В последнее десятилетие внимание коллекционеров, исследователей и знатоков истории национал-социалистической Германии привлекают награды, униформа и другие военные атрибуты Третьего Рейха. Этой теме посвящены многие публикации зарубежнык и отечественных авторов, в которых дается достаточно полное и подробное ик описание. Тема же довоеннык гражданских национал- социалистических знаков еще ждет своих исследователей.Мы попытаемся хотя бы частично восполнить существующие пробелы.
По количеству разнообразных нагрудных знаков, выпускавшихся в связи со сколько-нибудь заметными событиями в стране, Германия времен Третьего Рейха может соперничать, наверное, только с СССР. Конечно, собрать и как-то систематизировать все знаки довоенной нацистской Германии затруднительно, и автор никогда не задавался такой целью. Речь идет лишь о попытке представить некоторые общие тенденции использования нацистской эмблематики в общественной жизни государства.
Идеологическое воспитание в Германии в З0-е годы XX века осуществляли десятки самых разных союзов и обществ: от Союза гитлеровской молодежи, Имперского Союза мелких немецких садоводов до многочисленного Союза немецких женщин. О принадлежности к ним и участии в проводимых этими организациями мероприятиях помимо униформы (она была почти обязательна) должны были красноречиво говорить нагрудные знаки. Они, как правило, оригинальны, зачастую выпущены малым, в отличие от военных знаков, тиражом и интересны для исследователя и коллекционера тем, что отражают мероприятия самого разного толка, направленные на укрепление общеполитической обстановки в стране, единение граждан вокруг партии.
К ярко выраженным политическим знакам нужно отнести, в первую очередь, партийный знак и все другие, наглядно отражающие идеи социализма. Эти знаки регулярно выпускали к первомайским торжествам — празднику солидарности и единения рабочих и вообще всех трудящихся, а также к «дням труда» и другим подобным событиям.
Партийный знак известен многим. Он круглый, в центре, в белом поле, — черная правосторонняя свастика, в красном обрамлении круга надпись «National-sozialistische D. А. Р.» (илл. 1). Эмблематика первомайских знаков (илл. 2—4), как и знаков «дней труда», гораздо сложнее и многоплановее. В этом случае трудно говорить о талантливости авторов, но в выдумке им не откажешь — на многих первомайских знаках присутствуют серп и молот, плуг, меч, танцующие девчата с немецкими «парубками», младенцы с поднятыми в приветствии ручками, богиня плодородия, разбрасывающая свои дары, она же, лежащая со снопом, другие подобные сюжеты. И всегда и везде — изображение орла со свастикой. Продолжают этот тематический и изобразительный ряд знаки «дней труда» (илл. 5 — 6).
Здесь мы видим горящие факелы, зубчатое колесо, те же серпы с молотами, мощные человеческие фигуры — каждая со своим трудовым и профессиональным атрибутом — молотом, снопом, чертежным свитком. Но немецкая эмблематика прошлого богата не только массовыми майскими или «трудовыми» знаками. Весьма своеобразен тоже круглый белый знак, посвященный юбилею «гау» Берлина (илл. 9).
«Гау» — это партийно-географический термин, означающий «область» (по-нашему — обком, крайком и т.п.). Гау Берлина руководил причем бессменно, Геббельс. Знак представляет собой коронованного медведя (герб Берлина), несущего свастику, навстречу группе людей со знаменами. Конечно, если вместе эти знаки представляют довольно красноречивую картину нацистской эмблематики, то в отдельности, бесспорно, каждый из них скучноват и безвкусен. Все они создавались, как известно, по образу и подобию незамысловатой эмблемы «Немецкого рабочего фронта». Она была решена весьма лаконично — свастика внутри шестеренки (илл. 11). Именно на ее основе и создавались знаки различных предприятий, организаций, фабрик, заводов и пр. К примеру, некий знак партийной ячейки производственной организации был выполнен в виде шестеренки, на фоне которой — рука, держащая молот (илл. 12). Молот украшала свастика, а на шестеренке помещена аббревиатура этой организации.
Очень похожи и знаки, выпущенные к различным партийным съездам. Таких съездов или собраний проводилось очень много, особенно в низовых партийных организациях — областных, районных, окружных. Безусловно, каждому из таких сборищ посвящался памятный знак. Например, на знаке, изготовленном к партийному съезду 1939 года в местечке Гердауен, изображен сидящий орел с огромной свастикой в левой лапе (илл. 13).
