Среди Мастеров скульптуры, творческую работавших в советской фарфоро-фаянсовой промышленности одно из видные Мест принадлежит скульптору И.Г. Фрих-Хару.
Года три назад мне довелось побывать в знаменитом «доме художников», что на Малой Дмитровке, в мастерской скульптора А.И.Тенеты. В соседнем помещении была московская мастерская И.Г. Фрих-Хара. Как мне рассказали, он, маленький, лысенький, отбил красавицу Марию Холодную у самого В.Е. Татлина (его «Башня» до сих пор открывает выставку «Советское искусство. 20-30-е годы» в Третьяковке на Крымском валу). Мария, ставшая женой Фрих-Хара, была сестрой актрисы Веры Холодной. Обе они, как сказали бы сейчас, считались супермоделями того времени. И, конечно же, Мария стала для Исидора Григорьевича его самой замечательной музой. Она, видимо, так вдохновляла его на создание бесконечно красивых вещей, что это с лихвой компенсировало отсутствие у него художественного образования. Трудно понять, кто на кого оказал большее влияние: скульптура Марии Холодной по пластике напоминает работы Фрих Хара, и наоборот, работы Фрих-Хара по пластике схожи со скульптурой Холодной.
Биографическая справка
Исидор Григорьевич Фрих-Хар родиля 5 (17) апреля 1893 года в городе Кутаиси. Специального художественного образования не получил. Скульптурой начал заниматься самостоятельно в 1913 году. С началом Первой мировой войны, в 1914 году, был мобилизован в российскую армию, находился на фронте до 1916 года. В Траждонскую войну был в партизанском отряде, участвовал в боях с чехословаками, попал в плен.
В 1920 году руководил скульптурной мастерской, работал в Самарском пролеткульте. В 1921 году был мобилизован в Туркестанскую дивизию, в 1923-м демобилизован.
С 1923 года жил в Москве. С 1926 года занимался керамикой на Конаковском фаянсовом заводе, где в 1928 году основал художественную лабораторию и руководил ею до 1978 года. Член ОБИС (с 1925 года), ОСТ (Общество художника в-станко вистов) и ОРС (Общество русских скульпторов, с 1926 года). Член объединения «Бригада скульпторов» («Бригада восьми»). Заслуженный художник РСФСР (с 1969 года). Работал в станковой, декоративно-прикладной и монументально-декоративной скульптуре. Автор портретов и композиций.
Скончался 14 апреля 1978 года в Москве.
Фрих-Хар участвовал в многочисленных выставках, как в СССР, так и за границей (в Венеции, Милане, Берлине, Вене, Праге, Варшаве, США). Его работы находятся во многих российских музеях (ГТГ, Музее Революции и др.).
Мария Холодная родилась 24 сентября (7 октября) 1903 года в Киеве.
Училась в Киевском художественном институте (1922—1928) у М.А. Бойчука, М.И.Гельмана и Б.М.Кратко. В 1924—1925 годах училась и работала в керамической производственной мастерской при Межигорском художественно-керамическом техникуме. С 1928 года жила в Москве. В 1930 году несколько месяцев работала в керамической мастерской при Тосударственном музее фарфора, в 1933—1935 и 1949—1957 — на Конаковском фаянсовом заводе, а также на скульптурной фабрике N° 1 в По- тылихе и на Гжельском керамическом заводе. Член объединения «Бригада скульпторов» («Бригада восьми»). Жена И.Г. Фрих-Ха- ра. Работала преимущественно в скульптуре малых форм, в 1960-е годы. — в грубой керамике, терракоте, майолике. Мтор ряда портретов. Участвовала в многочисленных отечественных и зарубежных выставках.
Скончалась 15 января 1989 года в Москве.
Художник революционного поколения, Фрих-Хар пришел в искусство из партизанских отрядов. Его первые опыты, показанные на выставках, обнаружили ярко выраженный декоративный уклон его мастерства и громадное влияние восточного искусства на его творческую манеру. Вначале излюбленным материалом Фрих-Хара было дерево, и лишь потом он обратился к другим материалам, в частности к фаянсу, фарфору и майолике. И керамика стала самой излюбленной областью скульптурной работы Фрих-Хара.
