Алексей Георгиевич Явленский (1865—1941) получил всемирное признание, насыщенные живописной энергией и отмеченные высокой духовностью, произведения художника, русского по происхождению и культуре, составляют золотой фонд европейского авангарда.
После обучения в Петербургской Академии художеств (1890—1896) Явленский продолжил профессиональное образование в мюнхенской студии Ажбе. Проживая в Германии, он усваивал художественный опыт классиков и современных западноевропейских мастеров, участвовал в организации художественных объединений. С началом Первой мировой войны и последовавших вслед за нею политических потрясений в России, оказался в эмиграции. На родине о нем забыли на долгие десятилетия, а его имя вычеркнули из истории отечественного искусства.
Забвение художника в России объясняется и тем, что его наследие хранится в основном в зарубежных коллекциях. В российских музеях и частных собраниях — не более двадцати его работ. Половина из них — в Омске. Исполненные в конце XIX — начале XX века, эти работы демонстрируют этапы творческой эволюции мастера — от портретов академической школы до пейзажей и натюрмортов в постимпрессионистской и фовистской манере.
Неизменно возникает вопрос: как они оказались в Омске? Алексей Явленский не бывал в Сибири. Однажды, летом 1891 года, в бытность учеником Академии, он отправился со своим другом Григорием Ярцевым писать этюды на Южный Урал, путешествуя по Великому Сибирскому пути. До Омска не добрался: железная дорога тогда доходила до Челябинска. Вспомним, что в Омск приезжал на гастроли в 1919 году его мюнхенский знакомый, тоже искатель новых путей в искусстве Давид Бурлюк. Он устроил «вечера-грандиозары» и авангардную выставку, ошеломившую сибиряков. Может быть, он привез картины? Но хронологическое разнообразие коллекции, говорящее о том, что до появления в Омске она собиралась в течение двадцати лет, и наличие в ней автопортретов художника и портретов его братьев подсказывает, что картины могли принадлежать родственнику. Есть основания связывать формирование коллекции и ее появление в Омске с личностью Дмитрия Георгиевича Явленского (1866—1920?), брата художника.
После отъезда в Германию Явленский не раз встречался с Дмитрием. В 1898 году художник приезжал в Ярославскую губернию, где он служил земским начальником в Романове-Борисоглебске. Тогда, вероятно, и был написан его портрет, хранящийся сейчас в музее имени М.А. Врубеля. Явленский, безусловно, виделся с Дмитрием в 1906 году, когда приезжал в Петербург, чтобы развесить картины на организованной Дягилевым выставке. Дмитрий в это время занимал высокую должность в Министерстве внутренних дел. Произведения художника экспонировались и на других выставках в Петербурге, на которые он отправлял из Мюнхена картины («Новое общество художников» (1905,1908), «Мир искусства» (1906), IV выставка картин «Союза русских художников» (1906—1907),
Назначенный в конце 1913 года на должность заведующего канцелярией генерал-губернатора Степного края, Дмитрий привозит с собой картины в Омск. Характерные для того военного времени стремительные должностные назначения сказались не только на карьере Дмитрия, но и на судьбе коллекции. В сентябре 1915 года Дмитрий назначается губернатором Акмолинской области, через три месяца ему «поведено быть Псковским губернатором», а вскоре — Могилевским. Дав волю воображению, легко представить, в какой спешке происходили накануне переезда сборы большой семьи Дмитрия Явленского. Коллекцию оставили в Омске в надежде позднее вернуться за ней. Революция и гражданская война помешали этому.
В ноябре 1919 года части Красной армии взяли Омск, и уже в начале 1920-го началась подготовка к открытию Омского художественно-промышленного училища (Худпром им. М.А. Врубеля). Одновременно формировался и музей при нем. При содействии ГубЧКа художественные ценности разыскивались по всему городу — в канцеляриях, магазинах, разнообразных учреждениях, на чердаках и в подвалах брошенных беженцами домов. К концу 1920 года в Худпроме сформировалось разнообразное по видам и жанрам собрание. Вероятно, именно в это время и оказались в нем картины Явленского (списки произведений музея Худпрома не сохранились).
В 1930 году Худпром закрыли, часть его коллекций поступила в Западно-Сибирский краевой музей, в его художественный отдел, который позднее, в 1940 году, был преобразован в музей изобразительных искусств. Как следует из инвентарных книг, сначала работы Явленского разместили в залах, но вскоре отправили в запасники. В музейные каталоги 1940—1950-х годов они не были включены.
С начала 1980-х годов предпринимаются первые шаги в изучении живописной коллекции Явленского. Особое внимание привлекают к себе три, также переданные из Худпрома в 1932 году, мужских портрета, которые изначально группировались вместе: «Портрет неизвестного», «Портрет военного с папиросой», «Портрет неизвестного в сером». Их автор был записан в книгу поступлений как «Неизвестный художник крута Серова». Важно было, прежде всего, определить молодого человека на «Портрете неизвестного». Композиция портрета с поворотом фигуры и головы в 3/4 и взгляд модели, как в зеркало, подсказывали, что это автопортрет. Сравнение с портретами и автопортретами художников рубежа XIX—XX веков из различных собраний не привели к решению задачи. Специалисты из крупных российских музеев не узнавали его. Как часто выручает в этих случаях постоянное общение с произведением! Возможность повесить любимый портрет над рабочим столом в фондохранилище — одна из тех немногих привилегий, которую может позволить себе хранитель музейной коллекции. Испытанный прием не подвел. Знакомое лицо неожиданно было обнаружено в книге, посвященной деятельности объединения «Синий всадник». Это был исполненный в 1914 году и хранящийся в частном собрании в Берне (Германия) автопортрет Алексея Явленского.
