Производство советских кукол охватывает совсем короткий период — с 30-х по 80-е годы XX века. Несмотря на то, что это было совсем недавно, их история мало изучена. Зачастую коллекционеры и любители игрушки не знают ни имен кукол, ни времени их производства, ни фабрик изготовителей. Тем интереснее узнать имя скульптора и историю создания образа хранящейся в семье или в коллекции куклы. В статье раскрывается история популярной некогда куклы Андрюшка и созданных на ее основе других образов.
В 40—50-е годы XX века советские игрушечные фабрики и артели, как и в довоенные годы, продолжают производить кукол из папье-маше и опилочной массы, новые материалы и технологии пока еще неизвестны. Вместе с тем, на передовых производствах идет творческий поиск новых образов. Примерная советская девочка-пионерка, может, и актуальна, но давно никого уже не удивляет. И хотя в конце 30-х годов в московской артели им. 8-го марта из рук художницы М.П. Вильям уже выходили первые характерные куклы Маша-растеряша и Степка-растрепка, большого тиражирования они не получили, то ли из-за начавшейся войны, то ли из-за того, что это были персонажи детской книжки «Волшебный фонарь», вышедшей еще в конце XIX века, то есть в чуждой нам идеологически буржуазной России. К теме характерных кукол вернулись только в конце 40-х годов. Так, снова в артели им. 8-го марта М.П. Вильям создает новых кукол — брата и сестру Андрюшку и Танюшку. Это веселые озорные ребята с задорной улыбкой и фиксированными глазами-бусинками. У Андрюшки неправильные черты лица, высокий лоб, тонкие губы и носик уточкой. Но именно эта некрасивость придает такое обаяние этому мальчишке. Танюшка похожа на Андрюшку. У нее оригинальным образом решена прическа — на хвостиках предусмотрены специальные отверстия для завязывания бантиков. Кукол изготавливают из древесно-опилочной массы, у них отлитые в форму волосы и ботинки, тело мягкое, руки и ноги на шарнирах. Необычны глаза, для них используют круглые стеклянные глаза-заготовки для медведей, только полностью окрашивают их в черный цвет, что придает особую выразительность лицам кукол. В это же время из рук других художников этой фабрики — Е.Е. Борисовой и Е.А. Аскинази — также выходит несколько характерных кукол, таких как Шустрик и Мямлик, сестренка Шустрика. Яркие костюмы, запоминающиеся лица, приветливый облик — вот новые характерные черты этих кукол. Все эти куклы пришлись по душе детям, стали популярными. Возможно, поэтому на фабрике возникла идея на основе Андрюшки создать еще несколько других образов. Так возникают веселые футболисты «Спартака» и «Динамо» в соответствующей красно-белой и сине-белой форме.
В конце 40-х годов к 800-летию Москвы на фабрике задумали выпуск серий сувенирных кукол «Старая Москва» и «Ярмарка», в которой куклы Андрюшка и Танюшка изображали персонажей и костюмы Москвы XIX — начала XX века, почти как в другом «Волшебном фонаре», книге 1817 года, изданной под редакцией Н.А. Некрасова и представлявшей на раскрашенных акварелью гравюрах петербургских уличных типов того времени. Авторы серии — М.Н. Вильям и Е.Е Борисова, оформление костюмов — М.Н. Широковой и Р.М. Подколизиной. Андрюшка играет роль уличного торговца — «Мальчика с баранками». Тут он в своей роли — лихо заломлен картуз, ярко-красная рубашка в цветочек, жилетка с перламутровыми пуговицами, кокетливый шарфик. Сразу видно, баранки уходят нарасхват! Вот другая кукла — «Вожак с медведем». Герой образа этой куклы, пришедший из народной культуры, хотя и призван развлекать публику, но все же его профессия настолько серьезна, что о беспечности Андрюшки здесь не может быть и речи. Та же самая улыбка становится чуть более грустной. Задорный вихор надо лбом скрыт бесформенной шапкой, костюм представляет собой сухую выжимку крестьянского костюма — сероватый армяк, порты, плетеные из бересты лапти. Медведь составляет одну композицию с куклой.
