История Нижнего Тагила тесно связана с династией промышленников Демидовых Город вырос из небольшого поселка, расположенного вокруг одного из самых старых уральских заводов. Нижний Тагил в скором времени превратился не только в экономический, но и культурный центр Урала. В нем расцвели различные художественные промыслы. Самым известным из них стала лаковая роспись.
Зарождение промысла в 20—30 годах XVIII века неразрывно связано с историей демидовских заводов. Первое упоминание о тагильских подносах было обнаружено в архивных документах, датированных 1746 годом. Демидовы пристально следили за развитием промысла, хорошо понимая, какую материальную выгоду оно приносило заводской казне. При этом администрация осуществляла строгий надзор за деятельностью мастеров и наказывала тех из них, кто самовольно продавал расписные изделия. Производство изделий с лаковой росписью активно развивалось. Тагильчане регулярно представляли их на Макарьевской ярмарке. Несмотря на то, что самое раннее найденное документальное подтверждение этому датировано 1804 годом, не подлежит сомнению, что уральские мастеровые еще в XVIII веке начали вывозить свою продукцию в другие регионы России.
Надо сказать, что в истории развития этого промысла значительную роль играли ремесленные династии. Одну из них образовали мастера Головановы. Первые сведения о представителях этой фамилии встречаются в переписке Н.Н. Демидова с нижнетагильской заводской конторой в 1798 году: «Выговоренного из продажи бывших нижегородских моих вотчин крестьянина Василия Голованова с семейством... выслать в оные мои заводы... На построение же избы и прочего из крестьянству нужного позволить срубить ему лесу без всякого излишества, поместив с семейством на том из моих заводов, в котором в рабочих людях стоит потребность».
В литературе мастерские Головановых упоминаются часто. Сохранилось сравнительно много информации, касающейся художественных, экономических и организационных сторон производства. В музейных собраниях есть образцы продукции этих «фабрик». Однако в первую очередь необходимо уяснить, о чьих именно заведениях эти сведения. Сегодня известны Естифей (Евстафий) Осипович, Василий Венедеевич, Николай Васильевич (1804—?), Степан Панфилович и Лукиан Панфилович (1844—1922) Головановы.
Данные о мастерской первого из них в специальной литературе пока не найдены. Сохранился поднос под названием «Отъезд детей Типпо-Саида из Зенаны» (илл. 1), находящийся в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» (г. Нижний Тагил). Авторы росписи этого широко известного произведения, Сидор и Василий Дубасниковы, выполнили копию с гравюры Бартолоцци по картине художника Броуна. На оборотной стороне подноса есть клеймо с надписью: «заведения Естифея О. Голованова» (илл. 2).
Это типичное тагильское произведение первой половины XIX века, когда стиль лаковой росписи развивался под воздействием классицизма. В то время такие подносы изготовлялись в большом количестве, они были распространены не только на Урале, но и по всей России. Мастера выполняли копии с печатных гравюр европейских и русских художников. Сегодня образцы этой металлической продукции хранятся во многих музеях страны. В значительной мере благодаря им, тагильский промысел стал известным далеко за пределами края.
Неоспоримые художественные достоинства этого подноса свидетельствуют о таланте Сидора и Василия Дубасниковых, о мастерстве людей, подготовивших изделие для росписи. На его примере можно говорить о прекрасном художественном вкусе мастеров, сумевших на основе живописного полотна выполнить роспись произведения прикладного искусства, примирить законы этих разных видов творчества.
Внимательно исследовав поднос, можно внести некоторые уточнения, касающиеся истории заведения, в частности, организации в нем процесса производства, а также подтвердить некоторые известные факты. Обычно тагильские мастерские начинали работать как мелкие домашние «фабрики», в которых наиболее ответственные работы выполнял сам хозяин. Далее заведение, увеличивая объемы продукции, все больше использовало труд наемных работников. Основатель мастерской становился только организатором производства (разбогатев, он мог заняться производством и другого товара). Позже торговое дело, как правило, переходило детям.
