Среди, коллекционеров немного найдется любителей интереснейшего изобретения XIX века — швейной машины. Из всего ее многообразия можно выделить группу, которая вызывает у людей добрую улыбку, — детские швейные машины. Именно они представляют интерес для коллекционеров.
История появления в обиходе швейной машины такова. После изобретения прямой иглы с ушком на острие многие пытались приспособить ее к механизму для сшивания, но преуспели в этом американцы Элиас Гоу (Elias Howe) и Джеймс Гиббс (D.Gibbs). Первый из них в 1846 году получил патент на швейную машину челночного стежка, второй — в 1856 году — на швейную машину цепного стежка. Именно этим изобретателям человечество и должно быть признательно за появление швейных машин, работающих стабильно и дающих качественный шов.
Машины, предназначенные для детей, известны с конца XIX века. Выглядевшие как игрушки, они самым настоящим швом могли соединять детали одежды и делать незначительный ремонт. Конечно, на протяжении более 100 лет менялись и дизайн машины, и конструкция исполнительных узлов, и технология изготовления деталей. Единственно, что оставалось неизменным, — габариты машины. Детская всегда была значительно меньше тех, что предназначались для взрослых.
Удивительно привлекательный дизайн у одной из ранних машин американского производства: корпус на лапах, черное поле основания и металлического футляра-крышки расписано многоцветным растительным узором и птицами. На приподнятой рабочей платформе — фирменный торговый знак, нанесенный методом гравировки. Знак выполнен в форме окружности, внутри которой буква «В» в прямом и зеркальном изображении. Под нижней и над верхней частями окружности — зигзагообразные стрелы— символическое изображение молнии, по сторонам окружности — два птичьих крыла.
Изготовление машины, а потом и ручная роспись ее элементов — процесс достаточно трудоемкий. Поэтому машины были дорогими и выпускались небольшими партиями. Серийный номер не ставился. Они могли использоваться в дорожных условиях для мелкого ремонта, на что указывает надежная фиксация в металлическом футляре-крышке, оснащенном ручкой.
Оригинальная швейная машина, изготовленная в начале XX века в Западной Европе, имеет несколько иную конструкцию и тоже великолепный дизайн. У нее нет махового колеса, его роль выполняет поворотная ручка, а весь механизм передачи движения игловодителю с иглой и петлителю расположен внутри полого объемного корпуса. Оформленная в корпус художественного литья с декоративными растительными элементами, машина на фигурной платформе прекрасно вписывалась в интерьер детской комнаты начала XX века. Она выглядит как произведение искусства, и ее корпусные детали, выполненные по технологии точного художественного литья, не нуждаются в дополнительном оформления — литье само по себе достаточно декоративно.
Процесс изготовления таких машин был намного проще, чем американских, их выпускали в большом количестве, поэтому на рабочей платформе уже ставился серийный номер. Сегодня эти машины встречаются крайне редко, что, вероятно, связано с многочисленными войнами и революционными преобразованиями почти во всех странах Европы начала прошлого столетия. И тем не менее, они изготавливались многими фирмами и распространялись Торговыми домами.
В России продавались детские швейные машины различных конструкций, две из которых представлены в каталоге Торгового Дома «Н. ФЕТТЕРЪ и Е. ГИНКЕЛЬ». В зависимости от комплектности и дизайна цена их колебалась от 90 копеек до 6 рублей.
Все детали детских швейных машин в первой половине прошлого века делались из металла, за исключением ручек привода, которые точились из дерева или изготовлялись из керамики белого цвета. Несмотря на свои габариты и простоту исполнительных механизмов на этих машинах можно было шить одежду не только для кукол, но и для взрослых.
Больше всего фирм, производивших различные швейные машины для бытового использования, промышленного назначения и детские, было в Германии. Внешнее оформление машин соответствовало духу времени. На 1930—1940 годы, как мы знаем, пришелся пик популярности мультфильмов Уолта Диснея и, конечно же, этот факт не ускользнул из поля зрения дизайнеров.
Например, немецкая машинка 1933 —1945 годов, схожая по конструкции с предыдущими моделями, отличается от них дизайном, характерным для оформления детских игрушек. Она расписана сюжетами из мультфильма «Красная Шапочка» по сказке Шарля Перро: Красная Шапочка с Серым Волком и портреты Красной Шапочки. На рабочей платформе машины надпись — «MADE IN GERMANY» и торговый знак — орел с расправленными крыльями держит в лапах ключ.
Были машины, на которых изображались фрагменты из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» и других. Серийные номера на этот тип машин не ставили.
