Само слово «благотворительность» в своей фонетической основе уже содержит понятный и однозначный смысл — творить благо, т.е. делать добро, совершать благие поступки по отношению к тем, кто по сложившимся обстоятельствам, либо ввиду болезни или возраста, не в состоянии сам о себе позаботиться.
Истоки благотворительности в России лежат в ее религиозности. Дореволюционная Россия, оплот Православия, всегда славилась крепкими церковными традициями. Именно церковь призывала верующих к жертвенной любви к ближнему, заботе о страждущих и немощных, человеколюбию. Здесь находили приют убогие и осиротевшие. Подобное отношение к слабому считалось богоугодным делом и находило отклик в сердцах тех, кто был неравнодушен к бедам обездоленных. Благотворительность почиталась нравственной обязанностью и была неотъемлемой чертой тогдашнего общества.
Примером развития благотворительной деятельности и перехода ее уже в разряд государственных забот стало открытие в 1764 г. Екатериной II Воспитательного дома в Москве, осуществлявшего свою деятельность по воспитанию и призрению сирот и брошенных детей на «доброхотные подаяния» и налог с ввозимых игральных карт. Вскоре вслед за тем попечение не только о сиротах, но и о других неимущих гражданах по всей стране принимает форму приказов общественного призрения и различного рода попечительств. В каждой губернии учреждаются под председательством губернатора местные приказы общественного призрения. Впоследствии эта структура претерпела некоторые изменения — попечительские общества переходят в ведение земств, городов, становясь фактически общественными объединениями, действующими значительно успешнее изживших себя к тому времени приказов общественного призрения.
Либерально-демократические реформы 60-70 гг. XIX в., развитие общества и экономических отношений со временем позволили проявиться такому явлению, как частная благотворительность. Теперь личная инициатива отдельных граждан в создании различных обществ попечения приводит к расцвету этой деятельности, что способствует большему охвату нуждающихся в помощи лиц.
К концу XIX в. в России насчитывалось более 14 тыс. благотворительных обществ и заведений. Одними из старейших, относящихся к министерствам и ведомствам, считаются «Ведомство учреждений Императрицы Марии», Российское общество Красного Креста, «Императорское Человеколюбивое общество». Эти организации представляли собой крупные государственно-общественные объединения. В состав «Ведомства учреждений императрицы Марии» входило около 700 благотворительных обществ и учреждений, в «Императорское Человеколюбивое общество» и Российский Красный Крест — более 500.
Государственная власть, в лице российских Императоров, а также члены императорской фамилии, «воодушевленные идеей высокого общественного служения», занимались не только устройством благотворительных заведений, но и брали уже имеющиеся или создающиеся общественные под свое высочайшее покровительство.
Последняя российская Императрица Александра Федоровна имела под своим покровительством к 1 января 1909 г. 33 благотворительных общества, в том числе общины сестер милосердия, убежища, приюты и т.п. учреждения. Среди них — «Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим в войне с Японией», «Дом призрения для увечных воинов», «Императорское женское патриотическое общество», «Попечительство о трудовой помощи», «Школа нянь Ее Величества в Царском селе», «Петергофское общество вспомоществования бедным», «Александрийский приют для женщин» и др.
Благотворительные общества на рубеже веков действовали практически во всех уголках Российской Империи, включая маленькие провинциальные городки и отдаленные окраины. Эти общества в соответствии со своим профилем занимаются устройством на свое попечение сирот, детей бедных родителей, больных и престарелых граждан, лиц, пострадавших от войны, увечных воинов, а также оказывают необходимую материальную помощь, в том числе в виде одежды и обуви, для особо нуждающихся, организуют бесплатное питание. Благотворительность стала многоплановой и разносторонней.
Вся проводимая обществами работа по строительству и содержанию приютов, школ, ремесленных мастерских, богаделен, лазаретов и т.д. требовала немалых средств. Часто эти средства складывались из членских взносов, частных пожертвований, процентов с неприкосновенного капитала, доходов от учебных мастерских. Помимо этого, для привлечения средств устраивались концерты и спектакли в благотворительных целях силами учащихся, а также в дни благотворительных базаров производилась продажа предметов, выполненных подопечными общества или же пожертвованных для этой цели. Общества должны * были использовать «безупречные в нравственном отношении приемы собирания средств, при совершенном отсутствии элементов обязательности и принудительности», и все это должно было «соответствовать высоте и чистоте задач благотворительных организаций».
Работа обществ строилась по-разному и во многом зависела от личных инициатив организаторов. Часть из них, для привлечения дополнительных доходов, стала прибегать к издательской деятельности, в частности к изданию открытых писем.
