Эта статья посвящена одному важному типу римских провинциальных монет, который чеканился в античной Каппадокии на протяжении более двухсот лет.
Уникальность этого типа заключается в том, что это, возможно, единственная монета античности с изображением местного ландшафта, который однозначно определяется в наше время. Кроме этого, история монеты приоткрывает нам детали культурной политики имперского центра по отношению к своим окраинам.
Каппадокия
Каппадокия — историческая область в центре Малой Азии. Древняя Каппадокия включала две части. Внутренняя часть тогда и сейчас представляет собой по большей части ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, которое находится на высоте около 1000 метров над уровнем моря. Важным центром здесь был город Мазака, позднее — Кесария Каппадокийская (сейчас город Кайсери, илл. 1). Понтийская Каппадокия располагалась севернее, на побережье Черного моря, и имела более мягкий климат. Одной из столиц Понта был город Амисос (современный турецкий город Самсун, илл. 1). Как считается, название области происходит от древнеперсидского «катпатука», что означает «страна чистокровных лошадей». По понятным причинам, традиционным образом жизни местных жителей было скотоводство, однако климат здесь такой, что возможно и выращивание винограда. Горная Каппадокия славилась добычей золота и серебра.
Древнейшее население здешних мест называло себя хатти — современные ученые называют их «протохетты» или просто «хетты». Затем, не позднее начала II тыс. до н. э. восточную часть Малой Азии наводняют другие племена — во времена античности регион был населен индоевропейскими племенами иранского происхождения, сюда мигрируют в значительном количестве армяне. Когда Александр Македонский в IV веке до н. э. стремительно вторгся в Малую Азию, он обошел стороной горную Каппадокию. Последующая эллинизация лишь слегка затронула высшие круги общества, но масса населения сохранила родной язык, старые традиции. Как показывают немногочисленные надписи из Каппадокии, наряду с официальным греческим языком продолжал применяться арамейский, бывший официальным языком со времен ассирийского владычества в Передней Азии. И в римский период греческий и латинский языки не проникли в Каппадокии дальше городов, а в городах — дальше ограниченного круга лиц, которым приходилось непосредственно иметь дело с римлянами [1]. Греки никогда не составляли большинство населения региона, и ассимилировать негреческое население так и не смогли. Таким образом, этнический состав населения к приходу римлян формировался тремя примерно равными по численности группами: греки, армяне и персы. В составе персидского царства Ахеменидов Каппадокия составляла единую сатрапию [2]. С присоединением региона к эллинистической империи Александра Великого он разделяется на прибрежную часть со столицей в Синопе и получает название Понт. Горная часть с главным городом Мазака обособляется и сохраняет историческое название Каппадокия. Понятно, что такое административное деление никоим образом не повлияло на восприятие каппадокийцев, которые видели свою страну единой. Дальнейшие события доказали общее правило истории: любая формально проведенная граница, помноженная на амбиции лидеров, приводит к исторической драме.
Рим и Каппадокия
К концу II века до н. э. на Малую Азию падает тень растущего римского государства. Каппадокия входила в римский мир постепенно. Основной узел противоречий в I веке до н. э. заключался в том, что эллинистическое царство Понт, возглавляемое Митридатом Евпатором, вступило в борьбу за горную Каппадокию. Понтийцы считали себя разделенным народом и что эта земля им принадлежит по праву. Римляне объявили Каппадокию независимым государством и рьяно взялись защищать «молодую суверенную государственность» от притязаний соседнего Понта. Это выглядело почти комично, если принять во внимание, что в Каппадокии правила родная сестра Митридата Лаодика, а элита двух стран фактически составляла единое целое. Например, один из героев римско-понтийских войн стратег Архелай — выдающийся полководец своего времени — был каппадокийцем. Другой пример — царедворец Гордий, преданный союзник Митридата. Отсюда понятно, что забота Рима, расположенного за тысячи километров от этих территорий, о «независимости» Каппадокии от соседей имела сугубо циничный политический подтекст. Еще не имея крупных сил в Малой Азии, римлянам было выгодно раздробить здесь различные греческие царства и натравить их друг на друга, чтобы потом перебить поодиночке. Знакомая тактика, не правда ли?
Велика роль Суллы в становлении этого странного государства-лимитрофа. Плутарх пишет: «После претуры Суллу посылают в Каппадокию, чтобы обуздать Митридата. Войско, которое Сулла привел с собою, было невелико, но с помощью ревностных союзников он, перебив много каппадокийцев (выделено мной. — Д. Б.) и еще больше пришедших им на подмогу армян, водворил на царство Ариобарзана» [3]. Такая вот борьба за независимость. Любопытна фигура царя Каппадокии Ариобарзана I, которого Сенат провозгласил «другом и союзником римского народа». Сами каппадокийцы дали своему новому царю прозвище OiXopdipatoq — Филоромей (любящий римлян), которое иначе как издевательским не назовешь. На дошедших до нас монетах мы видим вытянутое и какое-то подавленное лицо Филоромея, которое лично у меня всегда вызывало жалость. На илл. 2 представлена драхма 84 года до н. э. Авторитет у царя был таков, что всякий раз, когда римляне были заняты своими делами и их хватка в регионе ослабевала, Ариобарзану приходилось с позором бежать в Рим и отсиживаться там. За 32 года правления таких эпизодов было как минимум пять [2]. Сулла заботливо опекал царя и несколько раз силой восстанавливал статус-кво в Каппадокии. Еще одна характерная цитата из Плутарха: «...первым из римлян, к кому обратились парфяне с просьбой о союзе и дружбе, оказался именно он. Рассказывают, что Сулла поставил три кресла — одно для Ариобарзана, другое для парфянского посла Оробаза, третье для себя — и во время переговоров сидел посредине. Оробаза парфянский царь впоследствии за это казнил, а Суллу хвалили за то, что он унизил варваров...» [3]. Эту цитату можно понять и так, что унижение парфян состояло в том, что их посадили рядом с Ариобарзаном как равным им собеседником.
