Можно ли в наше время хоть на мгновение представить себе, сколько усилий требовалось в не таком уж отдаленном прошлом для того, чтобы просто осветить комнату, разжечь камин или очаг, зажечь сигару или свечу?
Кто задумывается о том, что маленькая спичка была когда-то дорогостоящим товаром и предметом гордости?
Изобретение Фридриха Каммерера из Людвигсбурга (Германия) позволило человечеству распрощаться наконец с утомительными процедурами добывания огня с помощью стали, кремня и трута. Значимость изобретения, которое, как это часто случается, обрело форму простого, ничем не примечательного предмета, — была незамедлительно подчеркнута предприимчивыми, энергичными и талантливыми производителями эпохи бидермайера посредством уникальной запоминающейся «упаковки», служившей украшением гостиной, курительного салона или спальни, нередко являясь настоящим произведением искусства.
В производство спичечниц, которое началось приблизительно в 1835 году, сначала включились прусские королевские литейные предприятия в Берлине, затем - фарфоровые заводы: Мейсенский, Шумана, Карла Тильша и пр. Их примеру последовали производители майолики, мастера гончарного дела и резьбы по дереву, изготовители изделий из серебра, а также такие знаменитые авторы художественного литья, как Е.Г. Циммерман (Ханау), Иозеф Гланц (Вена), каслинские мастера (Россия) и многие другие. Спичечницы производились как для гостиной, так и для кабинета, спальни, кухни в форме настольных фигур и помпезных композиций, а также всевозможных как простых, так и дорогостоящих настенных и карманных изделий.
С 1835 по 1935 год спичечницы внедрились практически в каждый дом в Германии, в той или иной степени — в Англии, Франции и России, причем общий вид и ценность изделий определялись благосостоянием и предпочтениями их владельцев. В старинных предметах из бронзы, серебра, железа, фарфора и других материалов, авторы которых — знаменитые в прошлом мастера своего дела, современному человеку практически невозможно распознать спичечницы начала, середины и конца XIX века, в силу естественной утраты объектами их функционального назначения. На это обычно указывает лишь небольшая рифленая поверхность, специально предусмотренная автором изделия для разжигания спичек с фосфорной головкой. Этих предметов старины, освещающих важнейший этап в истории цивилизации и прогресса, к сожалению, почти нет в музеях мира, а подбор материала для частных коллекций, как правило, зиждется на предпочтениях авторов. Так, коллекционеров в США привлекают, в основном, настенные изделия из железа; в Великобритании - так называемые «ночники» [go-to-beds], фигурные изделия из бронзы и дерева высокой художественной ценности, которые использовались для освещения спальни. Одна из сфер функционального назначения старинной спичечницы как объекта культуры и искусства достаточно полно отражена в частной коллекции карманных спичечниц (США, см. www.matchsafe.org). Многообразие форм, художественных стилей и материалов, заполняющее многочисленные пробелы в наших знаниях о предмете, представлены еще в одной из частных коллекций, предположительно, крупнейшей в мире (Германия, см. www.matchholder.de).
Будучи главной страной-производителем старинных спичечниц, Германия ориентировалась не только на внутренний, но также и на внешний рынок. В зависимости от предпочтений изделия, соответственно, изготавливались либо в виде фигур темнокожих людей из майолики (например, для рынка США), либо обретали форму милых мишек (для рынка России), либо представляли собой типовые фигуры городских
жителей, мастерски отлитые из железа (для рынка Великобритании). Осваивая и расширяя рынок, производители стали также изготовлять всевозможные комбинации спичечниц, например, с табакерками, подсвечниками, специальными углублениями для сигар и резервуарами для фидибусов (предшественников спичек, сделанных из дерева или воска и напоминающих тонкие лучины или свечи). Так появились настольные фигурные композиции, прекрасно выполненные, нередко с юмором. Позже индустриализация, к сожалению, наложила свой отпечаток на изготовление спичечниц, что в итоге привело к их массовому производству со значительным ухудшением качества.
Как неотъемлемый предмет искусства, культуры и быта, который, отражая дух своего времени, стал воплощением человеческой фантазии и мастерства, всеми зыбытая и стертая из памяти поколений старинная спичечница — интересный объект нашей истории, охватывающий все многообразие художественных стилей (бидермайера — классицизма — грюндерства — модерна — ар деко). Она и сейчас радует глаз современного человека своей красотой, изяществом, оригинальностью в удачно подобранных сочетаниях материалов и композиций.
Вольф-Рюдигер РЕЙНХАРДТ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 70 (октябрь 2009), стр.48