В первом веке до н.э., вероятно, в сирийско-палестинском регионе, где стеклоделие было давно известно и хорошо развито, было изобретено дутье стекла, что стало важнейшим технологическим прорывом и повлекло за собой революцию в производстве стекла в античности.
Одним из самых ранних материальных свидетельств этого является свалка отходов стекольного производства в каменной ванне в еврейском квартале Иерусалима, относящаяся к середине первого века до н.э. Кроме обычных отходов ремесла, в ней было найдено несколько маленьких выдувных бутылочек и дутые стеклянные колбы, сделанные с помощью стеклянных трубок, находившихся там же. Один конец стеклянной трубки был сплющен и потом раздут через открытый конец в нагретом состоянии, образуя таким образом небольшую бутылочку. И хотя стеклянные изделия, скорее всего, еще какое-то время производились по старой привычной технологии, главным было то, что античные мастера с тех пор получили возможность производить стеклянные изделия, используя лишь металлическую трубку, способом, не требующим сложной технологии, гораздо разнообразнее, легче и быстрее, чем раньше.
Можно сказать, что изобретение дутья стекла произвело в стеклоделии такую революцию, равной которой по значимости не случилось вплоть до появления в 1820—1840 годах силовых машин для производства стекла. Дутье остается до наших дней самым удобным способом изготовления стекла вручную. Хотя имеющиеся свидетельства говорят, что эта техника была изобретена на востоке античного мира, пока неясно, в какой его части она достигла своего расцвета. Самыми ранними образцами изделий из выдувного стекла, найденными к настоящему времени, являются маленькие флаконы для благовоний из цветного стекла, обнаруженные на раскопках в Сицилии, Италии и южной Швейцарии. Они были найдены вместе с другими предметами, относящимися к последней четверти первого века до н.э. и первому десятилетию первого века н.э., благодаря чему можно определить время их создания. К тому же периоду относятся клады в Риме, которые содержали фрагменты выдувного стекла вместе с другими, невыдувными, стеклянными сосудами того же времени.
Раннее римское выдувное стекло в виде зеленоватых или голубовато-бесцветных сосудов повседневного
использования найдено в Сирии, Палестине и на Кипре, и некоторые из этих находок можно датировать довольно точно; в большинстве своем они относятся к первому веку н.э. Выдувное стекло, обычно в виде тех же туалетных флаконов, найдено и в других частях восточного Средиземноморья — на западном побережье Малой Азии (современная Турция), на греческом острове Самотраки, в Коринфе, причем практически везде они были найдены вместе с невыдувными стеклянными сосудами.
Многие находки относятся к первой половине первого века, вероятно, к первым двум десятилетиям; это показывает, что уже в эпоху императора Августа технология дутья стекла быстро перенималась мастерами во многих частях римской империи.
Знакомство римлян в Италии с выдувным стеклом в конце первого века до н.э. доказывается в том числе и изображением явно выдувных сосудов на росписи стен жилищ патрициев в Риме, а также в Помпеях и Геркулануме у Неаполитанского залива. Большинство изображенных на фресках стеклянных сосудов — большие чаши, выбранные, несомненно, из-за того, что их прозрачность позволяет ясно видеть положенные в них фрукты. Росписи обычно относят к первому веку до н.э., но в раскопках в Италии, относящихся к этому времени, пока не было найдено выдувных сосудов формы и размера, аналогичных изображениям на фресках. Античные художники использовали «книги образцов» и поэтому необязательно сами имели дело с такими выдувными сосудами, но можно предположить, что богатые римляне, которые заказывали росписи, были знакомы с выдувными стеклянными сосудами и в реальности, а не только в репродукциях.
