Версия их происхождения
Сразу следует оговориться: эпитет и сравнение, использованные в заголовке, придуманы не автором настоящих строк. Но об этом ниже.
Рублевики с ошибкой в титулатуре («САМОДЕР(Ж) ИЦА» — пропущена буква «Ж» и «САМОДЕ(Р)ЖИЦА» — пропущена буква «Р») давно стали хрестоматийными и всегда пользовались особым спросом у коллекционеров. Собиратели не одного поколения удивлялись — как такие монеты могли попасть в обращение, и «списывали» причину их появления на малограмотность резчиков и невнимательность минцмейстеров. Требовал объяснения и факт чеканки монет высокого достоинства, на которых портрет Екатерины I вызывал нарекания. Настолько изображенная персона была не похожа на российскую императрицу.
Внешняя привлекательность Екатерины I неоднократно подчеркивалась ее современниками и единодушно подтверждена историками. Дошедшие до наших дней живописные портреты императрицы убеждают зрителя в правоте этих наблюдений (илл. 2).
Вместе с тем богатая монетная иконография Екатерины I вступает в противоречие с мнением историков и художников. Пожалуй, лишь изображение императрицы на так называемых «траурных» рублях живописует изящную светскую даму с привлекательными чертами лица, обворожительной шеей и прелестными полуобнаженными плечами. Элегантное и лишенное навязчивого декора платье, со вкусом подобранная прическа усиливают приятное впечатление от портрета (илл. 1).
Последующая смена монетного типа сопровождалась чеканкой рублевиков, на которых изображение Екатерины I неоднократно претерпевало различные метаморфозы. Степень изменений в начертании портрета зависела от монетного двора. Красный монетный двор в Москве на протяжении всего царствования Екатерины I стабильно выпускал добротную в иконографическом плане монету, на которой портрет императрицы хотя и не вызывал восторга, однако с завидным постоянством демонстрировал приятный абрис и сочные пластические формы (илл. 3). Среди рублевиков московского происхождения трудно отыскать экземпляры с гротескным изображением августейшего персонажа.
На Петербургском монетном дворе в 1725—1726 годах также изготавливалась вполне достойная с художественно-эстетической точки зрения продукция. Вне зависимости от того, куда был повернут портрет — вправо или влево, в большинстве случаев изображение императрицы выглядело если не идеализированно, то по крайней мере презентабельно (илл. 4). Любопытно, что Екатерине было далеко не безразлично, как она смотрится на государственных монетах. На это указывает документ, обнаруженный в архивах и опубликованный А.В. Храменковым. В протоколе Берг-коллегии, в частности, говорится, что 19 апреля 1726 года вице-президент Берг-коллегии Алексей Зыбин, будучи в апартаментах императрицы, получил от тайного кабинет-секретаря Ивана Черкасова образцовый свинцовый рублевик с изображением царицы. Экземпляр, как следует из контекста документа, был осмотрен и одобрен Екатериной, которая «указала манеты делать по оному обрасцу... самою читою работаю» (Храменков А.В. Хроника чеканки рублевиков Екатерины I. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 151. Нумизматический сборник ГИМ. Т. XVII. М., 2005). Последующая массовая чеканка привела к тому, что в обращении появились рубли, отображенные на иллюстрациях 3 и 4.
Вместе с тем в период царствования Екатерины I, особенно в 1727 году, из-под штамповочной машины наряду с привычными для глаза монетами выходили экземпляры с портретом императрицы, наделенным грубыми и непривлекательными чертами лица. Один из таких рублевиков изображен на иллюстрации 5.
Причины появления монет с искаженным изображением правителя исследователи традиционно связывали с работой копиистов, чье мастерство было значительно ниже такового у профессиональных резчиков. Ситуация с уродливым изображением венценосного персонажа на государственных монетах высокого достоинства приобретает характер интриги, если принять во внимание предусмотренные суровые кары нарушителям.
Е.В. Анисимов, изучивший соответствующий материал и опубликовавший книгу «Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке», пишет, что даже падение на землю монеты с изображением монарха являлось предметом серьезного разбирательства. Как государственное преступление, как оскорбление чести государя расценивалось небрежное или непочтительное обращение подданных с изображением государя на живописных портретах («парсунах»), гравюрах, оттисках на монетах. Виновнику самое малое, что грозило, так это наказание плетьми. Чаще люди подвергались строгим допросам и пыткам. Ослушание прямой дорогой вело на дыбу. Портреты государей и членов высочайшей фамилии надлежало «писать искусным и свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностию и прилежным тщанием» (Анисимов Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке. М., 1999).
