Али Ага Гасанов — организатор и первый руководитель Государственного банка Азербайджанской Демократической Республики.
Становление азербайджанской независимости в 1918—1920 годы неразрывно связано с формированием государственных и административно-хозяйственных органов управления провозглашенной 28 мая 1918 года Азербайджанской Демократической Республики. Несмотря на то, что современники критически оценивали образовательный уровень национальной элиты, этот период породил плеяду замечательных государственных деятелей, таких как Мамед Эмин Расулзаде, Фатали Хан Хойский, Али Мардан Топчибашев, Насиб бек Усуббеков.
С именем одного из них — Али Аги Гасанова — связано становление независимой финансовой и банковской системы Азербайджана.
Говоря об участии Али Аги Гасанова в создании денежной системы независимого Азербайджана, необходимо отметить, что первоначально ей не отводилась та важная роль, какую она приобрела впоследствии. После распада Российской империи в регионе, начиная с 5 февраля 1918 года, имели хождение боны Закавказского Комиссариата, которые распределялись на договорных основах между Грузией, Азербайджаном и Арменией. Еще раньше, 23 декабря 1917 года, Бакинская Городская Управа приступила к выпуску так называемых «Бакинских денег», являвших собой типичный пример локальных денежных суррогатов общегосударственных денежных знаков (см. Ахмедов Р. «Из истории первых марок Азербайджана». Филателия, №3/2000, стр. 43). Поэтому характерно, что министр финансов первого кабинета Временного правительства Азербайджанской республики Насиб бек Усуббеков совмещал свою должность с должностью министра народного просвещения. Этот период — с 28 мая по 17 июня 1918 года — не нашел своего отражения в бонистике.
В Гяндже (Елизаветполе), где первоначально разместилось правительство Фатали Хана Хойского, начались политические трения между местной буржуазной аристократией и прибывшими туда «бакинцами», в результате чего пост министра финансов на период с 17 июня по октябрь 1918 года перешел Абдул Али бек Амирджанову.
15 сентября 1918 года турецкие и азербайджанские войска штурмом взяли Баку. Правительство немедленно переехало туда из Гянджи, прекратив тем самым эмиссию Бакинского Совнархоза, являвшую собой не что иное, как продолжение эмиссии Бакинской Городской Управы. Взаимные национальные и территориальные претензии трех закавказских республик все более возрастали, и с октября Министерством финансов началась подготовка к выпуску денежных знаков Азербайджанского правительства. Заказ был направлен в Азербайджанскую экспедицию заготовления государственных бумаг, и по ее решению размещен в хромолитографии «Товарищества А.М. Дагесова и П.К. Залинова», расположенной на углу Карантинной и Красноводской улиц. В этой хромолитографии прежде печатались денежные знаки Бакинской Городской Управы, Совета Народного Хозяйства, а в дальнейшем будут напечатаны денежные знаки, марки, вексельные и другие гербовые бумаги сначала Азербайджанской Демократической республики, а затем и Азербайджанской ССР.
Первые государственные денежные знаки Азербайджана номиналом в 100 рублей не имели названия, но в верхней части лицевой и оборотной стороны несли крупный заголовок «Азербайджанское Правительство». Надписи на тюркском и русском (выполненная по правилам старой орфографии) языках утверждали: «Имеет хождение наравне с российскими кредитными билетами». Несмотря на сложность и изысканную национальную орнаментальность оформления купюры, а также на предупреждение «Подделка преследуется законом», данный денежный знак подделывался фальшивомонетчиками, так как используемая бумага была без водяных знаков (см. Кардаков Н. И. «Каталог денежных знаков России и Балтийских стран 1769—1950». Берлин, 1953, стр. 157).
Знаки датированы «1919 года» и, судя по тому, что на них имеются подписи Председателя Совета Министров Ф. X. Хойского и министра финансов И. Н. Протасьева, не могли быть выпущены ранее 22 декабря 1918 года, ибо именно в этот день был объявлен новый состав кабинета министров (Векилов Р.А. «История возникновения Азербайджанской Республики» / Адрес-календарь Азербайджанской Республики на 1920 год. Баку, 1919, стр. 23). Смене кабинета предшествовали глобальные события мирового масштаба: окончание Первой мировой войны, капитуляция Центральных держав, куда входили Турция и Германия, эвакуация турецких войск из Закавказья и замена их в Баку 17 ноября 1918 года английскими войсками. Коалиционный состав нового правительства удовлетворил командующего экспедиционным корпусом английского генерала В. М. Томсона, объявившего себя генерал-губернатором.
Али Ага Гасанов вошел в состав правительства в качестве заместителя министра, но уже в феврале-марте 1919 года впервые возглавил Министерство финансов. Правительственный кризис, разгоревшийся на фоне коррупционного нефтяного скандала и приведший к отставке кабинета Фатали Хана Хойского, вынудил уйти со своего поста прежнего главу финансового ведомства Ивана Протасьева. Исполнение обязанностей главы Минфина было возложено на Али Агу Гасанова. 7 марта 1919 года он готовит решение правительства Азербайджанской Республики об учреждении Азербайджанского Государственного банка и принимается разрабатывать устав учреждения.