Знак партийного окружного съезда Нижнего Барнема, прошедший в 1937 году в Бернау, представлял собой геральдический щит, центр которого занимали выпуклые изображения: с одной стороны — фрагмента городской стены с башней и с другой — здания ратуши. В середине этой композиции изображен малый геральдический щиток, поделенный горизонтально, в верхней части которого — геральдический орел, в нижней — свастика (илл. 7). Такой же партийный съезд 1935 года в Кенигсберге был отмечен крупным круглым знаком, центр которого занимал геральдический орел с малым щитком на груди с изображением орла внутри щитка (илл. 8). Орел стоит (или держит) на свастике в круге. Надпись лаконична: «Parteikreistag. 1935. Konigsberg». Знак Pregelgautag (партийного съезда) представлял собой квадратное поле, центр которого занимал кусочек янтаря (олицетворение берегов Прибалтики, богатых янтарем) (илл. 14). Композицию венчает нацистский орел со свастикой, внизу подпись — «Pregelgautag der N. S. D. A. P. 1936». Сюда же можно отнести и знак, изображающий некоего античного юношу с венком на голове, крепко держащего жезл, увенчанный орлом (илл. 10)
Отметим, что в Германии той поры в большой моде были самые различные, отнюдь не только партийные дни. Считалось, что множество таких мероприятий сплачивает нацию, делает ее более монолитной. В качестве примера можно привести знак встречи жителей округа Лигниц, проведенной в Хайнерсдорфе. По композиции он абсолютно повторяет знак партийного съезда в Гердауене — тот же орел с крыльями, держащий свастику, только теперь уже в правой лапе. Надпись: «Kreistreffen.Liegnitz. Heinersdorf. 23 Juni 1935» (илл. 15). Знак «Дня немецкого мореплавания» (илл. 16), более значимого, чем просто праздник флота, представляет собой серебристый овал, в который вписан несущийся по ветру парусник, внизу овала видны лапы якоря, вверху — распростертый, со свастикой, орел.
Надпись: «Tag der deutschen Seefahrt. Seefahrt ist not» — «День немецкого мореплавания. Мореплавание — необходимость. 25-26.5.1935». Судя по датам и общему рисунку, это, видимо, были морские гонки, посвященные этому «Дню».
Известно, что немцы чтили все даты, связанные с различными военными событиями, которых в истории Германии было немало. Конечно, и с событиями Первой мировой войны. К таким датам выпускали большое количество памятных знаков. Один из них — позолоченный знак к 50-летнему юбилею, праздновавшемуся в местечке Коршен с 14 июня 1936 года. Надпись на знаке: «1886-1936. Kriegertag. Korschen». Центральная фигура знака — орел, держащий венок с цифрой «50» (илл. 17).
К военным памятным значкам с надписью «День» можно отнести еще два. Первый — «За возрождение Армии. Ее сухопутных сил. 1938-1939 гг.». Он представляет собой алюминиевый геральдический щиток, который неравномерно делит длинный черный крест. На его фоне в середине креста — многоплановое многоэтажное здание (скорее, даже комплекс зданий, может быть, казарменных) (илл. 18). Второй знак (илл. 19) посвящен празднику С А (штурмовых отрядов) группы Северного моря, состоявшемуся в июне 1936 года. Он представляет собой вертикальный овал, в котором погрудное изображение штурмовика в форме, наблюдающего за морским маяком. Внизу изображена эмблема СА. Надпись: «Tag der SA. Gruppe Nordsee in Bremen. 1936». Под основанием маяка дата «6-7 Juni». Знак, выпущенный в честь 20-летия (1914-1934) известной битвы под Танненбергом, решен весьма своеобразно (илл. 20). В центре — свастика, по сторонам надпись «Tannenberg 1914-1934». Вверху рельефно изображены некоторые строения (здания).
В нацистской Германии, несмотря на жестокое государственное давление, еще оставалось довольно много различных военных ветеранских организаций. «День памяти гусар из Олау» — знак, выпущенный в 1936 году, где в овале под свастикой изображен гусар XIX века, как раз и является знаком одной из таких организаций (илл. 21).
Известно также, что в Германии 30-х годов широко практиковались различные сборы и пожертвования от населения на всяческие общественные и государственные нужды. Периодика и официозные издания того времени заполнены довольно слащавыми фотографиями, показывающими, как первые лица государства картинно опускают монетку в кружку для сбора денег. Из многочисленных знаков на эту тему мы можем предложить описание одного из них, где в щите изображена женщина, прижимающая к себе ребенка. Композиция на фоне летящего орла со свастикой в когтях (илл. 23). Надпись в переводе — «Благотворительное пожертвование на питание матерям». В нашем распоряжении есть еще один знак. На нем — идиллический зимний пейзаж с домиком на первом плане. Надпись по кругу разделена двумя небольшими свастиками. Она гласит: «Рождество в каждый немецкий дом. Мы поможем» (илл. 22).