Фаянс и фарфор по своим свойствам и отличительным качествам как нельзя лучше отвечали особенностям художественного творчества скульптора, они больше, чем любые другие материалы, позволили ему реализовать свои специфические декоративные замыслы в искусстве красочной пластики, не знающем граней между живописнодекоративным началом и началом скульптурно-пластическим. Фрих-Хар — своеобразный живописец в скульптуре. Он рассматривает скульптурную форму не только как средство передачи деталей окружающего мира в объемнопластических образах, но и как форму передачи красочного многообразия действительности. В этом — главная отличительная черта его творческого метода и его работ.
Исторически нас приучили видеть в скульптуре прежде всего образ человека, изображение его фигуры и лица, в основном без цвета. Фрих-Хар пытается отказаться от этой традиционной линии. Он стремится внести в нее не только изображение человека и животного, но и целый ряд элементов «неодушевленного» мира. И одновременно он направляет свои усилия на разработку цветной стороны скульптурного образа.
Фарфор и фаянс предоставили Фрих-Хару уникальные художественные возможности и для того, и для другого. Богатейшая палитра подглазурных и надглазурных красок позволяют наделить скульптурную форму любыми красочными сочетаниями. Мягкий и послушный художнику пластический материал, в отличие от суровых и непокорных материалов «большой» скульптуры — камня, мрамора, бронзы,— легко принимает формы самых разнообразных элементов окружающей действительности. В его скульптуру попадают не только фигуры людей и изображения животных, но и все, что окружает человека, — дома, деревья, предметы бытовой обстановки. Фрих-Хар, не смущаясь, вводит в скульптуру целые пейзажи, не останавливается перед передачей самых обыденных предметов обихода, если только их изображение необходимо ему для полного раскрытия художественного замысла.
Стремление подчинить скульптуру темам самой жизни приводит Фрих-Хара к характерному для него приему: он почти всегда группирует в одной вещи целый ряд самых разнообразных изображений; здесь у него и Человек, и типичные для этого человека предметы его повседневных занятий, и куски пейзажа, и домашние животные, и еще многое другое. Сложные скульптурные группы, которые так характерны для Фрих-Хара, проникнуты стремлением как можно полнее «рассказать» зрителю данную тему, данный сюжет, что позволяет ему разрабатывать в скульптурном материале самые сложные и большие темы, идейно насыщать их. Это касается и чисто декоративных вещей, и ряда его работ, посвященных героическим сюжетам революционной борьбы.
Характерная черта фрих-харовских образов — их родство с художественным примитивом и с искусством народного лубка. Органическое родство скульптора с народным творчеством Востока создает почву для творческой переработки некоторых мотивов восточного искусства. А преимущественно декоративная настроенность мастера, его острое внимание к краске и цвету еще больше роднит его с декоративными истоками восточного искусства. Черты художественного примитива перерабатываются Фрих- Харом, чтобы языком цветной скульптуры передать наиболее внятно читаемые формы изображаемого. Такова, например, фаянсовая скульптура «Старый город»: кусок быта старого восточного города, медленное течение его быта, еще не тронутого новой жизнью, передан в небольшой статуэтке, в фигурах уличных продавцов, в муле, во всей этой жанровой сценке на базарной площади. Здесь приемы примитивного искусства лишь ярче оттеняют основную тему всей вещи — тему старого восточного поселения.
Тяга к примитиву, к избытку чисто декоративных эффектов очень наглядно проявилась и в скульптурной группе «Негр под пальмами». Фрих-Хар делает попытки создать в керамике большие, сюжетно насыщенные скульптурные композиции. Он не довольствуется только фарфоровыми и фаянсовыми статуэтками и небольшими скульптурными группами. Он пытается расширить возможности материалов еще в одном направлении, а именно — использовать их для монументальной скульптуры. Чрезвычайно интересный его опыт — большая композиция «Полевой штаб на маневрах Красной армии». Здесь скульптор прибегает к очень смелым приемам разработки скульптурной группы со всех сторон, так что скульптура лишается своей односторонней «фронтальности»: ее можно и нужно рассматривать с различных сторон, и сюжетное действие разворачивается по мере перехода от одной точки зрения к другой. Этот прием позволяет мастеру включить в скульптуру реалистически переданные элементы действительной жизни, показать всю реальную обстановку маневров Красной армии.
Фрих-Хар занимался и фарфоровой, и фаянсовой посудой, но наиболее яркий и значительный вклад он внес именно в скульптуру.
