. Фрагменты подобных сосудов были найдены в Дура Эуропос в Сирии, и на одном из них изображена история Артемиды и Актеона, и имя Актеона написано по-гречески (Дамаск, Национальный музей). Для того чтобы представить полный или почти полный набор экземпляров, мы должны обратиться к западным провинциям: несколько сосудов были из Кельна, а другие из Саксонии (тоже в Германии, но за пределами Римской империи), из-под Реймса (Франция), а также из Британии. Стиль нарезки, гравирования и подписей всех этих сосудов отличителен, и это говорит об одном центре их производства. То, что он находился в Египте, подтверждается находками в тех местах и далее к востоку, а также выбором греческих мифологических сюжетов и не в меньшей мере греческим языком надписей. Кроме того, мотивы на одном из не подписанных резных кубков III века явно египетские, и это подтверждает, что в то время в Египте использовалась такая техника. На этом кубке изображен крепкий мужчина с резцом и деревянным молотком, вырезающий цифру 7 (буква «зета») на нилометре, приборе, показанном здесь в виде колонны с закругленным верхом, на котором отмечалась высота воды в Ниле каждый год.
Эти египетские чаши с изображением сцен с фигурами были образцами, на основе которых разрабатывались многочисленные стили резьбы на стекле в течение III и IV веков не только в Египте и Сирии, но и в Италии, и Рейнской области, а также, вероятно, в других западных центрах стеклоделия. Другая египетская группа состоит из кубков на высокой ножке, датируемых концом III века. На них выгравированные греческие надписи, сделанные двойными параллельными штрихами, разделенными диагональными линиями и соединенными с другими рисунками — венками, пальмовыми ветвями и перекрестными штрихами. Следующая группа, состоящая из бутылок, блюд и нескольких небольших чаш, сделанных или хотя бы покрытых резьбой в Малой Азии, декорирована похожим образом, но более грубо. Другие стеклянные сосуды первой половины IV века, в большинстве кувшины и бутылки с двумя ручками, сделанные в мастерских в Сирии, Палестине и чаще всего в Египте, а также в Рейнской области, декорированы простыми выгравированными геометрическими узорами. Недавнее открытие в Египте фрагментов бутылок с выгравированными линиями, относящихся к концу или началу II века, свидетельствует о том, что в этих краях такой способ декорирования имеет долгую историю. То, что в первые годы IV века продолжали существовать связи между мастерскими всей Римской империи, по крайней мере, через торговлю, видно при рассмотрении пары кувшинов, декорированных этим способом. Они так похожи, что кажется, будто их сделал один и тот же человек, или хотя бы в одном и том же месте, но один из них был найден в Египте, а другой в Кельне (теперь находится в Римско-германском музее).
Некоторые из стилей, которые мы рассматривали, продолжали существовать в IV веке и даже дольше. В то время в странах у Средиземного моря были введены новые виды изделий для хранения товаров и столовой посуды, часть из которых продолжала оставаться в употреблении в следующие века. Изменялись цвета стекла. Для роскошной посуды продолжали использовать бесцветное стекло, а более простым было искусственно окрашенное стекло, особенно синее. Необычен, но чуть похожий на более ранний (западный) тип кувшинчик из зеленого стекла с тонким верхним белым слоем, сквозь который видно зеленое стекло. Из естественных тонов все еще использовались зеленоватые или голубоватые, особенно в Северной Африке, но вообще предпочитались сосуды, сделанные из стекла более определенных тонов — сине- зеленого, оливково-зеленого, светло-желтого и коричневого, встречающихся и в натуральном виде. Общее количество разных форм уменьшилось, декорировка стала бледнее и состояла, главным образом, из выпуклых простых полосок или выпуклых темно-синих шариков. В IV и последующих веках в этих областях были распространены кубки и цилиндрические, и конические. У позднеримских стеклянных кубков обычно неровные ободки, вероятно, из-за «откалывания». Также были и кувшины, и чаши (обычно на подставках), и бутыли. У целого ряда кувшинов и бутылей длинные шейки и четко выраженные воронкообразные или круглые горлышки.
В середине IV века, по-видимому, было нарушено единство римской стекольной промышленности, вероятно, вследствие переноса имперского двора из Рима в Константинополь (современный Стамбул), так как эти новые стили посуды и сосудов для припасов находят в восточной части Средиземноморья, Северной Африке и Италии, но они не встречаются дальше на север, в центральной и западной частях Европы. Такое деление показывает распределение своеобразной формы сосуда для благовоний с вздутием в центре корпуса, обычно называемой «формой пипетки». Она появилась в конце III века, и это объясняет, почему до середины IV века она встречается так же часто в западных провинциях, как и в Сирии и Палестине (но пока что не обнаружена в Египте).
