Светлой памяти Юрия Голубева
В частных и музейных собраниях меднолитой старообрядческой пластики XVIII— XX веков изредка встречаются предметы, выполненные не из традиционных материалов на основе меди, a из серебра. Еще реже встречаются такие произведения, выполненные в первой половине XVIII века мастерами Выговской старообрядческой обители, и именно об этих памятниках нам хотелось бы рассказать подробнее.
Старообрядческое Выговское общежительство было основано в 1694 году в глухих непроходимых лесах и болотах к северо-востоку от Онежского озера пришедшими сюда из-за гонений за веру людьми.
Выг продолжал традиции дониконовской России и полтора века был мощным духовным и культурным центром, значение которого мы только-только начинаем осознавать. Богатейшей духовной и материальной культурой Выга не перестаешь восхищаться и удивляться.
Выговское (Выгорецкое) общежительство включало мужской Богоявленский монастырь (с. Данилове) и женский Крестовоздвиженский, а также скитские поселения, располагающиеся вокруг этих монастырей, — Шелтопорог, Кодозеро, Сергиево, Тихвин Бор, Березовка, Корельский Бор.
Насельники Выгорецкой обители занимались различными промыслами, среди которых особое развитие почило литье медных образов, крестов и створ, отливались также и пуговицы, книжные застежки, чернильницы, пряслица Особенной тонкостью рельефа изображений, высоким качеством литья, разнообразием приемов обработки, цветовой гаммой эмалей, а также неповторимой пластикой изображений отличаются наиболее ранние памятники, созданные в первой половине XVIII века.
Становление литейного дела на Выгу многие авторы традиционно связывают с открытием в Даниловом монастыре, в селе Данилове, так называемой «медницы» в 1719 тергоду (у Ивана Филиппова — историка Выговской обители — «медня») — «...поставиша мастерскую медную...», Однако до настоящего времени достоверно не установлено: «медня» — это мастерская, где непосредственно отливали, или помещение, где осуществляли прием и учет готовой продукции, произведенной в скитах.
Вместе с тем, по существующему преданию, идущему «от отец», медное дело на Выгу началось с устроением самой обители в конце XVII века, что не вызывает удивления, поскольку в округе — в Олонце, Устюге и Новгороде, так же как на всем Русском Севере, — традиция медного литья была издревле широко распространена, а наличие в Заонежских лесах, в районе Повенца, Пудожа, Пустозерска, на Мезени, Цильме, в устье Выга, у Шуозера, Муозера, в окрестностях Линдозерского погоста залежей медной и серебряной руды, золота, поисками которых русские люди активно занимались с конца XVI века, позволяло изготавливать меднолитые иконы и кресты с применением серебрения и золочения, используя местное сырье, Известно, что еще в конце XVII века поморами было добыто серебро на Медвежьем острове в Порьегубском заливе Кандалакшской губы (Берестецкая Т.В., 2001).
Говоря о месторождениях меди и серебра, наиболее близко расположенных к Выгу, известно также, что в Шунгском погосте вырабатывали «дельное серебро»; медь добывалась в Космозерской волости Кижского погоста и в Масельской волости Паданского погоста, а известный Воицкий золото-медный рудник находился непосредственно на тергодуритории Выговской пустыни (Фролова Г.И., 1993).
Эти обстоятельства, с одной стороны, объясняют наличие памятников выговского литья с датами: 1713, 1717, 1718, а также недатированных, особенности которых указывают на более раннее время их создания, чем открытие «медницы». Таким образом, начало изготовления меднолитых икон и крестов на Выгу, по-видимому, не следует жестко увязывать с открытием «медницы» в Данилове в 1719 году.
О существовании же у братии на самом раннем этапе общежительства меднолитых створ и крестов нам известно в том числе и из письменных источников, например, завещания первого уставщика пустыни Петра Прокопьева 1719 года: «...Анастасии Даниловне створы медные мои... на Лексы крест медный с затворцами, на затворцах архангелы, то сестры моей Февро- нии» (Винокурова Э.П. и др., 1994); в другой редакции: «...сестре Февронии... створы тройные, складень с изображением апостола Петра, «крест медной с затворцами»,... Семену Денисову — створы большие тройные, ...Трифону Петрову — ...створы с двунадесятыми праздниками...» (Юхименко, 1996).
