Продукция предприятий Художественного фонда РСФСР во многом отличается от изделий государственной промышленности. То, что создается художниками и мастерами многочисленных художественно-производственных мастерских комбинатов, призвано удовлетворять не столько утилитарно-бытовые, сколько эстетические потребности людей.
Никита Воронов
Художественный фонд СССР — общественная организация при Союзе художников СССР. Образован на основании постановления Совета народных комиссаров СССР № 186 от 4 февраля 1940 года. Его задачи — создание произведений искусства, сохранение культурного наследия страны, содействие творческой деятельности художников — членов фонда, улучшение их материального и бытового положения. Художественный фонд имел производственные предприятия (заводы, фабрики, комбинаты, мастерские), салоны-магазины, дома творчества. Отделения Художественного фонда существовали и при республиканских Союзах художников. В соответствии с приказом ликвидационной комиссии Союза художников СССР № 3 от 27 апреля 1992 года Художественный фонд СССР был упразднен.
Предшественником Художественного фонда СССР являлся Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства — «Всекохудожник». В сентябре 1928 года было образовано промысловое кредитное товарищество «Художник», реорганизованное 2 июля 1932 года во Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств, затем Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства («Всекохудожник»). Находился он в ведении Всекопромсовета. В марте 1935 года «Всекохудожник» был передан в систему Наркомпроса РСФСР, с 1940 года —- в систему СНК РСФСР, а затем — Совета Министров РСФСР. Ликвидирован в июле 1953 года с передачей функций Художественному фонду СССР.
Художественные фонды, входившие в состав Союза художников СССР на правах республиканских организаций, были созданы в 1958 году путем выделения из Художественного фонда СССР на основании постановления Секретариата Правления Союза художников СССР от 22 октября 1957 года и Положения о республиканских художественных фондах и Художественном фонде СССР 1958 года.
Союз художников ориентировался на создание авторских произведений. Приоритетным для кооперативов, а затем и Художественного фонда, было производство малотиражной художественной продукции, сохраняющей оттенок уникальности.
Согласно постановлению Совета Министров СССР № 442 от 15 мая 1962 года «О товарных знаках», государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации были обязаны помещать на выпускаемых ими изделиях или их упаковке товарные знаки, зарегистрированные в Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР.
С целью введения в научный оборот, публикуется обзорная таблица товарных знаков предприятий системы Художественного фонда и Союза художников, зарегистрированных в период с 1961 по 1993 год. При составлении таблицы использовались материалы центрального научно- исследовательского института патентной информации и технико-экономических исследований, опубликованные в «Бюллетене изобретений и товарных знаков».
Исследовательский интерес автора определяется в выявлении керамических производств на территории бывшего СССР. В предыдущих статьях («Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», №№ 61, 64, 69) были представлены товарные знаки производств, в том числе и относившиеся к Художественному фонду, при регистрации указавших в перечне производимых товаров изделия из фарфора, фаянса, майолики и гончарных глин. В данной публикации вводятся в научный оборот 78 знаков потенциальных производителей керамики, подавших в патентное бюро обобщенную информацию о своих товарах: «живопись, скульптура, массовые портреты, эстампы, плакаты, графика, изделия декоративно-прикладного искусства, издательская продукция».
Как показывает практика, под шифром «ДПИ» очень часто скрывается и керамика. Автор будет благодарен всем, кто найдет возможность сообщить на e-mail — igolskij@ya.ru — о фактах обнаружения знака или бумажной наклейки с указанием предприятия Художественного фонда на керамических изделиях. Полученные от читателей сведения, возможно, помогут выявить ряд производств, деятельность которых требует дальнейшего исследования. В итоге это позволит дополнить общую картину развития керамической промышленности СССР, представленную на страницах двухтомника «Марки советского фарфора, фаянса и майолики» (Насонова И.С., Насонов С.М., Вольский И.А, Дворкин Г.Л.) и сделать в будущем его второе издание максимально полным.
Иван ГОЛЬСКИЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 78 (июль-август 2010), стр.94