Были также расхождения в производстве сосудов в восточных провинциях. Так, в Сирии и Палестине стекольные мастера экспериментировали с выпуклыми полосками и создавали фантазийные бутылочки для благовоний с корзиночными ручками и часто с двумя корпусами. Они неизвестны на западе в отличие от пипеточно-образных, появившихся раньше. Местная египетская промышленность, которая процветала с IV века до завоевания арабами в VII веке, создала изящную посуду, такую как чаши, овальные и круглые тарелки и блюда, кувшины с кольцевым обрамлением, а также конические лампы, украшенные синими выпуклыми шариками.
Тогда как для повседневных стеклянных изделий в районе Средиземноморья существовал общий стиль, во всей Римской империи были разные стили резьбы и других видов нанесения узоров. Некоторые из позднеримских стекольных мастерских создали ряд удивительных и технически превосходных, хотя и непрактичных, декорированных античных сосудов.
В Сирии вырезание и гравирование высокого уровня некоторое время еще продолжалось даже и в VI веке, но в Египте в IV веке резьбу почти совсем вытеснило шлифование. На западе в IV веке также гранение стало менее распространенным, и в большинстве случаев узоры наносились гравированием и шлифованием. Одна родственная западная группа, относящаяся, главным образом, к третьему десятилетию IV века, состоит из открытых сосудов, по большей части невысоких чаш, украшенных сценами охоты, историями из греческой мифологии или библейскими сюжетами. Узоры выгравированы, вероятно, вручную открытым инструментом и рядом коротких ударов по поверхности сосуда. Особенно любопытны бутылки, сделанные в конце III или в IV веке, на котором выгравированы приморские пейзажи. На них латинские надписи, указывающие на такие места в Италии, как Байал или Путеоли, которые были излюбленными морскими курортами богатых римлян. Они отличаются друг от друга деталями в рисунках. К периоду между 330 и 370 годами н. э. относится одна группа сосудов, общей чертой которых является грубая работа. На них изображены или языческие сцены, такие как в вакхический танец, или похоронная тризна, или библейские сюжеты. Рисунок достаточно умелый, но узоры сделаны просто выгравированными, по преимуществу прямыми линиями или неглубокими вырезами на колесе, причем впадины остались неотполированными. Так как их нашли в Германии, Франции и Британии, они, вероятно, были сделаны в Рейнской области и, может быть, также в Галлии.
Не более чем за одно или два поколения до 300 года н. э. был впервые сделан ряд чашек со сквозными клетками, или «диатрета» (их предшественники, сделанные за двести лет до этого, уже нами описывались). Большинство таких изделий относится к IV веку или ко второй половине III века, и они представляют собой вершины в резании стекла в Античности.
В большинстве это глубокие чаши (или кубки). Выдувалась толстая заготовка и затем вырезались куски, образуя ажурный узор, присоединявшийся к задней стенке минимальным числом «мостиков», старательно спрятанных за украшениями. Подобно тем, что были найдены в Кельне, где они, вероятно, были сделаны, многие из таких сосудов украшены сетью решеток разного цвета, контрастных по цвету со стенкой и часто надписанных по-гречески и латыни у края. На других, выполненных более художественно, изображены сцены с человеческими фигурами. Самым замечательным является кубок, на котором рассказана история Ликурга, несчастного царя Фракийской Эдонии, которого задушили виноградные лозы за то, что он насмехался над богом Дионисом. Цвет стекла необычен тем, что при отраженном свете стекло горохово-зеленое, а при направленном свете оно становится багровым. Такое же изменение цвета (от бежево-зеленого в янтарный) наблюдается на осколках кубка из Термансии в Испании с украшением в виде сетки, а не в виде фигур (Мадрид, Национальный археологический музей), и еще на двух сетчатых осколках, один из Фессалоники (на севере Греции), а другой без установленного места находки, но сейчас находящийся в Британском музее. Такие же свойства есть и у некоторых других обломков с резной декорировкой. Изменение в цвете могло происходить случайно из-за использования двух порций стекломассы на стеклодувной трубке. Или это могло получиться при добавлении мельчайших частиц золота и серебра к стекольной шихте, но как это было на самом деле, пока неизвестно.
Самые известные из резных решетчатых кубков были найдены на западе, где они, очевидно, и были сделаны. Однако в последнее время появились такие же экземпляры с востока. Один из них, чаша без фигурной декорировки, находящаяся теперь в Корнингском музее стекла, найдена в районе современной границы между северной Сирией и южной Турцией. Она имеет форму необычного для такого класса изделий, то есть больше в ширину, чем в высоту, и полностью бесцветна, без всяких цветных украшений. Другой недавно найденный экземпляр также совершенно бесцветный (сейчас тоже в Корнинге) и полусферический, но меньшего размера, имеет металлическое крепление, и это указывает, что его подвешивали. Это свидетельствует, что такие полусферические резные решетчатые сосуды использовались скорее как висячие лампы, чем кубки для питья, хотя на обломке одного более низкого, но полусферического сосуда есть призыв выпить (Трир, Рейнский музей).
