После расцвета стеклоделия в первые века ислама наступил период, от которого до нас дошло очень мало данных о производстве стекла в Персии и Месопотамии; известно, однако, что стеклоделие в Сирии и Египте продолжало развиваться. Это было время больших перемен в исламском мире. На Средиземноморье морская торговля перешла в руки могущественных итальянских городов-государств: Пизы, Генуи и Венеции. Турки-сельджуки и их наследники, захватив Персию и Месопотамию, отвоевали Сирию у египетских халифов-фатимидов и Анатолию у Византийского императора; крестоносцы в течение двух столетий сражались с мусульманами в Сирии. Латинское Иерусалимское царство было уничтожено султанами-мамелюками, правившими Сирией и Египтом. Затем пали и мамелюки — после вторжения на Ближний Восток сначала монголов, а потом Тимура (Тамерлана); последний удар им нанесли оттоманские турки, завоевавшие земли мамелюков в 1516 году. Однако в экономическом отношении на этот период пришелся не упадок, а рост хозяйства и ремесел; развитие городских центров способствовало спросу на предметы роскоши. Стеклоделие также участвовало в экономическом подъеме, и исламское стекло проникло в Европу и даже на Дальний Восток.
В этот период появились новые формы и технологии, а также новые декоративные стили. В частности, декоративная обработка поверхности сосудов (резьба и пр.) была вытеснена применением полихромного стекла. Так, согласно имеющимся данным, стекло с резьбой, выполненной на круге, постепенно вышло из моды, за исключением одного типа изделий, о котором следует рассказать подробно (илл. 1 и 2). Это так называемые сосуды Св. Ядвиги, споры о которых продолжаются уже более века. Известно около дюжины изделий такого типа; все они имеют форму ведра с расширяющимися кверху стенками, их высота варьирует от 8 до 15 см, стекло у всех однородное, почти бесцветное, слабо окрашенное в оттенки от дымчатого топаза до желтовато-зеленого, и все они украшены характерной резьбой. Более того, на многих из них имеются одинаковые иконографические элементы, а именно: лев, грифон и орел с распростертыми крыльями, изображенные геральдически; остальные украшены узором в виде пальметты или полумесяцами. Стеклянные стенки у всех очень толстые, на их поверхности вырезаны глубокие грани, причем узор доходит сверху почти до края стенок, а снизу почти до самого основания, составляя рельефную композицию. Поверхность рельефных элементов слегка вогнутая, а такие детали узора, как мех, перья, прожилки листьев, выполнены резьбой.
Традиция связывает три таких сосуда с именем святой Ядвиги, умершей в 1238 году и канонизированной в 1267 году. Жена Генриха, герцога Польского и Силезского, была очень набожной и добродетельной, помогала бедным, строила церкви и больницы. Известна легенда о том, как ее муж, беспокоясь о здоровье жены, бывшем, по его мнению, в опасности из-за ее отказа от употребления вина, пришел к ней однажды во время обеда. Заглянув в ее стакан, наполненный водой, он к своему удивлению увидел, что вода превратилась в вино. По легенде, во время обеда, когда совершилось чудесное превращение, использовались три таких стакана; впоследствии название «сосуды Св. Ядвиги» распространилось и на остальные предметы такого типа. Сейчас все они хранятся в частном или церковном владении в Европе; шесть из них, находящихся в Бельгии, Германии и Польше, можно датировать началом XIII века. В археологических раскопках в Пистойе (Тоскана) и в Новогрудке (Белоруссия) были также найдены фрагменты сосудов, бесспорно относящихся к типу Св. Ядвиги. Новогрудский фрагмент датируется второй половиной XII века, фрагмент из Пистойи — XII или XIII веком. В недавних раскопках в Германии также были найдены похожие фрагменты — в руинах Вайнсбергского замка и на месте замка Вельфов в Геттингене.
