Родился Анатолий Владимирович 20 декабря 1913 * года в Кисловодске. От своих предков-казаков он унаследовал непростой нрав, свободоизъявление и страсть к службе. Академик-патологоанатом, в прошлом военный, он начал собирать в 1953 году, желая найти себе занятие после перенесенного инфаркта. Внешне прямолинейный, А.В. был не прост в общении, его демократизм «человека из народа» уживался с академической фанаберией.
Смолянников, или «алкоголик», как прозывался А.В. среди коллег-коллекционеров из-за его пристрастия к крепкой выпивке, принадлежал к числу узких собирателей- «картинщиков», хотя и обладал достаточной широтой вкуса. В его коллекции были живопись и графика, до ста пятидесяти «нумеров», от малочисленных передвижников — Сурикова, Репина, Архипова, Коровина, немногих, но «увесистых» работ «Союза русских художников», солидной порции «мирискусников», до специфических «голубо- розовцев», приправленных особо избранными «бубновова- летцами». Собрание это обладало особым привкусом компоновки, самостоятельно резаных паспарту, крашеных рамочек. Когда отдельные картины по каким-либо причинам покидали смолянниковскую квартиру в генеральском доме на Соколе, они как-то тускнели, теряли в цвете, вкусе и запахе. Кроме живописи и графики, в этом собрании было и две-три иконы, которые привиселись где-то в прихожей, а также немногочисленный, но цветастый сталинский фарфор, занимавший стеллажи и полки.
Антисемит и служака, Смолянников не чуждался «фронды» и включал в разные времена в свое собрание Карева, Редько, Никритина, малоизвестных художников 1930-х годов, даже какие-то картинки негритянских школ. Однако это была «мелочишка». Наиболее любимым для него был калиброванный, традиционный, «врачебноакадемический» набор: несколько первоклассных картин Б. Кустодиева (см. монографию в серии «Мастера нашего века»), К. Коровина, М. Нестерова, А. Архипова, К. Юона, П. Кузнецова. Художники «Мира искусства» были представлены небольшими, хотя и качественными работами. Среди них особенно выделялись: эскиз к «Диане и Актеону» В. Серова, акварель М. Врубеля «Сосны», этюд цветущего сада В. Борисова-Мусатова и другие. Анатолий Владимирович любил вещицы затейливые, «со вкусом», не чурался и легкой эротики. Вторая его жена, Татьяна Петровна, типично академическая дама, хотя и по-своему добрая, сдерживала увлечения мужа и терпела его алкоголические наклонности. Сын Смолянникова от первой жены, Анатолий Анатольевич, собрал картины «Союза русских художников», то есть русский пейзаж начала века в его наиболее типичных вариантах.
Многие «вещицы» из его собрания перекочевывали к АЛ. Абрамяну, Н.Н. Блохину, Ю.С. Торсуеву, Я.Е. Рубинштейну, а затем и к В.А. Дудакову, И.И. Шагину. Если обмен был обставлен подпитием, во время которого Смолянников быстро хмелел, то на следующее утро можно было ожидать звонка протрезвевшего коллекционера с требованием возврата обмененного.
«Алкоголик» неплохо разбирался в картинах, знал их «родословную», понимал толк в «манерах», но был прижимист и нередко напарывался на фальшивки, правда, некрупные. Часть их оставалась в собрании годами, многие «сплавлялись» в собрания Н. Блохина и А. Абрамяна. В особых ситуациях Смолянников мог пойти на заведомый подлог, «вштормив» фальшак новичку, что порой приводило к скандалам, поскольку на попятную сам А.В. никогда не шел, подавляя академическим авторитетом и общественным мнением.
Особые отношения связывали Смолянникова с Н.Н. Блохиным, на которого Анатолий Владимирович ориентировался в своем «общественно-политическом» статусе: отношении к выставкам из частных собраний, признании новых имен художников или коллекционеров и т. д. Однако Блохину он сбывал и наиболее явные фаль- шаки: акварели А. Лентулова, К. Петрова-Водкина, К. Сомова и даже К. Коровина. В начале собирательства Смолянни- ков прошел «школу» Гордона, с его «взвесью» шедевров и фальшаков, сурового надувательства и обменов «стенка на стенку», поэтому иногда компенсировал свои материальные потери распространением фальшаков К. Коровина, Н. Сапунова, М. Добужинского, изготовленных загорским Сереженькой.
Своеобразно складывались отношения у А.С. с А. Абрамяном. С передачей собрания А.Я. Абрамяна в Ереван Смолянников сник, что совпало с его семидесятилетним юбилеем, а также с семейно-бюджетными сложностями.
Болезнь, невеселая профессия и некоторый избыток средств были побудителями собирательства А.В. Смолянникова, но склонность к собирательству превратилась с течением лет в его стойкую привычку, «вторую натуру», и А.В., насколько мог, полюбил живопись неглубокой, но верной любовью и к коллекционированию относился, как к особой «службе» со своим распорядком, традициями, правилами и наградами. Правила эти были не всегда честные, традиции не из лучших, но так они были преподаны стариками и так их продолжение понимал А.В. Смолянников — последний крупный академик-собиратель.