Поразительное сходство в технике производства и детали дизайна всех известных экземпляров с резной решеткой дали основание предполагать, что все они были декорированы одной семьей или даже одним мастером на протяжении не более пятидесяти лет. Но другие ученые утверждают, что эти шедевры, включая группу изделий с фигурами, сделались в целом ряде мастерских, а не только лишь в Рейнской области. Мастера, работавшие по металлу в Позднем Риме, также делали ажурные сосуды со стеклянными подкладками, выдуваемыми в отверстие, так как делались сосуды, может быть, 200 лет ранее, когда этот способ описывал Плиний. Вероятно, к IV веку относится экземпляр из сокровищницы, найденной в Шотландии (Национальный музей Шотландии, Эдинбург), у которого серебряный кожух образует резные решетки, явно имитирующие полностью стеклянные.
Увлечение западных мастерских цветными изделиями можно увидеть по сосудам, украшенным накладными цветными каплями или шариками, которые делали в больших количествах в IV веке. Накладные синие шарики долго оставались популярными (и в восточных, и в средиземноморских мастерских), особенно на простых сосудах, таких как чаши и кубки, которые еще использовались в Скандинавии в V веке. Некоторые кувшины со своеобразными рифлеными ручками, которые были загнуты до присоединения к горлышку сосуда, украшены матовыми белыми раскатанными полосками, образующими фестоны. Это предвосхищало франкский стиль декорирования. По-видимому, отсюда произошли даже более сложная серия сосудов для питья и чаша из бесцветного или зеленовато-бесцветного стекла с накладным украшением. Такие сосуды могут быть декорированы полосками такого же цвета в ажурном узоре, точно так же, как на сетчатом узоре сосудов diatreta, но это делали сами мастера, а не в форме.
На одном из этих сосудов ажурные полоски расплющены и декорированы ракушками, сделанными в формах; на другом выпуклые полоски защищают позолоченное украшение (оба находятся в Римско-германском музее в Кельне). Два больших кубка с обычными неотшлифованными краями горлышка украшены рядами львиных масок такого же зеленого цвета, как и у самих сосудов. Один из них был найден во Франции, другой в Голландии (Лейден, Национальный музей древностей), а сосуд поменьше (Копенгаген, Национальный музей) был найден в гробнице в Дании, и это указывает, что они были сделаны в западной, вероятно, галльской мастерской.
Техника наложения золотого листа на поверхность стекла, которое обеспечивает защитное покрытие, когда золото находится снизу стекла, или прокладывание его между слоями стекла, оставалась во весь эллинистический период до позднеримского периода, но именно в Риме в IV веке мастера стали использовать его в полную меру, создавая ряд кружков, которые вставлялись на донышко чаш, и обычно их называют «золотым стеклом». Портреты супружеских пар, семей и отдельных лиц, языческие божества, разные легенды, жанровые сцены, животные, иудейские и христианские мотивы были тщательно изображаемы золотым листом с добавлением раскрашенных (или расписанных эмалью) деталей перед заключением этих сцен между двумя слоями бесцветного стекла. Кружки с христианскими мотивами были найдены по большей части в катакомбах за стенами Рима. Их специально откололи от сосудов, и они были обнаружены вставленными в стены ниш катакомб, чтобы отметить отдельные захоронения.
Вероятно, с этими кружками для чаш связан ряд медальонов, сделанных специально как медальоны. На них изображены портреты, в одном случае это семейная группа, стилистически похожая на портреты мумий римского Египта. Другая связь с Египтом видна из надписей на двух экземплярах (один из них с семейной группой только что упомянут) на александрийском диалекте греческого языка. Однако это может означать национальность или ремесленника, или, может быть, его клиента, и поэтому не является реальным доказательством, что позднеримское «золотое стекло» было изначально александрийской техникой.
В другой группе сосудов маленькие медальоны с библейскими сюжетами на синих или зеленых кружках, похожих на выпуклую каплю, и это роднит ее с серией стеклянных сосудов, украшенных цветными круглыми шариками. Весьма хорошо сохранившийся экземпляр был найден в Кельне, но поскольку подобные медальоны были найдены в катакомбах Рима, то трудно точно определить, какие мастерские сделали эту группу. Не вся декорировка из позднеримских мастерских Рима была защищена внешним слоем стекла, и также нельзя сказать, что вся продукция Рейнской области в это время состояла из незащищенной позолоты. Есть некоторые прекрасные сосуды из Рейнской области, включая темно-синюю чашу (Кельн, Римско-германский музей), на которых золотой лист наложен на поверхность сосуда без внешнего слоя, хотя на одном из сосудов, относящихся к концу III века, золотую декорировку частично защищает сетка из выпуклых полосок.
История римского стекла завершилась к началу V века, после распада Римской империи на западе. Тем не менее, как мы увидим, римские традиции еще несколько столетий будут сохраняться на востоке, а на западе произведения римских мастерских в Италии, Рейнской области, Галлии и Бельгии заложили основы стеклоделия на будущие столетия.