Российские швейные предприятия в 1930-е годы испытывали острую потребность в специальных промышленных машинах, но несмотря на это Подольский механический завод в 1935—1940-х годах выпускал много детских швейных машин. Их изготовляли на достаточно высоком техническом уровне, украшали многоцветной росписью и оснащали добротным деревянным футляром-крышкой. На стойке в виньетке ставилось фирменное обозначение: переплетенные буквы — красная «П», золотистые «М» и «3» (Подольский механический завод). Серийный номер располагался на литом корпусе под рабочей платформой. Обязательно прилагалось подробное руководство по эксплуатации, напечатанное в заводской типографии, с учетным номером Гослита Московской области.
В послевоенные 1946—1952 годы московский завод «Метиз—2», используя принцип работы машин начала XX века, выпускал детские машины из штампованных деталей. Технология изготовления их намного проще, чем из литых. Механизмы, передающие движение игловодителю и петлителю, не скрыты внутри корпуса, а расположены на фронтальной поверхности плоского корпуса машины. Так что ребенок мог видеть этапы работы механизмов и процесс образования стежка. Внешнее оформление машины соответствовало духу времени и более скромной обстановке детского уголка в квартире, чаще всего коммунальной. Корпус и основание машины традиционно красили черным цветом, затем золотистой краской наносили геометрический узор. На рабочем столике ставился торговый знак завода-изготовителя — ромб, внутри которого надпись: «ММП з-д МЕТИЗ — 2 Сталинского РПТ г. Москва».
Всемирно известная немецкая фирма «ЗИНГЕР» в середине 1950-х годов выпускала детские швейные машины, которые не обязательно было ставить на стол, при помощи струбцины они крепились к любой горизонтальной поверхности. Такие машины с простыми формами, как у «взрослых» швейных машин, были окрашены в нейтральные цвета, которые пришли на смену традиционному черному. На рукаве машины с двух сторон наносилась надпись «SINGER», на основании крепилась овальная пластина из желтого металла с традиционным фирменным знаком компании: челнок, катушка с нитками, перекрещенные иглы и нить, изогнутая в форме буквы «S». По периметру знака надпись: «ТНЕ SINGER MANFO.CO», «TRADE MARK». На скобе струбцины надписи «Simanco USA» и «121716». Надписи указывают на содружество 2-х фирм — Зингер и Симанко — в серийном производстве детских швейных машин. Картонная коробка, в которую убиралась машина, была красочно оформлена большим количеством изображений и надписей. Рисунки располагались по всей наружной поверхности крышки: шьющая и прыгающая через скакалку девочка, ножницы, катушки с разноцветными нитками. На коробке тоже надписи: «Singer Sewhandy», «А Real Sewing Mashine», «Singer Sewing Mashines», «А Practical Sewing Mashine for Childen...», «The Singer Manufacturing Company», «Made in USA», «А Trade Mark of the Singer Manufacturing Company», «А Real Sewing Mashine fasy for a child to USE».
Большинство бытовых приборов, в том числе и детские швейные машины, до середины XX века делались из металла. С развитием химических производств началось активное применение технических пластмасс в изготовлении деталей бытовой техники.
Например, Владимирский завод «Автоприбор» основание машины и футляр-крышку с ручкой делал из пластмассы темного цвета. Корпус повторял форму машин для взрослых. Если в машинах, показанных выше, рабочая платформа приподнята и механизм петлителя просто прикрыт скобой-крышкой, то в этой машине все движущиеся части уже спрятаны внутри корпуса и под платформой: наверняка для того, чтобы обезопасить ребенка, — ему в этом случае просто некуда сунуть пальчик. Чтобы ребенок мог убрать нитки, наперсток и прочие принадлежности для шитья, в основании — впервые — предусмотрено специальное отделение для этого, что, кстати, приучало детей к аккуратности.
Основание и футляр-крышка были достаточно темными, а корпуса машин покрывались и традиционной черной краской с росписью золотистого цвета, и яркими красными и зелеными красками. На футляр-крышку наносился красочный рисунок, изображавший шьющую девочку. На круглую металлическую пластину из металла белого цвета, расположенную спереди на стойке, наносились надписи: «Завод Автоприбор», «АП», «г. Владимир» или по черной краске — «Завод Автоприбор», «А7», «ДМПП».
Внизу на стойке — трогательная литая надпись: «цена 5 р. 20 к.». Именно столько стоила машинка в 1960 — 1970 годы.
