В последней четверти XVlII — начале XIX столетиz произведения элегантного светского художника и миниатюриста, академика портретной живописи Ж.Л. Монье (1744—1808) били популярны у современников. Его кисти принадлежат изображения членов правящих домов Франции и России, представителей древнейших аристократических фамилий Европы, выдающихся деятелей науки и культуры.
В настоящее время работы мастера хранятся в собраниях художественных музеев по всему миру. Однако значительное количество произведений Монье находится в частных коллекциях, регулярно появляясь на торгах различных антикварных домов. Творчество Монье, не особенно известное широкому кругу зрителей, на протяжении двух столетий привлекало к себе коллекционеров и любителей искусства. Только на
сайте авторитетного журнала «Artprice» специализирующегося на изучении художественного рынка, указано двадцать одно станковое полотно Монье, двенадцать произведений с предположительной атрибуцией мастеру и восемь миниатюр.
Ж.Л. Монье родился в Париже. В 1766 году в Академии святого Луки старинной художественной и учебной организации он удостоился звания художника. Известность пришла к мастеру в 1776 году, после написания миниатюрного портрета молодой королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI. Работу оценила художественная критика, а сам Монье получил заказы на авторские повторения. Среди моделей мастера — герцог Ш.А. де Буйон, принцесса де М.Т.Л. де Ламбаль, мэр Парижа Ж.С. де Байи. Характерной чертой творческой биографии Монье является преобладание в молодые годы заказов на миниатюры. Исследователь и знаток барон Н.Н. Врангель характеризовал манеру мастера следующим образом: «Живопись миниатюр Монье сухая, ясная и отчетливая, тонким пунктиром с четко выписанными «околичностями»: кружевом, шелком и атласом. Удобно и непринужденно сидят нарядные дамы в креслах читая книгу или занятые письмом. Ж.Л. Монье старается на своих портретах представить не только человека, но то, что он любит и чем живет» (Врангель Н.Н. Очерки по истории миниатюры в России//Старые годы. 1909, № X (октябрь). С. 518).
Монье, видимо, привлекали произведения П.А. Халля, изящные рокайльные работы Ж.О. Фрагонара. В числе художников, близких по стилю Монье, был проживавший в Париже шведский портретист Александр Рослин. Благодаря блестящему умению обоих мастеров передавать фактру тканей — шелка, кружева, атласа, бархата — и тяготению к созданию красивого образа современники нередко именовали Монье «Рослином миниатюры».
Для большинства миниатюр художник использовал круглый формат. В качестве основы для своих портретов он отдавал предпочтение ставшей в это время популярной костяной пластине. Монье часто сотрудничал с мастерами декоративно-прикладного искусства — выполнял изображения на шкатулках, табакерках, пудреницах. Обрамление миниатюр живописца обычно весьма утонченно. Из живописных техник Монье употреблял гуашь и акварель. Специфической особенностью его миниатюр является широкий, быстрый мазок, преимущественно в одеждах и драпировках. В редких случаях заметны некоторые погрешности в изображении рук. Последнее обстоятельство, впрочем, не умаляет художественных достоинств произведений.
Миниатюрам художника свойственны любование деталями, «ювелирная» изысканность в воспроизведении цвета, умелая свето-теневая моделировка, декоративность. Работы Монье в полной мере отвечают принципу «уметь нравиться», особенно характерному для XVIII века. Таковы представленные на аукционах миниатюрные портреты графини Ш.-А.-М.-Ж. де Блариньен, супруги рыцаря французского королевского военного ордена Св. Людовика Ж.-Ж.-А. де Буассере, графа де Блариньен, и ее дочери Ш.-А.-Ж. де Буассьере, в замужестве виконтессы де Подена (аукцион Christie’s, Лондон, 21.10.1997), портрет неизвестной дамы (аукцион eBay, 25.04.2007).
Большую часть миниатюр Монье составляют женские изображения. Мужские миниатюрные портреты встречаются реже. По большей части это погрудные и поясные изображения в трехчетвертном повороте. Основное внимание уделяется лицам, которые отличаются достоинством, благородством и представительностью. В то же время они трактованы с чисто французской живостью, внимательностью к собеседнику и отсутствием чопорности. К числу подобных работ можно отнести портрет молодого мужчины в темносером бархатном костюме с белым кружевным жабо (Christie’s, Лондон, 28.11.2006, лот 128).
