Веер — синтетический вид искусства, включающий в себя миниатюрную живопись и печатную гравюру, вышивку золотными и серебряными нитями, шелками, бисером, блестками, а также кружевоплетение, ювелирное Мастерство и различные приемы резьбы по кости и перламутру, черепаховому панцирю, рогу и дереву. Ф наше время старинные вера воспринимаются прежде всего КУК. важная принадлежность женского костюма или КУК «снаряд для навевания прохлады». Однако в действительности назначение веера чрезвычайно разнообразно.
В Китае и Японии, откуда веера пришли в Европу, существовал необыкновенно широкий диапазон их применения. Они были неотъемлемой частью образа жизни практически всех слоев общества. Так, веера использовали не только в повседневном обиходе, но и в церемониальной храмовой практике, где они служили символическим атрибутом; также они были необходимы в артистической среде и в военном деле. Тем не менее, независимо от своего предназначения, веер был всегда богато и изысканно украшен и дарил радость от созерцания прекрасного.
В Европе первые веера появились в конце XVI века, куда их доставляли португальские и испанские суда. Первоначально ими пользовались как женщины, так и мужчины, но вскоре веер становится непременным дополнением костюма знатной дамы, свидетельством ее высокого статуса, знаком социального престижа.
Первые европейские веера во всем подражали китайским и японским, однако уже с XVII столетия вырабатывается собственный круг сюжетов и национальные художественные особенности. К примеру, на экранах итальянских вееров художники часто воспроизводили знаменитые работы станковой и монументальной живописи того времени; французские — больше тяготели к галантным сценам или аллегориям, английские — к античным сюжетам или гротескам.
Начиная с XVIII столетия роспись вееров становится настолько разнообразной, что их по праву можно назвать «зеркалом жизни» той эпохи. Здесь находят отражение важнейшие исторические и культурные события, памятные вехи придворной жизни и литературные произведения, не говоря уже о всех новых веяниях моды. Сюжетами для росписи веерных экранов служат знаменитые виды королевских замков и придворные празднества, античные руины в окрестностях Рима и панорамы Везувия, стилизованные и реальные пейзажи, библейские и евангельские сцены и литературные персонажи, аллегории и символы и даже модные узоры тканей и кружева; кроме того, на экранах могли быть написаны афоризмы, ноты и слова из оперных арий, стихи и любовные послания. Но самыми распространенными сюжетами галантного века были многочисленные куртуазные и пасторальные сцены.
Не случайно для светского общения в XVIII столетии был изобретен специальный «язык веера», с помощью которого можно было передать целую гамму настроений и чувств, необходимых светской даме не только для общения с кавалером, но и для того, чтобы подчеркнуть прелести или скрыть недостатки красавицы. Считалось, что светскую даму нельзя представить без веера, как кавалера без шпаги. Недаром Мольер называл веер в руках аристократки «скипетром на владение миром».
В XIX столетии постепенно происходит демократизация веера, и из дворцового и великосветского обихода он проникает в быт других сословий. Он постоянно меняется, поскольку в это время очень чутко все реагируют на малейшие прихоти моды.
Само предназначение веера становится гораздо шире, его типология разнообразней: появляются веера-альбомы, веера в виде книжечки для записей бальных танцев («карие де баль»), веера-зонтики, веера-лорнеты, в пластины вееров вставляют монокли, маленькие зеркальца или тайники. И, наконец, на рубеже XIX—XX столетий появляются веера-рекламы, веера-сувениры, веера-меню, веера-пригласительные билеты. Как видно, по информационносмысловому значению вееру нет равных среди предметов декоративно-прикладного искусства.
Такая уникальная способность веера живо откликаться на все стороны жизни той или иной эпохи и отвечать всем веяниям времени довольно рано привлекла к нему внимание многочисленных любителей и коллекционеров. Уже с середины XIX столетия веер становится объектом целенаправленного собирательства.
Первые собрания сформировались при европейских королевских дворах, и прежде всего в Великобритании. Большой любительницей этих изысканных спутников моды была английская королева Елизавета I (1553—1603), она же считалась первой «покровительницей вееров», поскольку ввела поправку в дворцовый этикет, по которому единственным разрешенным подарком венценосной особе от подданных являлось изящное опахало. С того времени веера становятся идеальным подарком высокородной даме и считаются показателем ее статуса. Даже на фотографических портретах начала XX века веер, как символ высокого социального положения женщины, обычно является дополнением парадного костюма коронованных особ.