Вероятно, в то время, когда техника дутья еще только начинала развиваться (на рубеже нашей эры), были впервые сделаны сосуды из резного разноцветного стекла с изображениями, подобные камеям, техника резьбы которых на камне была уже достаточно развита к тому времени. Большинство из сохранившихся изделий того времени с такими резными изображениями несомненно выполнены техникой дутья и уже демонстрируют виртуозное владение ремесленными приемами. Возможно, все они сделаны в одной или нескольких мастерских, исследовавших возможности новой техники, за один короткий период, вероятно, не более чем в продолжение двух поколений. Такие амфоры, кувшины, кубки и бутылки из кобальтово-синего, пурпурного и иногда зеленого стекла имели в основной массе стекла матовобелые прожилки, на которых и вырезались подражания камеям. Возможно, их делал резчик драгоценных камней, удаляя часть внешнего слоя стекла. Среди изображавшихся сцен встречаются египетские и псевдо-египетские мотивы, любовные сцены, завитки из виноградных лоз, купидоны и разные сцены, связанные с обрядами в честь Диониса. В качестве украшений для стен и мебели в то время использовались панно из молочного стекла (т. наз. камейного), такого же цвета и рисунков, как и у сосудов, но, очевидно, произведенного в открытых литейных формах с наложением слоя одного цвета на другой. Долгое время считалось, что сосуды со слоями молочного стекла и панно производились в Александрии, где существовала традиция делать подобные изделия из камня (которые могли послужить образцами для резьбы по стеклу). Однако тот факт, что резные изделия i находят, главным образом, в Италии, а именно в Помпеях, указывает на Италию, как на самое вероятное место i их производства. О том же свидетельствует и сходство | орнамента из виноградных завитков с известными римскими памятниками первого века н.э. Есть и другие свидетельства процветания стеклодувного ремесла в ранней римской империи.
К середине первого века н.э., вероятно, относятся и чаши из накладного стекла, использовавшиеся для питья. Они практически не декорировались, за исключением шлифовки или нанесения глубоких горизонтальных линий на внешнюю поверхность. Такие чаши были белыми внутри и цветными снаружи, и известны как чаши Гофхейма, по названию места в Рейнской области, где они были найдены в большом количестве.
К середине первого века н.э. сосуды из выдувного стекла стали нормой, и в течение следующих пятидесяти лет все другие способы производства исчезли или почти исчезли, по крайней мере в той сфере, которая охватывает производство сосудов. Около 25 г. н.э. появилась новая техника — выдувание стекла в формах. Мастерские, уже существовавшие в сирийско-палестинском регионе и в Италии, увеличили выпуск продукции, вдобавок возникали новые мастерские, так что стеклянная посуда скоро стала выпускаться по всей Римской империи и стала такой же привычной, как и керамическая посуда. Вымышленный нувориш Тримальхио в «Сатириконе», написанном в начале шестидесятых годов н.э. римским писателем Петронием, жалуется, что он предпочел бы стеклянные сосуды золотым, если бы стекло в последнее время не стало таким обычным.
Стеклодувные мастерские в Риме и Кампанье уже упоминаются в литературе первого века н.э. О существовании таких же мастерских в северной Италии, долине реки По и Аквилее говорят многочисленные находки в этих областях, а также в Швейцарии, а именно в Локарно и Виндониссе. Это подтверждается подписью стекольного мастера Сентии Секунды, сделанной на основаниях двух прямоугольных бутылей конца первого века; надпись указывает, что сосуды сделаны в Аквилее. Они были найдены в Линце, Австрия (хранятся в Верхне-Австрийском музее в Линце). Это редкий случай, когда сосуды сделаны женщиной. Все другие сохранившиеся подписи сделаны мужчинами, и документальные свидетельства указывают, что стеклоделие было мужской профессией.
Римские и в целом итальянские мастера-стеклодувы увлекались производством цветного стекла и создали целый ряд дошедших до наших дней превосходных выдувных сосудов, которые в некоторой степени имитируют цвета и декор не-выдувных образцов. Среди них есть и флаконы для благовоний и масел, и чаши, обычно из пурпурного, янтарного или синего стекла. На чашах нанесены рифленые полосы, украшенные раскатанными белыми полосками. Бутылки также декорировались раскатанными белыми полосами или нитями из стекла разных цветов. Многие сосуды, чаще всего кувшины и бутыли, декорированы белыми или цветными каплями стекла, вдавленными в поверхность; в некоторых случаях капли рельефны. Итальянские мастера-стеклодувы той эпохи умели выделывать многоцветные сосуды, а для получения полосатых стеклянных изделий сплавляли однотонные полоски стекла разных цветов. Очень редко сосуды изготавливались из или декорировались слипшейся массой однотонных или разноцветных стеклянных палочек. Любопытно, что римские стеклодувы не обратили особого внимания на эту технику, оставив ее разрабатывать по прошествии более тысячи лет своим венецианским преемникам.