14 апреля 1919 года парламент Азербайджана утвердил 4-й по счету кабинет министров, который возглавил Насиб бек Усуббеков. Министром финансов стал Али Ага Гасанов. Дистанцируясь от скомпрометировавших себя предшественников, новый кабинет вносит изменения в оформление внешнего вида национальной валюты. «Азербайджанское Правительство» на лицевой стороне банкнот заменяется словами «Азербайджанская Республика», и выпуск 100-рублевых билетов продолжается далее. При этом для них сохраняется сквозная нумерация, то есть новый тип денежного знака начинается с третьей серии. Одновременно на купюрах заменяются и подписи должностных лиц: Председатель Совета Министров Н. Усуббеков, министр финансов А. Гасанов.
Решая задачу насыщения рынка национальной валютой, Министерство финансов в июне 1919 года выпускает новый, более крупный номинал в 250 рублей, одновременно продолжая работать над улучшением дизайна купюр. Известен очень редкий односторонний неутвержденный вариант лицевой стороны купюры с преобладанием зеленого, коричневого и розового цветов (Albert Pick. Standard catalog of World paper money. General issues. / Azerbaijan. Cat. # 6 (S706). Седьмое издание. Том второй, стр. 101).
В июле и сентябре 1919 года выпущены более мелкие разменные номиналы в 50 и 25 рублей соответственно. Вся серия денежных знаков Азербайджанской Республики образца 1919 года в 25, 50, 100 и 250 рублей имеет факсимильную подпись министра финансов Али Аги Гасанова и текст: «Имеет хождение наравне с российскими кредитными билетами».
Будучи беспартийным политиком, А. А. Гасанов никогда не был пленником политической идеологии и во всех делах исходил прежде всего из национальных интересов своего народа. Примечательный факт, свидетельствующий о социальной направленности исповедуемого им либерализма: в августе 1919 года он, «в целях охраны народных сбережений от анормального расходования и в задачах борьбы с роскошью», предложил обложить потребителей товаров роскоши в пользу фиска крупным косвенным налогом. Подготовленный им законопроект о введении особого временного таможенного тарифа на ввозимые из-за границы предметы роскоши был одобрен Советом министров 16 августа 1919 года.
Главной своей задачей Али Ага Гасанов считал создание национального Государственного банка. Несмотря на то, что необходимость создания этого финансового института осознавалась всеми представленными в парламенте политическими силами, законодательное решение вопроса далось нелегко. Левые и правые ожесточенно спорили о содержании будущей деятельности Госбанка, его соответствии чаяниям простого народа. На заседании парламента 28 августа 1919 года Али Ага Гасанов заявил, что учреждаемый Госбанк будет обязан соблюдать интересы как государства, так и демократии. «Госбанк создается и для того, чтобы государство имело возможность контролировать частные банки, и в этом отношении его интересы идут вразрез с интересами капиталистов», — убеждал социалистов министр финансов. По его словам, образование контролирующего и регулирующего финансовую сферу государственного органа могло устранить также остроту продовольственной проблемы, положить конец господству на рынке коммерсантов и спекулянтов, сосредоточивших в своих руках большие суммы денег.
16 сентября 1919 года Парламент Азербайджанской Республики принял устав Азербайджанского Государственного банка, подготовленный Министерством финансов. Законопроект об учреждении банка был принят в третьем чтении 18 сентября того же года.
Основной уставной целью Азербайджанского Государственного банка являлось облегчение оборота денег, оказание помощи торговле, промышленности и сельскому хозяйству, а также укрепление денежной системы. Уставной капитал Государственного банка составлял 50 000 000 рублей. Предполагалась ежегодное увеличение этого капитала в размерах 10 процентов за счет средств годовой прибыли. Планировалось формирование и увеличение запасного капитала до 10 000 000 рублей за счет средств годовой прибыли сначала в размере 20 процентов, а затем в размере 10 процентов. Запасной капитал создавался для покрытия убытков, которые могли бы образовываться при банковских операциях. При нехватке и этого капитала, планировалось использование основного капитала. В свою очередь, недостающая часть основного капитала должна была покрываться за счет средств государства. В то же время, в случае нехватки прибыли, для содержания банка планировалось создание специального резервного фонда. Этот фонд должен был формироваться в объеме 5 процентов за счет платежей.
30 сентября 1919 года в здании Центрального аппарата по улице Горчековского состоялось торжественное открытие Азербайджанского Государственного банка.
Отныне полномочия по эмиссии денежных знаков принадлежали Государственному банку. В целом за период существования Азербайджанской Демократической Республики общая сумма эмиссии денежных знаков составила 2 миллиарда 345 миллионов рублей.
