В собрании портретов XVIII века Государственного Исторического музея в Москве храниться один любопытный мужской портрет неизвестного с необычной историей.
Портрет изображает старика с длинной седой бородой, облаченного в бархатный халат брусничного цвета с меховым воротником. На обороте портрета имеется надпись, которая в достаточной степени создает интригу вокруг изображенного на портрете персонажа:
«Светлейший князь Александр Аанилович Меншиков
Списана с портрета имеющегося у Аениса Ивановича Чечерина
Генерал Губернатора Тобольска и всей Сибири.
Кн. Ал. Дан. Меншиков родился в Москве 17 ноября 1672 года.
Скончался в Тобольской Губернии в Городе Березове 22 Октября 1729 года
Жития его было 56 лет 11 месяцев и 5 дней.
Послание Иоаковле.
Глава 1-я, стих 12-ой Блажен муж, иже претерпит искушение
Ага не искусен быв примет венец жизни.
Притчи Соломоновы, глава 5-я, стих 12-ой
Его же любит Господь наказует биетже всякаго сына его приемлет.
Писал сосланный живописец и иностранец Карл Иванович Фрок. Тобольск в 1770 году».
(Перов В.Г. Нечто в роде легенды о портрете князя Александра Даниловича Меньщикова. // «Художественный журнал». СПб. Март 1881. С. 184—188.)
Действительно ли на портрете изображен бывший светлейший князь Александр Данилович Меншиков во время своей ссылки в Березов?
Данный портрет упоминается в примечании к статье про портреты АД. Меншикова в «Подробном словаре русских гравированных портретов» Д.А. Ровинского (СПб., 1887. Т. II (Е-О). С. 1272—1275). В примечании указывается, что художник В.Г. Перов в 1881 году обнаружил, что портрет, хотя и подписан как копия портрета Меншикова, на самом деле являет собой точную копию находящегося в Эрмитаже этюда Ванъ-Дика (Ван Аейка в современной транскрипции).
Из данных В.Г. Перова, сообщенных им в фельетоне «Нечто в роде легенды о портрете князя Александра Даниловича Меньщикова» в мартовском номере «Художественного журнала» за 1881 год, следовало, что оригинал этого портрета был прежде в собственности тобольского генерал-губернатора Д.И. Чечерина. На момент публикации статьи оригинал портрета находился в Москве в собственности «Госпожи В.». Списком же с него кисти К.И.Фрока владел граф Н.Б. Разумовский. После картина попала в собрание московского коллекционера и археографа статского советника В.А. Юни, скончавшегося в 1857 году. После его смерти вдова покойного передала портрет лечащему врачу «М-ву». От доктора «М-ва» он перешел к самому В.Г. Перову. Затем этот портрет был приобретен у В.Г. Перова г-ном Ценкером и дарован Румянцевскому музею.
Однако уже в 1915 году в каталоге картинной галереи отделения изящных искусств Императорского Московского и Румянцевского музея портрет под таким названием уже отсутствовал. Возможно, странное совпадение изображений на двух портретах привело к тому, что портрет более не называли «Портретом Меншикова», и на 1915 год он уже мог числиться как, например, «Голова старика» художника Яна Ливенса (№675 в каталоге Румянцевского музея), авторство которого в каталоге стоит под вопросом. Других вариантов изображений стариков в сочетании с неизвестным или сомнительным авторством, тем более «голландской» или «нидерландской» школ, в каталоге нет. Если изучить историю атрибуции портрета по архивным документам Румянцевского музея, то будет ясно, под каким собственно именем выставлялся исследуемый нами i портрет. После закрытия Румянцевского музея в 1924 году рассматриваемый нами портрет был передан в Государственный Исторический музей в Москве, где и находится на хранении в настоящее время.