Иногда кувшины или бутыли украшались небольшими масками. Сосуды в форме птиц для благовоний и притираний часто делались из однотонного голубоватого или зеленоватого стекла, но порой использовались и яркие краски. После заполнения сосуда косметическими средствами «хвост» птицы запаивали, и для начала использования его кончик надо было отбить. Некоторые сосуды декорировались эмалью, главным образом с изображением животных и цветов. На их дне часто изображена розетта, которая, вероятно, была фирменным знаком какой-либо мастерской. Произведенные в итальянских мастерских сосуды попадали во все уголки Римской империи — их находят в Германии, Галлии, Британии, Австрии, Швейцарии и Испании. Характерный итальянский кувшин, украшенный каплями разноцветного стекла, был найден на одном из островов Эгейского моря, чаша с эмалью — в Алжире.
Не всегда можно точно сказать, когда стекло стало производиться в той или иной области, но, например, раскопки около Кельна указывают на существование там стекольной мастерской еще в первом веке н.э. Она была, вероятно, основана в 50 г. н.э., когда император Клавдий по просьбе своей жены Агриппины Младшей сделал этот город своей колонией. Среди ранних изделий рейнских мастерских, созданных во второй половине первого века и во втором веке н.э., есть флаконы и кувшины, украшенные рифлением. Часто они делались из цветного стекла, обычно янтарного, синего или желтовато-зеленого, но встречаются сосуды из неокрашенного стекла природного зеленоватого или голубоватого цвета. Для флаконов типичны длинная шейка, угловатые ручки, обычно прикрепленные к верху корпуса, и шаровидный или конический корпус. На шаровидных флаконах иногда встречается медальон с изображением головы Медузы. Кувшины, как правило, шарообразные. На некоторых сосудах того времени можно найти надпись ССАА или ССА, которая, вероятно, означает Colonia Cloudia Agrippiniensis — это римское название Кельна, что служит еще одним доказательством, что город был центром стеклоделия. Кроме того, в Кельне была найдена терракотовая литейная форма для производства квадратных бутылей. На ней есть знак, выполненный контррельефом и состоящий из четырех концентрических кругов с прямоугольными рамками.
В древней Пантикапее на Черном море (нынешняя Керчь) и на Кипре были найдены украшенные эмалью сосуды, в том числе флаконы, типа, не встречающегося в западной части Римской империи; кроме того, чаша с остроконечной звездой (а не обычной розеттой) на дне была обнаружена в Греции. Возможно, эти находки указывают на наличие стеклодувной мастерской на востоке Империи. Об этом же могут свидетельствовать несколько найденных в восточных районах высоких кубков с разноцветным эмалевым декором и сходные с ними по форме бесцветные стеклянные кубки с резными гранями. Всех их роднит еще одна общая черта — выступ под полем, покрытым орнаментом. В силу этого можно предположить, что они все сделаны приблизительно в одно время (70—117 г. н.э.). Несколько кубков с эмалью были найдены в Баграме (Афганистан), за пределами Римской империи, но на важном торговом пути в Индию и на Дальний Восток. Подобные сосуды с эмалью найдены в Египте и Северной Африке.
Трудно сказать с уверенностью, имели ли место какие-либо контакты между восточными мастерскими, которые в первом веке располагались в Сирии, Палестине и Финикии, и мастерскими в Италии. Тем не менее, есть основания предполагать наличие таких контактов. Во-первых, это сходство применявшихся технологий. И там, и там сосуды украшались выпуклыми наплавленными полосками, обвивающими весь корпус сосуда. Они могли быть такого же цвета, что и сам сосуд, а могли быть исполнены и контрастными цветами, как на кувшине из непрозрачного белого стекла итальянской работы, на котором есть наплавленная полоса из матового светло-синего стекла. Он был найден в Италии, и его датировка концом первого века н.э. подтверждается тем, что ручка на нем прикреплена к горлышку тем же способом, который употреблялся при производстве металлических кувшинов.
