О продаже коллекции «Возрождение: авангардная мода»
В начале XXI бека творения выдающиеся модельеров и дизайнеров прошлого столетия уже вполне можно отнести к разряду произведений искусства, которые привлекают серьезное внимание музейных специалистов, частных коллекционеров и просто ценителей моды. Именно для них аукционный дом Christie's регулярно проводит торги, на которых можно приобрести предметы из коллекций haute couture и pret-a-porter, созданные вплоть до конца 1990-е годов. Многие из выставляемых предметов одежды и аксессуаров являются настоящими раритетами и обладают несомненной исторической и художественной ценностью.
Как правило, вещи на эти тематические аукционы Christie’s собираются в течение определенного времени, и их владельцами являются разные люди. В редких случаях изделия известных модельеров и дизайнеров XX века попадают на аукцион в составе одного собрания произведений искусства, выставляемого к продаже частным лицом. Однако в последнее время это случается, и на аукционах стали появляться целые коллекции, составленные ценителями и знатоками моды прошлых десятилетий. Одним из таких примеров может служить коллекция Мадам X, которая была выставлена на продажу аукционным домом Christie’s 4 марта 2004 года. В эту коллекцию входили также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства Западной Европы, России и Востока.
К числу таких уникальных коллекций можно отнести частное собрание Марка Хедвея и Кэти Родригез — владельцев бутиков в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Прекрасно разбираясь в тонкостях современной моды, они стали пионерами коллекционирования предметов верхней одежды, платьев и целых ансамблей, созданных знаменитыми модельерами 1930—1990-х годов. Начало формирования коллекции относится к 1996 году. В течение последующих лет Марк Хедвей и Кэти Родригез постоянно пополняли ее новыми произведениями, и на сегодняшний день они обладают одним из самых впечатляющих частных собраний авангардной моды XX века. Безусловно, что его состав несет отпечаток личных пристрастий, и вместе с тем демонстрирует понимание его владельцами моды как сложного социокультурного явления, в котором нашли отражения политические, экономические и художественные реалии. Поэтому каждое десятилетие представлено в коллекции знаковыми фигурами модельеров и дизайнеров, особенно чутко чувствовавших пульс своего времени и выражавших его в оригинальных моделях одежды.
В 2008 году Марк Хедвей и Кэти Родригез решили выставить на аукцион Christie’s часть своего собрания. Подготовленная ими к торгам коллекция получила название «Возрождение: авангардная мода». Аукцион состоялся в Лондоне 30 октября 2008 года, собрав в зале всех желающих побороться за право обладать выдающимися произведениями модельеров и дизайнеров прошлого столетия. Среди них были представлены творения Ив Сен-Лорана, Пьера Кардена, Пако Рабанна, Андре Куррежа, Осси Кларка, Вивьен Вествуд, Нормы Камали, Аззедина Алайи, Иссей Мияки и других. Из 229 выставленных лотов было продано 164 лота на общую сумму 270 925 английских фунтов ($449 735).
Представляется важным познакомиться более подробно с особенностями прошедшего аукциона, что позволит определить уровень произведений, появляющихся на антикварном рынке, и тот ценовой диапазон, который сложился сегодня на предметы моды XX века. Результаты такого аналитиза, в свою очередь, предоставят возможность увидеть, какие перспективы открываются перед музеями и частными коллекционерами по формированию и развитию собственных собраний западноевропейской одежды и аксессуаров прошлого столетия.
Пако Рабанна следует отнести к главному фавориту аукциона, прошедшего в Лондоне 30 октября 2008 года. Хорошо известно, что изобретенные Пако Рабаном новые формы и структуры оказали существенное влияние на мировую моду. Взяв на вооружение достижения научно-технического прогресса, он стал создавать модели из металлических пластинок и виниловых волокон. Выполненные из них платья, блузы, жакеты вызвали наибольший интерес у публики. Об этом свидетельствует самый высокий уровень цен на предметы одежды Пако Рабанна, которые были установлены участниками аукциона. Так, например, платье из алюминиевых пластинок из коллекции 1967/1968 гг. было продано за 15000 фунтов ($24900). Следует отметить, что этот лот возглавил список самых дорогих предметов на торгах 30 октября 2008 года. Среди других четырнадцати лотов, представляющих творчество Пако Рабанна, заслуживает внимания кожаная куртка с алюминиевыми пластинками, которая была сделана специально для Бриджит Бардо. Этот факт, видимо, отразился на цене куртки: она была продана за 9 375 фунтов ($15 563). Другие платья и жакеты из меха, металлических пластинок и пластика в среднем были оценены в 5000 фунтов ($8 300). Самым дешевым лотом стала сумочка из металлических дисков, которая ушла с молотка за 563 фунта ($934).