Применялись и экономические санкции. Так, Великий князь Георгий Михайлович приводит документ под № 174 «(Экстракт из дела Монетной Канцелярии) — Об упущениях по монетному двору, замеченных в 1735 году». В нем, в частности, говорится, что некоторые «рублевые монеты явились неисправны, а именно: в надписи титула Ея Императорскаго величества проронена одна литера, и оныя неисправных монеты посланным в Монетную Канцелярию указом перепечатаны на коште («кошт» — денежные средства (уст.). — Ю.П.) тех, кто такой штемпель резал и кто в действо произвел, а покамест те монеты были перепечатаны, у членов Монетной Канцелярии и 'Экспедиции удержано жалование».
Почему же в условиях, казалось бы, строжайшего контроля, под угрозой быть жестоко наказанными или вовсе лишиться жизни, монетчики выпускали в обращение рублевики с крамольными ошибками и грубыми, топорно изготовленными портретами? Ответ, вероятно, следует искать в исторических обстоятельствах, кои, по всей видимости, и породили изготовление монет, на которых императрица Екатерина I похожа, по выражению американского нумизмата и знатока русских монет Р. Зандера, на прачку, изображения которой «кажутся беспричинно оскорбительными».
Как известно, 6 марта 1727 года неожиданно умерла Екатерина I. Преемником на троне уже на следующий день стал 11-летний внук Петра Великого — Петр II Алексеевич, который в силу малолетнего возраста не мог управлять государством. Одновременно с провозглашением Петра Алексеевича императором был утвержден институт регентства в лице Верховного тайного совета. Среди 6 членов Верховного тайного совета наиболее влиятельной фигурой являлся рейхсмаршал А.Д. Меншиков. Еще до воцарения Петра II светлейший князь был фактическим распорядителем всех государственных дел. Меншиков имел далеко идущие планы, стал плотно опекать Петра II и вскоре обручил его со своей дочерью Марией. Будучи честолюбивым и корыстным человеком, Меншиков взял под личный контроль все государственные финансы и захватил в свои руки механизмы управления монетным делом. Обладая неограниченным доступом к серебру, слиткам и иностранной монете, светлейший князь не упускал случая для личного обогащения.
В 2005 году А.В. Храменков впервые опубликовал интересный архивный документ под № 8 от «1727 г. июля 7». — Из протокола Берг-коллегии «о перепечатании крушков в монеты». Из документа следует, что Верховному тайному совету незамедлительно «для нужнейших расходов весьма потребна немалая сумма денег. Того ради, чтоб готовься на здешнем монетном дворе кр'ушки как скоро возможно перепечатать в монету, какие штемпели есть налицо».
Авторы приказа понимали, что большой объем чеканки требует немалого количества штемпелей, на изготовление которых необходимо время. Поэтому в документе предписывалось, что «ежели новые не изготовлены, то хотя старыми штемпели с персоною 8- рУ6ль и титулом блаженных и вечнодостойныя памяти Ея Императорского Величества, какие налицо есть, и поспешать денно и ночно». Иными словами, Верховный тайный совет (читай — Меншиков) приказал осуществлять чеканку монет любыми штемпелями, вне зависимости от их качества, лишь бы на монетах был портрет императрицы и соответствующая титулатура.
Зададимся вопросом: какие штемпеля могли находиться на складе? Ведь хорошо известно, что штемпель — инструмент дорогостоящий и труден в изготовлении. Квалифицированному резчику требовалась в среднем неделя, чтобы изготовить один экземпляр. По этой причине штемпеля эксплуатировались до полного истощения ресурса. Нумизматы знают многие монеты начала XVIII века со следами трещины на штемпельном оттиске. В условиях перманентного дефицита штемпелей не допустить к чеканке и положить на полку можно было лишь штамповочные инструменты, при помощи которых выбивали монеты с грубыми ошибками в надписи или непотребным изображением императрицы.
И таковые существовали. Среди них упомянутые уже экземпляры с ошибками в слове «САМОДЕРЖИЦА» и неудачными портретами царицы. Монетчики неоднократно в различных документах получали инструкции вырезать штемпеля «дабы персона Ея Величества была самою чистою работаю». Естественно, штемпеля, на которых портрет императрицы получался явно искаженным, отбраковывались. Можно предположить, что даже ведущие медальеры монетного двора способны были допустить «ляпы» в процессе работы, особенно в режиме спешки. Однако более вероятно, что некачественные штемпеля изготовлялись подмастерьями и учениками. Примером может служить рублевик, изображенный на иллюстрации 7. Примитивизм работы прослеживается не только на лицевой стороне монеты. Гипертрофированное туловище и нелепый хвостик у гербового орла свидетельствуют о низком профессиональном уровне резчика. Такая гравировка вполне уместна на ученических работах, но не подходит для государственных монет. На Петербургском монетном дворе тогда трудились высококвалифицированные «штемпельного дела мастера»: А. Шульц, Г. Рейбиш, О. Калашников, которые резали превосходные портреты монархов. Трудно представить, чтобы упомянутые, оберегающие свой престиж, медальеры могли изготовить подобный экземпляр. Не мог сделать такого орла и Ф. Медынцев, который специализировался на гравировке оборотной стороны монет и создавал прекрасные образцы штемпелей. В то же время на монетном дворе обучались ремеслу Л. Дмитриев, А. Иванов, М. Андреев, И. Суходолов и другие (Храменков А.В. «Штемпельного резного дела мастера» 1720-х годов в протоколах Берг-коллегии. Труды Государственного Эрмитажа XXXI. Материалы и исследования отдела нумизматики. СПб., 2006). Возможно, из-под неумелого резца учеников и выходили подобные экземпляры.