Другое подтверждение наличия таких контактов можно найти в работах некоторых мастеров-стеклодувов, имена которых известны — это Артас, Филиппос и Нейкон. Вероятно, они работали во второй и третьей четверти первого века н.э., фактически одновременно с первыми мастерами, практиковавшими выдувание стекла в форме, и являются одними из первых мастеров- стеклодувов, имена которых известны историкам. Артас и его коллеги делали выдувные кубки и подписывали их на греческом языке, а иногда также и на латыни. Их имена часто ставились вместе с названием города Seidon (Сидон) в Финикии. Использование латыни говорит о том, что они работали там, где, как и в других западных провинциях, использовался этот язык, тогда как греческим обычно пользовались в восточных частях империи. Кроме того, ручки на одном из подписанных кубков Артаса имеют полосы из синего стекла и пятна матового белого цвета — эта техника широко применялась в итальянских мастерских.
По-видимому, производство стеклянных изделий дутьем в форме развивалось в обоих регионах параллельно. Известны ранние образцы сосудов, сделанные в течение одного или двух поколений после приблизительно 25 г. н.э., когда появилась эта новая технология.
Среди них есть кувшины, кубки, чаши и бутыли с двумя ручками из прозрачного желтовато-коричневого, синего или зеленовато-бесцветного стекла, выдутого в декоративных литейных формах. На некоторых имеются греческие надписи, часто с пожеланиями пьющему, например, «Доброго здоровья» или «Удачи вам» (в буквальном переводе — «ловите победу»). На многих сосудах есть подпись создавшего их мастера — Эннион, Ясон, Мегес, Аристеас. Она обычно сопровождается словами «сделал меня»; на другой стороне сосуда иногда писали «пусть помнят покупателя». В одном случае Аристеас указан как «киприот». Находки большого количества кубков работы Энниона в северной Италии дают основание предположить, что, начав работать на Востоке, он переехал в центр Империи, возможно, вместе с другими стеклодувами из Сирии и Финикии. Вероятно, на новом месте они основали мастерские, где выдували стеклянные сосуды в литейных формах еще до середины первого века н.э. Еще одну связь между этими восточными и западными мастерскими подтверждают два дутых в форме кувшина, найденных в Керчи на Черном море, и очень похожих на изделия Эниона. На них такие же украшения каплями стекла, как и на изделиях итальянских мастерских. С другой стороны, нельзя исключить и того, что все эти сосуды могли быть сделаны в одном ремесленном центре Средиземноморья, и оттуда развезены торговцами в разные места.
Множество декорированных дутых в формах сосудов — кубки, чаши, флаконы из сине-зеленого или зеленовато-бесцветного стекла — было найдено в местах расположения военных баз римлян в Швейцарии, Франции и Британии. На них обычно изображались состязания колесниц на римской арене или сражения гладиаторов; на некоторых сосудах изображены обе эти сцены одновременно. Имена участников сражений почти всегда надписаны на латыни рядом с их изображениями. Места находок, а также язык надписей свидетельствуют, что все они сделаны в западной мастерской, вероятно, в Галлии или Швейцарии. Фрагменты литейной формы, использовавшейся для изготовления цилиндрических кубков с изображением состязания колесниц, были найдены на Корсике. Не так давно был найден фрагмент сцены состязания колесниц с надписью на греческом языке (хранится в собрании Джеймса Баррелета, Париж). Очевидно, это изделие имеет египетское происхождение, и поэтому представляется вероятным, что такие кубки и чаши делали также и на востоке. Возможно, те же западные мастерские изготовили несколько найденных кубков, дутых в форме, в виде голов негров. На двух из них, найденных в Британии, есть одинаковая надпись, и они явно сделаны в одной форме.