После Суллы войну против Митридата ведет Лукулл, но с переменным успехом — понтиец упорно сопротивляется несколько лет. Хотя Лукулл добился определенных успехов, терпению Сената пришел конец. В 67 году до н. э. командующим римской армией назначается Гней Помпей, который, наконец, завершает победоносно войну и закрепляет за римлянами позицию в центре Малой Азии. Интересна роль, которую сыграл Цицерон (и он тоже побывал здесь с особой миссией!) в укрощении буйного духа каппадокийцев. Плутарх комментирует это так: «После смерти Красса, убитого в Парфии, Цицерон занял его место среди жрецов, которых римляне зовут авгурами. Затем он получил по жребию провинцию Киликию и войско. Среди прочего ему поручили примирить каппадокийцев с их царем Ариобарзаном и привести их к покорности. Он выполнил поручение безукоризненно и пресек мятеж, не прибегая к войне» [4]. Итак, мы видим, что Каппадокия притягивала к себе римские исторические фигуры, как магнит. Настало время посетить эту страну и Цезарю. В 47 году в Каппадокию неожиданно вторгается сын Митридата — Фарнак II. Понтийцы продолжали считать эту страну своей! Пожалуй, и значительная часть каппадокийцев придерживалась этого мнения, так как Фарнак был встречен местным населением восторженно. По региону прокатилась волна убийств римских граждан и сочувствующих им местных жителей. Но воссоединению не суждено было случиться — на регион все сильнее наваливалась имперская машина Рима. В Каппадокию срочно прибыли войска во главе с Гаем Юлием Цезарем. Полководческий талант Цезаря был в самом расцвете — Фарнак был ему не противник. Решающая битва произошла 2 августа 47 года около местечка Зела, чуть севернее Каппадокии. Битву Цезарь кратко обрисовал в трех словах: «vedi, vidi, vici» — «пришел, увидел, победил». Фарнак был разбит в пять дней — невиданное для тех времен достижение, если учесть, что Фарнак имел вполне боеспособную армию. Когда Цезарь разбил Фарнака, Брут, находившийся с ним, попросил пощадить всех своих друзей, последовавших за Помпеем в проигранной гражданской войне. В их число входил и Ариобарзан III (потомок Филоромея). Таким образом, Брут хотел, как тогда полагали, спасти свой займ, которым он ссудил каппадокийского царя. Царь был прощен.
Тиберий и Архелай
После убийства Цезаря к судьбе Каппадокии приложил руку и Марк Антоний: он назначает царем Каппадокии Архелая — внука одноименного легендарного полководца, который служил Митридату. Ему нужны были союзники в надвигающейся борьбе за власть, и Архелай казался ему надежным человеком. Архелай действовал в сложнейшей исторической обстановке, пытаясь лавировать между различными силами внутри Римской империи. Сначала он поставил на Марка Антония, но после битвы при Акции быстро примкнул к победителю — Октавиану. Будущий Август оценил этот шаг и утвердил назначение Архелая. Более того, он добавил к землям Каппадокии соседнюю Киликию, но приставил к нему прокуратора. Таким образом, независимость Каппадокии стала формальной.
Архелай был сыном жреца темного каппадокийского культа богини Беллоны в понтийском городе Комане и, быть может, сам по наследству был жрецом. Несомненно, это был умный и выдержанный человек, который был тесно связан со своей землей. Его имя при рождении было Сисин, что, возможно, свидетельствует о не вполне греческом происхождении. Любопытен титул, которым он был награжден: ФЕЛОяатрФоц — Филопатрид, что означает «любящий Родину». Контраст с Ариобарзаном Филоромеем разительный! Несмотря на тяжелое положение Каппадокии, обложенной со всех сторон римлянами, и образ клиента Рима, рисуемый в исторической литературе, его политика была гораздо более сложная. Архелай не боялся чеканить монеты, на которых скрыто, но твердо пропагандировал местный патриотизм. На илл. 2 приведена достаточно редкая драхма Архелая (номер по каталогу: RPC 3602 [5]), отчеканенная в 15 году до н. э. в Эйсебии (бывшей Мазаке). На реверсе читаем: ВALIAEQZ APXEAAOY Ф1ЛОПАТР1ДОЕ TOY KTISTOY. Во-первых, Архелай не боится озвучить свой титул «Филопатрид», а во-вторых, он вводит в титулатуру весьма интересное определение KTETOY — Ктист, или Основатель. Не совсем понятно, что Архелай хотел сообщить этим каппадокийцам, но, возможно, имелось в виду, что после череды марионеток на троне Каппадокии (династии Ариобарза- нов) он основывает новую династию, для которой служение Родине является главной задачей. В чекане Архелая преобладает тема Геракла (см. илл. 3: на драхме — дубинка) — вероятно, именно в этом герое он видел вдохновителя своих дел. Но звучат мотивы всех основных
греческих божеств — это и Аполлон, и Дионис, и Тихе, и Афина [5]. Не забывает он и местных божеств — Кибелу (Беллону). На гемидрахме появляется изображение Аргейской горы, священной для каппадокийцев. Таким образом, Архелай отдает должное и негреческому населению страны. Видимо, будущее Каппадокии Архелай видел в укреплении союза основных этнических групп, проживающих здесь.
