Награждение оружием — старая добрая традиция практически во всех, армиях мира. Любой военный, совершивший подвиг, во все времена считал особой честью получить из рук командования предмет, которым можно было бы гордиться, который бы выделял своего владельца из общей массы людей. Такими предметами считались наградные портреты глав государств, ковши, часы и, конечно, оружие. В музеях и в частных коллекциях сохранились образцы наградного оружия. Это мечи, кинжалы, кортики, сабли, шашки, пистолеты, ружья, врученные командованием особо отличившимся в боях солдатам и офицерам.
В русской армии особо почетной наградой считается орден Св. Георгия, который был учрежден в 1769 году для награждения офицеров и генералов за боевые подвиги. Он имел 4 степени: первым выдавался орден 4-й степени, затем, в порядке возрастания, до 1-й степени. История России — история войн. Поэтому, после учреждения ордена Св. Георгия, события войн XVIII века показали, что за особую храбрость, результатом которой стали крупные победы России, стало возможным выделить отличившихся генералов и офицеров почетным наградным оружием. Первым документом, регламентирующим награждение оружием, стал императорский Указ от 28 сентября 1807 года. В нем говорилось: «Жалованные нами и предками нашими за военные подвиги генералитету и штаб- и обер-офицерам золотые с надписями шпаги, с алмазными украшениями и без оных, яко памятники нашего к тем подвигам уважения, причисляются к прочим знакам отличия, для чего и повелеваем всех тех, коим такие золотые шпаги доныне пожалованы и пожалованы будут, внести и вносить в общий с кавалерами Российских орденов список». В начале XIX века в качестве наградного оружия стали использоваться не только шпаги, но и сабли. Об этом свидетельствует Указ от 7 марта 1808 года. Оружие для награждения офицеров, генерал-майоров, контр-адмиралов, имело надпись на эфесе: «За храбрость». На оружии генерал-лейтенантов и более высоких чинов надпись была более подробной, объясняющая причины награждения.
Это были сабли, на позолоченных эфесах которых были надписи «За храбрость» и имелись знаки ордена Св. Георгия. Кроме того, эфесы украшались георгиевскими темляками — лентами с продольными черными и оранжевыми полосами. В 1853 году был утвержден образец наградного кортика для морских офицеров, награжденных золотыми саблями, для ношения при определенной форме одежды.
В 1913 году было учреждено «Георгиевское оружие» в виде шашек, как драгунских, так и казачьих. Исследования показывают, что за основу была взята офицерская драгунская шашка образца 1881/1909 годов (илл. 1) и казачья шашка образца 1881/1910 годов. Георгиевское оружие образца 1913-го состоит из клинка, эфеса, ножен. Клинок небольшой кривизны, трехдольный, на конце заострен, имеется небольшая елмань. Эфес состоит из гарды в виде дужки с отверстием на конце крестовины для темляка, нижней оковки, рукояти, верхней оковки. Верхняя оковка эфеса и гарда украшена чеканным растительным узором, на верхней оковке — вензель императора. Крестовина гарды имеет с обеих сторон надпись: «За храбрость». Рукоять имеет крупные поперечные желобки. На торце головки — знак ордена Св. Георгия. Ножны черные, прибор состоит из наконечника, нижней и верхней обоймиц, устья. Верхняя обоймица снабжена скобой для пасового ремня, нижняя обоймица — кольцом для пасового ремня. Детали прибора ножен украшены рельефным растительным узором. На правой голомени клинка — изображение вензеля императора, на левой — изображение двуглавого орла.
Внешний вид наградного морского кортика в основном повторяет форменный кортик образца 1803 года. Клинок игольчатый, имеет 4 грани с долами, сужающийся к боевому концу. Эфес имеет особую конфигурацию. Отличие его состоит в том, что рукоятка не костяная, а литая латунная, с поперечными канавками. Крестовина напоминает крестовину строевого кортика, но имеет рельефную надпись: «За храбрость». Детали прибора ножен украшались рельефным растительным орнаментом. Детали эфеса, как и детали прибора ножен, были вызолочены (илл. 2).
В коллекции оружия Государственного центрального музея современной истории России (ГЦМСИР) имеется Георгиевское оружие, врученное генерал-лейтенанту М.Д. Бонч-Бруевичу. Личность М.Д. Бонч-Бруевича типична для многих дворян и офицеров времен Первой мировой войны и революционных событий в России 1917 года. Как известно, многие офицеры после 1917 года не признали Советскую власть и пополнили ряды белой армии, а часть офицеров и генералов перешли на сторону Советской власти. К числу генералов русской армии, признавших Советскую власть, относится М.Д. Бонч-Бруевич. Источники говорят о том, что Бонч-Бруевич стал жертвой придворных интриг, в свою очередь у него были основания подозревать некоторых высокопоставленных военных чиновников в шпионаже в пользу Германии. Поэтому после отречения Николая II Бонч-Бруевич сначала присягнул А.Ф. Керенскому, а после октября 1917-го — советскому правительству.
Особенности его наградной георгиевской шашки говорят об этом. Так, шашка, сохранившаяся в музее, не имеет знака ордена Св. Георгия на головке и георгиевского темляка (илл. 3). Знак и темляк могли просто не сохраниться, но возможно, что сам Бонч-Бруевич их снял, так как подобных наград в РККА не существовало и напоминало о расформированной царской армии. Кроме того, на верхней оковке эфеса шашки нет императорского вензеля, он аккуратно стерт. Вензель Александра III сохранился только на клинке, на правой голомени. В русской армии на холодном оружии ставился вензель того императора, при котором офицер — владелец оружия — начинал свою военную службу. Вензель именно Александра III говорит о том, что в его царствование Бонч-Бруевич получил первый офицерский чин. Особенности материала оружия говорят о том, что аннулировать императорскую символику на эфесе возможно и удобно, в отличие от клинка, изготовленного из хромированной стали.
М.Д. Бонч-Бруевич, начальник штаба Северо-Западного фронта, был награжден Георгиевским оружием за разработку и проведение Праснышской операции 1915 года. Суть этой боевой операции в следующем: немецкое командование имело цель окружить русские войска, ведя активные действия в Польше. В феврале 1915-го русские обескровили германские войска группы генерала Гальвица, а затем, перейдя в наступление, отбросили их на территорию Восточной Пруссии. В ходе нового наступления противника в июне-июле 1915 года, 12-я армия в районе города Прасныш прикрыла отход русских из Польши, чем содействовала срыву плана германского командования по окружению и уничтожению русских войск на Восточном фронте.
Эта успешная операция, как и Брусиловский прорыв 1916 года, служит примером высокой боеспособности русской армии в Первой мировой войне, но, к сожалению, она не смогла повлиять на общий ход войны, в результате которой в России начались революционные события.
Георгиевское оружие хранилось в семье генерала до его смерти в 1956 году, затем было передано в Музей революции членами его семьи.
Безусловно, сохранившиеся шашки, сабли, кортики с позолоченными эфесами, знаками ордена Св. Георгия на торце головки и надписью «За храбрость» на гарде, являются одними из наиболее уникальных и значимых русских боевых реликвий.
Роман ШЕПАРЕВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 76 (май 2010), стр.82