В 1780-х годах Монье все чаще получает заказы на станковые изображения. Одним из первых стал портрет мужчины в лиловом камзоле 1782 года (Christie’s, Лондон, 24.04.1998, лот 104). Из мужских изображений, в последние годы представленных на антикварном рынке, также знакомы портрет неизвестного господина в красном с книгой вруке (Christie’s, Париж, 21.11.2007), отражающий интеллектуальный облик человека эпохи просвещения, и портрет писателя-сентименталиста Августа Лафонтена. Изображение Лафонтена присутствовало на торгах аукционного дома Drouot Richelieu как работа Монье (10.12.2008). Героикоромантическую ноту произведению придает красная мантия, подчеркивающая статус заказчика и его ориентированность на общественное служение.
2 ноября 2000 года на Christie’s был представлен портрет маркизы д’Арамон, запечатленной в эффектной шляпке (лот 144), в сером платье с белым воротником и меховой накидке. Правая рука модели лежит на книге. Легкая тень от шляпы, падающая на глаза, придает изображенной черты таинственности и недосказанности. Мечтательный облик женщины дополняет мягкая улыбка. В отличие от предыдущей модели, маркиза де Грекур, портрет которой присутствовал на торгах Christie’s (8.12.2005, лот 29), изображена в динамичном повороте, подчеркивающем ее энергичный характер.
Творческой удачей Монье можно считать детские изображения. 1 июня 2006 года Стокгольмский аукционный дом представил подписной портрет мальчика 1789 года. Еще один подписной и датированный 1789 годом портрет мальчика был представлен на торгах шведского дома Bukowskis. Оба мальчика изображены в широкополых шляпах. Мягкие локоны падают на плечи. В миловидных обликах мальчиков можно увидеть некоторое родство с популярными во французской живописи «tetes d’expression», а также уловить некоторое влияние сентиментализма. В то же время Монье демонстрирует умение показать юных моделей композиционно разнообразно и передать индивидуальность каждого из детей. Известно, что в Салоне 1789 года Монье демонстрировал шесть анонимных детских головок, под единым лотом 130. Не исключено, что перед нами две из них. Популярность данного мотива в творчестве художника можно, видимо, объяснять просветительскими идеями, царившими в обществе второй половины XVIII века, когда тема детства стала привлекать к себе особое внимание. Как известно, в те годы открывались детские магазины, появились многочисленные трактаты о воспитании, также стало модным заказывать детские изображения.
В 1788 году Монье стал действительным членом Королевской Академии живописи и скульптуры. Однако благоприятно начавшаяся полоса деятельности совпала с накалом политической обстановки во Франции и последующим свержением королевской власти. Во время французской революции Монье эмигрировал. В 1790 году (по некоторым данным, в конце 1789 г.) мастер приехал в Англию. В Лондоне он поселился на Лейстер-сквер, неподалеку от резиденции прославленного английского художника Джошуа Рейнольдса, который гостеприимно отнесся к приезду французского коллеги. По словам А.М. Эфроса, «из Англии он (Монье. — Е.К.) привез в своей живописи особые английские оттенки, горячие краски, широту мазка, которые в соединении с традиционным искусством композиции дают его портретам своеобразие и прелесть...» (Эфрос А.М. Два века русского искусствам., 1969. С. 135). В Англии живопись Монье пользовалась успехом. Он имел многочисленные частные заказы, ежегодно экспонировал свои портреты в стенах академии, хотя иной раз критики укоряли его за несколько нарочитую «красивость и витиеватость» манеры. На антикварном рынке присутствует значительное количество полотен данного периода
В 1792 году в экспонировавшихся на выставке Академии художеств портретах миссис Генри Пелэм (Christie’s, Нью-Йорк, 23.05.2000, лот 14) и миссис Темплер оф Чепвик (Lawrences Auctioneers, Crewkerne, Somerset, Великобритания, 20.04.2007, лот 1524) Монье следует одной из линий французского портрета, ориентированной на лаконичное и правдивое изображение модели. Письменный стол с положенными на него книгами, присутствующий в обоих полотнах, указывает на интересы моделей.