Один из ранних выговских крестов изображен на табл. I.
На табл. II изображен не самый поздний складень, который примечателен наличием гравированной в шесть строк надписью 1738 года на картуше второй створы:
Именно этот складень в свое время принадлежал жительнице Усть-Цильмы А.И. Тороповой, и с него в 1954 году Ф.А. Каликин снял кальку, а позже изображение было воспроизведено Т.В. Берестецкой (2001, илл. 2; Зотова, Юхименко, 2004).
Для сравнения качества литья и тщательности проработки модели, по которой были отлиты эти створы, на табл. III представлен аналогичный, но более поздний складень с гравированной надписью в шесть строк:
Наряду с ранними образцами, выполненными из меди и сплавов на ее основе, известны также немногочисленные памятники выговского литья, выполненные из серебра, которое могло иметь и местное происхождение.
О серебряном литье на Выгу было известно в начале XX века и Василию Григорьевичу Дружинину — собирателю и исследователю поморского литья. С образцами и материалами своего исследования «о крестах, створах и иконах, которые отливались из меди и серебра в Выгорецком Поморском беспоповском общежительстве» им были ознакомлены члены Комитета попечительства о русской иконописи. В постановлении «О меднице» Выгорецкого чиновника — книге, где собраны все постановления и правила внутреннего распорядка общежительства, также находим упоминание о серебре: «В меднице казначею должно надсматривать да всякое дело, аще медное, аще серебреное с него ведения да делают, как братским, так и окрестным, а без казначиева ведения медники да не дерзают что творити» (Берестецкая Т.В., 1993).
Предметы из серебра, в силу их очевидной дороговизны, отливались, по-видимому, единичными экземплярами по особому заказу и не могли иметь столь широкого распространения, как аналоги, выполненные из медного сплава. Вместе с тем наличие этих предметов, бережно передававшихся из поколения в поколение на протяжении почти 300 лет и дошедших до нас, позволяют несколько более полно представить материальную и художественную культуру раннего Выга.
В собрании Государственного Эрмитажа хранится серебряный четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники. Поклонение иконам Богоматери» 1729 года, выполненный на Выгу (Малченко, 1997, стр. 43). На оборотах второй и третьей створ представлены гравированные изображения и надпись:
Из надписи становится известно имя владельца и его социальное положение, объясняющее появление этого драгоценного предмета. До последнего времени это было единственным упоминанием о четырехстворчатом складне, выполненном в серебре.
Однако недавно был опубликован четырехстворчатый складень 1719 года из собрания Государственного Русского музея, на третьей створе которого выгравировано: «ТРУДЫ И МОЛЕНИЕ СТАРЦА АНДРЕЯ», и ниже: «ЛЪТА ЗСКЗ» (7227—1719) (Петрова, 2008, илл. 30, стр. 44). По мнению автора, складень отлит из драгоценного серебряного сплава, а его створы сборные — каждое клеймо отлито отдельно и вставлено в рамку, скрепленную с основанием створ маленькими штифтами, заметными на внешней стороне. Нам трудно судить о предмете, опираясь лишь на приведенные изображения, но возможна и иная интерпретация: внешние стороны цельнолитых створ обычного складня, отлитого из медного сплава, украшены (обложены) серебряными пластинами с гравированным изображением Голгофского креста на второй створе. Пластины укреплены с помощью штифтов.
В настоящее время, помимо вышеупомянутых предметов из государственных музейных собраний, авторам статьи известны всего лишь два памятника выговского литья, выполненных в серебре и не вызывающих сомнений в подлинности: складень «Деисус с избранными святыми» («девятка») (табл. IV) и складень «Деисус» 1718 года (табл. XII), о которых нам хотелось бы рассказать подробнее.
Серебряный складень «Деисус с избранными святыми» — трехстворчатый, ковчежный, пятипетельный. Петли располагаются по всей стороне створки. Серебро, литье, золочение. Потертость рельефа и позолоты, деформация створ, петель и ушек. Правая створка ложится на средник складня и накрывается сверху левой створкой. Фон лицевой стороны шагреневый (в кружочек). Оборот правой створки — розетка, вписанная в квадратную рамку, с виньетками по углам. Оборот центральной створки украшен стилизованным растительным орнаментом из переплетающихся стеблей и листьев. На обороте левой створы в квадратной рамке вписан круг с изображенным в нем градом Иерусалимом и Голгофским крестом, в основании которого изображена глава Адама.