Интерес представляет серия картонных и тонко-жестяных значков, посвященных зимней помощи 1933 — 1934 годов (илл. 24-26). Это коллекция гербов городов, в которых и была проведена указанная акция. По ободу импровизированного щита, в который заключен тот или иной герб, идет одинаковая для всех надпись «Kameradschafts — Opfer» — «Братство (союз) — жертвам». На первом знаке, открывающем серию, надпись — «Winterhilfswerk des deutschen Volkes 1933/34. Volksgenosse hilf!» — «В фонд зимней помощи германскому народу 1933/34. Соотечественник — помоги!»
Белый пластмассовый знак с изображением фрау, качающей колыбель, посвящен материнству (илл. 27). Надпись на нем «Kampft gegen die Not, schiitzt Mutter u. Kind» в переводе означает — «Боритесь против нужды, помогите матери и ребенку». Другой «детский» знак круглой формы 1934 года изображает мужчину, ведущего за руки мальчика и девочку. Надпись «Kinder aufs Land» призывает вывозить детей за город, на природу, (илл. 28).
Иногда слово «день» в надписи на знаке может отсутствовать, но смысл мероприятий, которым он посвящен, от этого не меняется. Так, например, в связи с праздником области и округа Восточной Пруссии выпущен знак, представляющий собой длинный геральдический щиток, по его нижнему краю — лента с надписью «15 Kreisangerfest. Ostpreussen Mitte. Drengfurt». В середине щитка — среди леса — замковая сторожевая башня. Вверху щитка на ленте — свастика и дата — 17.6.1934. (илл. 29). Судя по изображению скрипичного ключа в ромбе в оконечности щитка, праздник был музыкальным, возможно, с проведением какого-либо музыкального фестиваля.
Одной из первых внешнеполитических акций, проведенных нацистской Германией, была агитация за присоединение к ней Саара. Эта акция сопровождалась внушительной и весьма крикливой пропагандистской кампанией, в том числе и выпуском значков. Вот два из них (илл. 30—31).
Первый — шестиугольный, где основное место занимают две руки в пожатии, на одной из них — остатки цепей. Эта эмблема не нуждается в комментарии. Вверху — распростертый орел со свастикой. Надпись: «Deutsch ist die Saar. Des deutschen Ehre ist die Treue» — «Саар немецкий. Честь немца — его верность. 1934». На втором, посеребренном значке, — изображение двух человек в крепком рукопожатии, над ними орел. Надпись: «Treue um Treue. Saar. 1935» — «Верность за верность».
Пропагандистский акцент в теме воссоединения Саара с Германией был весьма значительным, если не главенствующим — на эту тему выпускались не только значки, но и марки. В истории национал-социалистической Германии это были первые, весьма робкие, разведывательные геополитические шаги. Именно поэтому и надо было разогреть «народ и общественность» пропагандистскими акциями и разговорами о единстве нации, об утраченных, но таких близких и единых по духу и языку территориях. Этому как нельзя лучше соответствовали монетовидные знаки с обязательным изображением свастики, индустриальными пейзажами, восходящим солнцем, набором патриотических фраз типа «Саар свободен (свободный)», «Через Великую Германию во Всемирную Свободу», «Саар для Гитлеровской Германии (или принадлежит Гитлеровской Германии)», «Народ к народу» и другими (илл. 32—34). Многие из них датированы серединой 30-х годов, когда кампания по присоединению достигла своего пика.
Вообще надо отметить, что монетовидная форма знака в то время не была редкостью. Так, знак национал-социалистической зимней помощи 1935—1936 годов также выполнен в виде легкой алюминиевой монеты, где на аверсе мы видим указание номинала (1 шиллинг) и надпись «N. S. Winterhilfe. 1935-36», а на обороте городской пейзаж, над ним сияющая свастика и слова «Gau В. G. Z. D.».
Выпуском знаков отмечали и спортивные мероприятия. Известно, что молодежь в «Гитлерюгенде» совершала много организованных походов, маршей, марш-бросков и проч. Молодежь собирали и для множества других мероприятий. Во всех этих случаях знак играл роль не только памятного, но и опознавательного. Например, знак торжественного собрания (демонстрации) 1935 года имел еще и номер присутствовавшей на нем группы молодежи. Традиция изображать различные опоз навательные цифры и надписи зародилась еще до прихода Гитлера к власти — в то время, когда его многочисленные приверженцы должны были собираться на свои сходки и собрания почти втайне (илл. 35).