Лавирование Архелая между различными политическими силами в Риме не могло продолжаться долго — в конце концов, он допустил роковую ошибку. Благодаря Тациту мы даже знаем, когда именно он сделал эту ошибку:
«Царь Архелай был ненавистен Тиберию, так как в бытность того на Родосе не оказал ему никакого внимания. Поступил же Архелай, таким образом, не из надменности, но вследствие предостережения приближенных Августа, ибо дружба с Тиберием считалась небезопасной» [6]. По моему мнению, Тиберий — один из подлинных строителей Римской империи и выдающийся государственный деятель. Вызывает симпатию сила его характера (на илл. 4 приведен мраморный бюст Тиберия из собрания Глиптотеки в Копенгагене). В молодости он вел успешные военные кампании, отличался крепостью духа и личным мужеством. Его неуступчивость проявилась и в личной жизни. Август заставил Тиберия развестись с любимой женой и навязал ему свою дочь Юлию. Жизнь с новой женой у Тиберия не сложилась. В расцвете лет и сил, на вершине своей государственной и военной карьеры в VI году до н. э. Тиберий неожиданно бросает все и принимает решение уехать из Рима. Ни просьбы матери, умолявшей его остаться, ни жалобы Августа в сенате на то, что он его покидает, не поколебали его: когда на него надавили, он на четыре дня отказался от пищи. Август отпустил своего пасынка. Добровольный уход с вершины власти и самозаточение на Родосе — случай, пожалуй, уникальный в истории Рима! (В качестве еще одного подобного примера на память приходит только Диоклетиан.) В этот момент от Тиберия отвернулись многие, — об этом пишет Светоний и другие авторы. На Родосе Тиберий жил как простой гражданин, довольствуясь скромным домом и простой пищей. Среди предавших Тиберия был и Архелай, которого Тиберий знал еще с 23 года до н. э., когда защищал его на судебном процессе. Архелай сделал роковую ошибку в тот момент, когда только сумасшедший мог предположить, что будущим императором станет Тиберий...
Как известно, Август не любил своего пасынка, но уважал его за административный талант. Он искал Тиберию альтернативу, но у судьбы были свои планы. Перед смертью он произнес фразу, которую потом римляне долго вспоминали: «Бедный римский народ, в какие он попадет медленные челюсти.» [7]. В 14 году н. э. Рим, наконец, попадает в челюсти Тиберия. Нас интересует здесь его отношение к царю Каппадокии Архелаю. В 17 году очередь дошла и до него. Светоний пишет: «...некоторых царей он заманивал к себе лаской и обещаниями и не отпускал — например, германца Маробода, фракийца Раскупорида или каппадокийца Архелая» [7]. Более подробно ситуацию описывает Тацит: «Тиберий заманил Архелая написанным Августой письмом, в котором, не умалчивая о нанесенных сыну обидах, она предлагала ему его милость, если он прибудет, чтобы ее испросить. И Архелай, не заподозрив коварства или опасаясь насильственных действий, если поймут, что он его разгадал, поспешил отправиться в Рим; неприязненно принятый принцепсом и затем обвиненный в сенате, он преждевременно завершил дни своей жизни, то ли по своей воле, то ли по велению рока» [6]. Тиберий обвинил Архелая в подготовке восстания против римлян (об этом определенно пишет Дион Кассий [1]) и, скорее всего, заставил Архелая принять яд. Конечно, император не забыл обиды, нанесенной ему каппадокийцем, но было бы слишком просто сводить все к личной мести. Стратегией Тиберия было построение Империи. Настало время убрать строительные леса j грандиозного государственного здания, и декоративные царства по границам были уже не нужны. Что касается востока, то римляне уже закрепились в Сирии и Армении, поэтому смысла в бумажном суверенитете Каппадокии не было никакого. После устранения Архелая в 17 году Тиберий включает Каппадокию в состав Империи в качестве провинции. С играми патриотов было покончено, во главе провинции встал римский прокуратор. Из текста Тацита мы узнаем также, что превращение Каппадокии в провинцию было лишь небольшим элементом грандиозного переустройства Малой Азии.
За сто лет войн, мятежей и переворотов в Каппадокии побывал почти весь цвет Рима: Сулла, Лукулл, Марий, Помпей, Брут, Цицерон, Цезарь, Марк Антоний... Очевидно, что Каппадокия была важна для Империи, это был ключ к Малой Азии. К сожалению, регион был слабо развит. О городе Мазаке (позднее — Кесарии) и его территории Страбон сообщает, что это непригодное для жилья место, ибо лишено воды, а окружающая земля, хотя и равнинная, совершенно бесплодна и не обработана [1]. По его предположению, город был основан только потому, что это было единственное место в Каппадокии, где бы имелись дерево и камень, которые были нужны для строительства. Тиберий принимает ряд важных решений по развитию провинции. Он снижает налог на торговый оборот в два раза. Строятся дороги, закладываются новые города. В горах добываются железо, золото, серебро и полезные минералы. К примеру, Светоний упоминает некий камень phengis, которым Домициан облицевал стены портиков, в которых обычно гулял, чтобы видеть на их зеркальной поверхности, что происходит позади него [7]. Тиберий организует в Кесарии огромный монетный двор, который обслуживал бронзовой и серебряной монетой всю Малую Азию и Сирию.