В работах В.Г. Дружинина и Э.П. Винокуровой (2001) данный складень относится к группе ранних безэмальных складней, которые, по мнению этих авторов, попадают в интервал — конец XVII — первая четверть XVIII века. Согласно схеме, предложенной В.Г. Дружининым (Винокурова Э.П., 1996), этот складень располагается между ковчежными трехпетельными «девятками» (наиболееранними и именуемыми преданием соловецкими створами), среди которых есть датированная с гравированной датой 1717 года:
(табл. IX, илл. 20; табл. X, илл. 23), и пятипетельными складнями с литыми датами: 1721 года — из собрания Государственного Русского музея, 1719, 1720, 1721 годов — из Государственного Эрмитажа, 1719 года — из собрания Русской медной компании. Небезынтересно отметить, что литые надписи на датированных «девятках» и кресте, изображенном на табл. I, стилистически очень близки, если не идентичны.
У складня, выполненного из серебра, имеются меднолитые аналоги (Винокурова Э.П. и др., 1994, кат. 24) (табл. V, илл. 7, 8; табл. VI, илл. 10, 11). Сопоставляя их, следует отметить, что, по-видимому, некоторые из них отливались по одной модели. Так, складень, изображенный на илл. 7, 10, по размерам (56x162 мм) и деталям проработки наиболее близок к серебряному. Однако размеры этих двух складней несколько больше, а фоны и мелкие детали более проработаны и лучше пролиты, чем у складня, изображенного на илл. 8, 11, размеры которого — 62 (55) х159 мм, а высота левой створки аналогичного складня в работе Дружинина, посвященной «девяткам», еще меньше и составляет 53 мм. Это, по-видимому, указывает на то, что такие складни отливали на протяжении некоторого времени и что серебряный был отлит несколько раньше, при этом проработка модели и формовка были выполнены более тщательно. Применение золочения через огонь также подчеркивает исключительность предмета и уровень исполнения.
К ковчежным трехпетельным «девяткам» имеют непосредственное отношение двустворчатые складни, изображенные на табл. VII, и, по-видимому, являются прототипом их правой створы.
На левой створке складня изображен образ Богоматери Одигитрии с молитвой «все упование мое к тебъ во/зла(га)ю м(а)ти 6(о)ж1я сохранимя во своемъ си кровь» по периметру; на правой створке, также как и на «девятке», изображены Ангел-хранитель, Зосима и Савватий Соловецкие в молении образу Одигитрии.
Створки складней, изображенные на илл. 12 и 13, соединяются спицей. Такой способ соединения характерен для живописных оправ и резных деревянных, а также меднолитых складней XVI—XVII веков. Сверху каждой из створок — ушки с отверстиями. У складня, изображенного на илл. 14, соединение створ иное: петли трехпетельные (панагийного типа), обнаруживаемые у складней начала XVIII века, например, створке складня 1713 года (JecKel, 2000, илл. 59, 60; аналоги складня воспроизведены на табл. XIV), что позволяет рассматривать его как несколько более позднюю разновидность.
Этот тип складня не случайно может рассматриваться как один из наиболее ранних в поморской группе или даже как прототип для ковчежных «девяток» (считающихся наиболее ранними). На это указывает ряд особенностей его правой створы (табл. VIII, илл. 18):
1. Фигуры на этих складнях несколько крупнее и в целом проработаны более детально и тонко, чем фигуры на правой створке ковчежных «девяток». Это наиболее заметно в проработке складок одежд, кистей рук и личного Зосимы и Савватия.
2. Надписи на правой створке также несколько крупнее, чем у ковчежных «девяток», и исполнены более тонко и четко. После надписи «АНГЕЛЪХРА// НИТЕ//ЛЬ» стоит двоеточие, в то время как у ковчежных «девяток» сохраняется только одна верхняя точка или же отсутствует вовсе.