В 2006 году старший научный сотрудник музея и хранитель фондов XVIII века Людмила Юрьевна Руднева подтвердила автору идентичность изображений на портрете неизвестного и работе «Голова старика» кисти Антониса Ван Дейка, экспонирующимся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (илл. 1). Аннотация к портрету в Эрмитаже гласит: «Ван Аейк, Антон. 1599, Антверпен — 1641, Аондон. Голова старика. Пост, в 1764, приобр. из собр. И.Э. Гоцковского в Берлине».
Кто же в действительности изображен на портрете? Может ли портрет являться неизвестным изображением бывшего светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, сделанным в ссылке в Березове? При разговоре с сотрудниками Государственного Эрмитажа автору удалось узнать, что известна и еще одна версия портрета, хранящегося в США в музее Нельсона-Аткинса. В 2007 году автор отправил запрос в Музей искусств Нельсона- Аткинса в Канзас-Сити, штат Миссури (Nelson-Atkins Museum of Art) о наличии у них портрета, аналогичного портрету старика кисти Ван Дейка. Копия изображения «Головы старика» А. Ван Дейка из Государственного Эрмитажа была приложена к запросу.
В полученном ответе из Музея искусств Нельсона-Аткинса содержалась копия с портрета и полная информация о бывшем у них портрете (илл. 2).
Сотрудник департамента европейской живописи и скульптуры музея MacKenzie L. Mallon сообщил, что данная картина была в их коллекции и представляла собой портрет известного английского долгожителя «Старины (Томаса) Парра» («Old Рагг»), Однако в начале XX века картина была продана в частную коллекцию, и все, что у них осталось, — это черно-белый фотоснимок, копия с которого и была прислана автору. По сведениям из музея, на обороте картины имелась рукописная надпись на французском языке: «C’est le portrait d’ Old Parr peint par Rubens quand il e’tait ambassadeur. Parr avait 142 ans ett mourut a Page 145». (Rooses, «L’Oeuvre de P.P.Rubens». Jos. Maes. 1890. V. 4. P. 230.) Впоследствии эта надпись на портрете была утрачена. Интересно, что даты, указанные Рубенсом, и известная хронология жизни Парра не совпадают. Томас Парр скончался, когда ему было 152 года. (Encyclopedia Britannica. 11th Edition, Vo. 20, P. 862.) Согласно надписи на надгробном памятнике «Старины Парра», он жил с 1483 по 1635 год и был похоронен 15 ноября 1635 года (после смерти, наступивший от переедания на королевском приеме в свою честь).
Сотрудник музея Нельсона- Аткинса также прислал подробную сопроводительную документацию на картину. В частности, в ней сообщается, что портрет принадлежит кисти Питера Пауля Рубенса, фламандца. На полотне от сутствуют подпись и дата. Сотрудники музея в Канзас-Сити датируют этот портрет 1629—1630 годами. Атрибуция и датировка картины за свою историю претерпела несколько превращений. Из-за несовпадений известных дат в хронологии жизни Рубенса и надписи на обороте картины, портрет, который считался изображением Томаса Парра кисти Рубенса, в 1862 году стал «Портретом старика» («Portrait of an Old Man») работы неизвестного мастера. Однако спустя век, в 1960 году, после расчистки полотна портрет прошел повторную экспертизу и был безоговорочно атрибутирован кисти Питера Пауля Рубенса. Незадолго до этого, в начале 1950-х годов, дата создания портрета в 1629—1630 годах была поставлена под сомнение Эриком Ларсеном (Larsen Е. Р.Р. Rubens. Antwerpen. De SikkeL, 1952, P. 215), который, основываясь на изучении техники и характера письма на картине, сделал предположение о более вероятном периоде написания портрета: с 1612 по 1614 год.
Известно три опубликованных репродукции картины: «Art News», February 21, 1931, V. 29. Р. 3; «Art Digest», May 15, 1931, V. 5 (обложка издания) и New York Times, Rotogravure Section, March 1,1931. Портрет Томаса Парра выставлялся в 1846 году в British Institution. Владельцами картины в разные годы являлись:
сэр Роберт Прайс
(Sir Robert Price);
Хьюго Эй Джи Монро (Hugh AJ. Munro).