Куклы в образе Андрюшки из опилочной массы выпускаются фабрикой с конца 50-х до конца 60-х годов, то есть довольно долго, благодаря чему мы имеем счастливую возможность лицезреть некоторых из них в наших коллекциях.
С появлением новых материалов и новых технологий в кукольной промышленности происходит революция. Крупные производства переоборудуются на выпуск игрушек из новых пластмасс уже в начале 60-х годов. К ним относится, прежде всего, теперь уже фабрика им. 8-го марта, реорганизованная из артели и перешедшая на выпуск пластмассы в 1964 году. Однако понимание, что новые материалы требуют новых художественных решений, приходит не сразу. Многие полиэтиленовые куклы изготавливались поначалу по моделям опилочных. На фабрику приходят молодые художники, имеющие новый взгляд и новые представления о том, как должна выглядеть современная кукла для советского ребенка. Конечно, модели для многих новых пластмассовых кукол были созданы заново, а не копировали опилочные, но, очевидно, популярность Андрюшки не позволяла ему так просто «уйти на пенсию». Как часто бывало на советских фабриках, скульптор — автор куклы — создавал модель, а дальше кукла продолжала жить своей жизнью, воплощаясь в разных видах, и мнения художника не спрашивали. Поначалу Андрюшку выпускают в прежнем виде, но уже полностью из пластмассы. И он уже не тот. Глаза не стали повторять однотонной черной бусиной, как было раньше, а сделали более стандартно, с фиксированным зрачком и из плоской пластмассы, уже скорее не бусины, а пуговицы, отчего над глазом некрасиво нависло веко. Другие краски, другая фактура как будто обезличили его. Не удалось придумать и запоминающийся костюм. Но, несмотря на это, в бесконечном ряду кукол-девочек приятно было видеть куклу-мальчика.
Следующий шаг — создание образа клоуна. На Андрюшке появляется арлекинский наряд и соответствующий яркий грим. Брови «домиком» придают клоуну печальный вид. Отлитый в форму чуб скрывается под колпаком, а петли из вискозного волокна, приклеенные к голове и вылезающие из-под головного убора, изображают волосы. Таким образом, кукла потихоньку уходит из разряда игровых, ведь ее уже нельзя раздевать и мыть.
В дальнейшем творческий поиск уводит художников фабрики в глубину истории. Идея обучать детей истории и традициям своей страны с помощью куклы принадлежит еще Н.Д. Бартраму, художнику, историку, коллекционеру и основателю первого Музея игрушки в Москве. И вот Андрюшке доверяют нести эту почетную миссию. Теперь он исполняет роль ряженого в различных костюмах. Но если Н.Д. Бартрам обладал колоссальными знаниями в области истории и культуры, то этого нельзя сказать о создателях новых образов Андрюшки. Этикетка сообщает, что перед нами «Тимошка ряженый». Создатели куклы совершают реверанс в сторону народной культуры.
Тимошка — это костюмная кукла, носящая скорее сувенирный, подарочный характер. О том, что это персонаж из народа, говорит его имя, почти уничижительное, Тимошка. Чтобы семантически обозначить его принадлежность к крестьянству, он обут в лапти из пластмассы, причем очень сильно подчеркнута их прямоугольная форма, которая в реальной жизни встречалась крайне редко, чаще использовалась круглая или трапециевидная. Возможно, лапти перетекли из куклы «Вожак с медведем». Лапти и онучи присутствуют во всех видах костюмов, созданных для этого образа. Волосы такие же, как у клоуна, похож также и грим — яркие пятна щек, губы бантиком и брови, наружные концы которых резко приподняты вверх, вид устрашающий и неприветливый. Лицо часто красноватое, раскраска встречается различная, это зависело от руки того, кто расписывал куклу. В кукле Ряженый просматривается желание доступными средствами изобразить праздничную традиционную одежду. Если поставленной задачей считать создание веселого персонажа из народа в праздничном костюме, то она была успешно решена. Понятно, что массовое производство не имело возможности использовать ручную или даже машинную вышивку, бисер, позумент и другую дорогостоящую отделку для кукольных костюмов, как это делали в конце XIX — начале XX века в Мамонтовских мастерских для этнографических кукол. Костюм Тимошки хотя и эклектичен в каждом случае, но производит радостное впечатление за счет использования ярких тканей, контрастов. Было придумано несколько вариантов костюмов. В костюме № 1 в качестве головного убора выступает плоский красно-зеленый двурогий колпак, который конструктивно создан так, что ни при каких обстоятельствах не держится ровно на голове. В костюме № 3 верхняя одежда наподобие русского кафтана из бортовки, отделанного яркой бейкой. Праздничный вид костюму придает контраст шапки фиолетового с зеленым цвета, который, кстати, редко использовался в традиционной одежде, и ярко-красный грим.