Заведение Евстафия Голованова к тому времени, то есть к первой половине XIX века, было уже достаточно развитым. Хозяин имел возможность давать заказы известным и признанным художникам — братьям Дубасниковым (работа одного из них, Сидора, хранится в Эрмитаже это музыкальные дрожки с его росписью, которые сконструировал Е.Г.Кузнецов-Жепинский). По информации В.А.Барадулина, СДубасников в 1837 году сам был хозяином мастерской, выпустившей тысячу подносов, поэтому он вряд ли бы принялся за роспись «чужого» подноса по заказу другого владельца. К тому же тысяча изделий в год значительная цифра для тагильского промысла, по этому показателю мастерскую Сидора Дубасникова вполне справедливо можно назвать крупной.
Мастерская его брата Василия тоже занимала устойчивые позиции в промысле. По сведениям О.Н.Силоновой, «документация за 1806 год впервые содержит сведения об участии в торговле на Макарии живописными подносами» Василия Дубасникова, причем «указанный ремесленник, ставший впоследствии одним из самых известных и видных деятелей тагильского лакового дела, арендовал два места».
Исследователь справедливо замечает, что «...выдерживать риск и финансовые затраты вывоза товара в отдаленные от жительства места могли лишь владельцы больших и сильных заведений, владевшие определенным капиталом».
Сидор Дубасников в первой половине XIX века тоже участвовал в ярмарке. В 1811 году он выставлял свои подносы в мыльном ряду, на следующий год был выбран старостой. Его имя встречается среди торговавших на ярмарке в течение многих лет. Дрожки из Эрмитажа датируются рубежом XVIII—XIX веков. Время появления мастерских Дубасниковых «отодвигается» на конец XVIII — начало XIX веков. Владелец крупного заведения поручил роспись известным художникам. Тем самым время основания головановского заведения определяется приблизительно 1790—1800 годами.
Впрочем, братья Дубасниковы могли сделать исключение для Естифея Голованова и расписать его поднос из каких-либо личных побуждений, будучи уже владельцами крупных мастерских, однако высказанные соображения вполне укладываются в общую картину эволюции лаковой росписи.
Информация о заведениях Василия Венедеевича и Николая Васильевича Головановых ограничивается следующими данными (клейма их мастерских представлены на илл. 3, 4): каждый из них владел одной «фабрикой», у В.В. Голованова было пять рабочих, продукция выпускалась на 3000 рублей в год. У Н.В. Голованова семь человек изготовляли вещи — на 10 000 рублей.
Кроме того, известно об участии Николая Голованова в Макарьевской ярмарке в 1828 году. В документах за 1840 год его фамилия также упоминается среди владельцев десяти лавок сибирского подносного ряда. Тем самым мастерская Н.В.Голованова предстает крупным нижнетагильским заведением, время существования которого приходится на первую половину XIX века.
О мастерской Степана Панфиловича Голованова есть упоминания в литературе. Она располагалась в Нижнем Тагиле на Старо-Базарной улице. Заведение участвовало в Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке (Екатеринбург, 1887), в каталоге которой указано, что мастерская выпускает «подносы разных размеров, ковши и поваренки разных сортов, вчерне и луженые; лопаты и другие клепанные изделия». Кроме того известно, что это заведение «красильное, кузнечное и клепальное существует 50 лет (отсюда следует, что оно было основано в 1837 году. — Г.П.). Рабочих до 25 человек. Материал приобретается на месте. Ежегодного производства на сумму до 7 тысяч рублей. Сбыт на месте и в окрестностях». По другим источникам, число работников в этом головановском заведении не превышало 7 человек, продолжительность рабочего времени в году была 8 с половиной месяцев.
В музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» хранится поднос С.П. Голованова. Он имеет рокайльную форму. На красном фоне изображены два крупных розана, мелкие цветы, бутоны, листья, травинки с голубой и белой обводкой. По черному борту нанесен растительный орнамент. На оборотной стороне — клеймо с надписью: «С.П. Головановъ въ Н-Тагилъ Перм — Губъ — Вер. уезда». Изделие датируется концом XIX — началом XX века. Этот поднос, представляющий собой образец массовой продукции, находится в ряду других видов изделий, которые производила мастерская (среди них одно из главных мест занимали не только подносы, но и сундуки, илл. 5).