Мы видим, что император Тиберий оказался, поистине, важнейшей фигурой в истории Каппадокии. Более того, на примере Кесарии и ее монетного чекана мы видим его интеллектуальную роль в создании Империи. Кесарийский монетный двор начал чеканить монетные серии, которые в целом мало отличались от собственно римских. Но был один уникальный тип, который появился, очевидно, по прямому указу Тиберия. На илл. 5 представлена одна такая драхма (RPC 3620 [5]). На реверсе монеты читаем: ®EOY LEBAZTOY YIOS («Сыну Божественного Августа»). В центре композиции изображен вид на Аргейскую гору (ее высота — 3916 метров над уровнем моря), которая является главной достопримечательностью Каппадокии и находится в нескольких километрах к югу от Кесарии. Фигура, которая увенчивает гору, до сих пор предмет горячих дискуссий нумизматов. Этот вопрос мы обсудим ниже. Сейчас же отметим, что указанный
монетный тип оказался одним из самых долгоживущих в имперской практике — чеканилась монета вплоть до времени правления Гордиана III, то есть более двухсот лет. С одной стороны, это редкий случай римской монеты с ландшафтом, который узнаваем и в наше время. С другой стороны, выпуская монету, Тиберий преследовал вполне конкретные культурные и политические цели. Чтобы обсудить эти и другие смежные вопросы подробнее, остановимся сначала на духовном значении Каппадокии для Империи.
Духовная сила Каппадокии
Рассказ начнем с весьма примечательной цитаты из Плутарха, касающейся эпизода гражданской войны оптиматов и популяров. Во время военных действий против Мария в Италии Сулле неожиданно явилась во сне каппадокийская богиня: «...самому же Сулле, как рассказывают, во сне явилась богиня, чтить которую римляне научились от каппадокийцев, это то ли Луна, то ли Минерва, то ли Беллона. Сулле снилось, будто богиня, представ перед ним, протягивает ему молнию и, называя по имени каждого из его врагов, повелевает поразить их, и, пораженные молнией, они падают и исчезают. Доверившись этому видению и рассказав о нем товарищу по должности, Сулла, как только рассвело, повел войско на Рим» [3]. Подчеркнем, речь идет о том самом Сулле, который с удовольствием «унизил варваров», посадив их рядом с Ариобарзаном. Этот прожженный политик-оптимат и, в общем-то, циничный человек в тяжелую минуту своей жизни неожиданно вспоминает о какой-то варварской богине, с культом которой он столкнулся на краю римского мира! Удивительно, но факт. А что противник Суллы — популяр Марий? И он тоже посещал Каппадокию! В 99-98 годах до н. э. он отправляется туда с целями, как пишет Плутарх, малопонятными для римлян. Считалось, что он жаждет спровоцировать Митридата на войну, но их разговор хоть и оказался откровенным, но никак не похож на попытку оскорбления. Скорее, Марий по праву старшего дает Митридату хороший совет: «Либо постарайся накопить больше сил, чем у римлян, либо молчи и делай, что тебе приказывают» [3]. Зачем же Марий ездил на восток? Сам же Плутарх пишет, что там он должен был по обету принести жертвы Матери богов в храме в Команах. Так, может быть, это и было истинной причиной поездки Мария в Каппадокию? Возможно, большинству римлян и самому Плутарху было сложно понять, что удовлетворение своего религиозного чувства — весьма веская причина для поездки.
Как известно, верховный жрец в Команах — официально второе лицо после царя Понта. Великая Мать, или Кибела-Белонна, правила всей природой, и олицетворяла Землю. Обряд поклонения ее культу характеризовался безумным экстазом ее жрецов, наносивших себе в таком состоянии кровавые раны. В античную эпоху Кибела изображалась в зубчатой (в виде башни) короне, едущей в колеснице, запряженной львами. С конца второй пунической войны культ Кибелы был введен в Риме официально. Кроме Суллы и Мария в паломничество к Матери богов совершало немало римлян. Такова была духовная сила высокогорной Каппадокии!
Но в Каппадокии существовал еще более сильный культ. Это был культ Митры. Митра являлся одним из богов, который был популярен в Каппадокии, долгое время находившейся под персами. Именно среди малоазийских греков (кроме Каппадокии его усиленно почитали в Понте, Киликии и Фригии) появились хорошо известные статуи Митры в виде юноши, «прекрасного, как Аполлон», в развевающемся плаще, фригийской шапке и ореоле лучей вокруг головы. В 67 году сенат направил в Азию Гнея Помпея. Экспедиция завершилась блестяще. Помпей полностью очистил морские пути от пиратов и активно действовал в Киликии и Каппадокии. Во время этой кампании его солдаты впервые познакомились с культом Митры, который через два века стал одним из самых чтимых богов Империи. Плутарх пишет: «Сами пираты справляли в Олимпе (Олимп — гора в Киликии, соседней с Каппадокией областью. — Д. Б.) странные, непонятные празднества и совершали какие-то таинства; из них до сих пор еще имеют распространение таинства Митры, впервые введенные ими» [2]. Легионерам, ежедневно рисковавшим жизнью, был просто необходим могущественный покровитель, даровавший способность видеть врагов издалека и побеждать их одним ударом.
