Родился Анатолий Владимирович 20 декабря 1913 * года в Кисловодске. От своих предков-казаков он унаследовал непростой нрав, свободоизъявление и страсть к службе. Академик-патологоанатом, в прошлом военный, он начал собирать в 1953 году, желая найти себе занятие после перенесенного инфаркта. Внешне прямолинейный, А.В. был не прост в общении, его демократизм «человека из народа» уживался с академической фанаберией.
Смолянников, или «алкоголик», как прозывался А.В. среди коллег-коллекционеров из-за его пристрастия к крепкой выпивке, принадлежал к числу узких собирателей- «картинщиков», хотя и обладал достаточной широтой вкуса. В его коллекции были живопись и графика, до ста пятидесяти «нумеров», от малочисленных передвижников — Сурикова, Репина, Архипова, Коровина, немногих, но «увесистых» работ «Союза русских художников», солидной порции «мирискусников», до специфических «голубо- розовцев», приправленных особо избранными «бубновова- летцами». Собрание это обладало особым привкусом компоновки, самостоятельно резаных паспарту, крашеных рамочек. Когда отдельные картины по каким-либо причинам покидали смолянниковскую квартиру в генеральском доме на Соколе, они как-то тускнели, теряли в цвете, вкусе и запахе. Кроме живописи и графики, в этом собрании было и две-три иконы, которые привиселись где-то в прихожей, а также немногочисленный, но цветастый сталинский фарфор, занимавший стеллажи и полки.
Антисемит и служака, Смолянников не чуждался «фронды» и включал в разные времена в свое собрание Карева, Редько, Никритина, малоизвестных художников 1930-х годов, даже какие-то картинки негритянских школ. Однако это была «мелочишка». Наиболее любимым для него был калиброванный, традиционный, «врачебноакадемический» набор: несколько первоклассных картин Б. Кустодиева (см. монографию в серии «Мастера нашего века»), К. Коровина, М. Нестерова, А. Архипова, К. Юона, П. Кузнецова. Художники «Мира искусства» были представлены небольшими, хотя и качественными работами. Среди них особенно выделялись: эскиз к «Диане и Актеону» В. Серова, акварель М. Врубеля «Сосны», этюд цветущего сада В. Борисова-Мусатова и другие. Анатолий Владимирович любил вещицы затейливые, «со вкусом», не чурался и легкой эротики. Вторая его жена, Татьяна Петровна, типично академическая дама, хотя и по-своему добрая, сдерживала увлечения мужа и терпела его алкоголические наклонности. Сын Смолянникова от первой жены, Анатолий Анатольевич, собрал картины «Союза русских художников», то есть русский пейзаж начала века в его наиболее типичных вариантах.
В начале собирательской деятельности «поставщиками» А.В. были Ф. Тоскин, затем В.М. Дмитриев, позже — А.В. Гордон, ХА. Каган. Смолянников не расширял круга коллекционных знакомств, но со смертью старших партнеров по обмену-обману находил коллег среди своих сверстников, и здесь был достаточно подвижным. Многие «вещицы» из его собрания перекочевывали к АЛ. Абрамяну, Н.Н. Блохину, Ю.С. Торсуеву, Я.Е. Рубинштейну, а затем и к В.А. Дудакову, И.И. Шагину. Если обмен был обставлен подпитием, во время которого Смолянников быстро хмелел, то на следующее утро можно было ожидать звонка протрезвевшего коллекционера с требованием возврата обмененного.
«Алкоголик» неплохо разбирался в картинах, знал их «родословную», понимал толк в «манерах», но был прижимист и нередко напарывался на фальшивки, правда, некрупные. Часть их оставалась в собрании годами, многие «сплавлялись» в собрания Н. Блохина и А. Абрамяна. В особых ситуациях Смолянников мог пойти на заведомый подлог, «вштормив» фальшак новичку, что порой приводило к скандалам, поскольку на попятную сам А.В. никогда не шел, подавляя академическим авторитетом и общественным мнением.
Наследники и вдовы не любили иметь с ним дело из-за его прижимистости и фанфаронства, хотя в общении с коллекционерами он бывал симпатичным, «вариантным» человеком.
Одной из мелких «слабостей» Смолян- никова была любовь к переоформлению картин, к красивым рамочкам, которые он резал, красил, отделывал. В чуждой им среде, в другой коллекции, они смотрелись пошловато, да и картинки теряли свой лоск. Любовное отношение к рамкам относилось и к развеске вещей, которые очень выигрышно «подавались».
«Алкоголик» никогда не рисковал на приобретение редкой или значительной, но ценной вещи. Он побаивался не только Малевича, Лентулова, Древина, но не доверял и Шагалу, Фальку. За время своего собирательства он мог приобрести их работы, но даже и не пытался. Круг самоограничений в своем собирательстве он очертил строго. Так же было и с людьми, коллегами по собирательству. Как закоренелый индивидуалист, к людям он относился подозрительно, а потому был по-настоящему одинок и нередко в застолье пускал по этому поводу слезу. Тем более он ценил круговую товарищескую «спайку» коллекционеров и считал себя хранителем заветов «старейшин». От некоторых из них он и перенял поговорки типа: «Смотри, Мойша, тебе жить» — в применении к фальшаку, «Закон джунглей» — при обмене, «Не забудь вернуть самое ценное — веревочку» — при неравноценном обмене.
Особые отношения связывали Смолянникова с Н.Н. Блохиным, на которого Анатолий Владимирович ориентировался в своем «общественно-политическом» статусе: отношении к выставкам из частных собраний, признании новых имен художников или коллекционеров и т. д. Однако Блохину он сбывал и наиболее явные фаль- шаки: акварели А. Лентулова, К. Петрова-Водкина, К. Сомова и даже К. Коровина. В начале собирательства Смолянни- ков прошел «школу» Гордона, с его «взвесью» шедевров и фальшаков, сурового надувательства и обменов «стенка на стенку», поэтому иногда компенсировал свои материальные потери распространением фальшаков К. Коровина, Н. Сапунова, М. Добужинского, изготовленных загорским Сереженькой.
По признанию Смолянникова, одних Сереженькиных Коровиных прошло через его руки до сотни, многие из них попали в музеи. Нередко сбывал ему вещи своего изготовления Ю.С. Торсуев, разбиравшийся в живописи много лучше Смолянникова.
Своеобразно складывались отношения у А.С. с А. Абрамяном. С передачей собрания А.Я. Абрамяна в Ереван Смолянников сник, что совпало с его семидесятилетним юбилеем, а также с семейно-бюджетными сложностями.
Болезнь, невеселая профессия и некоторый избыток средств были побудителями собирательства А.В. Смолянникова, но склонность к собирательству превратилась с течением лет в его стойкую привычку, «вторую натуру», и А.В., насколько мог, полюбил живопись неглубокой, но верной любовью и к коллекционированию относился, как к особой «службе» со своим распорядком, традициями, правилами и наградами. Правила эти были не всегда честные, традиции не из лучших, но так они были преподаны стариками и так их продолжение понимал А.В. Смолянников — последний крупный академик-собиратель.
Валерий ДУДАКОВ
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №87 (№6 июнь 2011) стр. 54