О заведении Лукиана Панфиловича Голованова информации больше. В каталоге Всероссийской кустарно-промышленной выставки (Санкт-Петербург, 1902) указано: «Мастерская эта одна из самых старинных и в настоящее время самая крупная. В молодости сам хозяин в течение 10 лет работал собственноручно, унаследовав мастерство от отца, но с развитием дела занялся исключительно торговлей в собственной лавке на местном рынке, в Нижегородской, Ирбитской и других крупных ярмарках. Мастерские Л.П. Голованова состоят из кузницы, клепальной, лудильни и красильной. Работает в мастерской до 20 человек мужчин, 8 женщин и 7 подростков; плата сдельная. Ежегодно изготовляется разных изделий на сумму до 20 000 рублей. Все производство ручное — без всяких штампов и механических двигателей... в сущности каждый рабочий этой мастерской является самостоятельным кустарем, т.к. работает с собственными подручными, доводит изготовление вещи до конца и получает поштучную плату, пользуясь только помещением и материалом хозяина. Ковши и другая посуда сбываются во внутренние губернии России, подносы же идут главным образом на Кавказ и в Бухару через Нижегородскую и Ирбитскую ярмарки». Согласно другим, более поздним источникам, количество наемных рабочих было до 39, продолжительность рабочего времени в году составляла 8 с половиной месяцев. Часто железо закупалось непосредственно на заводе в Нижнем Тагиле. Материалы приобретались также на Нижегородской и Ирбитской ярмарках.
Кроме Всероссийской кустарно-промышленной выставки (Санкт-Петербург, 1902), где продукция заведения была удостоена большой серебряной медали, известно об участии АП. Голованова в Сибирско-Уральской научнопромышленной выставке (Екатеринбург, 1887). Годы существования мастерской определяются В.А.Барадулиным как 1860-е — 1912.
На выставке в Санкт-Петербурге мастерская представила «коллекцию, поясняющую изготовление ковша и подносов; ведра, котелки, ковши и подносы «сибирские». Величина самого большого равнялась 16 вершкам, он оценивался в 55 копеек, наименьшего — 6 вершков и 10 копеек соответственно. Коллекция, показывающая последовательные стадии создания подноса на «фабрике» АП. Голованова, упоминается в документах Российского Исторического архива. Из Кустарного она попала в Историко-бытовой отдел Русского музея. Вероятно, именно она воспроизведена Л.Пискуновой в известной статье — одной из первых работ, посвященных художественным особенностям уральской лаковой росписи (упомянутые выше дрожки из Эрмитажа раньше тоже находились в Историко-бытовом отделе Русского музея).
Фамилия Головановых значится в числе учредителей объединения «Товарищество по производству и сбыту железных изделий», которое было организовано в Тагиле крупными предпринимателями в первой четверти XX века. В это время, в связи с увеличением количества выпускаемой продукции, крупные мастерские перешли на использование различных механизмов. Хозяева предпочли ранее принятым методам работы углубление специализации и четкое разделение труда.
При всем обилии информации в специальной литературе на сегодня известны лишь два подноса мастерской Л.П.Голованова. Один из них хранится в Пермском объединенном краеведческом музее, другой — в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал».
Поднос из Перми имеет круглую форму, край его украшен «жемчужником» (илл. 6, клеймо на илл. 7). Зеркало разделено на семь секторов, в каждом из которых изображен плод в окружении листьев и растительных побегов. Полосы трафаретного золотного орнамента отделяют секторы друг от друга. Это вполне стандартная композиция, типичная для тагильского промысла второй половины XIX— начала XX века. Подносы, на зеркале которых изображены плоды или цветы в отдельных сегментах (секторах), встречаются только на Урале. Такое размещение цветочных мотивов избавляло художника от траты времени на составление сложных композиций. «Маховая» роспись удачно сочеталась с круглой формой подноса, сообщала динамичность всему изображенному на его зеркале. Женщины-расписчицы, труд которых со временем возобладал на промысле, отдавали предпочтение именно этому виду росписи, что было вызвано требованиями рынка. В короткие сроки расписывалось большое количество металлической продукции, была дорога каждая минута. Мастерица быстро писала цветок в одном из сегментов, не задумываясь о его месте относительно всего зеркала подноса.