Надо сказать, что и сам Митридат — союзник киликийских пиратов — был приверженцем культа Митры. Начать с того, что его имя переводится с персидского как «дар Митры». После удачно завершившейся второй войны с Римом, Митридат принес благодарственную жертву богу, которого Аппиан называет Зевсом-Воителем. Очень показательно описание этого жертвоприношения. На вершине горы был воздвигнут огромный холм из дерева. Дрова на вершину несли все, но первым дрова положил сам царь. Затем на сложенную гору возлагают молоко, мед, вино, масло и всякие курения. В это время в долине у подножья горы устраивается ритуальная трапеза для всех присутствующих. Затем дерево поджигают, и на вершине высокой горы образуется огромный костер. «Этот горящий костер, вследствие своей величины, виден плывущим издали на расстоянии тысячи стадий, и говорят, что приблизиться сюда в течение многих дней невозможно: так раскален воздух». Историк прямо подчеркивает, что «такого рода жертвоприношения совершаются и в Пасаргадах персидскими царями». Вспомним — Митридат считает себя потомком Ахеменидов и «совершал это жертвоприношение по отеческому обычаю» [8].
Интересные свидетельства о культах Каппадокии оставил знаменитый географ Страбон, живший во времена Августа. Из его текстов следует, что он, по-видимому, сам посещал эти места и все видел своими глазами. В Каппадокии в то время обитал большой клан магов, которых называли пирефами (в пер. с греч. — «возжигатели огня»), и было множество святилищ персидским божествам [13].
Древнейшие тексты, упоминающие Митру, показывают, что ему издавна поклонялись во многих странах. По-видимому, культ Митры возник еще до разделения индоевропейских народов и сохранился у них, когда пути их разошлись. Около 1400 года до н. э. его именем заключали договоры в царстве Миттани. Гимны Риг, Веды, помещают Митру среди арийских богов, он своего рода «небесный кшатрий», двойник громовержца Индры, несущийся на золотой колеснице рядом с богом ночного неба — Варуной. Митра — бог утреннего света. Его рождение из скалы, омываемой рекой, напоминает о первых лучах зари, золотящих вершины гор. Его сила под держивает жизнь на земле. И в то же время свет Митры изгоняет всякое лукавство и ложь. Поэтому его считали гарантом клятвы и верности, покровителем космического и племенного порядка. Именно поэтому римские солдаты охотно прибегали к покровительству этого могучего бога, а когда возвращались из походов, то заносили семена митраизма во все уголки Империи. «Тот же, кто думает, что скроется от него, кто думает, что Митра — слеп, ошибается. Митра настигнет его в равнинах и воздаст по заслугам» [9]. Однако у ариев этот бог постепенно затерялся в сонме прочих «сынов Вечности», зато иранцы стали чтить его едва ли не наравне с Ахурамаздой. Хотя говорили, что Ахурамазда — создатель Митры, последний часто именовался просто Бага, то есть верховное Божество. Проповедник Александр Мень считает, что от этого иранского слова и произошло русское слово «Бог». В Авесте есть многозначительные слова Агурамазды, который сказал: «Когда я сотворил Митру, я сотворил его, чтоб ему поклонялись, как мне» [9].
Распространение культа Соля-Митры в Империи было таким стремительным и неожиданным, что в середине II века н. э. сатирик Лукиан изображал недоумение олимпийских богов, которые дивились, откуда взялся среди них «этот мидиец Митра в персидском платье и в тиаре, который даже не говорит по-гречески, так что и не понимает, если пьют за его здоровье» [10]. Но уже при Диоклетиане он стал в глазах римлян почти равен Юпитеру.
На илл. 6 приведен рельеф, посвященный Солю Непобедимому (Sol Invictus) во славу и здоровье императора, датируемый второй половиной II века н. э. (хранится в Национальном Римском музее). Следует иметь в виду, что римский вариант веры в Митру, который принято называть митраизмом, имел существенные отличия от зороастризма. К примеру, кульминацией богослужения был момент, когда отдергивалась завеса, и верующие видели статую Митры, изображенного в момент заклания им гигантского быка. Это животное издавна считалось символом стихийной мощи природы. У многих народов жертвам и обрядам с участием быка придавали огромное значение (следы их сохранились в испанской корриде). Митраизм, однако, отказался от принесения быка в жертву. Его церемонии были лишь напоминанием о космической битве, в которой бог света одолел чудовище и из его тела создал землю [9]. По сообщению Геродота, персы не воздвигают статуй в храмах, потому что не считали богов «человекоподобными существами, как это делают эллины». На вершине гор они приносили жертву Ахурамазде «и весь небесный свод называли Зевсом» (Геродот отождествлял Ахурамазда с Зевсом). В некоторых работах утверждается, что Митридат Евпатор создал новую религию, которая представляла собой смесь из персидских зороастрийских верований и эллинистической традиции [8]. Этой религией, которую принято называть митраизмом, и была впоследствии заражена Римская империя. Сами персы к этому процессу не имели никакого отношения, так как культ митраизма зародился на оставленных ими территориях.
Ландшафтная монета Тиберия
Но вернемся к монете, введенной императором Тиберием. Попробуем интерпретировать ее в свете фактов, которые мы узнали. Наиболее загадочна фигура, которая увенчивает гору (илл. 7). Она до сих пор является предметом горячих дискуссий нумизматов. Фигура имеет лучеобразную корону и, как правило, держит глобус и скипетр. Есть несколько версий: одна из них — это сам император, так как обожествление и почитание кесаря в городе кесаря
представляется вполне обоснованным. Высказываются также версии о гении Аргейской горы. Однако основная версия поддерживается со времен классического труда по монетам Кесарии: Е.А. Sydenham. «The Coinage of Caesarea in Cappadocia» (1933). Согласно Сиденхэму, гору венчает фигура Соля (Митры), иногда называемого еще в каталогах Гелиосом.