Все описанные машины делали строчку шва нерегулируемым линейным цепным стежком, длина которого определялась конструктивно и не могла меняться, так как на машине не было специального устройства для регулирования его длины. Кроме того, привод был исключительно ручным, поэтому скорость шитья зависела от опыта и сноровки, но она не могла быть настолько высокой, чтобы подвергать опасности ребенка. При шитье, несмотря на наличие прижимной лапки, сшиваемые детали приходилось придерживать рукой.
Немецкая фирма «Piko», специализировавшаяся на изготовлении масштабных моделей железнодорожной техники и ландшафтных атрибутов, в конце 1980-х годов стала выпускать детские швейные машины с электроприводом.
Эти машинки, кроме линейного однониточного цепного стежка, могут выполнять еще и комбинацию швов зигзагообразной строчкой различной ширины и шага. На машине установлен механизм регулирования длины стежка. При шитье достаточно больших вещей сбоку можно укрепить съемный рабочий столик. Здесь уже установлена специальная прижимная лапка для защиты пальцев. Все исполнительные механизмы расположены вне пределов досягаемости — в корпусе и под платформой. Машина имеет небольшое маховое колесо и приводную ручку для шитья вручную, но может работать и при помощи электробатареек. Для этого имеются специальное гнездо и ножная педаль включения, а в зоне действия иглы — лампочка для освещения.
На рукаве машины надпись — «GABRIELA», на дне указана модель — «R20». Металлических деталей в машине мало, в основном пластмасса различного цвета — белая, розовая, салатная. Поскольку устройство этой машины достаточно сложное, к ней дается красочное, с иллюстрациями, руководство по эксплуатации. На листе инструкции — на красном фоне логотип фирмы с надписью «Р1КО SPIELWAREN» и типографские данные «SG 160/21/88 25 V-17-17 1082 (russ)». Кроме того, прилагается выкройка в натуральную величину с деталями кроя одежды для кукол.
В сложенном виде машина убирается в коробку с многоцветными рисунками: шьющая девочка и отдельные элементы машины. На четырех сторонах и верхе коробки — логотип фирмы-производителя, рекламная надпись на 4-х языках, сообщающая о достоинствах машины. Особо выделена надпись «ZICK — ZACK» (зиг-заг), тем самым подчеркнуто особое место этой модели среди прочих детских швейных машин, выпущенных ранее другими фирмами.
Машины, доставившие столько радости детям всего мира, выпускались различными фирмами во многих странах на протяжении всего XX века. К сожалению, эта традиция ушла в прошлое — в последние годы на прилавках магазинов среди изобилия бытовых приборов практически невозможно найти швейную машину для детей. А некоторое количество еще существующих сегодня машин различных конструкций и различного дизайна могут стать предметом гордости любого коллекционера.
Кунсткамера.
Лидия ОРЛОВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
Мнение эксперта.
Сейчас в России практически нет частных коллекций швейных машин. Достаточно обширная и систематизированная коллекция есть только в Политехническом музее (более 200 единиц). На втором месте — собрание в музее «Петропавловская крепость» (около 100 единиц). Среди частных коллекционеров есть заинтересованные лица, собирающие отдельные образцы по внешним признакам, например, имеющие оригинальное художественное оформление. А зря! В последние годы многие западные коллекционеры стали проявлять интерес к швейным машинам. Недаром в «Комиссию по экспертизе предметов техники, заявленной на вывоз из Российской Федерации» при МК РФ все чаще стали поступать заявления с просьбой о разрешении на вывоз швейных машин. Когда в г. Виттенберге (Германия) решили на базе завода фирмы «Зингер» организовать музей, то оказалось, что в формировании вещевого фонда возникли трудности из- за отсутствия оригинальных образцов. Наиболее полная коллекция находится в музее г. Вашингтон (Smithsonian Institution). Она сформирована, в основном, из патентных образцов, которые изобретатели XIX века обязаны были представить для получения патента. Повышенный интерес к машинам сразу же сказался на ценах. Так, на техническом аукционе, проходившем в конце прошлого века в Кёльне, цена на швейные машины, предназначенные для взрослых, колебалась от 3 000 до 11 000 немецких марок. А стартовая цена детской швейной машины «Franzdsische Kinder Nahmaschine» 1880 года была 4 200 немецких марок.
Российские коллекционеры пока еще, видно, не поняли, что много потеряют, если не поспешат воспользоваться моментом, когда на «барахолках» и у частных лиц еще можно — и за небольшие деньги — купить предмет, цена на который в ближайшее время наверняка подскочит до уровня мировых.
Л.Егорова
АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
ДЕКАБРЬ 2003