Оценка мебели ручной работы — нелегкое дело, требующее специальных познаний. Как определить, что перед вами — антикварная или просто старая Мебель, или же современная реплика?
Проще всего спросить у продавца, но этот способ не всегда срабатывает — ведь продавец иногда и сам не знает, что продает. Обратиться к знакомому эксперту тоже не всегда удобно. Остается полагаться на собственную интуицию и знания — даже любителю вполне по силам запомнить ключевые признаки основных технологий краснодеревщиков. Исходя из них, можно примерно определить, в какую эпоху предмет был создан и насколько сложная работа применялась при его создании, что уже даст приблизительное представление о его ценности.
Предмет всегда сам рассказывает о себе — нужно только очень внимательно на него смотреть. Ведь конструкция предмета, материал, из которого он изготовлен, способы обработки и отделки, стилистические особенности для каждой эпохи разные и строго определенные. Экспертизу предмета лучше проводить до реставрации, так как именно утраты открывают нам все перечисленные выше признаки во всей их подлинности. Поновления и предпродажная подготовка могут не только скрыть истинные качества предмета, но и безвозвратно его испортить.
Для идентификации мебели исключительно важно определить, из массива ли дерева она изготовлена, из какого именно, шпонирована ли она, а если шпонирована, то каким именно шпоном, какой породы.
Во времена Средневековья и раннего Возрождения мебель делали только из массивных тесаных досок, украшали углубленной или скульптурной резьбой. Эти доски вырубались топором из цельного ствола и затем выравнивались стругой, которая оставляла на плоскости доски или бруса хорошо заметные легкие углубления с четкими очертаниями. Лишь в начале XIV века, около 1320 года, в Германии была изобретена двуручная пила, и появилась возможность изготавливать тонкие ровные прямые доски, что позволило перейти к более экономичному способу производства мебели путем использования рамочно-филенчатой вязки панели.
В это же время мастера-мебельщики стали применять в работе рубанок (в отличие от струги), гладко выравнивающий поверхность доски, и токарный станок, знакомый человечеству с античных времен, но прочно забытый на несколько веков.
Ствол дерева в зависимости от направления реза имеет различный рисунок годичных слоев. На ребрах сопряженных плоскостей изделия этот рисунок неизменно переходит с одной плоскости на другую.
Прочные и прямые доски, годные для изготовления мебели, не всегда имеют эффектный цвет и текстуру. В то же время наиболее красивые части ствола, как правило, не пригодны для изготовления столярных изделий.
Во второй половине XVI века аугсбургский мастер Георг Реннер изобрел способ нарезания небольших тонких пластинок ценного дерева. Мебельщики получили возможность изготавливать предметы корпусной мебели из недорогого и добротного, но не очень эффектного материала и декорировать их тонкими красивыми пластинами ценных пород дерева. Так началась эпоха шпонированной мебели. Вначале шпон был толстым — 3—5 мм, но с усовершенствованием столярного инструмента он все более утоньшался и сейчас достигает 0,5—0,6 мм.
В это же время появляется техника деревянного набора.
Маркетри (франц, marqueterie) — разновидность мозаики. Выполняется из тонких фигурных пластинок шпона, различных по цвету и текстуре, которые подбираются по рисунку (сюжетной или орнаментальной композиции) и наклеиваются на поверхность предмета, покрывая ее целиком. Изделие, декорированное в этой технике, называется точно так же (например, шкаф маркетри).
Украсить поверхность корпусной мебели можно и шпоном одной породы дерева, уложив его в разном направлении.
Существует множество схем укладки шпона на плоские поверхности: в рост, в елку, конверт, в шашку, полуелку, фризом.
Если шпон положен ровными полосами, хорошо подобран и подогнан, торцы заделаны раскладками из той же породы дерева, то определить, из массива выполнен предмет или шпонирован, сложно, но все же возможно. Для начала необходимо попытаться найти утраты. Самая безобидная утрата для шпонированной поверхности — это отслоение шпона в виде небольшого вздутия.
Более серьезная утрата — частичное разрушение и утрата отслоившегося шпона. В этом случае можно видеть, что шпон вздулся, сломался и осыпался, а основу предмета из неблагородного дерева можно рассмотреть в образовавшееся отверстие.
Для лучшего проникновения столярного клея в древесину основы на ее поверхность наносились цинубелем (особый вид наструга, рубанка) тонкие параллельные углубления, обычно в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Затем на поверхность дерева наносился горячий столярный клей, и на него приклеивался шпон ценной породы дерева. При высыхании клей чернеет и образует под слоем шпона черную пленку, и в местах утрат шпона можно видеть темную основу со следами работы цинубеля.
Как правило, шпон отслаивается на углах и ребрах, по краям столешниц и на ножках предметов. Именно по этой причине мебель обильно украшалась золоченой бронзой, особенно по периметру столешниц, по углам и выпуклостям опор. Ножки завершались сапожками в виде копытец, лапок или просто затейливых завитков.
Усложним задачу. Предмет реставрирован, все утраты аккуратно заделаны, подкрашены и покрыты лаком. В этом случае мы смотрим на те места, где утраты могли быть, и ищем их следы.
Между корпусом и крышкой отчетливо заметны торцы листов шпона, которым зафанерованы сопряженные плоскости.
Елена ЖИЛИНА
(Продолжение следует)
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 71 (ноябрь 2009), стр. 40