Каковы были причины для такого неожиданного решения императора? Ведь до реальной популярности Соля- Митры в Империи еще было далеко, во времена Тиберия этот культ представлялся локальным восточным верованием. Моя точка зрения состоит в том, что для римлян во времена Тиберия было важным поддержать местное негреческое население. Греки так долго сопротивлялись римскому проникновению в этот регион, поэтому, чтобы подавить их волю к сопротивлению, римлянам пришлось приложить столько душевных и материальных сил, что поневоле вопрос о поиске союзника стоял в повестке дня. Греки никогда не составляли и трети местного населения, и полная эллинизация Каппадокии так и не произошла. Известно, что Аргейская гора была священной для каппадокийцев задолго до прихода греков. На этой горе со времен владычества персов справлялись митраистские культы. Греки пытались эллинизировать население и навязывали свою культуру. Об этом говорит такой красноречивый факт, что изображение горы никогда не попадало на греческие монеты до прихода римлян в регион. Гора появляется эпизодически на бронзовой монете мизерными тиражами и только в момент сильного римского давления (на монетах Ариобарзана Филоромея). Это показывает степень отчуждения греков местным культам. Этот недостаток пытался восполнить Архелай, но и у него гора изображается формально. Есть тип с орлом на вершине, есть тип просто горы без каких-либо атрибутов. Как уже отмечалось, таким образом Архелай апеллирует к чувствам негреческого населения. Но было уже поздно — время независимости прошло. Римляне же нашли в этой альтернативной религиозности в регионе тот рычаг, с помощью которого они вбили клин между греками Каппадокии и всеми остальными. «Divide et impera!» («Разделяй и властвуй!») — вот лозунг старый, как сам мир. Одними из самых виртуозных мастеров этого принципа были римляне. Выпуск ландшафтной монеты с местной достопримечательностью огромным тиражом — это был сильный ход. Между прочим, новый каталог Roman Provincial Coins приводит статистику для ряда кладов, найденных в регионе, из которой следует, что почти 80% местного чекана при Тиберии было посвящено Аргейской горе [5]. Монета чеканилась большими тиражами и расходилась волнами по всей Малой Азии.
Рассмотрим этот монетный тип более подробно. Когда- то, когда такие монеты только начали попадать в мои руки, — я, отмечая их эстетичность, воспринимал, тем не менее, их формально. Казалось, что на реверсе схематично изображен некий ландшафт, имеющий небольшое опосредованное отношение к реальности. Со временем пришло понимание, как я был не прав! Монета передает реальный вид Аргейской горы в мельчайших деталях. Для примера рассмотрим монету из личной коллекции автора — драхму Септимия Севера (Sydenham 596 [11]), отчеканенную в 205 году н. э. (илл. 8). За двести лет чекана этого типа легенда на реверсе изменилась, теперь это не менее элегантное МНТРО KAICAPI («город Кесаря»). Прежде всего, отметим, что сама трехконечная форма Аргейской горы передана на монете великолепно (илл. 9). Во-вторых в начале подъема на гору находится долина грибовидных структур (илл. 10), которые образовались из-за выветривания. Они являются визитной карточкой Каппадокии. Вулканический разрез этих образований выглядит следующим образом: наверху расположены темные базальты и андезиты, а внизу — более светлые туфы. Между ними идет четкая горизонтальная линия, обозначающая нижнюю границу обвалившейся каменной глыбы. Шейка туфового конуса со временем постепенно утончается, благодаря чему в какой-то момент эта «шляпка» будет обрушена. Незащищенные скалы разрушаются до полного исчезновения. Процесс их образования и разрушения, проявившийся в четвертичном периоде, продолжается и до наших дней. На монете представлены фигурки разного типа.
Разобравшись с основными деталями композиции, приступаем к главному элементу в центре — что это такое?
В каталогах часто пишут о культовой пещере, в которой должны были проходить митраистские таинства. На это указывает аркообразная форма с четко различимой выемкой рельефа внутрь (илл. 8). Чуть ниже находится совсем уж таинственная структура в виде перевернутого сердечка с пупырышками внутри. Возможно, это и так, но я хотел бы высказать здесь свою собственную точку зрения. При той степени детализации и точного соответствия изображаемого реальным объектам на местности, представляется, что эта структура должна отображать один из реально существующих объектов рельефа Аргейской горы. А есть ли среди природных образований какие-то явные кандидаты на прототип, кроме обычно указываемых пещер? Как это ни странно, я обнаружил такого кандидата мгновенно, полистав виды окрестностей в Google Earth. Это водопад Капузбаси (Kapuzbasi Selalisi), стекающий с плоскогорья (илл. 11). Фотографии водопада поразительно напоминают фигуры на монете. Если эта версия верна, то на монете приведен вид на Аргейскую гору не с севера, где по идее располагалась Кесария, а с юга, так как водопад стекает с южного склона горы! В пользу версии южного обзора горы говорит еще один факт — в этом случае прямо над вершиной Аргейской горы должна сиять Полярная звезда. В поздних типах фигура на вершине часто замещалась звездой (илл. 8). В подтверждение этой гипотезе нашлась редкая драхма Траяна (Sydenham 211 [И]), на которой центральный компонент композиции выполнен в нетрадиционной манере (илл, 12). Здесь мы отчетливо видим котловину водопада и стекающую вниз реку, которая берет начало из водопада. Можно предположить, что именно с южной стороны от Аргейской горы располагался кесарийский монетный двор, снабжавший своей продукцией всю Малую Азию. Ведь до сих пор точное местоположение этого, судя по всему, грандиозного предприятия не установлено.