Среди стеклянных изделий той эпохи встречаются небольшие бутыли, кувшины и коробки, дутые в форме и состоящие из нескольких частей. Как правило, они декорированы изображениями фруктов, цветов и других символов, смысл которых пока неясен, и выполнены из прозрачного стекла насыщенного янтарного, зеленого, синего или фиолетового цвета, или же из матового белого стекла. Некоторые мотивы декора очень схожи с украшениями на изделиях Энниона и его коллег, и это дает основания предположить, что они сделаны в одних мастерских. Вообще, сходство между некоторыми стеклянных изделий того времени бросается в глаза: например, известный шестигранный флакон для благовоний с цветочным декором, хранящийся в Британском музее, явно является уменьшенным вариантом флакона, подписанного Эннионом с Кипра и хранящегося в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Места массового нахождения стеклянных изделий позволяют строить предположения о местах их производства. Например, с большой степенью вероятности можно говорить о том, что мастерские, выпускавшие сосуды из матового стекла, располагались в восточной части Империи, возможно, в Финикии, где их находят чаще всего. На западе делали четырехгранные флаконы из темного прозрачного стекла, украшенные масками. А некоторые другие изделия, выдутые в форму и относящиеся к первому веку н.э., скажем, флакон из кобальтового синего стекла в форме раковины, могли быть сделаны в любом конце Римской империи.
Во второй половине первого века началось изготовление новых видов стеклянных изделий, выполненных по технологии дутья в форму. Их много среди находок, сделанных в Помпеях и Геркулануме — двух городах, разрушенных извержением Везувия в 79 г. н.э. В их числе флаконы для благовоний и масел, имеющие форму финика и сделанные, как правило, из желтовато-коричневого или пурпурного стекла; многие исследователи считают, что их изначально изготовляли в сирийских или финикийских мастерских. Менее многочисленны флаконы в виде гроздьев винограда, также относящиеся к этому периоду. Хотя изделия этих двух типов первоначально зародились в восточных районах Империи, нет сомнений, что довольно скоро их стали делать и на западе. В Помпеях найдены и флаконы другого типа, с длинным горлышком и корпусом в виде человеческой головы, часто с двумя лицами, расположенными на противоположных сторонах сосуда, как у Януса. Их тоже делали как в западных, так и в восточных мастерских, и они были весьма популярны до конца римского периода. Многие из них сделаны из цветного стекла.
Для изготовления высоких кубков чаще использовалось окрашенное стекло желтовато-зеленых или коричневых тонов, но в раскопках встречаются и кубки из зеленовато-бесцветного стекла естественной окраски. Больше всего их обнаружено в Помпеях и Геркулануме, но они встречаются и в других частях Средиземноморья. Некоторые из них украшены миндалевидными выпуклостями («бутонами лотоса»), на других изображены фигуры из греческой мифологии или времена года (это первое появление темы, которая потом стала популярной в римском искусстве) в гирляндах из листьев. Кубки с миндалевидными выпуклостями производились разного размера; необычайно большой экземпляр, сделанный из прозрачного стекла янтарного цвета, хранится в Британской музее. Такой же декор можно видеть на стеклянном роге, сделанном, судя по всему, в то же время.
Особой техникой, описанной Плинием Старшим и, вероятно, модной в его время, было вырезание узоров на тонких листах металла (обычно серебра) и изготовление из них оправ для стеклянных изделий. Один такой экземпляр был найден в Италии, где он, вероятно, и был сделан. Трудно определить точно время его создания, но этот темно-синий кубок с выпуклыми шишечками, выступающими из отверстий в серебряной оправе, похож на изделия, выдутые в форме. Серебряная оправа еще одного экземпляра (хранится в Национальном музее в Копенгагене) сделана в виде кубка с крылатыми ручками типа, который обычно датируется не позже, чем первым веком н.э. У него синяя стеклянная вставка, выдутая в оправу, а вокруг края горлышка надпись на греческом языке, свидетельствующая, что он был сделан в восточной мастерской или же для восточного (или греческого) покупателя. Интересно, что он был найден в богатом захоронении в Дании вместе с монетами третьего века н.э. и, вероятно, получен в наследство или сделан в поздний период римской империи.