О моей коллекции и о стилистической экспертизе на основе сравнительных фото работ И. Фрих-Хара
Исидор Фрих-Хара — скульптор очень яркий, очень стильный. И учеников у него нет.
«Стильный» — значит, у него есть собственный стиль. И в пластике, и в лицах. Повторить гармонично и красиво его стиль не может никто.
Как и А.Дейнека, ИФрих-Хар создает собирательный образ своих героев. Это значит, что все в этом образе должно быть лучшим. И ничего, что лица «буденовцев» и «негров» практически неразличимы. Зато это — самое «буденовское» лицо. Или самое «негритянское» (в его представлении, конечно).
Удивительно, что у нас никто (до меня) не пытался сравнивать на фотографиях фрих-харовскую пластику. Для этого необходим не один снимок скульптуры, а десятки, с видами его работ с разных сторон.
Первая в российской музейной практике настоящая стилистическая экспертиза русской и советской скульптуры из моей коллекции была сделана в 2005 году экспертом Государственного Исторического музея Павлом Кошелевым. Я предоставил десятки снимков каждой скульптуры со всех сторон — только в этом случае скульптуру можно реально сравнить с другими известными работами того же автора, опубликованными в других каталогах. Как правило, музейные эксперты давали экспертизу без сравнительных фото (точнее, не давали ее даже родственникам скульпторов). Вот почему на российском антикварном рынке появилось довольно много прекрасных работ таких известных скульпторов, как М.Врубель, А.Дейнека, И. Фрих-Хар, С.Коненков и других. К сожалению, в 2006 году музеям запретили заниматься экспертизой, и я не успел получить у Павла Кошелева заключение на работы Фрих-Хара и некоторых других авторов из моей коллекции.
Очевидно, что небольшую солонку (или спичечницу) «Буденовец» (1930-е годы) делал тот же скульптор, что и очень большой «Полевой штаб». Это же относится и к спичечницам (того же времени) «Пожарный», «Официантка», «Пьяница с бутылкой». Кстати сказать, небольшого пожарного на солонке «Пожарный» Фрих-Хар творчески развил в большую скульптуру «Пожарный спасает девушку».
Очевидно, что «Танцующий лезгин» по пластике и росписи точно дополняет панно «Праздник в Азербайджанском колхозе», а его лицо делал тот же скульптор, что и лицо «Швеи» (фаянс, 1934 год). Кстати, о нем упоминается в каталоге работ Фрих-Хара (авт. Никита Воронов, 1975 год):
«...только много позже Исидор Григорьевич обратился к фарфору (?) и выполнил в нем в 1960-х годах не очень удачную фигуру танцующего лезгина». И в Каталоге выставки Фрих-Хара 1983 года, состоявшейся в Государственной Третьяковской галерее, на странице 72 под № 39 указано: «Лезгинка», 1935 год, фигура в рост, фаянс»...
Совершенно ясно, что очень стильный и необычный «Орден Трудового Красного знамени» делал тот же скульптор, что и панно «За Власть Советов» (керамика, 1967 год), и чайник «Верблюд» (фаянс, 1925 год). Это, скорее, другое — фрих-харовское панно чуть больше похоже на «Орден Трудового Красного знамени». Абсолютно его краски и абсолютно его пластика.
Очевидно, что «Танцующих пионеров» (фонтан) делал тот же скульптор, что и танцующую девушку слева на панно «Праздник Победы» (фаянс, 1949 год).
Что касается «Джаз-ансамбля» (Латино), то и здесь видно, что «негров» (с русскими лицами) лепил тот же скульптор, что и панно «Музыканты» (1957 год). Если со всех сторон сравнить пластику «негров» с «Мальчиком с голубями» из моей коллекции, можно увидеть, что автор у них — один. Тот же результат сравнения лица «негра» (негритянки) и лица на «Портрете Нюры Харламовой» (бронза, 1936 год).
А с «Голубями» и совсем все ясно. Фрих-Хар работал в Дулево в 1930-е годы, и его фарфоровый «Тигр» (около 1 метра в длину) как раз из того времени.
В фонтане «Дружба народов», скульптурах «Горец с ягненком» и «Узбечка с хлопком» совершенно очевидно творческое развитие Фрих-Харом мотивов, присутствующих в панно «Чабан в горном ауле» и «Стахановка хлопковых полей». И, наконец, с уверенностью можно сказать, что лицо «Русской с пшеницей» делал тот же скульптор, что и лицо на «Портрете девушки» (мрамор, 1955 год).