Стоит отметить, что появление в сюжете воды не только не опровергает, но и усиливает версию о Соле-Митре на вершине. Как известно, Митра родился из камня (скалы), омываемого речной водой [9]. Но и пещерная версия находит свое подтверждение на одной из драхм все того же Траяна (Sydenham 208 [11], илл, 13). Этот вариант монеты уникален — в таком стиле Аргейская гора не изображалась никогда ни до, ни после Траяна. Здесь мы видим типичный митрариум с аркообразным сводом, внутри которого лежит камень. Возможно, появление при Траяне такого разнообразия типов и их более точное соответствие культовым мистериям связано с общей либерализацией религиозной политики при Траяне. Тем более связанный с митраизмом культ Соля становился все более официальным. В коллекции автора есть редкий денарий императора Траяна, отчеканенный в конце 116 года н. э. (RIC 342, илл. 14). На реверсе изображен бюст божества Соль в лучевой короне. В разгар Парфянской войны для императора были важны любые союзники на востоке! Изучая историю чекана монет с видом Аргейской горы из Кесарии, приходишь к выводу, что этот монетный тип чеканился не всегда. После творческого акта Тиберия, формирующего новую религиозную ситуацию в Малой Азии, в чекане монет этого типа возникает пауза — при Клавдии и Нероне эти монеты практически не чеканились [5]. Робкое возрождение типа происходит только при Веспасиане и расцветает при Траяне. В работе [1] отмечается, что большинство надписей на мильных столбах относится ко времени Нервы и Траяна. Траян осознал значение этого региона в противоборстве с Парфией, — идет активное дорожное строительство и развитие всего региона.
Следующий всплеск чекана происходит при династии Северов. Остановимся на интереснейшем типе монет с видом Аргейской горы, появившемся недавно на международных аукционах. На илл. 15 представлен реверс тридрахмы Септимия Севера, выставленный на аукционе CNG Triton XIII 5 января 2010 года, лот 1465. Возможно, что эта монета вообще уникальная, так как ранее такой тип не появлялся и в каталогах не описан. Сенсационно выглядит сюжет на этой тридрахме — на вершине горы мы видим не одну, а четыре фигуры, одна из которых со скипетром и глобусом. Я склонен трактовать эту картину в митраиском духе: слева, очевидно, изображен сам Соль- Митра, а справа — император Септимий Север (фигурка покрупнее в центре) и его сыновья Каракалла и Гета по бокам (фигурки поменьше). Юлия Домна не могла быть изображена на вершине горы, так как культ Митры был сугубо мужским и женщинам в этот мир путь был заказан. Возможно, именно это и погубило его в борьбе с христианством? Таким образом, находка монет этого типа дает сильный аргумент сторонникам митраистской теории. Хочется добавить от себя еще одну деталь. Как известно, большую роль в римском ораторском искусстве играл жест ad locutio, который был традиционным римским жестом и позой оратора и триумфатора, обращающегося к воинам или народу. Таким же жестом римские легионеры приветствовали императора. Однако в I веке н. э. в этой жестикуляции произошел интересный сдвиг. Законодателем новой моды стал III Галльский легион в битве при Бедриаке во время гражданской войны 69 года. Читаем Тацита: «...в это время поле загремело от крика: солдаты, третьего легиона по обычаю, усвоенному ими в Сирии, приветствовали восходящее солнце. Многие, однако, решили, что это прибыли войска Муциана и что приветственные клики относились к ним; может быть, сам Антоний нарочно распустил этот слух. Солдаты ринулись в бой, будто и в самом деле получили подкрепление» [12]. На востоке III Галльский легион сражался под началом Корбулона, который был прокуратором Каппадокии в 60-х годах. Основные боевые действия происходили против парфян. Очевидно, что именно там легионеры приобрели этот новый для Рима ритуал, который являлся традиционным для парфян. Митраистский его смысл очевиден. Со временем это новое употребление ad locutio вошло в моду вместе с распространением культа Соля-Митры и во времена Северов стало обычным делом. А теперь снова посмотрим на илл. 15. Хорошо видно, что из четырех три фигурки приветствуют восходящее светило вскинутой вверх рукой — жестом ad locutio.
В заключение отметим, что духовная сила Каппадокии не пресеклась вместе с античной цивилизацией. Эта высокогорная страна стала идеальным местом для первых христиан, гонимых язычниками. Так образовались пещерные города Каппадокии. Но это уже другая история...
Коллекционирование монет с изображением Аргейской горы
Монеты Кесарии — прекрасная тема для коллекционирования. Если говорить узко только о выпусках с изображением Аргейской горы, то монеты чеканились начиная с времени правления императора Тиберия до Гордиана III, то есть около 230 лет. Встречаются разные номиналы — драхма, дидрахма, тридрахма и тетрадрахма, а также линейка бронзовых монет. Привлекает внимание весьма необычная манера выполнять портреты императоров и членов их семей. Связано это, по-видимому, с тем, что резчики были греки, и они привносили в свое ремесло эллинистическое художественное видение.
Приведем некоторые экземпляры серебряных выпусков.
Драхма Тиберия, 17—37 гг. н. э. VF (илл. 5).
Ob.: TIBEPIOE KAIEAP ХЕВАХТОЙ/бюст Тиберия — направо, голова увенчана лавровым венком.
Rev.: ФЕОУ EEBAETOY YIOE/Аргейская гора, на вершине — фигура Гелиоса, он держит глобус и скипетр.
Sub.: Находится в частной коллекции. Серебро, размер — 18 мм, вес — 3,9 г.
Ref.: Sydenham 42, Sear 289.
Дидрахма Веспасиана, 69—79 гг. н. э. VF (илл. 16).