В дворцовом обиходе веера отражали многие стороны придворной жизни, и потому, помимо своих художественных качеств, они имели и историческое значение: их изготавливали по случаю рождения принцев и принцесс и их крестин, заказывали как необходимое дополнение для коронационных или свадебных облачений, их преподносили в качестве дипломатических подарков, в ознаменование больших церковных праздников или важных событий дворцовой жизни. Было принято дарить памятные опахала участникам придворных празднеств и костюмированных балов. В королевских семьях существовал также обычай преподносить веера молодым принцессам на именины, дни рождения, а в истории веерного искусства известны случаи, когда и сами венценосные особы упражнялись в росписи веерных экранов. Тем не менее, как правило, веера для дворцового обихода заказывались лучшим европейским веерным фирмам, для которых работали и выдающиеся художники, и знаменитые ювелиры, выполняющие драгоценную оправу для особо торжественных случаев.
Одной из первых собирательниц вееров была английская королева Виктория (1819—1901), прозванная «бабушкой Европы» за рекордно долгое пребывание на троне, во время которого значительно усилилось влияние Великобритании на континенте. Сознавая значение этих хрупких аксессуаров моды как свидетелей истории королевской семьи, она аккумулировала в своем собрании многие памятные семейные веера, доставшиеся ей по наследству от членов различных королевских семей Европы, с которыми она была связана родственными узами. После смерти королевы Виктории в 1901 году собрание королевских исторических вееров насчитывало 85 экземпляров.
Веерами увлекалась и французская императрица Евгения (на троне с 1853 по 1871 г.), супруга Наполеона III. Но в отличие от королевы Виктории, отдававшей должное историческому и мемориальному значению вееров, Евгения больше ценила их декоративные качества. Славившаяся необыкновенной красотой и чрезвычайно любившая наряды, она стала общепризнанной законодательницей моды по всей Европе. Например, она ввела обычай заказывать веер к каждому новому платью, с которым он должен сочетаться своими размерами, формой экрана и даже его цветом. Мало того, цвет экрана начинает играть символическую роль. Так, белый символизировал целомудрие, черный — траур, красный — радость, голубой — постоянство...
Считается, что благодаря императрице Евгении в моду вошли кружевные веера, дополнявшие кружевные воланы пышных юбок эпохи кринолинов.
Однако настоящим коллекционером вееров считается королева Великобритании и Ирландии Мария (на троне с 1910 по 1936 г.), супруга короля Георга V. Она впервые составила каталог памятных королевских вееров. Коллекция королевы Марии насчитывала уже несколько сотен экземпляров, которые она собирала с ранней юности.
В 1880—1890-е годы производство вееров в Великобритании переживает высокий взлет и невиданный расцвет. Тогда же начинается целенаправленное собирательство вееров, поощрявшееся организацией специальных выставок, многие из которых проходили под королевским патронажем.
Первая выставка вееров из королевского собрания состоялась в 1870 году в Англии, в Кенсингтонском дворце, вскоре прошли еще две — в 1878 и 1882 годах. Примеру английского королевского дома последовали и другие европейские королевские дома.
В то же время возникла мода на демонстрацию отдельных вееров или даже целых веерных собраний в убранстве интерьеров богатых частных домов, которая особенно проявилась в эпоху модерна с его пристальным вниманием к культуре Востока, и в первую очередь Японии. Тогда же западноевропейская художественная промышленность наладила производство оригинальных рам, настенных витрин и даже разрабатывала специальные формы мебели для экспонирования этих объектов коллекционирования. На старинных фотографиях интерьеров того времени можно видеть приспособленные под формы вееров оригинальные шкафчики, ширмы, в створки которых вставлены веерные экраны, и даже диваны с вставленными в спинки веерными витринами.
В России первое упоминание о наличии веерного собрания появилось в 1877 году в газете «Новое Время».
Автор публикации упоминал о веерной коллекции некоего отставного полковника Л.И. Маслова, к которому веера «перешли по наследству от его бабушки, отличавшейся такою страстию к ним, что, увидев у кого-либо из знатных дам своего времени такой веер, какого у нее не было, она тотчас же приобретала тождественный с ним, а в случае невозможности найти, нарочно заказывала подобный и присоединяла к своей коллекции с надписью на футляре, что он сделан по образцу веера, принадлежавшего такой- то даме. В состав этой коллекции вошло до 30 вееров, служащих верными копиями с вееров, принадлежащих дамам высшего круга времени Екатерины II» (Плотникова Ю.В. Веера в России XVIII — начала XX века. СПб., 2005). Великолепные экземпляры старинных вееров можно было также встретить как в императорских, так и в частных собраниях, однако в России они тогда еще не стали объектом целенаправленного коллекционирования.