Развиваясь как самостоятельное явление, открытка к концу 90-х гг. XIX в. завоевывает все большую популярность среди населения России. Как известно, после отмены в 1894 г. государственной монополии на производство открытых писем этот вид деятельности стал широко осваиваться частными издателями. Теперь к изначальному назначению открытого письма, как средству коммуникации между людьми, была добавлена функция иллюстративного материала, посредством которого можно было ознакомиться с жизнью Российской Империи и других стран (виды городов, отдельных архитектурных сооружений, типов населения, хроника событий, портреты выдающихся деятелей государства, Императорской семьи), или же вести культурно-просветительскую работу по приобщению русского общества к произведениям русского и зарубежного искусства, размещавшихся в музеях и частных собраниях.
Издание открытых писем становится выгодным в коммерческом отношении делом, а их распространенность и близость к населению, наглядность и доступность позволяют сделать вывод, что именно открытое письмо было наиболее удачным воплощением идеи благотворительного издания.
Первым, кто попытался объединить средства почтового сообщения с благотворительностью, стало «Управление детских приютов Ведомства Императрицы Марии». В 1898 г. этим управлением с разрешения правительства был осуществлен выпуск бланков для писем под названием «Благотворительные
закрытые письма с объявлениями». Этот бланк, размером 21,5x30 см, складывался вчетверо и имел клапаны для заклейки, для письма оставались три маленькие странички, по краям которых размещались объявления. На адресной стороне печаталась надпись, имевшая четыре варианта: «Благотворительное закрытое письмо с объявлениями», «Бланк этот продается повсюду за 4 коп.» (для городских писем), «Бланк этот продается повсюду за 5 коп.» (для иногородних писем), «Чистый доход поступает в пользу приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии». Также здесь размещался почтовый штемпель (марка) стоимостью в 5 коп. для городских писем, имевших хождение в Москве и Санкт-Петербурге, и 7 коп. для иногородних, распространявшихся по всей России, и эмблема Управления приютов — изображение пеликана, кормящего птенцов. Бланки выпускались сериями, по 5 для каждой из марок, каждая имела от 3 до 5 тысяч экземпляров. Основная их часть печаталась в Санкт-Петербурге, а небольшая — в Москве, Саратове, Воронеже, Пензе, Казани и Симферополе. Подобные закрытые благотворительные письма просуществовали лишь до 1900 г. ввиду имевших место махинаций по переклейке марок и признания невыгодности предприятия выпуск их был прекращен.
Возможно, эти факты и повлияли на выбор в пользу издания в благотворительных целях именно открытого письма, доказав его большую жизнеспособность.
Среди разнообразных обществ, которые обращались в своей работе к сбору средств посредством благотворительной открытки, особое место занимает Попечительский комитет о сестрах милосердия, находившийся под 1 покровительством принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, отчего и ставший впоследствии именоваться в честь ее святой Общиной Святой Евгении. В настоящее время издания этого общества наиболее изучены (чему способствовала ведшаяся еще самим обществом работа по учету издаваемых открытых писем и их каталогизация).
Открытки общины, достаточно востребованные с самого момента их появления, до сих пор являются предметом, ценным для коллекционеров. Организаторский талант председательницы Попечительского комитета Е.Ф. Джунковской позволил вскоре встать обществу на более крепкую экономическую основу и привлечь к сотрудничеству незаурядных авторов, например, таких, как художники из объединения «Мир искусства», которые стали работать специально над изображением для открытого письма. Во многом успеху способствовал и высокий уровень литографского исполнения в типографиях Ильина и Кадушкина. О популярности этих открытых писем говорит тот факт, что работы отдельных авторов переиздавались по нескольку раз, а общее количество наименований открыток в 6400 шт. подчеркивает размах деятельности Общины по изданию этого вида печатной продукции.
Все средства, получаемые от реализации открыток, направлялись на содержание Общины и находившихся при ней больнице, амбулатории и двухлетних курсов сестер. Работа же самих сестер милосердия никогда не оплачивалась и была добровольной и безвозмездной. Только после определенного времени и уходу по достижении возрастного ценза сестре милосердия назначалась пенсия в размере 180 руб. в год.
В 1900 г. было основано Любанское общество попечения о бедных. Его целью было оказание помощи больным, сиротам, престарелым, а в период Русско-Японской и Первой мировой войны к этим категориям граждан добавились еще и пострадавшие в ходе военных действий. Председателем общества был известный общественный деятель Новгородской губернии А.В.Болотов. Благодаря его энтузиазму общество приступило к изданию открытых писем в благотворительных целях. Первым опытом стал выпуск в 1903—1905 гг. видовых открыток с видами Любани и ее окрестностей. Открытки печатались с фотографий, сделанных членами Любанского общества, в частности художником, этнографом и писателем И.Ф. Тюменевым.