Предложенные костюмы в совокупности с названием куклы вызывают недоумение. Ее костюм не имеет ничего общего с костюмом ряженых. Здесь уместно вспомнить, что из себя представляли ряженые на самом деле. В святочные дни молодежь рядилась в разные костюмы и с песнями шла, изображая пьяных, по пути раскидывая костры, вытаскивая на дорогу сани... то есть выходила за рамки обычных норм поведения. Это типичное святочное действо с переодеванием и кощунственным поведением. «Антиповедение» в Святки, как утверждают К. Лотман и Б. Успенский в своих исследованиях смехового мира Древней Руси, переносит участников действия «в сферу потустороннего мира, подвластную нечистой силе (которая в целом ряде случаев восходит к языческим богам)». Смена одежды сопутствует переходу из одного общественного положения в другое. Костюм ряженого действительно должен был отличаться от обычного, не только от повседневного, но и праздничного, ведь он помогал перенестись из обыденности в антимир, быть своеобразным перевертышем. Это достигалось определенными приемами: шуба выворачивалась наизнанку, мехом наружу, шапка повертывалась задом наперед, вместо праздничных тканей — рогожа и солома, лицо испачкано сажей.
Кукла рассматривалась в праздничном контексте. Очевидно, что слово «ряженый» прочитано как «наряженный», «нарядный». Кроме того, складывается впечатление, что произошло некое наложение представлений о ряженых и скоморохах, как фигур праздничной народной культуры. Костюмы этих кукол похожи скорее на скоморошьи. Принципиальное отличие ряженых от скоморохов заключается в том, что скоморохи занимались увеселением на профессиональной основе, своими действиями работали j на публику и, в конечном счете, зарабатывали себе на хлеб, а для ряженых их представления важны были сами по себе и происходили для себя, как бы сами в себе, и не носили коммерческого характера. Очевидная похожесть и действий, и костюмов ряженых и скоморохов восходит, вероятно, к языческим корням обоих явлений. Расцвет скоморошьей культуры на Руси пришелся на XVII век. Формирование же современного представления о скоморохах восходит к концу XIX века, когда возник интерес ко всему русскому. Все плохое, что было связано со скоморохами, — хулиганство, сквернословие, разбой, даже воровство детей, было забыто, а остался образ весельчака и шутника, любимца публики. Костюм же имеет, очевидно, собирательную природу. На новгородских летописях можно увидеть изображения древнерусских боянов, сопровождавших и увеселявших княжеские пиры. Одеты они в длинные туники с разрезными полами. Отсюда можно предположить возникновение скоморошьих рубах. А двурогие колпаки на головах, красные носы и остальной грим — явное влияние популярного в XIX веке ярмарочного персонажа Петра Петровича Уксусова, попросту — Петрушки. Такими видим мы скоморохов на картинах знаменитых художников конца XIX века, например, «Скоморох» В.М. Васнецова. Такими в театрализованных представлениях они сохраняются до нынешнего времени. Поэтому ничего удивительного нет в том, что в 70-е годы XX века на фабрике игрушек им. 8-го марта они воплотились в куклы именно в таком виде. Только назвали их Ряжеными, но это несоответствие мы постарались здесь объяснить.
Остается добавить, что и клоуны, и Ряженые в советское время продавались в магазинах «BERIOZKA» и участвовали, в некотором роде, в формировании представлений у иностранцев русского балаганного театрального костюма. При всех своих недоработках куклы выглядят празднично и самобытно, достигая, таким образом, своей цели.
Дарья СОБОЛЕВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 77 (июнь 2010), стр.36