Во время своего пребывания в Англии Монье обращает внимание на пейзажные фоны. В 1794 году он выполняет портрет молодого военного Джона Френсиса Буллера Хиппсли Кокса (Sotheby’s, Лондон. 28.10.1998, лот 44). Холодный «предгрозовой» фон неба в сочетании с красным мундиром и золотыми погонами создает напряженное и в то же время торжественное настроение. Художник использует романтический тип изображения офицерского портрета, который спустя несколько лет станет своеобразным эталоном для многих живописцев. В произведениях французского периода природная среда отсутствует. Поэтому обращение Монье к пейзажной теме представляется примечательным, отражая влияние на него британской практики. Во французской живописи XVIII века, безусловно, были примеры включения природного пространства в композицию портрета. Однако именно в английской живописи тех лет пейзажные фоны применялись столь часто и проникновенно.
В портрете виконтессы Анны-Екатерины Филдинг (Christie’s, Нью-Йорк, 12.12.1996, лот 170) Монье обратился к типу поколенного изображения, также на фоне пейзажа Левой рукой виконтесса опирается на арфу, правой придерживает лист с нотными знаками. На нем прочитывается надпись «Sonata per l?apra con accompagnamento di violino e di basso di A.L.». Справа за героиней виден панорамный вид, показанный сквозь довольно условный оконный проем. Левая часть картины задрапирована зеленой материей. Монье старался с помощью атрибутов указывать на склонности и занятия моделей, в то же время он не любил представлять портретируемых лиц непосредственно за занятиями. Изображение А.Е. Филдинг не стало исключением. Виконтесса только элегантно касается локтем музыкального инструмента, внимательно глядя на зрителя.
Видимо, портрет понравился заказчице, поскольку в 1794 году он выполнил авторское повторение. Портрет А.-Е. Филдинг действительно является произведением высокого уровня исполнения. Художник смог подчеркнуть утонченные интересы модели, изящно представить ее саму. Пейзаж элегантно дополняет образ виконтессы. Одновременно с этим следует отметить, что в данном случае ландшафт имеет несколько иной, более рационалистический оттенок по сравнению с английскими романтическими пейзажами того времени. Он, скорее, решен в русле традиционной академической школы с присущей ей идеальностью, четким делением пространства на планы.
В 1796 году Монье переехал в Германию и обосновался в крупнейшем торговом порте Гамбурге, в котором к тому времени уже сосредоточилась значительная часть покинувших родину после революции французов. В издании 1801 года «Штрихи к облику Гамбурга» можно прочитать следующее: «Многие художники работают в Гамбурге с большим успехом и постоянными заказами, например, Монье» (Benezit Е. Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs. T. 7. Paris, 1976. C. 565). В Германии живописец обучал мастерству молодых авторов, портретировал высокопоставленных особ, среди которых были и русские заказчики: дипломат АС. Муравьев- Апостол и княгиня Е.П. Барятинская. Портрет богатого предпринимателя Константина Брюна (1800) отличается несомненной репрезентативностью. К. Брюн изображен за письменным столом, повернувшись лицом к зрителю. Взятая художником точка зрения снизу усиливает ощущение дистанцированности модели от зрителя.
Портрету Константина Брюна свойственна «академическая постановочность», заметная в явном «позировании» модели, работе живописца с предметами обстановки и атрибутами. В левой части холста представлено второе кресло с положенной на него темной драпировкой. Ее уравновешивает алая драпировка в правой части картины, за которой виден интерьер с классическими колоннами. В небольшом оконном проеме открывается классический пейзажный вид с верхушками деревьев на фоне неба. Колонны и драпировки задают произведению парадный, репрезентативный настрой, являясь, вместе с тем, важными композиционно-конструктивными элементами.
Другой портрет кисти Монье гамбургского периода, подписной и датированный 1801 годом, представлен в настоящее время на сайте www.wilnitsky.com. Молодая дама в белом платье с красной шалью запечатлена в трехчетвертном повороте. Пышный белый воротник с тонко прописанным узором придает облику модели особую женственность.