В 40-х годах н.э. началось производство методом дутья в форму квадратных бутылей с одной ручкой. Первые экземпляры были небольшого размера. В раскопках чаще всего встречаются более поздние высокие многогранные бутыли, которые стали массово изготавливать около 70 г. н.э. Большинство таких бутылей имеет квадратное сечение, но встречаются экземпляры с разным количеством граней — от трех до тринадцати. Из квадратных сосудов большинство выдуты в форму, но некоторые изготовлены без нее, обычным дутьем, и их стороны просто приплющены. Некоторые сосуды, сделанные выдуванием в форму, имеют цилиндрическую форму.
Все такие бутыли использовались для хранения и перевозки жидкости. Они были практичнее, чем керамические сосуды, так как сквозь них видна жидкость и их легче мыть. Для стеклянных сосудов не было установлено ни стандартного размера, ни стандартной вместимости — самый маленький из найденных сосудов имеет лишь 5 см в высоту, а самый большой — свыше 50 см, хотя самые распространенные размеры — от 10 до 40 см в высоту, и экземпляры меньше 10 см и больше 40 см встречаются редко. Иногда стеклянные сосуды использовались в качестве урн для праха — их находят обычно в Италии и в западных провинциях Империи. На квадратных бутылях западной работы часто видны различного вида узоры на основании — от простых концентрических кругов до сложных сцен и надписей. Надписи указывают или на имя владельца, или на имя изготовителя, или на место расположения мастерской. Неоднократно встречались сосуды, на которых изображены буквы AF или AF, заключенные в букве Q.
Многие сосуды из восточных районов недекорированы, а на некоторых есть надписи на греческом языке или геометрические узоры. Эти квадратные сосуды вышли из употребления в конце второго или в начале третьего века н.э. (цилиндрические сосуды перестали делать несколько раньше, около 110—120 г. н.э.). Их сменили сосуды другого типа, о которых будет сказано ниже.
В первом веке появились другие типы стеклянных изделий, которые с разными вариациями производились в течение следующих двух—трех веков. Среди них маленькие флакончики для духов («слезы») и сосуды большего размера, по всей видимости, для масла или вина, которые изготовлялись в разных вариантах. Значительную часть стеклянных изделий составляют выдутые 5 без применения формы кубки, тарелки, чаши, кувшины и другие сосуды для еды и питья, без декора или с несложным декором из простых резных линий, которые делались из природного голубовато-зеленого и светло- зеленого стекла. Расцвет стеклянного производства в Империи приходится на период от примерно 25 г. н.э. до конца римской эры. В руинах магазина в Козе (современная Анседония) в центральной Италии, разрушенного около 40 г. н.э., найден большой набор столовой посуды из бесцветного стекла. В форме этих обычных выдувных сосудов есть небольшие различия, позволяющие отличить восточные изделий от западных, и даже в некоторых случаях отнести конкретные изделия к определенным районам.
С 70 г. н.э. большую часть тонких стеклянных сосудов стали делать из искусственно обесцвеченного стекла. Это бесцветное стекло заменило не природные виды стекла с зеленоватым или голубоватым оттенком, а искусственно окрашенные в синий, пурпурный или янтарный цвет. Среди самых ранних известных выдутых сосудов римской эры из бесцветного стекла встречаются изделия, декорированные узорами из резных граней. Они сделаны между 70 и 117 г. н.э., примерно в то же время, что и сосуды, изготовленные литьем с выплавлением воска и имеющие такой же резной орнамент. Большинство обнаруженных на сегодня изделий того времени — это чаши и высокие кубки, но встречаются и другие виды стекла, например кувшины, изготовленные по образцу более ранней керамики. Они были особенно популярны в Италии и в западных провинциях, но были известны и на востоке. В редких случаях особо ценные изделия декорировались резьбой или гравировкой, изображавшей, как правило, многофигурные сцены. Например, на фрагментах чаши, найденных в Уэльсе, изображено состязание колесниц, и вырезаны надписи на греческом языке, что указывает на восточное происхождение резчика (или, возможно, покупателя). Очень немногие стеклянные сосуды имеют рельефную резьбу. На них обычно изображались миндалевидные шишки, листы плюща, ягоды, раковины, маски и другие стилизованные мотивы, большинство из которых перекликаются с изображениями на современных им сосудах из стекла, выдутого в форму, или из драгоценных металлов.