Относительно даты и места производства сосудов Св. Ядвиги у ученых нет единого мнения. Некоторые исследователи утверждают, что они египетского происхождения и связаны с резным стеклом Персии и Египта. Относя сосуды к Египту, они их датируют по-разному — от X до XII века. Если исходить из легенды о чуде Св. Ядвиги, сосуды нельзя отнести к периоду, значительно более раннему, чем XII век. Спорна и связь с исламским стеклом с рельефной резьбой, поскольку все сохранившиеся образцы такого исламского стекла датируются существенно более ранним временем, чем XII век. Кроме того, среди исламских стеклянных изделий не встречается ни такой формы (в виде ведра), ни таких оттенков цвета. В исламском мире не обнаружено ни единого фрагмента, который мог бы быть ассоциирован с сосудами Св. Ядвиги; там неизвестен и такой стиль резьбы — с высоким рельефом и насечным фоном узора. Элементам декора также трудно найти убедительные параллели в исламском искусстве; хотя отдельные элементы, такие как лев, грифон и орел с распростертыми крыльями, безусловно, встречаются в исламском декоре, их трактовка на сосудах Св. Ядвиги не вполне соответствует канонам исламского искусства. Другие исследователи, указывая на явные параллели в иконографии и стиле с византийским искусством, старались обнаружить византийское происхождение этих сосудов, но до сего времени на византийских землях не обнаружено ни одного стеклянного предмета X или XII века, похожего на сосуды Св. Ядвиги.
Однако существует и третья возможность. Объяснить наличие исламских элементов в декоре можно, если допустить происхождение этих сосудов из районов, открытых влиянию исламского искусства, например Сицилии или южной Италии при норманнах и Гогенштауфенах. С XI до первой половины XIII века исламское искусство оказывало огромное влияние на архитектуру и декоративное искусство этих регионов. В XI веке в неустановленном ремесленном центре в южной Италии мусульманские резчики по слоновой кости работали бок о бок со своими собратьями-христианами. В Сицилии в XII и начале XIII века существовала школа резьбы и росписи по слоновой кости, обслуживавшая потребности как христианского, так и уменьшавшегося мусульманского населения. Романская каменная скульптура в этих регионах впитала в себя множество исламских мотивов, и, возможно, скульптурные изображения львов, орлов и грифонов, которые можно видеть в церквях южной Италии, могли бы объяснить происхождение элементов декора на сосудах Св. Ядвиги. Правда, сейчас нет свидетельств существования стекольной промышленности в этом регионе, но известно, что для двора Фридриха II выполнялась резьба по камню (точнее, резьба камей), и это могло способствовать возникновению школы гранильщиков стекла. Без сомнения, в будущем будут предложены и другие теории происхождения сосудов Св. Ядвиги, и, возможно, когда-нибудь им будет найдено удовлетворительное объяснение, но пока они остаются научной загадкой.
Одной из новых форм стеклянных предметов, появившихся в Сирии и Египте в этот период, стал спринклер. Он представлял собой флакон с длинной, сужающейся кверху шейкой, откуда жидкость выливалась по каплям. Обычно такие сосуды имели шарообразную форму, слегка сплющенную до овального сечения, чтобы их было удобнее держать в руке. Экземпляр, хранящийся в Британском музее, сделан из прозрачного синего стекла, популярного в этот период. Там же хранится еще один спринклер из синего стекла, шарообразный корпус которого был расплющен и превращен в стоящее вертикальное кольцо (илл 3). Высокая расширяющаяся ножка тоже является новой и характерной особенностью сосудов этого периода. Оба сосуда сделаны в Сирии и относятся к XII веку.
Матовое стекло, найденное в раскопках, относящихся к этому времени, имеет белый или бирюзовый цвет. Вазы из матового бирюзового стекла в этот период получают заметно большее распространение, чем ранее; фрагменты сосудов из такого стекла найдены, в частности, в Хаме (Сирия). Очевидно, в Сирии был изготовлен и небольшой стеклянный сосуд с ручкой (илл 4). Такая форма встречается в глазурованной керамике Персии и Сирии, относящейся к XII—XIII векам.