Роспись строится на сочетании красных, зеленых и охристых тонов. Тонкий растительный побег, изображенный на его бортах, служит той же цели, что и голубая полоса по краю зеркала, — зрительно отделить расписываемую поверхность от черного «жемчужника». Техника изображения плодов, листьев и побегов основана на импровизации. Легкими, уверенными движениями кисти художник создает светотень на лепестках и яблочках, окружает плоды вьющимися травами и тонкими веточками. Цвет плода на тагильских подносах часто соответствует фону, на котором он изображен.
Изделие представляет образец массовой продукции головановских мастеров, которая находила сбыт в среде небогатого уральского обывателя или вывозилась за пределы губернии. Выставочные произведения выглядели несколько иначе. Однако переход тагильского промысла с дорогостоящих произведений, часто представляющих копии с известных полотен, на быструю «маховую» роспись далеко не всегда означал снижение художественного уровня.
В собрании музея-заповедника «Горнозаводской Урал» тоже есть один поднос мастерской Л. П. Голованова Он имеет клеймо с изображением медалей и надпись под ними «Фабрикант Лукгянъ Головановъ Н. Тагиль». Усложненная форма свидетельствует о мастерстве коваля. Она дополняет ряд известных форм головановских подносов, подтверждая сведения в каталогах выставок об их разнообразии. Плохая сохранность зеркала не позволяет судить о росписи.
При изучении истории мастерских Головановых, художественных особенностей их металлических изделий, объемов производства обнаруживается множество параллелей, которые можно провести, отталкиваясь от тех же параметров сравнения, к другим крупным заведениям Нижнего Тагила, в первую очередь — Перезоловых (образец их массовой продукции на илл. 8). Значение головановских мастерских для истории тагильского промысла, а также их место среди других заведений яснее выявляются при сравнении с этими «фабриками». Они представляли собой самые крупные мастерские Тагила, которые определяли важнейшие направления развития лаковой росписи. Технические усовершенствования и какие-либо организационные нововведения, опробованные в этих заведениях, позднее закреплялись на других «фабриках».
При стилистическом сходстве массовых изделий (илл 6, 8), вполне сравнимых объемах и цене выпускаемой продукции, а также одновременном участии в одних и тех же выставках у этих предприятий есть некоторые отличия. Каждый хозяин строил деятельность своей мастерской в соответствии не только с требованиями рынка, но и со своими художественными вкусами. Поэтому в заведениях, несмотря на то общее, что их объединяло, были различны соотношения выставочной и массовой продукции, объемы выпуска разных видов изделий, технологические предпочтения.
В числе головановских изделий сохранился выставочный образец (поднос Естифея Осиповича Голованова). Во всех мастерских яркие, эксклюзивные произведения составляли малую часть на фоне массовой продукции. Именно последняя была одним из средств выживания «фабрик» на рынке, являясь, по сути, фундаментом их финансового благополучия. Гарантированная востребованность такой продукции обеспечивала хозяевам не только твердый доход и возможность существования их заведений в условиях жесткой конкуренции, но и позволяла создавать предметы, не рассчитанные на массового покупателя.
Значительное количество сохранившихся клейм свидетельствует о многочисленности существовавших «фабрик» Головановых и Перезоловых. Однако вряд ли справедливо объединять их в общий комплекс «по фамильному признаку». Каждая мастерская была вынуждена собственными силами бороться за выживание на отечественном рынке. Одним это удавалось, другие попадали в зависимость к крупным мастерским и начинали работать по их заказам. Однако все они — и крупные, и мелкие — после революции перестали существовать. В 1920-е годы, благодаря новой экономической политике, которой придерживалось большевистское правительство, ряд мастерских, включая заведения Головановых, возобновил свою деятельность. Однако это оживление оказалось недолгим. Многие расписчицы перешли в созданные в Нижнем Тагиле трудовые организации, которые находились под жестким административным контролем. Одну из главных ролей в лаковой росписи того периода играла артель «Пролетарий».
Глеб ПУДОВ
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 5 (67) май 2009 стр.30