В 1932 году, после расформирования художественно-промышленного техникума имени Михаила Врубеля, в состав коллекции Западно-Сибирского краевого музея вошли экспонаты учебного музея и часть библиотеки техникума. В 1940 году картинная галерея выделяется из состава Западно-Сибирского краевого музея и получает статус музея изобразительных искусств, в результате чего произошел раздел фондов и библиотеки. За свои восемьдесят пять лет библиотека стала обладательницей произведений печати, представляющих выдающийся научный, культурный и исторический интерес.
На основании приказа МК РСФСР «Об улучшении сохранности и использования книжных фондов, рукописных и архивных материалов библиотек и музеев» в 1987 году распоряжением директора была организована рабочая группа для создания фонда редкой книги в музее. Общие принципы характеристики редких книг достаточно хорошо описаны в соответствующих методических пособиях, инструкциях и положениях отделов редких книг центральных музеев и библиотек. Отбор редкой книги всегда производится с учетом состава, специфики фонда и профиля специализированной библиотеки. Процесс формирования фонда проходил не без трудностей. Дело в том, что до сих пор нет четкого определения редкой, художественно оформленной книги по искусству и искусствознанию. Учитывая особенности фонда, в ходе просмотра изданий были найдены наиболее приемлемые для нас критерии оценки редкой книги.
Согласно своему профилю, отдел редкой книги собирает, обрабатывает и хранит литературу по теории и истории всемирного искусства, преимущественно русского и современного, по общим вопросам изобразительного и прикладного искусств, архитектуре, музееведению и реставрации. Кроме того, в состав фонда вошла литература по истории, эстетике, археологии, книговедению.
Отдел редкой книги был одним из самых молодых в музее, но к своему двадцатилетию насчитывает уже 2500 единиц хранения. Несколько слов об источниках формирования фонда. В первую очередь был произведен фронтальный просмотр научной библиотеки музея de vizu, изучены инвентарные книги, и то, что было отобрано, составило основную часть фонда (около 80%). Коллекция пополнялась также за счет приобретения книг в букинистических магазинах Москвы, Ленинграда, Омска, у частных лиц. Отдельные издания были привезены из научных экспедиций по Омской области, некоторые подарены.В конце 80-х годов в состав собрания вошла часть коллекции ленинградского академика Е.М. Лавренко, а также учебные работы учащихся полиграфического отделения Худпрома из коллекции С. и А. Вахрамеевых, в 90-х — книги из личных библиотек омских библиофилов В. Майера, Г. Лифанова, М. Людоговской.
Интересно проследить историю бытования книг, хранящихся в фонде. Издания изобилуют владельческими записями, автографами, экслибрисами, штампами, печатями личных и общественных библиотек, учреждений: Туровские, Пахотины, Сибирский кадетский корпус, Сибирская военная гимназия, Сибирское казачье войско, книжный магазин А.С. Александрова в Омске и другие. На титульном листе журнала «Гравюра и книга» за 1924 год А.А. Сидоров, профессор, историк гравюры и книги, оставил автограф — шутливый сонет, посвященный Всеволоду Воинову, художнику-графику, искусствоведу. В фонде хранится книга с автографом Федора Мелёхина, основателя и первого директора музея (Курбатов В. Сады и парки. Пг., 1915).
В коллекции представлены многие издательства, выпускавшие шедевры книжного искусства: Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг, Голике и Вильборга, Брокгауза и Ефрона, Плюшара, Кнебель и Девриена, PETROPOLIS, Аквилон, ACADEMIA.
Очень важным, хотя и необязательным элементом книги является иллюстрация. Наглядно поясняя текст и тем самым существенно дополняя его, она повышает художественную ценность книги, способствует образному восприятию текста. Желание украшать, иллюминировать книгу появилось почти одновременно с самой книгой и сопровождало ее на всех этапах развития. Выполненные тушью, гуашью, золотом, клеевыми и акварельными красками иллюстрации, инициалы, заставки, концовки объединяются понятием «книжная миниатюра». Рожденная рукописной книгой, она встречается иногда в старопечатных изданиях.