В Египте и Сирии в период Айюбидов и мамелюков вновь приобрела популярность техника украшения стекла, состоявшая в том, что нити горячего матового стекла обертывались вокруг выдутого пузыря из прозрачного зеленого, синего или пурпурного стекла, а затем разглаживались, образуя ряды параллельных линий (илл. 5). Это древняя техника, и известны украшенные ею сосуды гораздо более раннего периода; но если в древности это были, как правило, маленькие флаконы, то в Средние века она стала использоваться для украшения сосудов большего размера, таких как бутыли с длинной шейкой и открытые чаши. Иногда применялись стеклянные нити нескольких цветов — например, бутыль темно-красного стекла могла декорироваться матовыми бирюзовыми, белыми и красными нитями. На открытые сосуды, такие как чаши, часто наносились вертикальные рельефные выпуклые «ребра», подчеркивавшие визуальный эффект расплющенных нитей.
Согласно археологическим находкам, после XI века вышла из употребления эмалевая роспись — ее заменила роспись золотом. Эту новую технику следует отличать от той, которая использовалась в предыдущий период, когда лист золотой фольги помещался между двумя слоями стекла. При новой технике золотой лист, возможно, в виде суспензии, накладывался на поверхность стекла, а затем изделие обжигали при низкой температуре. В результате отжига на поверхности стекла образовывалась золотая пленка, едва заметная на ощупь (илл. 6). Пока неизвестно, где именно — в Сирии или Египте — зародилась эта техника; при ее датировке нужно, в частности, учитывать, что один из интересных образцов этой техники, хранящийся в Британском музее, может быть отнесен к XII веку, поскольку на нем есть посвящение «Имад-аль Дин Занги», который именно тогда правил в Сирии. Там же были найдены и другие подобные фрагменты, поэтому мы можем предполагать, что, по крайней мере, некоторые из сосудов, расписанных золотом, были сделаны именно в Сирии. Во всех случаях внутренние детали декора прочерчены иглой.
Роспись стекла золотом применяли уже стекольные мастера Византии, которые расписывали стекло не только одним золотом, но и сочетали золото с полихромными эмалями. Прекрасным примером такой росписи является знаменитая стеклянная чаща с серебряной оправой, хранящаяся сейчас в Венеции, в сокровищнице Сан-Марко. По общему мнению ученых, эта чаша относится к X или XI веку. Другие экземпляры такого типа, найденные на Кипре, в северной России и в Армении, вероятно, датируются XII веком.
Роспись эмалями одновременно с золочением стекла стала применяться в исламском мире к концу XII века. Пока неизвестно, принимали ли в этом какое-либо участие византийские стеклоделы. В этой технике эмалевой росписи размолотое стекло смешивалось с красящим веществом и накладывалось на поверхность стеклянного изделия, которое затем обжигалось при низкой температуре. Именно такая техника использовалась в декоре так называемой minai — особого вида персидской керамики — в конце XII—XIII веке. Ее возникновение было явно обусловлено необходимостью найти подходящую жидкую среду для удобного нанесения росписи. Разрабатывавшаяся ранее холодная роспись давала неудовлетворительные результаты, оказавшись неустойчивой. По-видимому, самые ранние изделия с росписью эмалями и золотом были сделаны в Сирии, вероятно в Раке, в конце XII века. Типичным изделием такого рода является бокал с полосой вокруг круглого основания и расширяющимся горлом (илл. 7). Некоторые сосуды украшены золотой надписью, нанесенной над широкой полосой, состоящей из плотно посаженных зерен окрашенных эмалей, чаще всего белых. Одна из версий происхождения такого декора состоит в том, что эмалированные «бусины» были, вероятно, дальнейшим развитием бирюзовых эмалевых гранул, которые сирийские стеклоделы помещали в центр шаровидных капель такого же цвета, как и сам сосуд.
Главными центрами производства стекла в Сирии в XIII и XIV веках были Алеппо и Дамаск. Европейские путешественники, равно как и мусульманские писатели, отмечают высокое качество стекла Алеппо и его экспорт во все страны мусульманского мира и Средиземноморья. Одна ранняя запись описывает, как стеклоделы из ремесленного поселения, расположенного возле Тира — древнейшего центра стеклоделия в Сирии, — переехали в окрестность Алеппо, откуда они отправляли сосуды в город для золочения и эмалирования. В 1260 году Алеппо был практически полностью разрушен захватившими его монголами, и вряд ли тамошняя промышленность возродилась впоследствии.