Работы И.Фрих-Хара из коллекции автора
Чернильница «Балалаечник и гармонист». Фаянс. 1930-е гг. Высота — около 30 см.
«Голова буденовца». Майолика. 1940—1950-е гг. Высота
около 50 см.
«Голубь». Бронза посеребренная. Высота — около 30 см.
«Голубь взлетающий» (первый). Фаянс. 1930-е гг. Высота — около 30 см.
«Голубь взлетающий» (второй). Фаянс. 1930-е гг. Высота — около 30 см.
«Голубь пьющий» (третий). Фаянс. 1930-е гг. Высота — около 30 см.
Негритянский «Джаз-ансамбль» (Латино). Фаянс.
1950-е гг. Фестивальная тема. Высота танцующей пары
около 60 см. Узнаваемая фрих-харовская пластика: лица (у негров они абсолютно русские), волосы, руки, цвета.
«Мичурин под деревом». Фаянс. 1930-е гг. Высота — около 30 см.
«Орден Трудового Красного Знамени». Майолика.
1940—1950-е гг. Диаметр — около 70 см.
«Пожарник спасает девушку». Фаянс. 1930-е гг. Высота — около 40 см.
«Пожарник спасает девушку» (серый). Фаянс.
1940—1950-е гг. Высота — около 30 см (надпись на постаменте: «За активное участие в укреплении пожарной охраны»).
«Пожарник спасает девушку» (синий). Фаянс.
1940—1950-е гг. Высота — около 30 см (надпись на постаменте: «За активное участие в укреплении пожарной охраны»).
«Пожарник спасает девушку» (синий). Фаянс. 1930- е гг. Высота — около 40 см. Надпись спереди, на ступеньках: «Курсанту Д.П.Д. от У.Н.К.В.Д».
«Полевой штаб Красной армии на маневрах.
(Перед наступлением)». Фаянс. 1932 г. Высота без столба — около 70 см.
«Птичница Мая». Фаянс. 1930-е гг. Высота — около 20см.
«Пушкин на диване» («маленький», «без ноги», торчащей из-под одеяла, в отличие от «большого» «Пушкина на диване»). Длина — около 30 см (сине-желто-коричневый раскрас). Конец 1930-х гг.
«Пушкин на диване». Фаянс («маленький», без «ноги», торчащей из-под одеяла). Длина — около 30 см (сине- серо-коричневый раскрас).
«Пушкин на диване» («большой», «с ногой», высунутой из-под одеяла). Фаянс. 1937 г. Высота — около 30 см, ширина — около 60 см.
«Собака Манюня». Фаянс. 1958 г. Длина — около 15 см.
Солонка «Пьяница». Фаянс. 1930-е гг. Высота — около 15 см.
Солонка «Официантка». Фаянс. 1930-е гг. Высота — около 15 см.
Солонка «Пожарник». Фаянс. 1930-е гг. Высота — около 15 см.
Солонка «Буденовец». Фаянс. 1930-е гг. Высота — около 15 см.
«Танцующий лезгин». Фаянс. 1960-е гг. Высота — около 70 см.
«Тигр лежащий». Фарфор, подглазурная роспись. Дулево. 1930-е гг. Длина — около 100 см.
«Тигр, поедающий мясо». Фаянс. 1950-е гг. Длина — около 40 см.
Фрагмент панно «Музыканты». Фаянс. 1950-е гг. Высота — около 30 см.
Фонтан «Дружба народов». Фаянс. 1950-е гг.
Высота — около 70 см. Вид с трех сторон.
«Стахановка хлопковых полей»,
«Русская с колосьями пшеницы», «Чабан в горном колхозе».
Фонтан «Мальчик с голубями». Фаянс. 1938 г. Высота — около 80 см.
Фонтан «Танцующие пионеры». Фаянс. 1950-е гг. Высота около 70 см.
«Чернильница с голубем». Майолика. 1930-е гг. Высота — около 15 см (на лицевой стороне, спереди внизу, на торце — подпись в тесте «ФРИХ-ХАР»),
Бюст летчика «В. Чкалов». Фаянс. 1940-е гг. Высота — около 60 см.
«Швея». Фаянс. 1945 г. Высота — около 30 см.
Павел КАРПОВ
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 9 (69) сентябрь 2009 стр.36