У владельцев старинных гравюр часто возникает вопрос о времени создания оттиска или о подтверждении имеющейся даты. Для установления временных границ иногда достаточно определить— ручным или машинным способом изготовлена бумага, основа гравюры. Например, известно, что гравюры XVIII века могут быть исполнены на бумаге исключительно ручного производства. Хранитель графики в музее или опытный коллекционер, как правило, легко отличает бумагу машинного изготовления от ручного.
Если установлено, что бумага «ручная», но остаются сомнения в датировке гравюры, тогда обращают внимание на такие ее характеристики, как цвет, толщина, фактура, вид отливной сетки. При необходимости проводят и более сложные исследования — определяют состав бумаги, природу проклейки и другие характеристики, относящиеся к технологии производства. Все они могут иметь значение, так как бумага, изготовленная в разное время различными производителями, обнаруживает много отличительных признаков. Но такие исследования возможны только в научных учреждениях, имеющих в распоряжении эталонные памятники и, конечно, специалистов, занимающихся накоплением и систематизацией сведений о старинных бумагах.
Экспертиза бумаги чаще всего невозможна в российских городах, удаленных от ведущих научных центров. И здесь первой удачей для владельца и музейного сотрудника может быть наличие на бумаге водяного знака — легко запоминающегося признака, несущего информацию о времени создания гравюры или документа (илл. 1а, б).
Однако в процессе изучения гравюр на предмет выявления знака исследователь может столкнуться с такого рода трудностями, как плотный красочный слой на поверхности бумаги, не дающий просветить ее насквозь, и плохая сохранность, не позволяющая четко рассмотреть знак. В таких случаях для выявления знака в лабораториях используется специальное оборудование, позволяющее применить метод бета-радиации. В «домашних» условиях можно порекомендовать гравюру осмотреть с двух сторон в косом свете. Водяной знак в этих случаях может просматриваться на поверхности бумаги в виде тиснения.
Еще одной удачей для исследователя не датированной либо нуждающейся в подтверждении датировки гравюры может, несомненно, стать водяной знак, имеющий «рекламный» характер, где указаны фамилия владельца мануфактуры, место нахождения мануфактуры и, самое главное, дата создания бумаги («белая дата»). Впрочем, как говорят, нет правил без исключения. На знаках западноевропейских бумаг встречаются даты, указывающие на время получения владельцами бумажных мануфактур королевских привилегий, а не время изготовления бумаги. Хотя и эта дата является полезной информацией, так как она также ориентирует на определение временных границ создания гравюр. В собрании графики музея имени М.А. Врубеля на гравюрах XVIII века выявлено несколько именно таких водяных знаков, где «1742» является датой выдачи привилегии (илл. 2).
Среди водяных знаков, обнаруженных на гравюрах XVIII века в коллекции, можно выделить группу на бумагах, изготовленных во Франции в провинции Овернь. Они отличаются от других знаков и по количеству, и по разнообразию рисунка. Подписи художников и издателей на гравюрах свидетельствуют о том, что на этой бумаге работали не только во Франции, но и в Англии, Германии и России. Это — Ж. Алиаме (J. Aliamet, 1726—1790), Лебо (Le Bas, 1707—1783), Р. Ирлом (R. Earlom, 1743—1822), Э. Фессар (Е. Fessard, 1714—1777), В. Грин (V. Green, 1739— 1813), Легуас (Y. М. Le Gouaz, 1742—1816), Г. Гуттенберг (Н. Guttenberg, 1749— 1818) и К. Гуттенберг (С. Guttenberg, 1743—1790), Ф. Жуллен (F. Joullain, 1697—1778), Н. Лар- мессен (N. de Larmessin, 1684—1755), П.Э. Муат (Р.Е. Moitte, 1722—1780), Ф. Виварес (F. Vivares, 1709—1780), Ж.М. Прейслер (I.M. Preisler, 1715—1794), Д.К. Шервин (I.K. Sherwin (1751—1790), Т. Берк (Т. Burke, 1749—1815),Н.И. Уткин (1780—1863), Г.И. Скородумов (1755—1792), ! Г.Т. Харитонов (2-я пол, XVIII в.) и другие. Такая «география» распространения бумаг мануфактур Оверни среди художников дает основание предположить, что в XVIII веке она ценилась высоко за качество и, возможно, за размер листа (по одной стороне гравюра в омской коллекции достигает почти ста сантиметров).
Водяные знаки на бумаге мануфактур Оверни оказались также самыми большими среди всех выявленных знаков в музейной коллекции и сложными по композиции. Знаки состоят из двух частей. Это, так называемые, литерная и сюжетная части. Литерная часть располагается на левой стороне листа и указывает фамилию владельца мануфактуры, название местности и дату изготовления бумаги. Сюжетная часть находится на правой стороне листа. Ее изображения довольно разнообразны: двуглавый орел с опущенными крыльями под короной, дом с тремя птичками, буквенный символ Иисуса Христа Спасителя (IHS) с фигурным крестом и сердцем, пронзенным тремя гвоздями, крест в центре круга из четок, сдвоенное «Ь» под французской королевской короной (герб Людовика XV) (илл. 2,
Некоторые водяные знаки XVIII века мануфактур Оверни воспроизведены или описаны в наиболее доступном сегодня справочнике СА Клепикова «Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII—XVIII вв.» (Москва, 1959). Список фамилий владельцев бумажных мануфактур есть в книге В.А. Черчилля «Водяные знаки на бумаге Голландии, Англии и Франции XVII и XVIII веков...» (Амстердам, 1953) (Churchill W. А. Watermarks in Paper in Holland, England, France etc. in the XVII and XVIII c. and their Interconnections. — Amsterdam, 1953).
Водяные знаки (филиграни) на бумаге часто и широко используются с целью датировки рукописных и старопечатных книг, не имеющих выходных данных. Существует специальная научная дисциплина — филиграноведение, составляются альбомы и справочники. При использовании этих альбомов в работе надо иметь в виду, что в них опубликованы водяные знаки, извлеченные в основном из документов. Изучение материального носителя таких памятников, как графика, может принести также немало успехов в поставленных атрибуционных задачах.
Татьяна МАСЮК
Основой для прорисовки водяных знаков, представленных в статье, послужили фотоотпечатки, выполненные фотографом музея Марком Фрумгарием