Сведения о производстве стекла в Дамаске относятся в основном к XIII веку. Этот город также подвергся нападению монгольских орд в 1300 году, но потом смог восстановиться. Окончательный удар по городу был нанесен ровно сто лет спустя, когда Тимур захватил Дамаск и увез множество самых искусных ремесленников, в том числе стеклоделов, в свою столицу Самарканд.
Исследователи время от времени предпринимали попытки установить формальные признаки, чтобы различать золоченые и эмалированные стеклянные сосуды, сделанные в Алеппо, с одной стороны, и в Дамаске, с другой, основываясь на их стилистических отличиях. Часто высказывались предположения, что большая часть исламского стекла, расписанного золотом и эмалями, была сделана в Сирии. Пока что можно утверждать лишь то, что определенный вид стеклянных стаканов среднего качества, украшенных эмалями, но без золотой росписи, найденных в составе единой маленькой группы, был обнаружен только в Египте, и поэтому возможно, что они изготавливались только там. Однако, учитывая значительное число превосходных ламп в каирских мечетях и множество фрагментов стеклянных изделий с золотой и эмалевой росписью, найденных в Фустате, трудно себе представить, что на этой территории не было местных мастерских для обслуживания столь значительной потребности в качественном стекле, что позволило бы к тому же устранить риск повреждения хрупких изделий во время длительной перевозки из Сирии. Поэтому, принимая во внимание неполноту наших сведений, было бы разумнее не пытаться привязать предметы к каким-то конкретным центрам производства, а создать их классификацию и выстроить общую хронологию на основе датируемых изделий.
Поразительна связь между декором стекла, расписанного золотом и эмалью, и декором современных ему металлических изделий, отделанных золотом и серебром, если говорить о композиции декоративных мотивов, их расположении и содержании. И в Египте, и в Сирии в периоды Айюбидов и мамелюков стеклоделы, как и мастера по обработке металла, гончары и резчики по камню и дереву пользовались общим для всех набором декоративных мотивов и орнаментов.
Эту связь можно заметить на примере стеклянной фляги пилигрима, хранящейся в Британском музее — прекрасным образцом сосудов, расписанных золотом и эмалями (илл. 8 и 9). В ее декоре использовались эмали не менее чем восьми разных цветов; декор плотно скомпонован, но не кажется избыточным. Красивая арабеска в трехлепестковом картуше на передней стороне фляги напоминает арабеску на мраморной чаше из Музея Виктории и Альберта, сделанной в 1278 году в Хаме (Сирия). Картуш окружен золотыми завитками, увенчанными головами людей и животных. Это известная тема в исламском искусстве — waqurag, Говорящее Дерево, с которым, согласно исламской легенде об Александре Великом, он советовался в ходе своих подвигов. Та же тема присутствует в серебряном декоре великолепного бронзового блюда из Галереи искусств Фрира, штат Вашингтон, сделанного для султана Айюбидов Найм аль-Дина, который правил в Дамаске и Египте в1239—1249 годах. Женщина- музыкант и юноша, держащий кубок в руке, — еще два типичных мотива этого периода. Более оригинальны два великолепно исполненных вооруженных всадника по бокам сосуда. Выставленные вперед копья и накидки, развивающиеся на ветру, добыча у их ног и цапли, летящие над головами, — все это создает картину, возможную лишь при использовании такой жидкой среды, как эмали. На задней стороне фляги — круглый золотой медальон с длинными заостренными листьями, расходящимися от центра в форме восьмиконечной звезды. Все это очень похоже на shams а, или яркие солнечные лучи, обычно украшающие первую страницу Корана и других манускриптов.