Диатрету (в буквальном переводе «разные сосуды или хрусталь») упоминает, как новый вид стекла, римский поэт Марциал, работы которого публиковались между 84 и 102 г. н.э. Составленному Марциалом описанию сосудов полностью соответствуют два кубка с ажурным орнаментом, один из которых найден в римском городе Ульпа Новиомагус (современный Неймеген в Нидерландах), а другой — на фактории в Баграме, в Афганистане. По форме они повторяют высокие кубки, украшавшиеся обычно эмалью и резными гранями. Дата захоронения в Неймегене (80—100 г. н.э.) помогает датировать и найденные сосуды — они явно относятся к концу первого или началу второго века н.э. На кубке из Неймегена рельефно вырезаны ветви дуба с листьями и желудями, причем стачивалось стекло вокруг листьев, веток и желудей, образуя ажурный узор. На сохранившемся декоре кубка из Баграма видны три лодки и башня, окруженная статуями. Возможно, это изображение знаменитого александрийского маяка, одного из семи чудес света, и рядом с ним — гавани, полной кораблей. Однако, как показывают раскопки, все известные римские маяки были однотипны, а расстояние между Баграмом и Александрией слишком велико, так что это предположение ставится под сомнение многими исследователями.
Одной из самых распространенных техник декорирования стекла, как в римскую эпоху, как и в более ранние времена, было гранение. Гранение широко применялось при обработке не только стекла, но и других материалов, и резчики по стеклу, должно быть, знали методы, применявшиеся другими ремесленниками — резчиками по камню, например, и пользовались в работе такими же инструментами, включая, в частности, бур, известный в Египте со средины третьего тысячелетия до н.э. Для нанесения деталей линейных рисунков, граней, а также для некоторых видов рельефной резьбы использовались небольшие точильные круги. Их делали из камня, пробивая в нем отверстие, в которое вставлялась палка. Эту конструкцию закрепляли в ручном вороте, и при вращении его, во время работы, постоянно подсыпали влажный гравий, песок, древесную золу или какой-либо другой доступный абразив. Часть гравировки выполнялась вручную с помощью резца из кремня или другого материала. Для полировки использовались простые напильники, плоские инструменты из металла и дерева, иногда изогнутые на конце для того, чтобы было удобнее добраться ими с абразивом в труднодоступные места. Легче всего было вырезать желобки по окружности стеклянных сосудов — для этого сосуд закрепляли на вращающемся круге наподобие гончарного и поворачивали, обрабатывая напильником и абразивом.
Подводя итог, можно утверждать, что в течение первого века н.э. римская стекольная промышленность достигла своего расцвета. Это привело к быстрому распространению стеклодувных мастерских во всей империи, так что они в течение относительно короткого периода появились во всех ее крупных центрах. Плиний Старший рассказывает, что в конце первого века н.э. стекло делали в Испании и Галлии, и это доказано находками. Латинское название Aramantus (или Aramanthus) появляется во второй половине первого века на стеклянных сосудах разных форм, особенно на кувшинах с масками в месте прикрепления ручек. Известно множество стеклянных изделий, произведенных в южной Испании и Португалии, нынешней Германии (прежде всего Кельне) и Британии.
В то время Римская империя простиралась от Британии на западе до Ирака на востоке, захватывая Малую Азию и северные берега Черного моря и Армению, а также Сирию, Ливан, Палестину, Израиль и Аравию. На севере ее границами были Рейн и Дунай; на юге в нее входило все Средиземноморье, Северная Африка и Египет.
Влияние Римской империи выходило далеко за рамки ее политических границ. И можно утверждать, что распространение и развитие стеклодувного производства и Римской империи в начале нашей эры оказало существенное влияние на историю материальной культуры человечества в целом.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 70 (октябрь 2009), стр. 26