В отделе редкой книги выделена коллекция богослужебной книги, она небольшая, чуть больше 20 единиц хранения. В основном это издания XIX — начала XX века, лишь две книги — XVIII. Жемчужиной данной коллекции является лицевой рукописный «Апокалипсис», созданный в 1841 году. Великолепные цветные миниатюры в лист украшают книгу. В них наглядно читаются русские народные и национальные традиции в их развитии, ярко проявляется уход в мир фантастических, малопонятных образов. Такие издания предназначались для дворянской среды(особенно провинциальной) — здесь они «бытовали», воздействуя на эстетические чувства зрителей и обозревателей своими миниатюрами, большим их количеством и своеобразием, а также богатым декоративным убранством.
В отдел редкой книги входят русские и иностранные издания XVIII—XX веков. В значительной части — это книги по русскому и советскому искусству, в том числе иллюстрированные. Собрание иллюстрированной книги перекликается с произведениями искусства, хранящимися в фонде графики, поскольку произведения графики так или иначе вошли в «тиражную» книгу в качестве обложек, иллюстраций, элементов украшения. Эта коллекция дает наглядное представление об истории развития книжной графики, искусства книги в лучших ее образцах.
Книг гражданской печати XVIII века в отделе немного. «История Российская с самых древнейших времен, собранная и описанная Василием Татищевым», — в скромной издательской обложке синего цвета. Великолепно издан «Сборник гравированных портретов с картин монсеньора герцога де Шуазеля» (на фр. яз.), вышедший в Париже в 1771 году. Книга одета в переплет из кожи теплого золотистого цвета с неожиданно ярким, декоративным форзацем, обрамленным по краю трехполосной рамкой золотого тиснения. Каждый лист данного издания является произведением графического искусства — гравюрой на меди. Среди переводной литературы по искусству в фонде хранится труд Марка Витрувия Поллиона об архитектуре, изданный в 1790—1791 годах Императорской Академией художеств в Петербурге. Перевод и примечания принадлежат академику архитектуры, профессору Василию Баженову. Труд римского архитектора и инженера, обобщивший теоретический и практический опыт зодчества своеговремени, был почти забыт в средние века и лишь в XVII— XVIII веках сыграл большую роль в выработке канонических форм архитектуры. Книги в кожаном переплете, на форзаце ярлык «Из лавки Матвея Глазунова в Москве» и надпись: «Из книг Гарасима Аболенского». Иллюстрации выполнены в технике углубленной гравюры с применением медной пластины на бумаге ручной выделки.
К сожалению, в фонде не представлена иллюстрированная книга первой четверти XIX века, а именно русская книга первых десятилетий данного периода является образцом художественного оформления, так как в ее создании участвовали лучшие художники того времени и замечательные граверы: С. Галактионов, И. Ческий, Н. Уткин, А. Ухтомский и другие.
Во второй четверти XIX века объем книжной продукции значительно возрос. Из всего многообразия вышедшей литературы наибольший интерес представляют иллюстрированные издания.
Медальерному искусству посвящена книга Федора Толстого, выпущенная в Санкт-Петербурге в 1838 году, в ней представлены медальоны в память военных событий 1812—1815 годов. Издание уникально, поскольку это был первый удачный опыт гравирования машиной Бета рельефных форм, так как она была предназначена для снятия копий с изображения на металле. Иллюстрации, выполненные в технике резцовой гравюры (гравюра на стали), получились настолько удачными, что создают иллюзию рельефной формы медальона. Возникает непреодолимое желание провести рукой по странице, чтобы убедиться, что перед нами гладкая поверхность.
Ярким примером реалистической иллюстрированной книги является «Тарантас. Путевые впечатления» В. Соллогуба — одно из лучших изданий 40-х годов. Высоким мастерством отличаются иллюстрации А. Агина, замечательного рисовальщика, работавшего с гравером Е. Бернардским. Иллюстрации, исполненные в технике торцовой гравюры на дереве, развертывают перед читателем картины из провинциальной жизни того времени. Современники называли «Тарантас» — «роскошным художественным изданием».