Стекло сосудов, расписанных золотом и эмалями, не самого лучшего качества. У него зеленоватый или светлокоричневатый оттенок и довольно высокое содержание пузырьков, хотя изредка встречаются сосуды из прозрачного синего и матового белого стекла, имитирующего фарфор. Сосуды с золото-эмалевой росписью включают в себя чаши с основанием в виде кольца, чаши на длинной ножке с широким основанием, вазы и кубки. Некоторые из них являются прямыми копиями современных им металлических изделий — например, известен подсвечник типичной для металла формы и миска с плоским дном и прямыми боковыми сторонами с завернутым краем.
Вероятно, самой распространенной формой является светильник мечети, многие экземпляры которых хорошо сохранились благодаря бережному отношению к культовым предметам. Самой древней из дошедших до нас является лампа, пожертвованная султаном мамелюков Маликаль-Насиром медресе (религиозной школе), которую он i основал в Каире в конце XIII века. Рудиментарная форма храмовой лампы сформировалась еще в первые века ислама, но канонический тип был разработан в Сирии к концу XIII века. Его основные черты — высокая, расширяющаяся кверху шейка на корпусе, сужающемся к основанию, которое может иметь вид как кольца, так и расширяющегося книзу конуса (илл. 10,11,12,13). К верхней части корпуса прикреплены три или большее число ручек для подвешивания лампы. Часто лампы украшены арабскими надписями на шейке и верхней части корпуса, иногда и на широкой ножке. Эти надписи почти всегда содержат стих из Суры Света (Ан-Нур) Корана: «Аллах — свет небес и земли. Его Свет — как ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — как жемчужная звезда». Другие надписи могут содержать имя и титул пожертвовавшего лампу; иногда в декор включена геральдическая эмблема дарителя. Однако включать в декор изображения человеческих фигур запрещено. Большинство уцелевших ламп были сделаны для каирских мечетей в качестве подарков от правящих султанов или высоких государственных сановников, другие были найдены в Иерусалиме и Дамаске, в Анатолии и Йемене.
Известно значительное число стеклянных сосудов, расписанных золотом и эмалью, на которых большую часть декора составляют «китайские» мотивы. Приход монгольских правителей в Персию и Китай в конце XIII века способствовал расширению торговли между восточной и западной Азией, и параллельно с обменом товарами шел и обмен декоративными мотивами прикладного искусства. Именно благодаря импорту тканей и фарфора такие китайские мотивы, как облака с прорисованными завитками, цветы лотоса и феникс, привлекли внимание художников и ремесленников Персии, Месопотамии, Сирии, Египта и Анатолии. Эти китайские мотивы вошли в декор расписанного золотом и эмалью стекла Сирии и Египта в период с 1285 по 1400 год, когда это производство прекратилось из-за насильственной отправки Тимуром мастеров- стеклоделов в Самарканд. Однако упадок стеклоделия нельзя объяснить одним лишь этим бедствием, так как на храмовые лампы, сделанные во второй половине XIV века, уже выказывают заметное ухудшение качества. Из известных сегодня археологических находок ни одна не может быть датирована столетием, следующим за 1400 годом, когда их стали завозить из других стран. Хранящаяся в каирском Музее исламского искусства расписанная эмалью лампа содержит посвящение султану Каит-Бею (1468—1496), но судя по ее неисламскому декору, она может быть только произведением стеклоделов Мурано.
Исламские сосуды, расписанные золотом и эмалями, высоко ценились на Западе. Некоторые были привезены в : Европу крестоносцами. Бокал, известный как «Бокал восьми священников», хранящийся сейчас в музее Дуэ (Франция), и так называемый «Кубок Карла Великого», подаренный кафедральному собору в Шартре в 1329 году, относятся к редчайшим и древнейшим исламским сосудам с росписью золотом и эмалью. Они датируются примерно 1190—1200 годами. Другой сосуд, сделанный около 1250 года, — это знаменитый бокал «Счастье Иденхалла», находящийся в Музее Виктории и Альберта. Он попал в Англию в Средние века и был помещен в кожаную оправу, сделанную предположительно в XIV или XV веке. В странах Европы было найдено поразительно большое количество фрагментов таких сосудов, и даже в Китае обнаружились исламские сосуды и лампа из мечети, попавшие туда, несомненно, в средневековый период.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 77 (июнь 2010), стр.56