Ob.: AYTOKPA. КА1САРО. VECHACIANOCСЕВАСТОС/ бюст Веспасиана — направо, голова увенчана лавровым венком.
Rev.: ПАТЕР ПАТР1АОС/Аргейская гора, на вершине — фигура Телиоса, он держит глобус и скипетр.
Sub.: Classical Numismatic Group E-auction 167, Lot 75, $169. Серебро, размер — 22 мм, вес — 6,65 г.
Ref.: Sydenham 92
Дидрахма Нервы, 97 г. н. э. VF (илл. 17).
Ob.: AYTOKPAT. NEPOYAC KAICAR СЕВАСТОС/бюст Нервы — направо, голова увенчана венком.
Rev.: УПАТОУ TETAPTOY/Аргейская гора, на вершине — Телиос держит глобус и скипетр.
Sub.: Редкая монета императора Нервы из коллекции автора. Серебро, размер — 22 мм, вес — 6,8 г.
Ref: Sydenham 151.
Дидрахма Домициана, 93 г. н. э. Good VF (илл. 18).
Ob.: AYT. KAI. JIOMITIANOC СЕВАСТОСГЕРМ./бюст Аомициана — направо, голова увенчана венком.
Rev.: ЕТО 1Г/Аргейская гора, на вершине — Гелиос держит глобус и скипетр.
Sub.: Ex Munchner Munzhandlung К. Kress, Auction 122, Munich, 30 May 1962, lot 459. Серебро, размер — 22 мм, вес — 6,76 г.
Ref.: Sydenham 128.
Дидрахма Траяна, 98 г. н. э. VF (илл. 19).
Ob.:AYT. KAI. NEPOYAC TPAIANOC CEBAC. ГЕРМ. / бюст Траяна — направо, голова увенчана венком.
Rev.: YPIAT. ДEYT. /Аргейская гора, на вершине — Гелиос держит глобус и скипетр.
Sub.: Серебро, размер — 21 мм, вес — 6,89 г.
Ref: Sydenham 157.
Гемидрахма Адриана, 120 г. н. э. VF (илл. 20).
Ob.: AYTO. KAIC. TPAI. AJIPIANOC СЕВАСТ. /бюст Адриана — направо, голова увенчана венком.
Rev.: ЕТ Д/Аргейская гора, на вершине — Гелиос держит глобус и скипетр.
Sub.: Nilus Coins, CICFshow, 2003; Ex Classical Numismatic Group Auction XXIX, March 30, 1994, lot 976. Серебро, размер — 15 мм, вес — 1,33 г.
Ref.: Sydenham 258.1.
Дидрахма Антонина Пия, 139 г. н. э. Good VF (илл. 21). Ob.: ANTQNINOC СЕВАСТОС/бюст Антонина Пия — направо, голова увенчана венком.
Rev.: УПА. В ПА. ПАТР. / Аргейская гора, на вершине — Гелиос держит глобус и скипетр.
Sub.: Дидрахма. Антонина Пия с необычным портретом. Freeman&Sear Mail Bid Sale 14 (21.06.2007) $1025. Серебро, размер — 22 мм, вес — 6,72 г.
Ref: Sydenham 301с.
Дидрахма Марка Аврелия, 161—166 гг. н. э. Good VF (илл. 22).
Ob.: AYTOKP. ANTQNEINOC СЕВ./бюст Марка Аврелия — направо, голова увенчана венком.
Rev.: УПАТОС Г/Аргейская гора, на вершине — звезда.
Sub.: Серебро, размер — 21 мм, вес — 6,71 г.
Ref.: Sydenham 330.
Дидрахма Коммода, 183—185 гг. н. э. Good VF (илл. 23).
Ob.: AYT. М. AYR. КОМО. ANTONI/бюст Коммода — направо, голова увенчана венком.
Rev.: YTIATOCA ПАТ. ПАТР1 /Аргейская гора, на вершине — звезда.
Sub.: Classical Numismatic Group E-auction 115, Lot 283, $177. Серебро, размер — 19 мм, вес — 4,2 г.
Ref: Sydenham 372Ъ.
Тридрахма Септимия Севера, 205 г. н. э. EF (илл. 24).
Ob.: AY. KAI. А СЕП. CEOYHPOC AYE/бюст Септимия Севера — направо, голова увенчана венком.
Rev.: МНТРОП. KAICAPIA ЕТ. 1Г. / Аргейская гора, на вершине — Релиос держит глобус и скипетр.
Sub.: Редкая монета. CNG Triton XIII 2010 года, лот 1463, продана за $1200. Серебро, размер — | 25 мм, вес — 7,71 г.
Ref.: Sydenham 396b.
Тридрахма Юлии Домны, 211 г. н. э. Good VF (илл 25).
Ob.: IOYA1A AOMNA AYEOY / бюст Юлии Домны — направо.
Rev.: МНТРОПО. KAICAPL4C. NE. ЕТГ IA /Аргейская гора, на вершине — четыре фигуры.
Sub.: Редчайшая монета, возможно, существующая в нескольких экземплярах. Первое появление монеты такого типа произошло на аукционе Харлана Терка Berk BBS 166, lot 555-6 в 2009 году. Данная монета выставлена на торги аукциона
CNG Triton XIII 2010 года, лот 1472, продана за $1700. Важнейший артефакт, который дает
новую пищу для размышления, кто же все-таки изображен на вершине Аргейской горы. Серебро, размер — 22 мм, вес — 7,87 г.
Ref: В каталогах не описан.
Дмитрий БРАЫУН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 77 (июнь 2010), стр.112