Художественная коллекция Монро была продана на аукционе Christie’s в Лондоне
1 июня 1878 года;
Седельмейер
(Sedelmeyer) (?);
Мориц Кэнн (Maurice Kann).
Приобретена в 1890 году и через некоторое время помещена в галерею Нельсона; впоследствии коллекция Морица Кэнна была распродана в 1908 году;
- картина в составе большей части коллекции приобретена в собрание Дювина (Duveen);
- в 1921 году картина была в руках Баштица (Bachstitz).
В прилагаемом к портрету из музея Нельсона-Аткинса описании сказано, что изображение на картине представляет собой портрет старика с седыми волосами и длинной бородой, одетого в одежду красного тона, белым воротником и накинутым на плечи коричневым мехом. Автору удалось разыскать и еще одно известное изображение Томаса Парра: гравюру Джорджа Поули с драйпойнта, выполненного самим Рубенсом, из собрания Макдоннела (Macdonnell collection), которое хранится в Национальной портретной галерее в Лондоне (http: / / www.npg.org.uk/collections / search / portrait.php? search= sp&sText=D5468&rNo=0). (Илл. 3).
При рассмотрении всех четырех портретов, хранящихся соответственно в Государственном Историческом музее в Москве, в Государственном Эрмитаже в Санкт- Петербурге, в Музее искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити и в Национальной портретной галерее в Лондоне, оказалось, что:
портреты стариков в Государственном Историческом музее и в Государственном Эрмитаже практически идентичны и, скорее всего, представляют список одного портрета с другого;
гравированный портрет Томаса Парра из Национальной портретной галереи, выполненный с драйпойнта П.П. Рубенса, имеет высокую степень схожести с портретом из музея Нельсона-Аткинса.
Для сравнения изображений исследуемые портреты были приведены к единому масштабу по межзрачковому расстоянию, после чего совмещены в едином изображении для удобства сравнения. Цветное изображение «Головы старика» из Государственного Эрмитажа было преобразовано в черно-белое для того, чтобы облегчить визуальное сравнение с остальными черно-белыми репродукциями. Портреты были подвергнуты сравнению методом сопоставления (илл 4).
Даже без детального анализа очевидно, что все три изображения представляют собой портреты одного и того же человека. Особенно близки изображения Томаса Парра кисти Рубенса (слева) и «старика» кисти Ван Дейка (справа).
Также было выполнено усреднение всех трех портретов путем наложения друг на друга всех трех полупрозрачных изображений. Усредняя полученные варианты изображения одного и того же человека, мы получаем возможность взглянуть на изображение, которое ближе всего стоит к реальной модели. Подобная методика (фотосовмещение) используется в современной криминалистической практике для портретной экспертизы и установления личности. Полученное усредненное изображение обладает сильной степенью схожести с изображением в исследуемом портрете (илл. 5, 6).
Таким образом, мы подходим к первому выводу о том, что действительно имеется визуальное типажное сходство
Томаса Парра с портрета кисти П.П. Рубенса со стариком, изображенным на портрете кисти Ван Дейка. Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что портрет «Голова старика» из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге также представляет собой портрет Томаса Парра.
Исходя из представленного выше анализа, рассматриваемая группа портретов (копия Карла Фрока, портрет кисти Ван Дейка, портрет кисти Рубенса и гравированный портрет Поули) изображает одного и того же человека. Известная история полотен исключает создание списка атрибутируемого ВТ. Перовым портрета Меншикову в России во время жизни АД. Меншикова, так как Александр Данилович скончался в 1729 году, а работа Ван Дейка была привезена в Россию лишь в 1764 году из Берлина из собрания И.Э. Гоцковского.
Вероятность того, что портрет Меншикова, написанный в Березове, мог случайно повторить черты Томаса Парра в работах кисти Рубенса и Ван Дейка, ничтожно мала. Исходя из всего вышесказанного, следует вывод, что хранящийся в запасниках Государственного Исторического музея портрет есть не что иное, как портрет Томаса Парра, а вовсе не опального князя Александра Даниловича Меншикова в Березовской ссылке.