Годы Первой мировой войны подтолкнули общество к принятию более существенных усилий по изданию открытых писем. Теперь общество решило обратиться к выпуску художественных открыток, да к тому же «в широких размахах». Было выпущено 19 серий открыток, хотя первоначально предполагалось сделать 10 серий по 10 тысяч экземпляров каждой открытки. Первая из них вышла в конце 1915 г. Для изобразительной стороны открытки использовались репродукции с картин художников, в частности экспонировавшихся на выставках Петроградского общества художников. Обращению к творчеству художников способствовала широкая общественная деятельность председателя Любанского общества Болотова, стоявшего также у истоков Пермского общества живописи, ваяния и зодчества.
Среди открыток Любанского общества попечения о бедных есть и работы, созданные специально для открытых писем, в том числе оригинальные художественные открытки, выполненные Е.П. Лебедевой-Анохиной (2 серии), и несколько серий по рисункам Л.М. Эндауровой и ее старшей сестры Е.М. Бем.
Отличительной чертой открытых писем, издававшихся в благотворительных целях, является оформление адресной стороны. Здесь размещается надпись, информирующая, каким обществом издана данная открытка. Это может быть отпечатанное типографским способом и размещенное в определенном месте название общества, или же подобного рода информация, но проставленная на открытку при помощи штемпельной печати. Для оформления адресной стороны также привлекались известные художники, что превращало ее в произведение графического искусства. В этой области известны работы Л. Бакста, М. Добужинско- го, Е. Лансере, И. Билибина, Г. Нарбута и С. Чехонина. Ими создавались специальные эмблемы для отдельно взятого общества, так называемые издательские марки, которые служили опознавательным знаком в ряду множества подобных изданий.
Говоря о благотворительной открытке, следует сказать и еще об одной ее особенности: благотворительная направленность открытых писем требовала определенного отбора сюжетов для изобразительной стороны открытки. На этот отбор влияла деятельность самого общества, и предпочтение оказывалось изображениям с участием той категории граждан, для которой общество работало.
Так, «Общество попечения об улучшении быта учащихся в начальных училищах г. Москвы» выпустило серию открыток в пользу фонда Учительского дома в Москве с черно-белыми репродукциями портретов известных деятелей культуры, музыкантов, художников. Одна из серий носит название «Корифеи русской живописи».
Ту же самую идею можно проследить и в тематике издания открытых писем в пользу школ «Императорского женского патриотического общества». В 1902—1903 гг. обществом были выпущены серии открыток, посвященные Эрмитажу и Русскому музею. Сюжетами для изобразительной стороны служили репродукции с картин мировых классиков, либо залы и интерьеры самих музеев. Осуществляя это издание, общество не забывало и о просветительском значении изображенного материала для аудитории своих подопечных.
«Императорское женское патриотическое общество», созданное в1812 г., по своему составу и характеру деятельности было исключительно женским. Помимо устройства вдов, больных и престарелых женщин, общество учреждало общедоступные школы начального образования, специальные школы для обучения различным женским ремеслам, готовя из воспитанниц учительниц, нянь, а также открывало рукодельные мастерские, в которых могли работать бывшие воспитанницы.
Особый расцвет благотворительной открытки пришелся на годы Первой мировой войны. Война, несущая множество разрушений, горя и бед, увеличивала количество обездоленных, сирот и вдов, к ним добавлялись лица, пострадавшие от войны, беженцы, а также раненые и увечные воины.
Начиная с 1914 г. тематика издаваемых открытых писем меняется, подчиняясь военному времени. Основным сюжетом становятся либо сцены войны, изображающие солдат в ходе боя, либо показывающих тяготы войны, сестер милосердия, раненых бойцов, а также сюжеты патриотического содержания. Деятельность благотворительных обществ еще больше расширилась, к уже имеющимся организациям добавились вновь образованные, которые ставили своей задачей помощь жертвам войны.
Так, например, появляется несколько комитетов, созданных и возглавляемых Великими княжнами: «Татьянин комитет», созданный Татьяной Николаевной для оказания помощи беженцам; «Особый Петроградский комитет Е. И. В. Великой Княжны Ольги Николаевны для помощи семьям воинов»; благотворительный комитет Ольги Александровны. Открытки последнего создавались на основе рисунков самой Великой княгини Ольги.
Следует сказать, что подобные шаги, предпринимаемые членами Императорской фамилии, способствовали обращению еще большего внимания на проблемы пострадавших от войны. Таким образом подавался пример нравственного служения.