Многочисленные знаки выпускали к спортивным соревнованиям общегосударственного и местного масштаба, проводившимся всегда торжественно, в праздничной атмосфере. К такого рода праздникам можно отнести и «праздники германской молодежи», проходившие под эгидой «Гитлерюгенда». Эмблематика знаков, посвященных этим событиям, как правило, однообразна. Они решены в одной манере — распростертый орел с ромбовидным щитком (официальной эмблемой «Гитлерюгенда»") на груди (илл. 36—37). Эти ромбовидные знаки могут быть посвящены и нескольким событиям одновременно. Например, один из знаков, являющийся наградой за участие в стрелковых соревнованиях, напоминает о том, что городу Цвикау, где проходили эти соревнования, в 1935 году исполнилось 800 лет. Здесь же изображен фрагмент городского герба 1573 года — три лебедя. Надпись на знаке гласит — «За заслуги белоснежный лебедь делает (дарит) подарки».
В начале 1930-х годов была весьма популярна тема орла, взлетающего из горящего костра к солнцу (илл. 38). Причем орел мог быть как со свастикой, так и без нее. Орел олицетворял Германию, которая должна была занять свое место в мире, Германию, прорывающуюся к благополучию, сбрасывающую с себя тяжкое наследие мировой войны. Это изображение было взято за основу памятного знака встречи Гитлера с Гинденбургом в Потстдаме у гробницы Фридриха Великого. Этот знак изображает взлетающего из пламени орла, на знаке надпись — «Ein Volk, ein Reich, ein Fiihrer» — «Народ, Государство, Вождь» или «Один Народ, одно Государство, один Вождь». Иногда такой распростертый орел изображался прямо на фоне солнца или заменяющей его сияющей свастики с надписью — «Ввысь собственными силами». Считается, что это знак Пруссии. А мы отнесли бы его к заимствованным общегерманским знакам. Еще один — круглый, серого цвета пластмассовый знак спортивного и народного праздника округа Вердер 1938 года. Он представляет собой композицию из комплекса домов под сияющей свастикой. Внизу, по окружности, надпись, в переводе означающая «Дом немецкого народного сообщества» (илл. 43).
Знак национал-социалистического женского союза представлял собой треугольник, в черное поле которого вписан белый крест с красной, прямо стоящей свастикой посередине (илл. 40). На его основе строились многие другие знаки, имеющие отношение к нацистским женским организациям. Например, прусский знак — треугольник с крестом, где основную роль играет щиток с зубчатой (крепостной) верхней частью (илл. 39). В середине изображен рыцарь-крестоносец на коне. Надпись по краю треугольника, разделенная небольшой свастикой, гласит: «Митинг женского объединения Немецкого женского фонда». Проходил он в Остероде в 1936 году.
Весьма любопытно также явление, которое мы называем «эмблематической мимикрией». На знаке Кенигсбергского университета изображен рыцарь без свастики на доспехах (это донацистский период). После прихода нацистов к власти тот же рыцарь уже имеет свастику на своем одеянии (илл. 41—42).
Все эти знаки были недорогими, изготовлялись из дешевых материалов — пластмассы, тонкой жести, картона, затем раскрашивались под золото, серебро. Они были знаками-однодневками — в этом их коренное отличие от наградных. Их назначение — сделать свое пропагандистское дело, сыграть свою агитационную роль — и долой со сцены истории. До наших дней их сохранилось не так уж много, и все они весьма любопытны.
ФАЛЕРИСТИКА.
Игорь БОРИСОВ (ИЛЬИН)
Иллюстрации предоставлены автором.
Фото Евгения ТИМОФЕЕВА.
ДЕКАБРЬ 2003
АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
Мнение эксперта.
Значки вытесняют знаки
Если еще несколько лет назад средневзвешенная европейская цена на памятные значки периода национал- социализма была примерно 5 — 7 долларов, то сегодня она уже начинается с 15 долларов. Примерно в такой же пропорции выросла и стоимость различных членских значков, за исключением разве что простых членских значков НСДАП и Гитлерюгенда. В России из-за недостаточного притока подобных материалов с Запада (а запретный плод, как известно, всегда сладок) стоимость нацистских значков процентов на 30—40 выше. Причем если на Западе материал, из которого изготовлен значок (металл или пластмасса), не имеет значения, то наша публика за металл готова платить еще больше.Конечно, анализируя наш рынок, следует учитывать и тот факт, что повышение спроса на нацистские вещи зависит не только от коллекционеров, но и от спорадических покупателей, испытывающих трепет при виде свастики или рун, но не имеющих достаточно средств, чтобы купить что-то редкое, дорогое.
Повысившийся интерес именно к значкам периода правления Гитлера объясняется также и тем, что из-за низкой, по сравнению со знаками, рыночной стоимости до определенного времени их не подделывали так ухищренно, как ордена или знаки, отличить фальшивку от подлинного значка при наличии определенных знаний довольно легко.
Определенный интерес значки вызывают у коллекционеров-исследователей, так как именно этот сегмент фалеристики Третьего рейха изучен довольно слабо, а значит, возможны любые сюрпризы, о которых и мечтают истинные коллекционеры.
Г.П.