Вероятно, внешний вид Меншикова во время ссылки в Березове имел сходство со списком или копией работы Рубенса или Ван Дейка, которые могли быть у одного из тобольских генерал-губернаторов. Бархатный халат любимого А.Д. Меншиковым брусничного цвета, длинная борода, овальная форма лица — все это действительно делает портрет похожим на вероятный облик ссыльного князя. Схожим с известными изображениями князя А.Д. Меншикова делают портрет и особенности строения лица Томаса Парра. На портретах А.Д. Меншикова и Томаса Парра наблюдается сходство строения лба портретируемых лиц (форма, лобная залысина, лобные бугры), схожесть расположения и строения носолобных складок, складок верхнего и нижнего век, форма носа. Возможно, эта типажная схожесть портретируемых лиц также послужила ошибочному заключению о том, что на рассматриваемом нами портрете кисти К.И. Фрока изображен А.Д. Меншиков.
Возможно, что кому-то из тобольских губернаторов захотелось «создать» такой портрет, для которого и был использован список с работы одного из фламандских маетеров.
Специалист по живописи XVIII века Людмила Юрьевна Руднева, исходя из вышесказанного, придерживается мнения, что копия портрета Меншикова кисти Карла Фрока может представлять собой мистификацию кого-либо из московских антикваров XIX века, по «заказу» которого был создан этот список или сделана «историческая» приписка на обратной стороне реального существующего списка с картины.
Автор копии портрета Меншикова — «ссыльный живописец и иностранец Карл Иванович Фрок» (впрочем, как и возможные вариации этой фамилии: «Фок», «Фрог», «Франк») — не фигурирует в известных литературных источниках и архивных материалах. Слово «фрок» в переводе с английского означает «фрак», «сюртук» или «ряса». Другой вариант поиска истины о художнике, исполнившем копию, — рассмотреть возможный и популярный в XVIII веке способ «шифрования» фамилии. Если прочесть фамилию художника «Фрок» справа налево, то обнаруживается гораздо более вероятное ее прочтение: «Корф», что гораздо больше подходит для художника с немецким именем «Карл Иванович» (Карл Иоганн?), чем английская фамилия «Фрок». При запросе информации на предмет наличия записей о «ссыльном живописце К.И. Фроке» в ГУТО «Государственный архив в г. Тобольске», из архива был получен ответ, что документальных материалов о пребывании в Тобольске К.И. Фрока обнаружено не было.
Интересно, что надпись на обороте картины указывает на дату смерти — 22 октября 1729 года, в то время как тобольскому генерал-губернатору достоверно была известна по донесениям (Есипов Г.В. Ссылка князя Меншикова. //«Отечественные записки». СПб. 1861. кн. 3) точная дата смерти князя Меншикова — 12 ноября 1729 года:
«Сего 1729 года ноября 23 в донесении в Тобольскую губернскую канцелярию из Березова сибирского гарнизона
от капитана Миклашевского записано: сего де ноября 12 Менъщиков в Березове умре.
К поданию в Верховный Тайный совет Иван Болтин Секретарь Яков Андреев Ноября 25 дня 1729 года».
Данный факт может являться косвенным доказательством того, что надпись на обороте картины была сделана через значительное время после смерти Меншикова, и не в Тобольске, и не в Березове, людьми, не знакомыми детально с судьбой АД. Меншикова. Еще одно интересное совпадение: время «копирования» К.И. Сроком портрета Меншикова — 1770 год. В 70-х годах XVIII века для украшения домов многих известных дворянских фамилий были выполнены на заказ серии портретов царственных особ и других знаменитых лиц, чаще всего представлявшие собой копии известных работ европейских мастеров. Имелись подобные серии портретов в таких русских усадьбах, как Знаменское-Раек, принадлежавшее княгине Гедройц (ур. Бреверн), Очкино — роду Судиенко, Архангельское — князьям Юсуповым, Андреевское — графам Воронцовым-Дашковым, и во многих других. Одним из самых известных художников, выполнявших копии, был Алексей Петрович Антропов. Известно, что в 1772 году он выполнил такую заказную портретную серию царственных особ и первых лиц государства Российского.