Только в 1923 году в Государственном Эрмитаже состоялась первая выставка вееров, которая, однако, нисколько не повлияла на распространение интереса в России к этому виду декоративно-прикладного искусства. После 1920-х годов, когда веер постепенно вышел из употребления, интерес к нему иссяк во всех европейских странах, и он находился в полном забвении. Только в конце 1960-х годов к нему, как предмету коллекционирования, стал постепенно возвращаться интерес. Стали издаваться книги по истории веера, посвященные в основном конкретным веерным коллекциям и проблемам коллекционирования. Среди них можно выделить «Историю вееров для собирателей» английской исследовательницы Нэнси Армстронг, а также издания крупных веерных коллекций Музея Карнавале и Музея моды и костюма Гальера (Париж), Музея Виктории и Альберта (Лондон), Музея искусства и истории (Женева), Риксмузеума (Амстердам) и Музея истории и искусства (Триеста).
Отвечая потребностям частных коллекционеров, в 1975 году был создан Международный клуб любителей вееров, который своей задачей поставил не только пристальное и всестороннее изучение этого вида искусства, но также и поддержку и спонсирование тематических выставок частных коллекционеров.
Что касается частных западноевропейских коллекционеров, то в этой области прежде всего известны собрание вееров Маризы Воле (Женева), коллекции семьи Гюнтера и Марии-Луизы Бариш (Мюнхен) и семьи Хендрикье (Амстердам). На базе этих коллекций созданы небольшие частные музеи, каждый из которых имеет свою оригинальную концепцию, обусловленную составом собрания и личными вкусами и пристрастиями коллекционеров.
Среди отечественных собирателей вееров в первую очередь надо назвать известнейшего московского коллекционера и мецената Ф.Е. Вишневского, продемонстрировавшего свою коллекцию в 1956 году на специальной выставке, организованной в Государственном музее- усадьбе «Останкино». Казалось бы, «неактуальная» в те годы выставка пользовалась большим успехом, и вскоре вся коллекция Вишневского была передана в дар музею, что и положило начало ныне известнейшей и одной из крупнейших в России коллекций, насчитывающей около 400 предметов.
О неуклонно возрастающем интересе к веерам в последнем десятилетии XX века свидетельствуют многочисленные выставки, организованные в то время, а также возникновение сразу нескольких крупнейших частных музеев, среди которых первое место по праву принадлежит Музею вееров в Гринвиче, в предместье Лондона. Его владелица и директор Элен Александер-Адда собирала веера в течение всей жизни, начиная с детских лет. Сейчас ее коллекция насчитывает более 3500 вееров и считается едва ли не крупнейшей и лучшей в мире. Музей вееров Элен Александер-Адда был официально открыт в 1991 году. Большая часть коллекций относится к XVIII—XIX векам — времени наивысшего расцвета веерного искусства в Европе, однако в собрании имеются и более ранние экземпляры, начиная с XI века.
Другой крупный частный музей вееров открылся в 1993 году в Париже. Его основательница Анн Оге происходит из семьи потомственных веерных мастеров, работавших в знаменитой парижской фирме «Кис». От своего отца, веерного мастера Эрве Оге, она приняла эстафету семейной вековой традиции, организовав при музее не только реставрационную мастерскую, где посетителям демонстрируются все стадии и секреты веерного производства, но и специализированную художественную студию, возрождающую искусство ручного изготовления высокохудожественных вееров — как традиционных, так и авангардных по форме и содержанию.
Примеру иностранных коллег последовали и отечественные коллекционеры. После перестройки, когда наши соотечественники наконец-то получили возможность присоединиться к западноевропейскому художественному рынку, в России значительно возросло количество крупных коллекционеров, в том числе появились серьезные собиратели веерного искусства. Незамедлительно возник и первый в России частный музей вееров (его основатель — коллекционер Е.А. Пылаев из Санкт- Петербурга).
В последние годы интерес к веерам неуклонно возрастает, свидетельством чему стали организованные в музеях Петербурга и Москвы многочисленные тематические выставки, посвященные различным аспектам веерного искусства, а также активное пополнение фондов отечественных музеев.
Ирина ЕФРЕМОВА
На иллюстрациях представлены предметы из частной коллекции. В ближайшее время коллекционер надеется показать свое собрание вееров на специльной выставке.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №87 (№6 июнь 2011) стр. 58