Пьер Карден стал следующим известным модельером, чьи произведения вошли в коллекцию «Возрождение: авангардная мода». Карден создавал смелые по форме и цвету модели, которые в полной мере отражали эстетику своего времени. В 1960-е годы кутюрье представил публике свою версию одежды космического стиля и прочно приобрел имидж «авангардиста моды». Из этой коллекции на аукцион был выставлен плащ «Сателлит». Особый акцент Пьер Карден сделал на крой плаща в форме круга и блестящий красный цвет виниловой ткани. Два круглых кармана с белой отделкой подчеркивали образ космического спутника. Безусловно, этот лот являлся одним из важнейших, и он нашел своего покупателя за 5 000 фунтов ($8 300). В других моделях Пьера Кардена, выставленных на аукцион, смело сочетались синтетические материалы с кожей, шерстью, хлопком Платья, юбки, сарафаны, пальто 1960 — 1970-х годов демонстрировали чрезвычайно оригинальный крой. Их стоимость варьировалась от 875 фунтов ($1453) до 2250 фунтов ($3 735). Например, именно за эту цену было продано пальто «Казак» в русском стиле.
Кроме того, Пьер Карден в 1960-е годы делал украшения из дерева и металла. В сочетании со строгим геометрическим кроем его моделей одежды они создавали незабываемый образ женщины «от Кардена». Данные украшения были очень необычны для своего времени и отличались массивными формами, тяготеющими к скульптуре. На аукцион было выставлено два таких украшения, проданные за 1 250 фунтов ($2075) и 3 750 фунтов ($6 225).
В авангарде художественной жизни прошлого столетия был также и другой известный кутюрье — Ив Сен- Лоран, чья деятельность стала одной из самых ярких страниц моды XX века; неудивительно, что Марк Хедвей и Кэти Родригез сочли необходимым включить его произведения в свое собрание. На аукцион ими было выставлено одиннадцать произведений Ива Сен-Лорана, из которых особого внимания заслуживает женский костюм «Сафари» из коллекции «Saharienne». Эта коллекция была представлена на подиуме в 1968 году, и она буквально ошеломила современников своей необычностью и простыми формами кроя. Костюм «Сафари», сшитый из
хлопка, состоял из бриджей и рубашки с длинными рукавами цвета «хаки». Он вызывал устойчивые ассоциации с одеждой, которую носили в колониальных странах Африки и Дальнего Востока. С одной стороны, интерес модельера к колониальным мотивам был связан с детскими воспоминаниями о Мараккеше, где он родился, а с другой — с впечатлениями от путешествий, которые кутюрье получил уже в зрелом возрасте. Но, наверное, наиболее важной особенностью коллекции «Saharienne», представленной Ив Сен-Лораном в 1968 году, стало сходство ее моделей с камуфляжной формой солдат, воевавших во Вьетнаме. Это, безусловно, воспринималось своеобразным вызовом в разгар вьетнамской войны. Не вызывает сомнения, что участники аукциона были хорошо знакомы с историей коллекции «Saharienne». Это во многом объясняет тот факт, что при эстимейте в 1 000 — 1 500 фунтов костюм «Сафари» был продан за 10000 фунтов ($16 600). Вместе с тем следует отметить, что остальные десять лотов, представляющие модели Ив Сен-Лорана, демонстрировали достаточно невысокий ценовой диапазон. Так, например, вечернее платье из коллекции haute couture 1965— 1966 годов ушло с молотка за 2000 фунтов ($3 320), а пальто в русском стиле, представляющее коллекцию pret-a-porter 1980-х годов — всего за 1 375 фунтов ($2283).