3. Тип соединения створок у этих складней также наиболее архаичный.
Обычно более крупные и четко выполненные отливки с
мелкими деталями (табл VIII, илл 17, 18) рассматриваются как более ранние, исходные по отношению к отливкам меньших размеров, с менее четко исполненными или отсутствующими (убранными в
результате правки модели) мелкими деталями, таким, например, как изображенным на илл. 15 и 16.
Таким образом, этот складень представляет собой тип двустворчатого складня, относящийся к наиболее раннему типу поморского (выговского (?)) литья, по каким-то причинам не получивший дальнейшего широкого распространения, но композиция его правой створы с изображением Ангела-хранителя, Зосимы и Савватия Соловецких вошла в состав трехстворчатого складня — «девятки».
Нельзя исключать, однако, что этот складень сам является производным еще более ранних, пока неизвестных нам типов мелкой пластики. По-видимому, именно этот тип двустворчатого складня упоминается в документах досмотра петербургского купца А. Копнина-Кутейкина: «Складни небольшие, медные литые... двойные...» (Есипов Г., с. 509).
Как бы то ни было, эти складни, которые по вышеуказанным признакам могут быть уверенно расположены в основании типологического ряда «девяток» перед трехпетельными ковчежными.
Они существенным образом расширяют наши представления о типологии ранней поморской (выговской) меднолитой пластики, пластическом решении и уровне мастеров-чеканщиков и литейщиков и отодвигают нижнюю хронологическую границу появления поморского (выговского) медного литья вплотную к рубежу XVII—XVIII веков, но даже, возможно, и ниже этого рубежа. А ранние типы «девяток» могут быть расположены следующим образом: см. табл IX, X, XI. Причем тип «девятки», выполненный из серебра, по-видимому, должен располагаться в верхней части этого ряда, но перед складнями с профилированной ступенчатой рамкой, получившей широкое распространение (илл 19, 22). На это, в частности, указывают признаки переработки и правки исходной модели/образца—несколько меньший размер нимба у Иоанна Богослова и его несколько усеченная форма. Аналогичная форма обнаруживается у «девяток» с литыми датами и является результатом переработки исходных, более ранних форм.
Не менее интересен складень «Деисус» 1718 года (табл XII).
Этот складень также выполнен из серебра с применением золочения и гравировки. Рельеф и позолота потерты, особенно сильно позолота потерта на внешних сторонах створ.
Складень трехстворчатый, пятипетельный, петли располагаются по всей стороне створки. На правой створке имеется штырь, а на левой створке — отверстие, что вместе представляет собой запорное устройство для закрывания складня.
В отличие от других складней, когда правая створка ложится на средник складня и накрывается сверху левой створкой, у этого складня, наоборот, левая створка с изображением Богоматери ложится на средник и закрывается сверху правой створкой. Фон лицевой стороны шагреневый. На обороте правой створки, в круге, выгравирован Голгофский крест на фоне града Иерусалима. На обороте центральной створки, в круге с городчатым краем, выгравирована дата в четыре строки:
На обороте левой створы выгравирована восьмиконечная звезда, вписанная в круг.
Иконография серебряного складня не уникальна. Известны выговские складни с аналогичной иконографией, выполненные из медного сплава, некоторые из них воспроизведены на табл. XIV. Наибольшее сходство из имеющихся в нашем распоряжении имеет золоченый складень, изображенный на илл. 37, однако подобная иконография характерна и для более ранних ковчежных складней. Логично предположить, что изменения бортика (рамки) у малых поморских складней «Деисус» происходили аналогично изменениям у «девяток» (от ковчежных к профилированным).
Сопоставление этих двух, на первый взгляд, совершенно разных предметов, выполненных из серебра, позволяет обнаружить некоторые общие признаки, а именно:
оба складня пятипетельные; петли расположены по всей ширине створ;
оба складня ковчежные, но характер бортика отличен от такового у ранних ковчежных «девяток» и не похож на профилированную рамку более поздних складней: у обоих складней бортик чуть ниже и его ступенчатый профиль выражен сильнее, чем у ковчежных «девяток». Характер исполнения наружного бортика внешней створки также сходен;
характер золочения обоих предметов также очень близок.