Роскошные зарубежные издания о художнике в библиотеках Москвы и Ленинграда убедили, что на портрете действительно изображен выдающийся живописец XX века. В гордой осанке и высоко поднятой голове молодого художника чувствуется не только гвардейская выправка, но и независимый характер. Офицерская гимнастерка превращается под его кистью в артистическую блузу, черная шляпа вызывает в памяти романтические портреты прошлого. Вспоминаются и портреты Валентина Серова, под обаянием творчества которого в 1890-е годы находился Явленский. Естественным было предположение, что автор двух других портретов — «неизвестный художник круга Серова» — тоже Явленский. Версию подтвердила семья художника из швейцарского Локарно. С авторством Явленского три «омских» портрета вошли в полный свод произведений мастера — каталог-резонэ (см.: Maria Jawlensky, Lucia Pieroni-Jawlensky, Angelica Jawlensky. Alexej von Jawlensky, Catalogue Raisonnd of the Oil Paintings. Vol. 1: 1890—1914. London—Miinchen—Mailand—New York, 1991).
Авторами каталога было определено имя мужчины на «Портрете военного с папиросой» (ок. 1893). Им оказался брат художника Сергей. Портрет написан, по-видимому, в период, когда он учился в Военно-юридической академии в Петербурге. Свободная живопись, темный колорит с контрастами освещения, энергичная объемная лепка формы выдают руку ученика Репина и свидетельствуют также о том, что автор стремится следовать примеру старых мастеров. Не случайно Репин шутливо называл его в это время «Веласкецом».
Долгое время оставался анонимным «Портрет неизвестного в сером». В 1999 году в Москве удалось разыскать внучку Дмитрия Явленского. В ее семейном архиве хранится фотография ее дедушки в бытность службы в Ярославской губернии. Сравнение двух изображений убедило, что на живописном портрете действительно изображен Дмитрий. Широко проложенный пастозный мазок и тонкие градации серого цвета создают образ личности сильной и благородной.
Увлечение искусством Ван Гога отразилось в пейзажах 1905—1906 годов, исполненных на юге Баварии: «Гора»,
Динамична и композиция пейзажа «Улица» (ок. 1905), построенная на подчеркнуто диагональном расположении предметов, — приеме, заимствованном у импрессионистов. Светлая живопись создает образ природы, пронизанной светом и окутанной воздухом, во всем богатстве цветовых нюансов. «Бегут» вместе с дорогой, передавая ее стремительное движение, плотные и энергичные мазки в пейзаже «Дорога на Фюссен» (1905). Распространенный в русской живописи сюжетно-пластический мотив художник воплощает с использованием приемов, характерных для Ван Гога.Восхищение Матиссом и другими фовистами проявилось в
«Натюрморте с пестрой скатертью» (1909), отличающемся плоскостным характером композиции, упрощенностью форм и звучностью чистых красок.
Один из воспитанников первого набора Худпрома рассказывал автору статьи, что произведения Явленского в начале 1920-х годов висели в библиотеке, и их было значительно больше, чем сейчас хранится в музее. Эти воспоминания давали надежду на открытия. Так и произошло. Подтверждение тому — неожиданная «находка» в фондах отдела советской живописи музея имени М.А. Врубеля. Представленное на заседании фондовой комиссии в феврале 2002 года содержимое старых папок вызвало у присутствующих искренние чувства удивления и радости. Внимание автора статьи привлек небольшой по размеру натюрморт с букетом весенних желтых ромашек в бело-голубой вазе. Внизу натюрморт обрезан, вероятно, для оформления в раму. Тогда, возможно, и была утрачена авторская подпись. Знакомым показался широкий динамичный мазок, которым написаны яркая свежая зелень, вода в чашке, легкие голубые и розовые «всплески» фона, а также темный контур по краю картона. Сомнений не было — это Явленский! Основанием для такого уверенного предположения являлось, безусловно, и предыдущее местонахождение натюрморта — Омское художественно-педагогическое училище, откуда в 1930-е годы пришла в музей вся коллекция произведений мастера. Доказательства, полученные в результате сравнения натюрморта с эталонным материалом и стилистического анализа, убедили музейный Атрибуционный совет в авторстве Явленского.
Из архивных документов выяснилось, что в 1954 году «Натюрморт с желтыми цветами» попал в большой список предметов, подлежащих «списанию и передаче их другим учреждениям культуры». Его определили в театр, но решение, к счастью, осталось на бумаге. Спустя тридцать лет после этого натюрморт поставили на хранение во вспомогательный фонд советской живописи. И еще целых два десятилетия «солнечный» натюрморт хранился в папке за стеллажами, пока на него не обратили внимание.
Сохранившаяся в Сибири небольшая часть творческого наследия выдающегося мастера представлена в постоянной экспозиции музея и активно участвует в выставочной жизни, в том числе и в международных проектах.
Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 78 (июль-август 2010), стр.36