Наладив выпуск собственных денег, министр финансов способствовал принятию весьма важного постановления правительства от 8 ноября 1919 года «Об унификации денежного обращения». Согласно ему к приему — как в обмен, так и в платежи — в государственных кассах всех ведомств республики отныне подлежали лишь денежные знаки Азербайджанской Демократической Республики, а также знаки, выпущенные прежними властями: Бакинским городским самоуправлением, Советом городского хозяйства и Закавказским комиссариатом. Тем самым на территории Азербайджана прекращалось хождение российских рублей. Данная мера не могла быть направлена против выпущенных еще при царском режиме («николаевских» или «романовских»), а затем и Временном правительстве («думских») денежных знаков. Эта валюта, выполненная на бумаге хорошего качества с множеством степеней защиты от подделки, обеспеченная могуществом великого государства, наиболее высоко ценилась населением и котировалась на Константинопольской бирже.
Зато в те годы каналы денежного обращения переполняли «керенки» и «пятаковки», безудержно эмитируемые Советом Народных Комиссаров РСФСР. Имея контроль над «печатным станком» — оборудованием и клише для изготовления «романовских» и «керенских» денежных знаков — вступившие в эпоху «военного коммунизма» большевики целенаправленно разрушали финансовую систему, выпуская деньги по мере возникновения надобности в них народного хозяйства. Подобные меры защиты собственной экономики были не новы. На востоке страны министр финансов при правительстве адмирала А.В. Колчака Иван Андрианович Михайлов произвел денежную реформу посредством изъятия и аннулирования «керенок» (А.В. Алямкин, А.Г. Баранов. «История денежного обращения в 1914-—1924 гг. (по материалам Зауралья)». Екатеринбург, 2005 г. стр. 333). На юге России генерал А.И. Деникин, обеспокоенный появлением в середине мая 1919 года на прифронтовых территориях «пятаковских» дензнаков, которые стремительно наводняли денежное обращение и вызывали безудержный рост цен, издал приказ об их запрете (Авчухов А.Ю. «Надпечатки ОСВАГа» / Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. №6 (58), июнь 2008. Стр. 130—136).
В то же время, учитывая активные торговые связи с Северным Кавказом и Югом России, находившимися под контролем Добровольческой армии, Бакинское Отделение Государственного банка летом 1919 года признало донские дензнаки и начало их беспрепятственный прием во все платежи (Лазарев В.А., Баранов А.Г. «История выпуска донских денежных знаков» / Нумизматический альманах №1/2006, стр. 45).
9 ноября было открыто Гянджинское отделение Государственного банка.
Конец года совпал с объявлением нового кабинета министров, сформированного Насиб беком
Усуббековым, в который Али Ага Гасанов был включен в качестве товарища министра, совместив этот пост с должностью директора Азербайджанского Государственного банка Пост министра финансов с 24 декабря 1919 года по 1 апреля 1920 года занимал Рашид Хан Капланов. За его подписью вышла последняя купюра Азербайджанской Республики номиналом в 500 рублей образца 1920 года Оформление ее идентично знаку в 250 рублей, однако надписи на ней выполнены только на французском и тюркском языках (за исключением номинала, года и серии, продублированных по-русски). Отсутствует и декларация, приравнивающая эту валюту к российскому рублю. Как будто насмехаясь над новым министром финансов, окончившим юридический факультет парижской Сорбонны, фальшивомонетчики, не обошедшие вниманием самый привлекательный номинал серии, сделали ошибку во французском написании слова «AZERBAIDJAA».
28 апреля 1920 года Азербайджанская Демократическая Республика пала. Приказом Финансового Комиссариата от 31 мая 1920 года Азербайджанский государственный банк был переименован в Азербайджанский народный банк. Решением Азербайджанского Революционного Комитета от 9 июня 1920 года все банки и другие кредитные организации были национализированы и включены в состав Народного банка. Таким образом, банковское дело перешло в полную монополию государства.
В советском Азербайджане Али Ага Гасанов продолжал работать заместителем директора банка. Известна
фотография, датированная 17 августа 1924 года, на которой он запечатлен в качестве члена правления Бакинского Городского банка.
Несмотря на различия в политических взглядах, Али Ага Гасанова и большинство других деятелей Азербайджанской Демократической Республики объединяли глубокая любовь к родине и непоколебимая приверженность демократическим идеалам и ценностям. С его именем будет навсегда связана история становления независимой финансовой и банковской системы Азербайджана.
Отрадно заметить, что потомки Али Ага Гаджи Сулейман оглы Гасанова с гордостью несут эту фамилию и чтят его память. Безусловно, это объясняется не только особенностями национального менталитета, но и высокой культурой современной интеллектуальной элиты Азербайджана. Фотографии из семейного архива этого достойного человека с любовью опубликованы в открытом доступе в интернете, что дало возможность подробно проиллюстрировать статью.
Алексей АВЧУХОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 70 (октябрь 2009), стр.134