Все это позволяет предположить, что эти оба предмета, по-видимому, были выполнены в одной мастерской за короткий промежуток времени.
Наличие датированных предметов позволяет четко привязать их к временной шкале, более точно атрибутировать недатированные предметы, а также проследить во времени изменение створ, в частности устройство рамок и петель складней (кроме четырехстворчатых), происходивших на самых ранних этапах становления выговского литья, и весьма стремительно:
как известно, «девятки» с литыми датами (1719, 1720,1721 годов) уже обладают пятью массивными петлями, располагающимися по всей ширине створки. Датированный «Деисус» 1718 года также обладает пятью петлями, что позволяет достоверно говорить об этой дате появления такого типа петель, как наиболее ранней. В.Г. Дружинин в табл. № 1 к своей работе, посвященной изучению «девятки», приводит изображение складня с пятью петлями, которые представляют промежуточный вариант: они не массивные и располагаются не по всей ширине створки;
— трехпетельные складни, по-видимому, появились несколько раньше, чем пятипетельные. Известна датированная створка двустворчатого трехпетельного складня «Троица Богоматерь Знамение» 1713 года (Jeckel, 2000) (табл. XVI, илл. 47; аналогичные складни воспроизведены на табл. XIII, илл. 32—34).
К этому периоду (10-е годы), вероятно, можно отнести и время создания двустворчатого складня «Ангел-хранитель. Зосима и Савватий Соловецкие в молении образу Богоматери Одигитрии». Трехпетельные соединения створок (соединения панагийного типа) были, наверно, не очень удобными и прочными, что заставляло разрабатывать различные их варианты, в том числе и массивные, как у «девятки» 1717 года (табл. XV, илл. 41—44), а несколько позднее и вовсе отказаться от такого типа соединения. Вероятно, поэтому в 20-х годах XVIII века одновременно изготавливались трехпетельные складни, в том числе и с массивными вариантами петель, и пятипетельные — с петлями, располагающимися на всю ширину створки или только на 5/7 ее ширины.
Наиболее архаичным типом соединения створок обладают двустворчатые складни, изображенные на табл. VII, илл. 12, 13; табл XV, илл 45, которые по ряду других признаков можно рассматривать как наиболее ранние в поморской группе. Время их создания можно очертить — конец XVII — 10-е годы XVIII века.
Таким образом, за относительно короткий отрезок времени у малых выговских складней был выработан наиболее прочный тип соединения створ и удобный в технологическом плане, получивший впоследствии широкое распространение. Эта обобщенная схема может быть проиллюстрирована следующим образом: см. таблицу XV.
Сопоставление предметов, выполненных из серебра, с их меднолитыми аналогами позволяет заключить, что ите и другие изготавливались по одним и тем же моделям, что не исключает возможности правки модели перед отливанием предметов из серебра.
Интересные данные дает сопоставление гравированных надписей на створке двустворчатого складня 1713 года, опубликованной Стефаном Йекелем (илл. 47), (Jeckel, 2000, 59/60), датированной «девятке» 1717 года (илл. 48) и «Деисуса» 1718 года (илл. 49). Надписи на трех предметах охватывают сравнительно небольшой временной отрезок, 1713—1718 годы, и обнаруживают очень сходный, практически идентичный характер и манеру написания. Более того, детали оформления картушей (двойная обводка) позволяют предположить, что гравировка выполнена рукой одного, по-видимому, выговского мастера, на что также указывают и особенности изображения звезды (илл. 50, 51).
Помимо надписей и звезд, общими стилистическими особенностями обладают и изображения Голгофского креста на наружной стороне створок (таблица XVII) — общий план композиции, характер изображения главы Адама, характерная S-образная титла (такие же титлы выгравированы на складне из собрания Русского музея).
Сопоставление серебряных и меднолитых датированных предметов, в первую очередь сравнение приемов исполнения гравировки и наличие других характерных признаков, позволило выявить существенные признаки раннего выговского литья.
Наличие высокохудожественных предметов, выполненных из серебра с применением разнообразных техник обработки металла, говорит о высочайшем уровне мастерства и необыкновенном художественном вкусе выговских мастеров начала XVIII века.
Сергей АФОНИН, Алексей ИВАНОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 74 (март 2010), стр.4