В 1801 году Монье написал импозантный парный портрет известного коллекционера и мецената графа MX фон Фриса вместе с супругой принцессой М.Т.Ж. Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрст (Christie’s, Лондон, 9.12.1994, лот 82). Произведение создавалось в год свадьбы обеих персон. Художник обратился к распространенному в среде западноевропейских живописцев типу супружеского портрета— прогулки в его парадном варианте. Молодой и внимательный граф обернулся к своей почтительной и любезной жене, которую приглашает следовать за ним далее. Характерной особенностью данного произведения является изображенная на фоне ландшафта монументальная арка, вносящая патетическую ноту. Архитектурная достопримечательность занимает в композиции значительное место, однако отличается несколько бутафорским характером, свойственным театральной декорации. Мраморные ступеньки смотрятся своеобразным подиумом, на который торжественно вступают главные персонажи. Портрет графа фон Фриса с супругой отражает свойственные рубежу XVIII—XIX столетий увлечения античными мотивами, строительством садово-парковых сооружений, интересом к театру, итальянским архитектурным фантазиям.
В июле 1802 года Монье приехал в Санкт-Петербург и практически сразу был избран действительным членом Императорской Академии художеств. Спустя четыре года президент академии граф А.С. Строганов рекомендовал его академическому совету на пост педагога портретного класса, отметив, что Монье «по произведениям своим признан любителями и знатоками художеств совершеннейшим здесь колористом...».
В России талант Монье был востребован не только на академическом поприще. Он писал портреты императора Александра, императрицы Елизаветы Алексеевны, императрицы Марии Федоровны, великой княжны Марии Павловны, герцогов А.П.Ф. и П.Ф.Г. Ольденбургских. Его кисти принадлежат изображения членов знатных семейств Строгановых, Юсуповых, Нарышкиных. В 1808 году живописец скончался, оставив о себе память как о талантливом художнике, трудолюбивом и попечительном педагоге.
Российский период творчества Монье практически не представлен на аукционах. Однако известно, что портрет кисти мастера, на котором запечатлена Великая княжна Мария Павловна, был продан в Лондоне в 1974 году. Изображение датировано 1803 годом. В 1804 году состоялась свадьба Великой княжны с наследным принцем Карлом Фридрихом Саксен-Веймарским. Таким образом, портрет был исполнен, скорее всего, в связи со сватовством немецкого принца и, как можно предположить, увезен Марией Павловной в Германию.
Представляют особый интерес сведения о портрете императрицы Елизаветы Алексеевны 1802 года (ГТГ). С этого произведения в 1803 году было сделано авторское повторение, которое было увезено послом графом Воронцовым в Лондон. Это повторение присутствовало на торгах аукционного дома Sotheby’s (Лондон) 26 февраля 1975 года
На отечественном художественном рынке подлинных произведений Монье выявлено не было. Нам известны только копии с оригиналов французского живописца. Например, аукционный дом «Гелос» выставлял реплику портрета императрицы Елизаветы Алексеевны работы неизвестного мастера первой четверти XIX века. На XIV Антикварном салоне в Центральном Доме художника галерея «Ретро-Арт» экспонировала академическую копию XIX века с автопортрета художника (ГЭ). Следует заметить, что произведения Монье и в Западной Европе, и особенно в России нередко копировались. В ряде случаев портреты мастера не сразу обрели имя автора и ранее приписывались кисти П.А.Халля, МЛ.Э. Виже-Лебрен, Дж.Хоппнера Существует пласт работ, которые предположительно считаются работами Монье. Таким образом, проблема атрибуции произведений художника, несомненно, заслуживает особого внимания.
На протяжении своего творческого пути Монье сохранял репутацию мастера, знакомого с последними требованиями художественных тенденций и моды. В первую очередь его творчество принадлежит неоклассицизму. Однако в ранних миниатюрах французского периода чувствуется рокайльное воспитание, в ряде станковых произведений можно найти художественные качества, свойственные сентиментализму, а в последние годы жизни — романтизму. По замечанию Н.Н. Врангеля, в живописи Монье есть та «прекрасная благовоспитанность» и то умение «держать себя», которыми уже не обладало следующее поколение художников. Изображения, введенные в научный оборот посредством аукционных изданий, позволяют значительно расширить представление о творчестве незаурядного французского портретиста.
Екатерина КЛЕМЕНТЬЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 72 (декабрь 2009), стр.18