На полку могли быть положены и штемпеля, изготовленные в процессе поиска нового монетного типа, которые в итоге не были утверждены к массовому выпуску. Примером могут служить экземпляры, на оборотной стороне которых изображен орел с «сорочьим» хвостом. Подобная новация не вписывалась в представления о российском гербовом орле и, по-видимому, была отклонена. О том, что монета не сразу после изготовления штемпелей вышла из-под печатного стана, свидетельствует перегравировка даты. Таким образом, можно представить, штемпеля какой категории не были задействованы в производстве с 1725 по 1727 год и стали востребованы по приказу Меншикова. Видимо, светлейший князь заранее давал индульгенцию монетчикам на изготовление продукции, выражаясь современным языком, «порочащей честь и достоинство» персоны «Ея Величества».
Повинуясь приказу, монетчики извлеки все имевшиеся в запасниках штемпеля, в том числе с ошибками и неудачными портретами экземпляры, и запустили монетный стан.
На качество готовой продукции уже никто не обращал внимания. Производственный процесс был подчинен одной цели — напечатать как можно больше монет. Вероятно, атмосфера спешки, круглосуточная работа, перегрузки на персонал монетного двора, особенно на резчиков штемпелей, закономерно приводили к появлению дополнительных погрешностей. Благо, что на глаза Екатерины I низкокачественная продукция монетного передела уже попасть никак не могла, а сетования со стороны монетчиков или еще кого-либо исключались по определению. Могущественный Меншиков был в апогее величия и вседозволенности. Судьба преподносила ему возможность еще раз сказочно обогатиться.
Приказ Меншикова, исходивший от имени Верховного тайного совета, имел официальное «прикрытие». В упомянутой выше работе А.В. Храменков приводит документ, извлеченный из фонда Российского государственного архива древних актов (РГАДА), который свидетельствует, что якобы усопшая императрица обещала цесаревне Анне Петровне миллион и что часть обещанной суммы в размере двухсот тысяч рублей необходимо отдать срочно.
Мало верится в официальную версию причин столь поспешной и масштабной чеканки монет. История донесла до наших дней отношение Александра Даниловича к деньгам, в том числе и к чужим. Вот один эпизод, который описывает известный историк Н.И. Павленко в своей книге «Петр II»: «В августе 1727 года петербургские каменщики подарили Петру девять тысяч червонных, которые он отослал в подарок своей сестре. Слугу, несшего деньги, встретил Меншиков и велел их отнести в свой кабинет, объяснив свое повеление тем, что «император еще молод и потому не умеет распоряжаться деньгами, как следует». Таким беспардонным образом временщик решил прибрать крукам чужие деньги. Затем последовали и другие подобные эпизоды, которые довели Петра II до крайнего возмущения и явились поводом для низвержения зарвавшегося светлейшего князя».
Обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Распоряжение Верховного тайного совета о чеканке «немалой суммы денег» с портретом Екатерины I вышел спустя четыре месяца после ее смерти. За это время наверняка были изготовлены штемпеля с портретом нового императора Петра II и начался регулярный выпуск монет с его изображением. Однако, как это следует из документа, Меншиков приказал «денно и ночно» печатать и рублевики с портретом почившей в бозе императрицы. По всей вероятности, при таком подходе легче было скрыть истинный объем чеканки. Изготовление монет с портретом Петра II только началось, было на виду и легко поддавалось подсчету. Штемпеля с изображением Екатерины I, взятые из запасников, обладали важным свойством: реальное время изготовления с их помощью монет, датированных разными годами, было установить трудно. Это позволяло происхождение большой наличности объяснить долговременными накоплениями. Примечательно, что отчеты по объему чеканки серебряных монет на Петербургском монетном дворе заканчиваются в 1725 году. В 1726 и 1727 годах указываются тиражи совместной чеканки с Московским Красным монетным двором (Уздеников В.В. Объем чеканки российских монет на отечественных и зарубежных монетных дворах! 1700— 1917. М., 1995). Запутать отчетность всегда было важной прерогативой финансовых мошенников.
Таким образом, можно предположить, что за монетами Екатерины I, на которых присутствуют грубые ошибки в написании титулатуры императрицы или изображен портрет с откровенно грубыми чертами лица, маячит тень некогда могущественного светлейшего князя А.Д. Меншикова
Юрий ПЕТРУНИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 76 (май 2010), стр.126