Однако, исходя из сделанных выше выводов, возникает важный вопрос: что же представляет собой картина «Голова старика» кисти Ван Дейка, хранящаяся в Государственном Эрмитаже?
При сравнении гравированного портрета Томаса Парра из Национальной портретной галереи в Лондоне с двумя рассматриваемыми выше портретами, заметно, что нос и переносица лица на гравюре Поули практически повторяет эти черты персонажа с портрета из галереи Нельсона (илл. 7).
Однако овал глаз, форма бороды и усов, мягкость изображения черт лица на гравюре ближе к портрету из Эрмитажа. Таким образом, гравюра может представлять собой усредненное повторение черт с обоих портретов. Тем не менее известно, что гравюра выполнена Джорджем Паули с драйпойнта самого Рубенса. Поэтому, весьма вероятно, что Рубенс работал над драйпойнтом, видя перед собой оба портрета. С другой стороны, известно, что Питер Пауль Рубенс писал копии с портретов кисти Ван Дейка. Известна, например, копия, выполненная Рубенсом с его собственного портрета кисти Ван Дейка, хранящаяся в собрании герцога Буклеха и Квинсберри (The Duke of Buccleuch and Queensberry) в Богтон Хаус (Boughton House') в Нортхэмптоншире, в Англии.
Так в чем же заключался смысл для Ван Дейка в создании версии с портрета Томаса Парра кисти своего учителя Рубенса, притом, что сам Ван Дейк написал еще один самостоятельный и, возможно, более выразительный портрет старины Парра, который хранится в Дрезденской галерее (илл. 8)? Причем черты лица Томаса Парра на этом портрете весьма отличны от внешности старика, изображенного на рассматриваемых выше портретах.
На обратной стороне картины описывается история жизни Парра и история создания картины. Налицо определенное типологическое сходство портретируемых лиц, несмотря на другой ракурс изображения и отличия в форме и размере бороды. Однако манера изображения отличается от рассматриваемых нами выше портретов. На этом портрете Томас Парр написан гораздо более технично, живо, в сложной игре света, придающей портрету гораздо более объемное звучание.
Не может ли портрет «Голова старика», хранящийся в Государственном Эрмитаже, также принадлежать кисти Рубенса, а не Ван Дейка, как считается в настоящее время?
Неожиданное решение этого вопроса может дать ответ из музея Нельсона-Аткинса по поводу портрета Томаса Парра. В сопроводительной документации на портрет Томаса Парра кисти П.П. Рубенса указано:
«Копия или другая версия данной работы находится в Эрмитаже в Ленинграде. При ней в документах находится гравированная табличка с указанием имени Рубенса и названия — «Старина Парр» («Old Рагг»), Происхождение этой таблички неизвестно. Она имеет определенное стилистическое сходство с табличкой на нашей картине...»
С другой стороны, бельгийский исследователь творчества Рубенса и Ван Дейка Лео Ван Пювельде (Van Puyvelde L. Rubens. Paris-Brussels. 1952), упоминаемый в сопроводительной документации к картине, относит время создания портрета к 1620 году. Также Пювельде пишет, что портрет Томаса Парра был исполнен Ван Дейком (Ленинград и Дрезден) и датируется примерно 1622 годом. Ниже приводится копия части оригинала документации из музея с данной информацией:
Возможно, в путанице, кроме письма Лео Ван Пювельде, повинен период сомнений относительно авторства картины из галереи Нельсона. Видимо, об этом в то же время узнали и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Все сказанное может послужить поводом к более тщательной экспертизе с целью установления авторства картины «Голова старика», хранящейся в Государственном Эрмитаже.
Андрей ЛЕМКИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 72 (декабрь 2009), стр.32