Всякое удавшееся живописное полотно — воплощенная история и самого сюжета, и его восприятия художником. Пейзажист, пишущий с натуры, начинает свою работу с момента глубокого увлечения тем, что он видит в природе. Довольно редко можно стать свидетелем не самого обычного явления природы, хотя бы такого, как иней или половодье. Еще сложнее передать это явление на холсте. Названия работ Ильи Хрипченко вполне традиционны: «Майский день», «Утро», «Деревенский пейзаж»; деревья, избы, снег, небо и земля. Но важно в них другое — то состояние легкого мороза или раннего утра, которое охватывает внимательного зрителя, мастерски переданное цветом. Именно в цвете И. Хрипченко находит живописный эквивалент чувственного восприятия.
Поздняя осень и ранняя весна — не самый подходящий сезон для прогулок в поле или по лесу. Но для художника именно это время представляет интерес. Трудно подобрать названия краскам, из которых состоит «Талый снег», «Проталины», «Морозный день», «Весеннее утро». Да и нужно ли подбирать? Надо просто посмотреть на его небольшие холсты, и тогда, может быть, в памяти сами собой оживут давно забытые случайные встречи, переживания, вкус холодных сосулек, память детства. Краски ложатся на холст, следуя стремлению художника изобразить видимое вокруг в особом порядке, когда увиденное в это мгновение и собственные представления о мире соединяются с мастерством и опытом.
Илья Хрипченко получил хорошее профессиональное образование. Учеба в Московском Художественно-промышленном училище (б. Строгановское) дала ему возможность работать в различных областях художественного творчества. Значительную часть своего времени он отдает работе на пленэре. Его живопись — это пейзаж в том виде, в каком мы представляем себе все богатство природных явлений: изменчивое состояние дня, смена времен года, открытое пространство, цвет и свет. «Вечерние лучи» — безмятежный покой летнего вечера, где крупные массы полыхнувшего за рекой леса объяты лучами вечернего неяркого солнца. Художественная индивидуальность И. Хрипченко — это отражение реального мира в понимании художника, в котором размыты временные рамки. «Осень» предстает оранжевыми бликами на холодном сиреневом поле. Бросается в глаза скрупулезный отбор деталей, отсутствие лишнего в работах. Композиционное построение в его пейзажах основано на передаче пространственных планов. В первые минуты понятна и простота сюжета, ну а дальше — дело впечатлений, эмоций, фантазии смотрящего.
Илья Хрипченко не придумывает сложные наименования своим работам, а дает им простые, понятные и естественные названия: «Деревенский пейзаж», «Осень», «Утро», «Сумерки», «Август». Встречаются, правда, и такие картины, где природа приобретает живые человеческие черты, она как бы очеловечена: «Пробуждение», «Дыхание весны».
Художник не стремится к полной завершенности работы. Он намеренно останавливается между картиной и этюдом. И в этой незавершенности, недосказанности проявляется его индивидуальность — неторопливая повествовательность о сложном в простых и понятных формах.
Общий колорит работ — спокойный, без контрастов. Посмотрите на «Ветлы», «Пасмурный день»: как кстати здесь проявляется тонкость цветовых отношений, мерцающие градации переливов цвета. Следующий ряд работ, возможно, объединен серией или, по крайней мере, единым замыслом — это «Утро», «Сумерки», «Август» и «Ветер». Примеров решения этой темы немало, но И. Хрипченко находит свое собственное ее прочтение.
Природа всегда притягательна, особенно для неискушенного зрителя. Городской житель не всегда имеет возможность непосредственного общения с ней. Вот и тянется душа к первозданным и целительным образам природы, когда на картине «Талый снег» проступает нежная зелень травы, а «Вечерние лучи» зажигают в сердце смотрящего что-то глубоко личное. Личные переживания по поводу увиденного в природе непостижимым образом становятся по-человечески глубоко общими на картине. В этот хрупкий момент живопись приобретает неповторимое и значимое звучание. Художника волнует и заставляет замереть вид на зеленый луг, на белое облако в прозрачном синем небе, туманы, перелески, игра света и тени, высокие сосны и растрепанные березки, тропинка вдоль реки — бесконечное разнообразие форм и постоянно меняющиеся состояния природы. Илья Хрипченко пишет все это, нимало не смущаясь простотой поставленной задачи. Да и не всем художникам следует быть Сальвадорами Дали: изобретать, комбинировать, придумывать себе рекламу. Можно жить традицией и со спокойной душой говорить о непреходящих ценностях — земле, траве, небе, совести, постоянстве, любви. Выбирать позволено каждому. А живопись дает возможность передавать красками на холсте любую гамму чувств и состояний, каждый раз их по-новому переживая.
Александр ВЛАСЕНКО
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 72 (декабрь 2009), стр.40