Среди самых активных революционеров моды XX века особое место принадлежит знаменитому английскому дизайнеру Вивьен Вествуд. В 1971 году она вместе с вдохновителем стиля «панк» и продюсером группы «Sex Pistols» Малколмом Маклареном открыла магазин одежды в Челси. Почувствовав одними из первых закат эры хиппи, Вествуд и Макларен стали искать новые способы выражения в одежде, вдохновляясь молодежными субкультурами. В 1974 году их магазин стал называться «Секс», и здесь продавалась одежда стиля панк. В 1977 году магазин получил новое название «Крамольники», а с 1981 года стал известен под именем «Конец света». За это время менялись не только вывески, но и сам стиль одежды Вивьен Вествуд; неизменным оставался только ее провокационный подход к моде. При этом в своих моделях дизайнер всегда уделяла большое внимание крою и безукоризненному исполнению. Произведения Вивьен Вествуд стали самой многочисленной группой вещей, выставленной на аукцион — более пятидесяти лотов. При этом хронологически они смогла охватить все периоды творчества знаменитого английского дизайнера — вплоть до начала 1990-х годов. К числу самых дорогих лотов следует отнести шапку в виде короны из осенне-зимней коллекции 1986/1987 годов, которая была продана за 2250 фунтов ($3 725). Также можно отметить платья из коллекции «Ностальгия грязи», представленной в 1982 году. Это был первый опыт участия Вествуд и Макларена в Неделе моды в Париже. Основной акцент ими был сделан на конструкции моделей и рисунках тканей, которые цитировали живописные произведения А. Матисса, П. Пикассо, Э. Уорхола и других художников. Стоимость платьев на аукционе колебалась от 500 фунтов ($830) до 1250 фунтов ($2075). Юбки, платья, брюки, футболки из других коллекций можно было приобрести по достаточно низкой цене: от 500 фунтов ($830) до 875 фунтов ($1 453). Модели одежды и аксессуары, продававшиеся в бутике «Крамольники» в период с 1977 по 1980 годы, были оценены участниками аукциона в диапазоне от 1000 фунтов ($1 660) до 1125 фунтов ($1 868). Таким образом, на торгах в Лондоне 30 октября 2008 года была предоставлена редкая возможность приобрести по средним и низким ценам произведения, сделанные одним из самых авангардных дизайнеров XX века — Вивьен Вествуд.
Осси Кларк и Зандра Роудз — еще одни известные британские дизайнеры 1960—1970-х годов, вещи которых были очень популярны среди современников. Они обратились к чувственности ар деко и вернули в авангардную моду растительные узоры. На аукционе каждый из дизайнеров был представлен несколькими лотами. Так, например, платья Осси Кларка можно было приобрести как за 875 фунтов ($1 463), так и за 3 125 фунтов ($5 188). Длинное желтое платье-пальто, сшитое Зандрой Роуз в 1969 году, было продано за 4 000 фунтов ($6 640).
Кроме того, следует отметить произведения Андре Куррежа, Аззедина Аллайи, Нормы Камали, Исей Мияки, Джанни Версачи, которые вызвали значительный интерес со стороны ценителей моды и по результатам торгов получили достаточно высокий денежный эквивалент.
К чрезвычайно важным предметам, редко попадающим на аукцион, необходимо отнести кожаное пальто для езды на автомобиле, изготовленное в 1930-е годы фирмой «Гермес». Несмотря на то, что история этой марки началась еще в 1837 году, лишь в конце 1920-х годов она стала производить предметы женской одежды и аксессуары. Одно из ранних пальто из темно-коричневой кожи было оценено в 4000 фунтов ($6 640).
Таким образом, прошедший в Лондоне аукцион, на который была выставлена коллекция «Возрождение: авангардная мода» из крупнейшего частного собрания Марка Хедвея и Кэти Родригез, предоставил замечательную возможность познакомиться с произведениями выдающихся модельеров и дизайнеров прошлого столетия. Среди выставленных на продажу предметов, безусловно, были те, которые смогли бы не только пополнить гардероб светских львиц, но и занять достойное место в музейных и частных коллекциях. Принимая во внимание, что Россия вплоть до середины 1980-х годов находилась в определенной творческой изоляции, этот период в истории мирового дизайна одежды сегодня представляется особенно интересным для глубокого изучения и осмысления.
Марина БЛЮМИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 70 (октябрь 2009), стр.38