Основываясь на этом, стали выпускаться фотооткрытки с изображением Великих княжон Татьяны и Ольги во время их работы в качестве сестер милосердия в Царскосельском лазарете, открытом Александрой Федоровной под флагом Красного Креста. Эти открытки имели надпись: «Чистая прибыль от продажи этого издания пойдет на усиление средств лазаретов Царскосельского района».
Подобного рода призывы размещались - на подавляющем большинстве открытых писем этого времени. Некоторые из них гласили: «Помогите детям — жертвам войны», «Русские воины в плену ждут от нас помощи», «Граждане Москвы, оденьте беженцев».
Также на печатной продукции этого периода стала ставиться надпись «Дозволено военной цензурой» с указанием даты, что было обусловлено положением военного времени.
Помимо указанных благотворительных обществ, известных своей издательской деятельностью, существовало еще два, названных в честь бесстрашного и славного своими победами генерала Д.М.Скобелева. Первый из них — «Скобелевский комитет». Он был образован во время Русско-Японской войны, в 1904 г. в Санкт-Петербурге при Николаевской Академии Генерального Штаба, и состоял под Высочайшим покровительством Государя Императора.
Первой его председательницей была Н.Д.Белосель- ская-Белозерская, сестра М.Д.Скобелева. Целью комитета было «обеспечение участи раненых и больных воинов, вышедших из строя; устройство убежищ и школ для детей убитых и раненых воинов». Этим комитетом были организованны инвалидные дома: Улановский в Черниговской губернии, Ковровский во Владимирской, и Касаевский в Симбирской губерниях.
Другое — «Михайловское в память Скобелева общество». Это общество состояло под покровительством Императрицы Александры Федоровны, о чем свидетельствует оборотная сторона открытки, изданной обществом.
Революционные события 1917 г., принесшие изменения в государственном устройстве, затронули и частную, и общественную благотворительность, не оставив ей места в общей системе государственного социального обеспечения. Постановлениями Народного Комиссариата Государственного призрения, учрежденного в ноябре 1917 г., все частные благотворительные общества и учреждения были ликвидированы.
Но, несмотря на это, издание открытых писем в благотворительных целях в послереволюционный период все еще продолжалось. Вся работа по их выпуску была сосредоточена в специально созданном издательстве Всерокомпома при ВЦИК. В 1921—1923 гг., в период голода в Поволжье, ЦК Помгол при ВЦИК и его местные комитеты издали серии благотворительных открыток. Среди них — открытки Московского Губернского Комитета стоимостью в 75 и 100 тысяч рублей, которые были выпущены в пользу голодающих детей. Также для оказания помощи голодающим были изданы открытые письма Комитетом Псковской губернии и Астраханским Губиздатом. Открытки последнего имели серию из 6 шт. с рисунками художника С.Сахарова и сопровождались надписью: «Идет голод и холод», «Помогите женщинам и детям» и др. К началу 30-х гг. издание открыток в благотворительных целях прекращается.
В настоящее время интерес к благотворительной открытке возрастает. Коллекционерами и исследователями открыток уже опубликованы материалы по изданиям открытых писем ряда благотворительных обществ, например, «Общины Святой Евгении», «Любанского общества попечения о бедных». Но, принимая во внимание массовость благотворительных обществ и размах их издательской деятельности, следует сказать, что множество изданных открытых писем других обществ еще требуют дальнейшего изучения. Подобная работа по сбору материала и информации, а также их систематизация, требуют значительных усилий и времени, т.к. далеко не каждым обществом велся подробный учет на этапе создания открыток, который мог бы сегодня облегчить задачу исследователя.
К тому же благотворительная открытка, выпущенная с целью привлечения средств для оказания помощи нуждающимся, имеет несколько сторон коллекционного интереса. В первую очередь, это художественная открытка, причем изображение на ней порой создавалось специально для этой цели, или же с репродукцией картины художника. Она интересна, прежде всего, своим художественными достоинствами, работой автора, часто оригинальным исполнением адресной стороны.
Многие благотворительные открытые письма представляют интерес размещенными на них надписями, штампами, указывающими, каким обществом данная открытка выпущена. Эти данные привлекательны для исследователей деятельности благотворительных организаций, историков, краеведов, т.к. несут в себе информацию, отражающую в общем виде развитие благотворительности, и свидетельствуют о существовании указанного на открытке общества. Изображение на таких открытках часто выполнено в виде фотосюжета или черно-белой фоторепродукции.
Данная статья носит обзорный характер и не может вместить полного описания всего множества благотворительных обществ, прибегавших к изданию открытых писем, которое существовало в России.
С.Е. НАДАЙЧИК
Автор выражает благодарность за оказанную помошь А.М. Милякову
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 9 (69) сентябрь 2009 стр.130