В оформлении русской книги второй половины XIX века нужно отметить хорошее качество бумаги и печати, разнообразие шрифтов, использование в репродукционной технике последних достижений — автотипии и фототипии. Но к иллюстрированию книг большие мастера не привлекаются. Этот период в фонде представляют иллюстрированные каталоги, справочники, словари, практические руководства, видовые альбомы и монографии. Среди этого многообразия следует выделить в скромном переплете издание 1857 года «Живопись и живописцы главнейших европейских школ» — настольную книгу для любителей изящных искусств с описанием картин, находящихся в России, и перечнем монограмм художников.
Конец XIX — начало XX века — период блестящего расцвета искусства книги, в это время создавались подлинные шедевры. Говоря об этом времени, невозможно обойти вниманием книги, иллюстрированные «художниками- мирискусниками». Именно они создали стройную систему канонов книжной графики. В оформлении книг приняли участие все выдающиеся мастера объединения «Мир искусства»: А. Бенуа, К. Сомов, М. Добужинский, Е. Лансере и другие. Благодаря их творчеству, книжная графика заняла ведущее место в изобразительном искусстве начала XX века. Достойное место в коллекции занимают пушкинские «Медный всадник» (1923) с иллюстрациями А. Бенуа, «Скупой рыцарь» (1922) в «прочтении» М. Добу- жинского, «Хаджи-Мурат» Л. Толстого, оформленный Е. Лансере (1926), «Париж накануне войны» в монотипиях Е. Кругликовой (1916).
В фонде хранятся книги для детей: «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина, русские сказки «Марья Моревна», «Царевна-лягушка» (СПб., 1910) с иллюстрациями И. Билибина. Узорность рисунка, декоративность цвета, использование пейзажных мотивов русского Севера, элементов древнерусского орнамента позволили художнику передать волшебный мир сказки.
Много в отделе интересных послереволюционных изданий, прежде всего это книги для народа, массовые издания, напечатанные на дешевой бумаге, но иллюстрированные большими мастерами, среди них Б. Кустодиев, Е. Лансере, С. Чехонин и другие.
«Слово о полку Игореве» (1934) — один из лучших памятников древнерусской литературы XII века и одна из последних книг, вышедших в свет в издательстве «ACADEMIA». Тексты и иллюстрации к «Слову...» выполнил мастер-палешанин И. Голиков. Оформление книги стало эпохальным событием в творчестве художника и лучшим художественным изданием того времени. «Слово...» называют золотой книгой Палеха.
В коллекции также имеются книги, вышедшие в Ленинграде во время блокады: альбом «Ленинград» и «Генерал Багратион» С. Голубова.
Кроме книг, в состав фонда входят периодические издания по искусству: журналы «Аполлон», «Старые годы», «София», «Золотое руно», «Мир искусства», «Жар-птица» с целой плеядой известных имен в литературном и художественном мире, сатирический журнал «Будильник» — его анекдоты и карикатуры на злобу дня (1906) актуальны и поныне!
Пути формирования фонда и критерии отбора редкой книги определены. Русская иллюстрированная книга и русские издания по искусству в фонде представляют собой не исчерпывающую, но довольно ценную коллекцию. Пополнение этой коллекции — процесс длительный и непрекращающийся, и осуществляться он будет с учетом разработанных принципов.
Издания, хранящиеся в собрании, имеют историко- культурное и художественное значение. Материалы коллекции используются для проведения научных исследований, подготовки публикаций, чтения лекций. Фонд редкой книги, как один из отделов музея, ведет активную экспозиционную деятельность, участвуя во многих музейных выставках. Характер и состав фонда редкой книги, обладающий значительной художественной ценностью, отражает в той или иной мере процесс развития и становления духовных интересов России на протяжении трех столетий.
Людмила ЧЕБОКСАРОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 78 (июль-август 2010), стр.72