Продолжение. Начало см. в №№ 73.
Дуб — твердое крепкое дерево коричневато-желтоватого цвета с хорошо заметными годовыми кольцами и множеством крупных и глубоких пор. Особой характеристикой древесины дуба могут служить частые и толстые сердцевинные лучи (илл 1).
Известно множество пород дуба, но в XIX веке и ранее их делили на две большие группы. К первой относились разновидности, растущие на юге. Эти разновидности назывались «зимним дубом», и такая древесина ценилась дороже дубов другой группы. Она использовалась преимущественно для паркетов и стильной дубовой мебели, украшенной резьбой. Мастера считали, что лучшую древесину дает дуб 80—150 летнего возраста, взятый из чернолесья, то есть из густых смешанных лесов. Чисто дубовые насаждения не дают хороших деревьев, так как стволы их приземисты, толсты и сучковаты.
Вторая группа пород дуба известна под названием «весенний». Древесина весенних дубов несколько вязче, сучковатее и серее — вообще, она считалась по своим качествам ниже древесины предыдущей группы.
Благодаря особенностям своего строения, дуб наиболее выгодно проявляет себя под воском или восковой политурой (илл 2). Привожу несколько рецептов составления восковых политур, пригодных для отделки дуба и ореха.
Восковые политуры для полировки деревянных изделий. Из многих составов лучшими могут считаться следующие:
а) 25 частей мелко наструганного стеарина прибавляют к 12,5 части скипидара и нагревают смесь до полного растворения стеарина;
б) распускают 25 частей воска в глазированном горшке и затем, когда воск распустится, сосуд снимают с огня и прибавляют к воску 40 частей скипидара;
в) нагрев 10 частей копалового лака, прибавляют к нему 40 частей воска и, когда последний распустится, приливают, постепенно помешивая, 75 частей скипидара;
г) 30 частей воска и 1,5 части канифолираспускают на огне, затем, сняв сосуд с огня, прибавляют 14,5 части скипидара;
д) на 30 частей воды берут 2,5 части поташа и кипятят, после чего прибавляют 5 частей мелко наструганного воска и нагревают всю смесь до получения однородной мыльной массы.
(Бродерсен Г.Г. Справочник кустаря [Текст]: Рецепты/Г.Г. Бродерсен. — М.: АРА Глагол, 1992, с. 272.)
Если же дуб покрывается лаком, то отделка должна быть деликатной, ни в коем случае не блестящей и не скрывать естественной красоты текстуры дуба (илл 3).
Мореный дуб красивого черного цвета с седоватыми прожилками получается в результате более чем 20-летнего пребывания древесины под водой. Такое дерево высоко ценится как отделочный материал при изготовлении дорогой мебели из карельской березы и ценных сортов красного дерева. Наличие уключин и протяжек, выполненных из мореного дуба, является отличительным признаком российской мебели конца XVIII — начала XIX века (илл 4—6).
С древности дуб являлся символом бессмертия и крепости, долголетия и супружеского счастья. От слова «дуб» происходит наименование дриад, нимф деревьев, и жрецов друидов. В Китае дуб и желудь — символ мужской силы. Изображения святого Бонифация, попирающего ногой поваленный дуб, — символ победы христианства над языческими верованиями друидов.
Гирлянды из листьев дуба и дубовые венки как символ силы, мужества, военного триумфа — характерный элемент декора стиля ампир. Венок из дубовых листьев — эмблема российского императора Александра I, поэтому этот мотив широко использован в декоре интерьеров и русской мебели Александровского периода.
Мебель третьего рейха и сталинского ампира, как правило, выполнялась из дуба и декорировалась дубовыми листьями, собранными в венки и гирлянды. Следует отметить, что немецкая мебель этого периода иногда имеет темный, почти черный с зеленоватым отливом цвет, в то время как российская дубовая мебель в основной своей массе тонировалась в коричневый цвет разной интенсивности — от желто-золотистого до темно-бурого (илл 7, 8).
В истории мебельного искусства существуют довольно длительные периоды, мебель которых мы можем видеть только в дубовом варианте.
Дошедшая до нас готическая мебель, изготовленная до конца XV века, почти исключительно выполнена из дуба. Только мебель конца этого периода иногда встречается в ореховом варианте. Вероятно, многие предметы мебели (козлы, постели, скамьи) изготовлялись в то время также из ели и других слабых пород дерева, но непрочность древесины привела к их полному исчезновению. Помимо дерева, в изготовлении мебели использовалось кованое железо, служа для шарниров, петель и замков, ручек, гвоздиков, всевозможных креплений. В готической мебели испанского производства под кованые узорчатые петли подкладывали яркий шелк или бархат. Конечно, ткани не сохранились, но оригинальная идея декорирования существует до наших времен (илл 9).
Таким образом, можно утверждать, что вся мебель, выполненная в готическом стиле, но не из дуба, не может быть отнесена к готическому периоду. Великолепные узнаваемые элементы готических орнаментов широко использовались во все времена для декорирования предметов мебели. К сожалению, начинающие коллекционеры мебели часто приобретают не старые, а порой и современные предметы интерьера за большие деньги как подлинные готические (илл 10).
В истории английской мебели первой половины XVII века также существовал дубовый период, соответствующий раннему английскому барокко. Резные стеновые панели, лестницы, двери и мебель с глубокой резьбой и рельефным декором выполнялись из дуба, и благодаря прочности и крепости этого материала, дошли до нас в хорошем состоянии.
Традиционно дубовая мебель относится не к самому дорогому сегменту рынка антикварной мебели, но использование дуба говорит о высоком качестве и цене предмета.
Простое дерево, например, сосна или ель, применялось для изготовления основы предмета под фанеровку ценными породами, такими как орех, красное дерево, карельская береза. Выдвижные ящики стола, задние стенки шкафов также выполнялись из недорогого хвойного материала.
В начале XIX века в Санкт- Петербурге особо ценная дворцовая мебель выполнялась из дуба и фанеровалась красным деревом. Во второй половине XIX века выдвижные ящики столов и полки шкафов для дорогой мебели также выполнялись из дуба. Применение дуба в скрытых деталях и частях предметов является признаком дорогой, как сейчас говорят, эксклюзивной мебели (илл 11).
Очень похож на дуб по рисунку древесины ясень (илл 12—14).
Особенно декоративно выглядит шпон корня ясеня. Фанеровка предметов лущеным (большими площадями цельных листов) шпоном получила широкое распространение со второй четверти XX века (илл 15).
В России промышленного источника древесины ясеня никогда не было, а значит, и русской ясеневой мебели тоже нет. Древесина ясеня не имеет дубильных веществ, не темнеет со временем, активно повреждается жуком- точильщиком и не имеет сердцевинных лучей. Дворцовая мебель из него никогда не делалась, но предметы убранства городского европейского жилища на антикварном рынке Москвы представлены широко, особенно в последнее время, когда стал очень популярен импорт подержанной мебели из Европы.
Очень интересная и многоликая древесная порода — орех. Об истории и отличительных особенностях мебели, выполненной из ореха, мы поговорим в следующем номере.
Елена ЖИЛИНА
(Продолжение следует)
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 74 (март 2010), стр.28