Уникальный памятнику российской истории, жетон императорской «Полярная Звезда» был выпущен в честь пробных испытаний яхты «Полярная 3везда» после спуска ее на воду.
Поводом для выпуска жетона послужило 11 беспрецедентное для российского кораблестроения событие: во время испытаний яхта развила скорость в 18.848 узла (34.9 км/час), превысив собственную максимальную расчетную скорость в 17 узлов. Достигнутая во время испытаний скорость в 18.848 узла ошеломила наблюдателей и была рекордной для судов данного класса.
В честь этого события и был выпущен памятный серебряный жетон в форме восьмиконечной звезды, символизирующей Полярную звезду. Многоконечная звезда обвита эмалевой георгиевской лентой, которая обозначает принадлежность яхты к Гвардейскому экипажу. На лицевой стороне звезды синей эмалью нанесена надпись «Полярная звезда 1890. На память о 18.848 узлах»; на оборотной стороне жетона вырезаны штихелем художественное изображение самой яхты с Андреевским флагом и порядковый номер (№ 21). Вьющаяся георгиевская лента аккуратно скреплена со звездой четырьмя клепками. На верхнем луче звезды имеется ушко с кольцом для ношения жетона.
Согласно сведениям последнего владельца, данный жетон принадлежал М.И. Кази (1836'—1896), директору Балтийского судостроительного завода, руководившему строительством яхты.
«Полярная Звезда» — императорская яхта Александра III и Николая II. Она была заложена на знаменитом Балтийском судостроительном заводе 20 мая 1888 года в присутствии императорской четы и высших должностных лиц
Морского министерства и спущена на воду 19 мая 1890 года.
Яхта обладала следующими характеристиками:
Размеры: длина — 106.5 м, ширина 13.8 м, осадка 5.2 м.
Скорость хода: 17 узлов.
Вооружение: четыре 47-мм пушки Гочкиса.
Экипаж: 349 человек, 50 человек прислуги.
В марте 1891 года яхта была включена в состав кораблей Балтийского флота и причислена к Гвардейскому экипажу. В 1891— 1914 годах на «Полярной Звезде» российские императоры наносили визиты главам государств Европы, принимали участие в смотрах кораблей Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств. Летом 1905 года на борту «Полярной Звезды» был подписан исторический Бьеркский договор между германским императором Вильгельмом II и Николаем II. В 1905—1914 годах вдовствующая императрица Мария Федоровна ежегодно совершала плавания на яхте в Копенгаген.
Художественное оформление императорских кают не уступало оформлению дворцовых покоев. Обшивка помещений и мебель были изготовлены петербургской фабрикой А.Ф. Свирского. На борту яхты был устроен даже коровник с каютой для молочницы.
Внешняя отделка яхты поражала великолепием: темно-синие борта яхты были окаймлены массивным золотым канатом.
В начале июня 1917 года на яхте, ошвартованной в Гельсингфорсе, размещался Центральный Комитет Балтийского флота. Командир яхты, капитан I ранга М.М. Лялин стал первым выборным командующим Балтийским флотом. В начале 1930-х годов яхта переоборудована в плавучую базу подводных лодок. В 1936 году на яхте был поднят военно-морской флаг СССР. С июля 1941 года находилась в осажденном Ленинграде. С 1942 года — плавбаза 3- го дивизиона подводных лодок. В 1944 году была передислоцирована в порт Турку для обеспечения боевой деятельности бригады подводных лодок. В 1954 году яхта была превращена в плавучую казарму. В 1961 — в корабль-мишень для испытания противокорабельных ракет. Дальнейшая судьба яхты неизвестна.
Строительство яхты и испытания на скорость, по поводу которых был выпущен данный жетон, происходили при непосредственном участии директора Балтийского судостроительного завода, выдающегося организатора отечественного судостроения, капитана II ранга М.И. Кази, которому, вероятно, и был вручен данный жетон за №21.
Михаил Ильич Кази происходил из рода греческих дворян, перешедших на российскую службу в период русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Родился в Севастополе, в семье морского офицера. Учился в Черноморском юнкерском училище в г. Николаеве. Службу проходил в Черноморском флоте, в 1858 году был произведен в мичманы. В 1868 получил должность директора Одесского судостроительного завода Русского общества пароходства и торговли. В1874—1876 годах был севастопольским городским головой.
В 1877 году, с переходом Балтийского судостроительного завода в Петербурге от английского общества к русскому, Кази был приглашен стать во главе этого завода. Отличный администратор и практик, Кази руководил Балтийским судостроительным заводом в 1877—1892 годах. Он быстро реорганизовал завод, приобрел за границей необходимые образцы быстроходных машин и в короткое время построил первые 30 миноносных судов русского флота, за которыми последовал ряд больших судов и механизмов. При нем на заводе были построены многие знаменитые суда российского флота: крейсеры и фрегаты «Минин», «Герцог Эдинбургский», «Владимир Мономах», «Адмирал Нахимов», «Память Азова», яхта «Полярная Звезда» и пр.
Службу на Балтийском заводе Кази оставил ввиду его перехода в казну в 1892 г., сильно подняв значение завода и доказав, что в России судостроительные заводы могут работать не хуже иностранных и давать при этом еще и достаточную прибыль.
М.И. Кази много способствовал развитию технических железнодорожных училищ. Как совещательный член морского министерства, он содействовал развитию и содержанию портов. Участвовал в заключении русско-германского торгового соглашения 1894 года. В 1895 году по личной просьбе Николая II представил записку о состоянии и перспективах развития Военно-морского флота России.
Кази был почетным членом совета торговли и мануфактур и председателем Императорского Русского технического общества.
В 1893 назначен председателем Комиссии по развитию в России судоходства и торговли.
В 1896 году Кази стал одним из организаторов Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Умер в Нижнем Новгороде на этой выставке 24 июня 1896 г.
Похоронен в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Именем М.И. Кази были названы мыс на Новой Земле в Карском море; пароход, приобретенный в 1897 году в Финляндии (для рейсов между Архангельском и устьем Печоры); школа в Санкт-Петербурге. В начале XX века одна из улиц Севастополя носила имя Михаила Ильича Кази.
Аукционный Дом «КАБИНЕТ»
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 9 (69) сентябрь 2009 стр.120